Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лечение пренебрежения




Заказать ✍️ написание работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Бороться с пренебрежением можно разными способами. Ниже приводятся некоторые из них.

1. Поминание Аллаха. Всевышний Аллах сказал: «Поминай Аллаха с покорностью и страхом про себя и не громко по утрам и перед закатом и не будь одним из небрежных невежд» (сура 7 «Преграды», аят 205). Поминание Аллаха — действенный способ борьбы с небрежением и одна из главных причин избавления мусульманина от него. Чем больше человек отдаляется от поминания Аллаха по мере увеличения своего небрежения, тем больше отдаляется он от Аллаха, и чем чаще человек поминает Аллаха, тем более живое у него сердце и тем меньше его небрежение.

2. Обращение к Аллаху с мольбами. Следует обращаться к Аллаху с мольбами, прося у Него помощи в преодолении небрежности. Это особенно эффективное средство, когда верующий использует специально предназначенные для этого случая мольбы, передаваемые достоверным путём от Пророка r.

Анас ибн Малик d передаёт, что Пророк r обращался к Аллаху с такой мольбой: «О Аллах, я прошу у Тебя защиты от слабости, лени, скупости, дряхлости, жестокости, небрежности, унижения и нужды, и я прошу у Тебя защиты от бедности, неверия, многобожия, лицемерия, хвастовства, совершения дел напоказ людям…»[20] [Ибн Хиббан, 1023; аль-Хаким, 1944].

3. Добровольная ночная молитва. ‘Абдаллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Кто выстаивал молитву, прочитав десять аятов, тот не будет записан в числе небрежных. Тот, кто выстаивал молитву, прочитав сто аятов, будет записан в числе смиренных. А тот, кто выстаивал молитву, прочитав тысячу аятов, будет записан в числе тех, кто получит великую награду» [Абу Давуд, 1398].

4. Посещение могил. Посещение могил помогает верующему избавиться от беспечности, и убирает завесу с взоров легкомысленных и небрежных. Анас ибн Малик d передаёт, что Посланник Аллаха r сначала запретил посещение могил, а потом сказал: «Поистине я запретил вам три вещи, однако наказ мой относительно них изменился. Я запретил вам посещение могил, но потом мне стало понятно, что оно смягчает сердце, заставляет глаз проливать слезу и напоминает о мире вечном, так что посещайте их…» [Ахмад, 13075].

Шейх ‘Абд-аль-‘Азиз Ибн Баз советовал тем, кто спрашивал его о беспечных и небрежных, брать их с собой при посещении могил и считал это взаимопомощью в благочестии и богобоязненности.

5. Размышления о сущности мира этого. Размышления о мире этом помогает понять, что радости в этом мире непременно омрачаются чем-нибудь и наслаждения его смешиваются с горечью. Человек живёт в умиротворении, покое и благополучии — и вдруг какая-нибудь беда обрушивается на него, волна несчастья захлёстывает его, и он становится бедным после того как был богатым, и униженным после того, как был могущественным. И однажды к нему приходит смерть, и он покидает этот мир. Его бездыханное тело несут на погребальных носилках, засыпают землёй и оставляют наедине с ожидающей его участью.

Главный недостаток мира этого — тленность и изменчивость. Его непостоянство — доказательство того, что однажды он уйдёт и исчезнет. В этом мире здравие чередуется с болезнью, его существование однажды сменится его отсутствием. Юные в этом мире делаются дряхлыми, радости сменяются горестями, процветание сменяется запустением, а на смену согласия приходит раскол.

Хинд бинт ан-Ну‘ман сказала: «Я помню, мы были самыми могущественными из людей и обладали самой великой властью, а потом, не успело солнце зайти, как я увидела нас самыми ничтожными из людей…» Один человек попросил её рассказать об этом, и она сказал: «Однажды утром мы проснулись и обнаружили, что не осталось среди арабов никого, кто не желал бы приближения к нам, а уже вечером не осталось среди арабов никого, кто не пожалел бы нас» [Зад аль-ма‘ад].

Посмотрите, каким было положение этих людей утром и каким оно стало вечером. Поистине, это назидание. Найдётся ли усваивающий назидания?

