Семинарское занятие № 5. Тема: философские поблемы сознания. Темы рефератов. Источники. Учебники. Исследования. Лекционный материал
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5 ТЕМА: Философские поблемы сознания 1. Понятие сознания. Проблема сознания в истории философии и современной науке: а) «Метафора» сознания в античной философии; б) средневековые представления о сознании; в) переоткрытие проблемы сознания в Новое время; г) марксизм и решение проблемы сознания. Проблема соотношения индивидуального и общественного сознания; д) концепция бессознательного З. Фрейда; е) понятие «коллективного бессознательного» и архетипов сознания» в философии К. Г. Юнга; ж) проблема сознания в современной философии постмодерна. 2. Генезис сознания. Роль языка и социолокультурных факторов в его возникновении и развитии. 3. Структура сознания. Ключевые слова: сознание, самосознание, идеальное, когнитивное, абстрактно-мысленное, чувственно-сенсетивное, эметональное, психика, бессознательное, подсознание, самоидентификация.
Темы рефератов 1. Теория «отражения» в философии марксизма. 2. Изучение феномена «массового сознания» в трудах Э. Фромма. 3. Понятие правосознания. Проблемы вины и ответственности. 4. Понятие «осудности» в философии и юридической практике. 5. Проблема сознания в русской религиозной философии. 6. Проблема сознания в философии Востока. 7. Фрейдовские идеи бессознательного в художественной литературе ХХ века. 8. Проблема «диалога»: человек и компьютер.
Источники 1. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. – М., 1991. – С. 412 – 478. 2. Фромм Е. Втеча від свободи. // Читанка з історії філософії: у 6-ти кн.. – К, 1993. – Кн. 6. Зарубіжна філософія ХХ ст. – С. 179 – 195. 3. Юнг К. Архетипи колективного несвідомого. Психологічні типи. Вибрані праці з аналітичної психології // Читанка з історії філософії: у 6-ти кн. – К., 1993. – Кн. 6. Зарубіжна філософія ХХ ст. – С. 167 – 179.
4. Кант И. Критика чистого разума. Соч. в 6 т. – М., 1964. – Т. 3. 5. Гегель. Энциклопедия философских наук. – М., 1970. – Т. 1. 6. Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т. 23, гл. 24. 7. Ницше Ф. Веселая наука // Ницше Ф. Соч. В 2 т. – М., 1990. – Т. 1. 8. Фромм Э. Душа человека. – М., 1992.
Учебники 1. Алексеев П. В, Панин А. В. Философия: учебник. – М., 1997. 2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. – Ч. 2 / Фролов И. Т. и др. – М., 1989. – С. 288 – 318. 3. Несторенко В. Г. Вступ до філософії: Онтологія людини: Навч. посібник для студентів вищих навч. закладів. – К., 1995. – С. 202 – 217. 4. Основы философии в вопросах и ответах. – Ростов-на-Дону, 1997. 5. Радугин А. А. Философия: Курс лекций. – М., 1996. 6. Спиркин А. Г. Философия: Учебник. – М., 1999. – С. 268 – 405. 7. Философия: Учебник / Под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. – М.: Академический проект, 2003. – С. 27 – 57. 8. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону, 2002. – С. 229 – 287. 9. Філософія: Підручник / Бичко І. В., Бойченко І. В., Табаковський В. Г. та ін. – 2-е вид. – К., 2002. – С. 144 – 162.
Исследования 1. Библер В. С. Мышление как творчество. – М., 1975. 2. Загадка человеческого понимания. – М., 1991. 3. Осознанное бессознательное // Вопросы философии. – 2000. – № 10. – С. 33 – 36. 4. Проблема сознания в современной западной философии. – М, 1989. 5. Проблема человека в современной западной философии. – М, 1988. 6. Розин А. В. Сознание и нравственность: антропогенетическое единство // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. – 1999. – № 3. – С. 91 – 103. 7. Ильенков Э. В. Философия и культура. – М., 1991. 8. Мамардашвили М. К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. – 1990. – № 10. 9. Мамардашвили М. К., Пятигорский А. М. Символ и сознание: Метафизические рассуждения о сознании, символике, языке. – М., 1999.
