Понятие парадигмы в психологии
Одним из последствий развития психологической науки является отсутствие общепризнанной научной парадигмы, кризис или даже «вражда школ» Достаточно взять в руки любой отечественный учебник по психологии чтобы ощутить всю пагубность такого положения дел Читатель, не владеющий генетическим методом т е не возвращающийся постоянно к истокам каждого психологического термина просто не в состоянии осилить его вербальную мозаику Одно и то же психическое явление, один и тот же психологический факт зачастую одновременно трактуются исходя из разных психологических концепций Учебное пособие напоминает детский калейдоскоп в котором нетрудно обнаружить отголоски русского или американского бихевиоризма, гештальтпсихологии фрейдизма и гуманистической психологии Понятие «парадигма» как совокупность убеждений, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции, было введено в научный обиход известным американским философом Т Куном в книге «Структура научный революций». Как видно из приведенного выше определения парадигма — это то чтс объединяет членов научного сообщества, и, в то же время это само научное сообщество, которое придерживается данной научной парадигмы Т. Кун полагал, что наличие общепризнанной парадигмы является признаком зрелости науки Напротив, переход от одной научной парадигмы к другой можно интерпретировать как научную революцию (рис. 2)
Современная психология, если следовать логике Т. Куна, не отвечает требованиям нормальной науки Она переживает очередную научную революцию Определение понятия парадигмы с точки зрения психологической науки приводит Г Аизенк Парадигма — теоретическая модель, разделяемая большинством работников в данной области, включающая согласованные методы исследования принятые нормы доказательства и опровержения и процедуры экспериментальной проверки. В монографии «Методология теория и метод в современной социальной психологии и персонологии интегративно-эклектический подход» В А Янчук кснкретизирует содержание названной дефиниции. «Коллективно сформированное на основе конкретных метатеоретических и онтолого-эпистимологических оснований научное психологическое мировоззрение в отношении изучаемой феноменологии, признаваемая и разделяемая психологическим сообществом на протяжении относительно продолжительного временного периода, включающее согласованный ряд основоположений в отношении описания и объяснения исследуемой феноменологии, норм и процедур доказательства научности получаемого знания его верификации, а также процедур и техник исследования» (Янчук, 2000) Он же приводит самую разветвленную классификацию психологических парадигм: поведенческая, биологическая, когнитивная, психодинамическая, экзистенциальная, гуманистическая, герменевтическая, социально-конструктивистская, системная деятельностная, тендерная (феминистская) и синергетическая парадигмы Само перечисление парадигм позволяет обратить внимание на тот факт, что «зона их применяемости» имеет вертикальные и горизонтальные ограничения Так, к общефилософскому уровню относятся системная и экзистенциальная парадигмы Напротив, гуманистическая парадигма ассоциируется с американской гуманистической психологией и педагогикой
Более общую типологию парадигм в разное время предлагали Г А Ковалев (1987), А В. Юревич(1999)и В. Baars(1986) Г. А. Ковалев выделяет объектную (реактивную), субъектную (акциональную) и субъект-субъектную (диалогическую) парадигмы. В объектной парадигме психика и человек в целом рассматриваются как пассивный объект воздействия внешних условий и как продукт этих условий Субъектная парадигма основана на положениях об активности и индивидуальной избирательности психического отражения внешних воздействий. Человек в этой научной парадигме сам оказывает преобразующее воздействие на поступающую извне психологическую информацию. Психика с точки зрения субъект-субъектной парадигмы выступает в качестве открытой и находящейся в постоянном взаимодействии со средой системы. Эти виды парадигм, по мнению В А Янчука. соотносятся с абстракцией на уровне общего (объектная), особенного (субъектная) и единичного (диалогическая) Множество подходов всегда требует дальнейших обобщений. «Хорошая психологическая теория должна выражаться языком абстракций, которые можно усмотреть сквозь большинство феноменов, составляющих предмет психологии»,— констатирует Дж Келли (2000) Заслуживает внимания индуктивный опыт построения Дж. Келли теории личностных конструктов Он утверждает, что каждое исследование индивидуума для психолога — это проблема формирования концепта. Другими словами, концептуализация каждого из своих клиентов ставит перед психологом задачу дальнейшего абстрагирования индивидуальных конструктов. Любая практика исследований требует дальнейших теоретических обобщений Поэтому психология, как любая наука, нуждается в более прочном фундаменте — в метатеории. Метатеория — это более глобальная теоретическая система, предназначенная для анализа методов и законов так называемой предметной, или объектной, теории. Исходя из метатеоретических оснований, А В. Юревич рассматривает на уровне парадигм когнитивизм, бихевиоризм и психоанализ, а В. Ваars — интроспекционизм, бихевиоризм и когнитивизм Под интроспекционизмом, как правило, понимают «психологию сознания XIX века» Сферой изучения интроспекционизма было содержание сознания, или сознательный человеческий опыт Его основоположником по праву считается Вильгельм Вундт Хотя, как утверждает В Baars, термин «интроспекционизм» больше всего соответствует описанию «методики аналитического самонаблюдения» Эдварда Б Титченера
Примерно с 1913 по 1960 год в психологии господствовала метатеория бихевиоризма Психология стала наукой о поведении, о физических наблюдаемых движениях организма, о научении. Заслугой бихевиоризма можно считать усложнение методов исследования применением статистики Однако обратной стороной медали стала тенденция «не придерживаться никакой теории» Наконец на смену бихевиоризму пришла когнитивная психология Когнитивные психологи изучают представления и преобразования представлений Другими словами они делают выводы о событиях, лежащих в основе явлений внешнего мира Когнитивисты согласны с бихевиористами в том что данные психологии должны быть общими, но цель сбора этих данных заключается в обосновании теории о ненаблюдаемых конструктах или внутренних ментальных репрезентациях Различия между названными выше метатеориями наиболее рельефно отражает их взгляд на проблему соотношения разума и тела Для первой психологической метатеории — интроспекционизма — разум был реальностью Для бихевиоризма напротив, реальным был материальный мир, а разум — иллюзией Когнитивное направление утверждает, что психология должна изучать осознаваемые и неосознаваемые внутренние процессы, о которых внешний наблюдатель может судить по психологическим фактам (поведению человека) С точки зрения когнитивистов, разум — это подразумеваемая сущность но которая может играть роль реальной сущности Таким образом, материальный и субъективный опыт по их мнению, просто разный взгляд на материальный мир (В. Baars 1986, Коптева Лобанов 2002, Лобанов, 2002) Таким образом, можно выделить две взаимосвязанные функции парадигмы познавательную и нормативную Познавательная функция заключается в том понятие парадигмы интегрирует определенную систему знаний, методы познания «психической реальности» и самих носителей этих знаний и методов С другой стороны, принадлежность к ограниченному кругу научного сообщества определяет границы допустимых методов научного исследования и интерпретации полученных данных.
Ниже анализ парадигм приводится на основании их познавательной функции значение нормативной функции прослеживается исключительно в контексте изложения и в заголовках Парадигма в психологической науке — это результат и способ психологического познания один из аспектов психогностическои (от греч «гнозис» — познание) проблемы К уникальным характеристикам психики, как подчеркивают А В Петровский v М Г Ярошевский (1998), относится различие между внутренним и внешним ее проявлениями. Это различие порождает проблему способа приобретения знаний о психическом проблему объективности и субъективности психологического познания достоверных (о реальном мире) и недостоверных («мнении») знаний Они выделяют три уровня познания в психологической науке познание чувственного опыта и независимой от него действительности (знание о внешних объектах) реконструкция психического мира личности в определенных научных представлениях (рефлексия «первого порядка») и познание самого процесса, в ходе которого добывается научное знание о психике, знание о знании (рефлексия «второго порядка»). «На следующий виток психологическую мысль вывела потребность соотнести решение психологических задач с успехами кибернетики и ее информационным подходом Уже понятие о сигнале зародившееся в лоне русской науки, выступило (в отличие от понятия о раздражителе) в качестве предтечи объяснения детерминации взаимодействия организма со средой, включающего в качестве непременного познавательный компонент Ведь сигнал несет информацию о каком-либо событии и явлении и в том смысле родственен их познанию Именно когнитивная психология осуществила сдвиг в эволюции знаний о психике. Она совершила переворот не в исследовательских процедурах, а в характере познания и интерпретации психической реальности. При этом когнитивные психологи сохранили значение всех трех уровней познания включая первый — изучение психогнозиса — в первом значении этого термина как способа представленное™ внешних реалий в различных процессах, испытываемых субъектом, а также в его поведении» (Петровский, Ярошевскии. 1998).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|