‘Аббада, мать Джа‘фара из династии Бармакидов, вышла в день Праздника жертвоприношения попросить у людей овечью шкуру, чтобы можно было согреться, и они спросили её о роскоши, в которой она жила раньше, и она сказала: «Утром в день, подобный сегодняшнему, у головы моей стояли четыреста служанок, и я ещё говорила: “Мой сын Джа‘фар не оказывает мне должного почтения!”» [Бидайа]. Таким было её положение в один из праздников. А в следующий праздник она просила у людей овечью шкуру, чтобы согреться.

Один праведный человек рассказывал: «Однажды утром я проходил мимо одного из домов Куфы и услышал, как девушка напевает внутри дома:

О дом, в тебя не ворвётся печаль,

И хозяина твоего не заберёт из мира этого время…

После этого мне случилось снова проходить мимо этого дома, и я понял по состоянию дома, что случилось какое-то несчастье. Я спросил: “Что у них произошло?” Люди сказали: “Их господин умер. Умер хозяин дома”. Я подошёл к воротам дома и постучался, после чего сказал: “Я слышал, как из этого дома доносился голос девушки, напевающей:

О дом, в тебя не ворвётся печаль,

И хозяина твоего не заберёт из мира этого время…”

Из дома послышался плач женщины, которая сказала: “О раб Аллаха…. Поистине, Всевышний Аллах меняет, а Его изменить невозможно, и смерть — удел каждого творения”. И, клянусь Аллахом, я вернулся от них плача» [И‘тибар].

Ан-Ну‘ман ибн Башир (да будет доволен Аллах им и его отцом) рассказывал: «Абу Бакр отправил меня в числе десяти арабов в Йемен, и в один из дней нашего пути мы проезжали мимо одного селения. Его цветущий вид понравился нам, и кто-то из наших товарищей сказал: “Хорошо бы нам заехать туда”. И мы заехали туда. Это было красивейшее из селений, которые мне доводилось видеть. Там стоял белый дворец, во дворе которого собрались старые и молодые, и там была девушка, которая приговаривала, ударяя в бубен:

О завистники! От зависти умрите!

Вот так мы будем жить всегда-всегда!

Там был источник, и простирались луга, на которых паслось множество овец, верблюдов и коров, лошадей и жеребят, и стояли круглые дома.

Я сказал товарищам: “Хорошо бы нам отдохнуть здесь немного и посмотреть на всю эту красоту, насладиться ею”. И пока мы снимали поклажу с верблюдов, со стороны дворца к нам подошли люди, которые несли на плечах ковры. Они постелили нам, а потом принесли нам прекрасную еду и разнообразные напитки. И мы отдохнули немного, дав отдых и нашим верблюдам, после чего поднялись, чтобы продолжить путь. Люди снова подошли и сказали: “Старейшина этого селения передаёт вам своё приветствие и говорит: простите меня, если что-то было не так, ибо я занят сейчас свадьбой”. И мы обратились к Аллаху с мольбой за них, а они собрали оставшуюся еду, завернув её в скатерть, и отдали нам. Я завершил это путешествие, после чего вернулся.

Спустя некоторое время Му‘авия отправил меня в составе делегации в числе других десяти арабов, среди которых не было никого из тех, кто сопровождал меня в первой поездке. И когда я в пути рассказывал им о том селении и его жителях, один из них спросил: “Разве это не та же самая дорога? И разве не к этому селению мы выехали сейчас?”

А там были только песчаные равнины и холмы. От дворцов остались одни развалины с неясными очертаниями, в источнике не было ни капли воды, а от луга и вовсе ничего не осталось.

И пока мы стояли там в изумлении, мы увидели чью-то фигуру близ развалин белого дворца. Я послал мальчика-слугу, сказав: “Сходи туда, чтобы мы узнали обо всём от того человека”. И он ушёл и вернулся напуганным. Я спросил его: “Ну что? ” Он ответил: “Я подошёл к тому человеку, а это оказалась слепая старуха, и она напугала меня”.

Я пошёл к ней и спросил: “Что случилось с твоим отцом и твоими соплеменниками?” Она ответила: “Умерли. А я вот пережила их всех”. Тогда я спросил: “Помнишь ли ты то время, когда у вас здесь была свадьба, и девушка ударяла в бубен, приговаривая:

О завистники! От зависти умрите!

Вот так мы будем жить всегда-всегда!”?

И она вздохнула и всхлипнула и сказала: “Клянусь Аллахом, я помню тот год, тот месяц, тот день и ту свадьбу… Невестой была моя сестра, а я — та девушка с бубном!”