10. Валери П. Взгляд на Декарта (фрагмент) // Вопросы философии. – 2003. – № 10. – С. 157 – 166. 11. Лифшиц М. Об идеальном и реальном // Вопросы философии. – 1984. – № 10. 12. Дубровский Д. И. Новое открытие сознания? // Вопросы философии. – 2003. – № 7. 13. Дидье Жюлиа. Философский словарь: перевод с французского. – М.: Международные отношения,. 2000. 14. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. – М., 1989. 15. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: О. С. Аверинцев, Э. А. Араб-оглы и др. – М., 1989.
Лекционный материал Проблема сознания является одной из самых трудных и загадочных. Сознание изучается разными науками: эволюционной теорией, медициной, кибернетикой, психологией, физиологией, антропологией, философией и т. д. В специально-конкретных науках и философии понятие сознания рассматривается в разных ракурсах. Так, физиолог Х. Дельгадо считал, что сознание с момента рождения и в течение всей жизни человека полностью зависит от информации, поступающей в мозг. Психолог А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский рассматривают сознание как высшую интегрирующую форму психики, как результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, во время постоянного общения с другими людьми. В философской литературе чаще встречается интегральное представление о сознании. Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. В истории философии проблема сознания имеет два уровня своего решения. Первый заключается в описании способов, какими вещи даны в сознании, существуют в нем. На философском языке – это описание феномена сознания. Второй – имеет цель объяснить, как возможно само сознание, то есть объяснить сам феномен. В философии античности и Нового времени указанные уровни не различались, а потому считалось, что, описыванием способов, какими вещи существуют в сознании, исчерпывается вопрос о природе сознания. В ХХ веке философы выделили вопрос о возможности сознания в самостоятельный.
Каждая эпоха имела свои представления о том, что такое сознание. В итоге то, что называлось сознанием в одной эпохе, могло не признаваться в качестве такового в другой. Представления о сознании тесно связаны с господствующим и мировоззренческими установками. В свою очередь от того, как представляли себе сознание люди той или иной эпохи, зависел их образ мира, их понимание нравственности, политики, искусства, ибо сознание всегда «вплетено в язык реальной жизни» (К. Маркс). Философы античности одними из первых начали разрабатывать проблему сознания. Они поняли, что сознание есть всеобщая связь между субъектом и объектом и попытались рассказать людям о ней, сравнив ее с другой формой связи, более понятной им: как буквы отпечатываются на дощечке воска, так и объект отпечатывается на «дощечке разума» (Платон, Аристотель). Но античная философия открыла только одну сторону сознания – направленность на объект. Средневековая философия во многом благодаря христианству открыла еще одну сторону сознания. Теперь сознание – это не только знание о внешнем мире, но, прежде всего, знание о собственном духовном опыте, его содержании. Если в античности точка отсчета находилась внутри человека, то в средние века она переместилась во внешний мир (Бог). Поэтому в структуре духовного опыта выделялись такие уровни: 1. Высший, отдохновение в Божественном (сознания еще нет); 2 Рефлексии и рассуждения (уровень сознания); 3. Низший, инстинкты и страсти (сознания уже нет) (Плотин, Бл. Августин). Новое время. Человек освободился от власти и опеки сверхчувственного («Бог умер» Ф. Ницше) и соответственно изменилось понимание сознания. Теперь в структуре сознания не было места для высшего уровня, который Плотин называл Божественной простотой. Сознание стало средством обнаружения объективно-природного мира, средством доказательства его существования (И. Кант, Лейбниц, Декарт). Таким образом, утверждалось, что сознание первично по отношению к внешнему миру. Сознание в актах самосознания обращало внимание только на предметное содержание сознания, то есть такое содержание, которое было связано с характеристиками объективно-предметного мира. И в этом Новое время повторило античное понимание сознания. Таким образом, в новоевропейском сознании соединились античная установка на ценность предметного мира, направленность внимания на него и средневековый навык работы сознания с самим собой.
