Структура современной психологии
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Несмотря на то. что ряд авторов считают что психология — это система наук находящихся на разных ступенях формирования и связанных с различными областями практики (Р С Немов. Е И. Рогов) психология как целостная научная дисциплина предполагает фундаментальный прикладной и практический уровень Фундаментальный уровень психологии и ее отраслей имеет общее значение для понимания и объяснения психики и поведения людей независимо от того, какой деятельностью они занимаются к какой народности принадлежат и т. д. Например, наиболее глобальные проблемы, рассматриваемою психологией что такое психика, каковы ее структуры и функции какую роль в психическом развитии играют врожденное и приобретенное, биологическое и социальное: по каким законам происходит развитие личности. Прикладной уровень науки обеспечивает связь теории и практики посредством эмпирического исследования Практический уровень обеспечивает внедрение результатов исследования анализ единичных фактов Например, в космонавтике теоретический уровень связан с именем К Э Циолковского прикладной — С П. Королева а практический — Ю А Гагарина В психологической науке, соответственно теория самоактуализации А Маслоу (теоретический уровень) разработка Самоактуализационного теста и исследования выполненные на его основе (прикладной уровень), диагностическое обследование и рекомендации по проблеме личностного роста (практический уровень). Структура психологии (рис 6) также может предполагать два уровня общая психология и специальные отрасли психологии (социальная педагогическая космическая психология и т д.). Еще одним принципом классификации отраслей психологии служит принцип развития психики в деятельности В ее основу положены различные виды человеческой деятельности, и в соответствии с этим выделяют
1)психологические отрасли изучающие психологические проблемы конкретных видов деятельности (психология труда, инженерная психология авиационная психология и тп педагогическая психологи? медицинская психология юридическая психология и т.д.): 2)отрасли психологии, в которых реализуется принцип развития (психология развития специальная психология сравнительная психология и т д.). 3) отрасли психологии изучающие психологические аспекты отношений личности и общества (социальная психология) Итак, для современной психологии характерен процесс дифференциации порождающий значительную разветвленность ее отраслей, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются одна от другой вследствие того что тяготеют к различным смежным наукам (социологии технике, медицине и т д) хотя и сохраняют общий предмет исследования — факторы, закономерности и механизмы психики При этом дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции в результате которой, с одной стороны происходит синтез психологии со смежными науками, а с другой внутри самой психологической науки обнаруживаются возможности объединения ранее не связанных между собой отраслей. Основная литература 1Гриншпун И Б Введение в психологию 3-е изд М ИПП 1997 *52с 2Современная психология Справочное руководство М ИНФРА-М 1999 688с 3Гиппенрейтер Ю Б Введение в общую психологию М ЧеРо 1996 334с 4ГодфруаЖ Что такое психология В 2-х т Т 1 М Мир 1996 496с 5 Слободчиков В И Исаев Е И Основы психологической антропологии Психология 6Коптева С И Лобанов А П Познай себя Актуал пробл психологии самосознания
7Янчук В А Методология теория и метод в современной социальной психологии и Дополнительная литература 1Аисмонтас Б Б Общая психология Схемы М Владос-Пресс 2002 287 с 2Васильев А И Гуманитарная и естественнонаучная парадигма в современных исследо 3Величковский Б М Современная когнитивная психология. М Изд—во МГУ 1982 336с 4Вильсон П Норман Н Использование виртуальной реальности в психологических ис 5Дружинин В Н Экспериментальная психология Учеб пособие для студентов вузов 2 6Келли Дж. Теория личности СПб Питер Ком 2000 249 с 7Козубовский В М Общая психология методология, сознание деятельность Учеб 8Коптева С И Лобанов А П Эмпатический метод и художественная фасилитация само 9Максименко С Д Общая психология Пер с укр М Ваклер. 1999 523с
10Немов Р С Психология В 3-х т Т 1 Основы общей психологии М Владос 1999 576с 11Общая психология Учебник / Под ред А В Карпова М Гардарики 2002 232 с 12Петровский А В Ярашевский М Г Основы теоретической психологии М ИНФРА-М 13Рожина Л Н Художественное познание человека как фактор развития личности 14Ром X Вторая когнитивная революция V Психологический журнал №2 1996 С 3—12 15Флэйк-Хобсон К Робинсон Б Скин П Развитие ребенка и его отношений с окру 16Хьелл Л Зиглер Д Теории личности Основные положения исследования и приме 17Baars В The cognitive revolution in psychology New York. London 1986 443 p 18Eysenck M W Кеапе М Т Cognitive Psychology A Students Handbook Hove East Лист самоконтроля Верно или неверно? 1Житейские знания оторваны от индивидуального опыта их носителей 2Художественная фасилитация — это активизация процессов познания и самопознания 3Современная психология отвечает требованиям «нормальной науки» по Т Куну
4Первая по времени возникновения парадигма в психологии — естественнонаучная 5У Найссер считается основоположником когнитивной психологии 6 Объяснительная психология соответствует теории / методологии гууанитарно/ 7Психология не имеет статуса самостоятельной фундаментальной науки 8Исследования в гуманитарных науках отличаются высокой степенью объективности
9Современная когнитивная психология является результатом второй когнитивной 10Познание — это процесс избирательного действования отрицания и преемственности Выбрать правильные ответы 1 Научные знания отличаются от житейских тем что а) субъективны б) достаточно гибкие в) могут быть логически противоречивыми г) Все ответы неверны 2 Исходя из метатеоретических оснований В Baars рассматривает на уровне парадигм а) интроспекциониэм б) бихевиоризм в) когнитивизм г^ Верны все ответы 3 Укажите парадигму объект изучения которой является «активным» в отношении а) когнитивная б) естественнонаучная в) гумани'гарная г) Верны все ответы 4 Б М Кедров подчеркивает что психология в «треугольнике наук» располагается не а) философским б) социальным г) Все ответы неверны 5 Уровень обцей психологии в структуре психологии включает а) введение в психологию б) психологию личности в) психологию когнитивных процессов г) Верны все ответы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|