И она разговаривала с нами, пока не склонилась, а потом тихо захрипела и умерла» [И‘тибар].

Любовь к миру этому наполняет Ад его обитателями, а равнодушие к мирским благам наполняет Рай его обитателями.

Мир этот — вино шайтана, и тот, кто опьянел от него, протрезвеет, лишь оказавшись среди умерших, горько сожалея вместе с потерпевшими убыток.

Каждый из нас — гость в этом мире, и имущество его взято напрокат. А гость однажды уходит, и взятое напрокат однажды придётся вернуть.

Любовь к миру этому — начало всех грехов, потому что любовь к нему предполагает превознесение его. А у Аллаха он ничтожен, и Аллах проклял его и возненавидел. Абу Хурайра d передаёт: «Я слышал, как Посланник Аллаха r сказал: “Поистине, мир этот проклят, и проклято то, что в нём, кроме поминания Аллаха и того, что угодно Ему, а также учёного и обучающегося”».

И любовь к миру этому наносит человеку вред в мире вечном.

Этот мир и мир вечный — противоположности: если ты склоняешься к одному, то другой недоволен, и иначе не может быть.

Любовь к миру этому мешает рабу Аллаха делать то, что приносит ему пользу в мире вечном, поэтому к признакам величайшей беспечности относится растрачивание человеком своих сил ради приобретения мирских благ, и строить то, чему суждено быть разрушенным, зная, что всё это всё равно исчезнет. Юнус ибн ‘Абд-аль-А‘ля сказал, описывая мир этот: «Это подобно человеку, который увидел во сне нечто приятное и нечто неприятное, а потом вдруг проснулся» [‘Уддат ас-сабирин]. Под пробуждением подразумевается смерть.

Пусть же раб Аллаха остерегается мира этого, который обольщает и обманывает. Веселье в нём смешано с печалью, чистота — с грязью. И если бы даже Создатель не поведал нам о нём и не привёл нам примеры, то мир этот пробудил бы спящего и вывел бы беспечного из его состояния, так что же ещё сказать, если Он разъяснил нам, что мир этот не стоит у Него и комариного крыла?.. Неужели обольщённый считает, что мир этот никогда не исчезнет?!

6. Поминание Рая и Ада. Рай — это обитель, находящиеся в которой никогда не умрут и строения которой никогда не разрушатся. В ней нет старости, и благое и красивое в ней никогда не исчезнет.

Воздух Рая — прохладный, ласковый ветер, и питьё его — из источника Тасним.

Обитатели Рая окружены милостью Милостивейшего из милостивых и наслаждаются созерцанием Лика Его. Мольба их — слова «Пречист Ты, о Аллах!», а приветствие их там — мир, и другие слова их — «Хвала Аллаху, Господу миров!»

В райском блаженстве есть то, чего не видели глаза человека, о чём не слышали уши его и что он не способен даже вообразить…

Этот Рай Аллах приготовил для тех, кто покорен Ему. Там они будут возлежать на ложах напротив друг друга, и их будут поить выдержанным райским вином, и на лицах их пребудет сияние блаженства.

Что они пьют? Воду, райское вино, молоко и мёд. Их вино ничем не похоже на вино в этом мире. Оно белое и приятное для пьющих его.

Кто окружает их? Слуги, вечные отроки.

Кто их супруги? Черноокие девы, подобные рубинам и перламутру, которых не касался до обитателей Рая ни человек, ни джинн, никогда не стареющие, живущие в прекрасных шатрах.

Кто входит к ним? Благие ангелы. Они входят к ним через всякую дверь и приветствуют их.

Можно ли представить себе ценность этой обители, которую Аллах создал Своей рукой для тех, кого Он любит и наполнил Своей милостью и щедростью, и назвал райское блаженство великим преуспеянием и упомянул о том, что эта обитель лишена каких-либо недостатков?

Если ты спросишь о райской земле, то она — мускус с шафраном, а крыша этой обители — Трон Милостивого. Рай устлан жемчугом и драгоценными камнями. Там строения из золотых и серебряных кирпичей, деревья с золотыми стволами. Плоды в Раю нежнее сливок и слаще мёда. Вода в райских реках никогда не портится, а женщины Рая всегда чисты.

Всевышний Аллах дарует обитателям Рая телесное и духовное наслаждение, и это блаженство никогда не закончится для них.

Размышление о Рае гонит прочь беспечность.

