Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Неопозитивизм и постпозитивизм.




У истоков неопозитивизма находится «Венский кружок» (Р. Карнап, М. Шлик, О. Нейрат и др. ) Основным лейтмотивом его участников было стремление исследовать основные понятия философии и науки с помощью аппарата формальной логики. В духе установок кружка развивалась и концепция Л. Витгенштейна о логическом анализе языка, исходящая из возможности сведения всего знания к совокупности элементарных положений. При этом логико-гносеологическая модель проецировалась на все мироздание. Впоследствии Л. Витгенштейн отошел от абсолютизации логической модели языка и исследует эвристические возможности естественных языков.

На базе распавшегося к концу 30-х гг. Венского кружка возникает «аналитическое направление» в США (Г. Морис, У. Куайн, К. Льюис) и школа «лингвистического анализа» в Англии (Г. Райл, П. Стросон).

Общим для обеих школ является поиск абсолютного критерия истины. Здесь были разработаны принципы верификации и верифицируемости. Положения науки сравнивались с «чувственными содержаниями». Однако свести все теоретические положения к элементарным чувственным данным оказалось невозможно.

В основе школы логического анализа лежит идея, наиболее четко сформированная Б. Расселом, согласно которой любая философская проблема – есть формально-логическая. Логика – основа идеального языка. Школа же лингвистического анализа акцентирует внимание на анализе естественных не искусственных языков, а естественных, которые рассматриваются как способ выражения «форм жизни». Так как язык это система знаков, то на первый план здесь выдвигается проблема значения и смысла.

К 70-м гг. оба направления прекратили свое существование как целостность, но к концу 70-х гг. на базе «критического рационализма» К. Поппера и воззрений Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда и др. складывается постпозитивизм как попытка преодолеть наиболее одиозные положения неопозитивизма (философский нигилизм – т. е. философские проблемы объявлялись псевдопроблемами, а философии отказывалось в самостоятельном предмете изучения (антиисторизм, абсолютизация формальной логики, эмпирический редукционизм).

Если неопозитивизм имел дело со структурой сформировавшегося знания, изучая его с позиций формальной логики, то постпозитивизм исследовал процессы эволюции научного знания. Проблема роста знания, соотношения «нормальной» науки и научной революции, эмпирического и теоретического ставили здесь во главу угла.

Исследования постпозитивистов в области эволюции научного знания более подробно рассматриваются в теме 6 модуля ІІ, а пока отметим несомненную эвристическую значимость разработанных ими категорий, таких как «парадигма» (Т. Кун), «научно-исследовательская программа» (И. Лакатос), «нормальная наука» и «научная революция» (Т. Кун. И. Лакатос), «проблемная ситуация» (К. Поппер). Несмотря на некоторый схематизм в концепциях эволюции знания К. Поппера, его принцип фальсификации (принципиальная опровержимость научной теории) отражает ряд свойств научного знания, но все же не может рассматриваться в качестве абсолютного критерия научности.

В итоге несомненен вклад постпозитивизма в проблему социокультурной детерминации науки. В рамках неопозитивизма и постпозитивизма отмечен существенный прогресс семиотики – учения о знаковых системах. Серьезный вклад в ее развитие внес П. Стросон, который исследовал связь явлений с возможностями понятий и способами передачи информации, т. е. коммуникативные функции языка.

Лингвистический поворот в философии, о котором говорилось выше, синтезировал процессы, развертывающиеся сразу в нескольких отраслях знания (лингвистика, литературоведение, этнография, эстетика, искусствоведение, психология, социология, философия) общими методологическими установками и спецификой анализа. В результате к середине века сформировался структурализм как методология научного познания и возникшее на ее основе синтетическое направление в философском и гуманитарном знании.

Основы структурализма были заложены трудами В. Гумбольта и Ф. де Соссюра (общее языкознание), Ч. Пирса, Я. Морриса (семиотика), Э. Дюркгейма и М. Мосса (учение о взаимодействии семиотических и когнитивных структур), Э. Кассирера (роль символических систем в поведении и сознании).

Виднейшими представителями структурализма считаются К. Леви-Стросс (структурная антропология), Ж. Лакан (структурный психоанализ), М. Фуко (гносеология) и др.

Центральным, базовым понятием структурализма является понятие «структура», представляющая совокупность отношений в любой диахронически развивающейся системе.

Среди множества представителей данного направления выделим лишь работы М. Фуко, отразившие сущностные черты структурализма. М. Фуко предпринял попытку создать особую дисциплину «археологию знания», изучающую исторические системы мыслительных предпосылок познания и культуры. Данные предпосылки определяются господствующими семиотическими отношениями, отношениями «слов и вещей». Их сфера («основополагающее» пространство) находится между эмпирическим и теоретическим уровнями. Переход на предметный уровень связан с действием эпистемы (мыслительная предпосылка познания и культуры). Это формообразующее начало познавательных полей культуры. М. Фуко выделяет три эпистемы в европейской культуре: Возрождение, классический рационализм (XVII – XVIII вв. ) и современность. При исследовании эпистем особое внимание он уделяет дискурсивным (речевым) практикам, взаимодействия между которыми воздействуют как на средства культуры, так и на ее объекты, т. е. на «слова» и «вещи»).

Очередной кризис рационализма конца 60-х – 70-х гг. привел к распаду структурализма и переходу на позиции постструктурализма большинства его приверженцев (например, Ж. Лакана, М. Фуко, Р. Барта), что обычно связывается с феноменом постмодернизма.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...