Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура современной психологии




Несмотря на то. что ряд авторов считают что психология — это система наук находящихся на разных ступенях формирования и связанных с различными областями практики (Р С Немов. Е И. Рогов) психология как целостная научная дисциплина предполагает фундаментальный прикладной и практический уровень

Фундаментальный уровень психологии и ее отраслей имеет общее значение для понимания и объяснения психики и поведения людей независимо от того, какой деятельностью они занимаются к какой народности принадлежат и т. д. Например, наиболее глобальные проблемы, рассматриваемою психологией что такое психика, каковы ее структуры и функции какую роль в психическом развитии играют врожденное и приобретенное, биологическое и социальное: по каким законам происходит развитие личности.

Прикладной уровень науки обеспечивает связь теории и практики посредством эмпирического исследования Практический уровень обеспечивает внедрение результатов исследования анализ единичных фактов Например, в космонавтике теоретический уровень связан с именем К Э Циолковского прикладной — С П. Королева а практический — Ю А Гагарина В психологической науке, соответственно теория самоактуализации А Маслоу (теоретический уровень) разработка Самоактуализационного теста и исследования выполненные на его основе (прикладной уровень), диагностическое обследование и рекомендации по проблеме личностного роста (практический уровень).

Структура психологии (рис 6) также может предполагать два уровня общая психология и специальные отрасли психологии (социальная педагогическая космическая психология и т д.).

Еще одним принципом классификации отраслей психологии служит принцип развития психики в деятельности В ее основу положены различные виды человеческой деятельности, и в соответствии с этим выделяют

1)психологические отрасли изучающие психологические проблемы конкретных видов деятельности (психология труда, инженерная психология авиационная психология и тп педагогическая психологи? медицинская психология юридическая психология и т.д.):

2)отрасли психологии, в которых реализуется принцип развития (психология развития специальная психология сравнительная психология и т д.).

3) отрасли психологии изучающие психологические аспекты отношений личности и общества (социальная психология)

Итак, для современной психологии характерен процесс дифференциации порождающий значительную разветвленность ее отраслей, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются одна от другой вследствие того что тяготеют к различным смежным наукам (социологии технике, медицине и т д) хотя и сохраняют общий предмет исследования — факторы, закономерности и механизмы психики При этом дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции в результате которой, с одной стороны происходит синтез психологии со смежными науками, а с другой внутри самой психологической науки обнаруживаются возможности объединения ранее не связанных между собой отраслей.
Рекомендуемая литература

Основная литература

1Гриншпун И Б Введение в психологию 3-е изд М ИПП 1997 *52с

2Современная психология Справочное руководство М ИНФРА-М 1999 688с

3Гиппенрейтер Ю Б Введение в общую психологию М ЧеРо 1996 334с

4ГодфруаЖ Что такое психология В 2-х т Т 1 М Мир 1996 496с

5 Слободчиков В И Исаев Е И Основы психологической антропологии Психология
человека М Школа-Пресс 1995 384с

6Коптева С И Лобанов А П Познай себя Актуал пробл психологии самосознания
Учеб-метод пособие Мн 000 «ФУАичформ» 2002 112с

7Янчук В А Методология теория и метод в современной социальной психологии и
персонологии Интегративно-эклектический подход Мн Бестпринт 2000 413с

Дополнительная литература

1Аисмонтас Б Б Общая психология Схемы М Владос-Пресс 2002 287 с

2Васильев А И Гуманитарная и естественнонаучная парадигма в современных исследо
ваниях эмоций//Психологический журнал №6 1992 С 80—89

3Величковский Б М Современная когнитивная психология. М Изд—во МГУ 1982 336с

4Вильсон П Норман Н Использование виртуальной реальности в психологических ис
следованиях // Психологический журнал № 2 1996 С 65—78

5Дружинин В Н Экспериментальная психология Учеб пособие для студентов вузов 2
изд доп СПб Питер 2000 318с

6Келли Дж. Теория личности СПб Питер Ком 2000 249 с

7Козубовский В М Общая психология методология, сознание деятельность Учеб
пособие Мн Амалфея, 2003 223 с.

8Коптева С И Лобанов А П Эмпатический метод и художественная фасилитация само
познания личности в процессе изучения гуманитарных дисциплин // Диагностика и коррек
ция психического развития личности ребенка Мн БГПУ им М Танка 1999 С 38—44

9Максименко С Д Общая психология Пер с укр М Ваклер. 1999 523с

 

10Немов Р С Психология В 3-х т Т 1 Основы общей психологии М Владос 1999 576с

11Общая психология Учебник / Под ред А В Карпова М Гардарики 2002 232 с

12Петровский А В Ярашевский М Г Основы теоретической психологии М ИНФРА-М
1998 528с

13Рожина Л Н Художественное познание человека как фактор развития личности
старшеклассника Автореф дисс д-ра психолог наук Мн 1993 54 с

14Ром X Вторая когнитивная революция V Психологический журнал №2 1996 С 3—12

15Флэйк-Хобсон К Робинсон Б Скин П Развитие ребенка и его отношений с окру
жающими М Центр общечеловеческих ценностей 1993 511 с

16Хьелл Л Зиглер Д Теории личности Основные положения исследования и приме
нение СПб Питер Ком 1997 608с

17Baars В The cognitive revolution in psychology New York. London 1986 443 p

18Eysenck M W Кеапе М Т Cognitive Psychology A Students Handbook Hove East
Sussex UK 1997 543 p


Лист самоконтроля

Верно или неверно?

1Житейские знания оторваны от индивидуального опыта их носителей

2Художественная фасилитация — это активизация процессов познания и самопознания
личности посредством постижения художественных текстов

3Современная психология отвечает требованиям «нормальной науки» по Т Куну

4Первая по времени возникновения парадигма в психологии — естественнонаучная

5У Найссер считается основоположником когнитивной психологии

6 Объяснительная психология соответствует теории / методологии гууанитарно/
парадигмы

7Психология не имеет статуса самостоятельной фундаментальной науки

8Исследования в гуманитарных науках отличаются высокой степенью объективности

 

9Современная когнитивная психология является результатом второй когнитивной
революции

10Познание — это процесс избирательного действования отрицания и преемственности
исторически сменяющихся форм приращения информации

Выбрать правильные ответы

1 Научные знания отличаются от житейских тем что

а) субъективны

б) достаточно гибкие

в) могут быть логически противоречивыми

г) Все ответы неверны

2 Исходя из метатеоретических оснований В Baars рассматривает на уровне парадигм

а) интроспекциониэм

б) бихевиоризм

в) когнитивизм

г^ Верны все ответы

3 Укажите парадигму объект изучения которой является «активным» в отношении
познающего его субъекта

а) когнитивная

б) естественнонаучная

в) гумани'гарная

г) Верны все ответы

4 Б М Кедров подчеркивает что психология в «треугольнике наук» располагается не
симметрично вершинам а ближе к наукам

а) философским

б) социальным
ai естественным

г) Все ответы неверны

5 Уровень обцей психологии в структуре психологии включает

а) введение в психологию

б) психологию личности

в) психологию когнитивных процессов

г) Верны все ответы

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...