Равно как и размышления о мучения обитателей Ада — они тоже гонят беспечность прочь.

Огромный камень в Аду, падая, достигает дна только за семьдесят лет!

Пусть же раб Аллаха задумывается о положении обитателей Ада, ноги которых притянуты к их лбам, а лица почернели от мрака грехов. Они кричат со всех сторон и взывают: «О Малик! Угроза в отношении нас осуществилась! О Малик! Кожи наши сготовились! О Малик! Выведи нас отсюда, мы больше не вернёмся к тому, что творили!»

Но им будет сказано: «Увы! Нет для вас выхода из обители позора и унижения. Оставайтесь же в ней и ничего не говорите». Тогда они отчаются и будут горько сожалеть о том, что не исполняли свои обязанности перед Аллахом, однако их сожаление и скорбь не принесут им никакой пользы. Брошенные в огонь, они будут кричать: «Горе нам!» — и скулить. Они будут призывать на себя погибель, а на их головы будут лить кипяток. Их внутренности и кожа будут плавиться. И там будут железные палки.

Их печень будет разрываться от жажды, а плоть — отделяться от костей. И они будут желать смерти, но она не придёт к ним.

Из Адского пламени будут вылетать искры, подобные огромным домам. Если таков размер искры, то каков же сам огонь?

Это пламя будет в семьдесят раз жарче пламени в этом мире, и неверующие будут глотать то, что будет в этом пламени, а это скверная пища!

Обитатель Ада будет страстно желать смерти, и она будет окружать его со всех сторон, но он так и не умрёт…

Их одеянием будет дёготь, а их лица будут объяты огнём. Огонь будет и над ними, и под ними.

Помимо телесных мучений будут ещё и душевные муки: каждый раз, когда новая община будет входить в Ад, она будет проклинать другую.

И ангелы будут упрекать их за их упущения и грехи в мире этом…

Заключение

Ибн аль-Каййим сказал: «Поистине, собрания с целью поминания Аллаха — собрания ангелов, а собрания пустословия и беспечности — собрания шайтанов. Пусть же раб Аллаха выберет то, что ближе ему и лучше для него, и он будет с членами этих собраний в мире этом и в мире вечном» [Вабиль].

Поистине, время, в которое мы живём, — время беспечности и небрежения, и если вы желаете убедиться в этом, то постранствуйте по земле Аллаха. Созерцайте. Смотрите вокруг, смотрите, как живут люди… Что вы увидите?

Магазины игрушек, развлекательные заведения, магазины, в которых продаются товары роскоши, спутниковые антенны… И так далее в том же духе.

А теперь сравните всё это с местами поклонения, с кружками, в которые люди собираются для передачи полезного знания. И вы непременно увидите, что того, что отвлекает от Аллаха и мира вечного, гораздо больше.

Того, кто оставляет места пустых развлечений и разных проявлений беспечности и беседует с праведными людьми в домах Аллаха и кружках полезного знания, Господь почтит и дарует ему великую награду за то, что он пожертвовал этими развлечениями. Чем больше искушений, тем большая награда ожидает противостоящего им верующего. Потому награда праведных в конце времён будет больше — ведь их будут окружать разнообразные и многочисленные искушения.

Просим Всевышнего Аллаха уберечь нас от беспечности и пренебрежения и всего, что ведёт к этому, а также от скверной кончины, и просим Его помочь нам поминать Его, и благодарить, и поклоняться Ему наилучшим образом. Поистине, Он — Слышащий, Видящий.

Мир и благословения нашему Пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам!

Проверьте себя

Ниже приводятся два типа вопросов. Ответ на вопросы первого типа не требует усилий, тогда как для ответа на вопросы второго типа требуются размышление и обдумывание.

Вопросы первого типа

1. Дайте определение пренебрежения.

2. Назовите виды пренебрежения.

3. Порицаемое пренебрежение бывает трёх видов. Назовите их.

4. Каковы причины пренебрежения?

Вопросы второго типа

1. Помимо прочего люди относятся небрежно к намерению, с которым они совершают то или иное действие. Объясните.

2. В книге встречаются слова ребёнка, который сказал матери: «Разреши мне играть, и я не буду больше ходить в церковь!» В связи с чем это было сказано?

3. Какому наказанию подвергается пренебрегающий в мире этом?

4. Какому наказанию подвергается пренебрегающий в мире вечном?

5. Назовите лекарство от пренебрежения.


Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7