Следующей вехой в изучении сознания стал марксизм. В ХIХ веке произошли изменения в ценностных ориентациях: материальный интерес и материальные потребности были признаны главными ценностями. К. Маркс стоял на позициях материализма и утверждал, что бытие определяет сознание, что сознание и есть осознанное бытие. Также он вводит и разрабатывает понятие «общественное сознание». Общественное сознание – это массовое сознание. Оно формируется общественными связями, и его содержание надиндивидуально, всеобще. Общественное сознание воспроизводится социальной системой как момент ее функционирования, и потому может изучаться без анализа процедуры отображения объекта в голове субъекта и выводиться из содержания социального положения группы людей, их отношения к собственности. Но индивидуальное сознание непременно коррелируется в соответствии с установками, ценностями, отношениями того социального слоя, к которому принадлежит конкретный человек. К Маркс открыл, что сознание детерминировано многими внешними факторами, что в свою очередь дало повод для поиска внутренних детерминант сознания. Это успешно осуществил З. Фрейд. Сознание может рассматриваться с точки зрения системно-структурного подхода, то есть, как внутренний мир, мир субъективной реальности, который в гносеологическом плане противостоит миру объективной реальности. И именно этот внутренний мир стал объектом внимания мировой философии ХХ в. (структурализм, феноменология, экзистенциализм, герменевтика, психоанализ), которая стремилась овладеть структурой субъективности. Субъективная реальность является ничем иным, как сознанием, мыслью, переживанием. Сознание идеально по форме, и по способам своего существования. Мысль продолжает природу и вместе с тем по способу своего существования противостоит ей. Категория идеального обозначает специфическое для человека отображение объекта и действия в виде субъективного образа (понятия, суждения, умозаключения). Идеальное охватывает все структурные элементы субъективной реальности. По мнению Е. В. Ильенкова, человек приобретает идеальное исключительно в ходе приобщения к исторически-развитым формам общественной жизнедеятельности, вместе с социальным планом своего существования, культурой. Вот почему «идеальность» является аспектом культуры, ее измерением, свойством.
Сознание не сводится к психике человека. Понятие сознание более узкое в сравнение с понятием «психика человека». Сознание это, прежде всего знание. Без знания сознание не существует. Вот почему в современной философии большинство исследователей указывают на важную роль познавательной, эмоциональной, мотивационно-волевой форм деятельности сознания. Логическая структура когнитивной деятельности человека состоит из чувственно-сенсетивного, абстрактно-мыслительного и интуитивного уровней. На этих уровнях возникают чувственные и понятийные образы, которые составляют предметно-содержательную основу мышления. К познавательным способностям человека принадлежат также внимание и память. Но в когнитивной сфере сознания ведущая роль, безусловно, принадлежит понятийному мышлению. Именно оно обеспечивает всей познавательной деятельности предметный, осознанный характер. Эмоциональная сфера сознания – сложное, мало исследованное явление. Попытки выделить ее структуру и типологизировать потерпели неудачу. Эмоции – это отображение объектов в форме психического переживания, душевного волнения, непосредственное переживание жизненного смысла явлений и ситуаций и оценочного отношения к тому, с чем человек имеет дело. Эмоциональную сферу составляют чувства и аффекты. В эмоциях предметы отражаются не в образах, а в их отношении к человеку, обществу и т. д. Мотивационно-волевая сфера представлена мотивами, интересами, потребностями субъекта в единстве со способностями в достижении идей. Рядом с сознанием во «внутреннем мире» человека существует уровень бессознательного (это совокупность психологических явлений, состояний и действий, которые лежат за пределами разума). К бессознательному принадлежат сны, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояния неподсудности, а также инстинкты и запороговые чувства, – такие структурные элементы бессознательного, которые могут зарождаться на уровне подсознания, зависит от него, а со временем могут переходить на уровень сознания. В структуру бессознательного часто включают автоматизм и интуицию, которые могут возникать на уровне сознания, а со временем переходить в бессознательное. Благодаря включению бессознательного в психическую деятельность нагрузка на сознание уменьшается, а это в свою очередь расширяет поле творческих возможностей человека. Современная наука пользуется также термином подсознательное. Это особый пласт или уровень бессознательного. В него включаются психические явления, связанные с переходом операций деятельности с уровня сознания на уровень автоматизма. Проблему соотношения сознательного и бессознательного изучал З. Фрейд. Он пришел к выводу, что бессознательное часто играет решающую роль. Но это признают не все. Если обратиться к генезису человеческой психики, то бессознательное является первым этапом ее развития, а сознание – вторым. Таким образом, сознательное и бессознательное являются относительно самостоятельными сторонами психики человека, они взаимодействуют между собой, активно влияют друг на друга. В субъективной реальности человека имеет место и такая подструктура, как самосознание. Именно через самосознание получает свою целостность и завершенность сознание. Существует два подхода к пониманию самосознания: 1. Самосознание – это направленность сознания на самое себя, последовательное осознание актов сознания. 2. Самосознание – это осознание самим человеком (или человеческой общностью) самого себя, своего положения в мире, своих интересов и своих перспектив. Но две эти точки зрения не являются противоположными, а взаимно дополняют друг друга. Действительно, самосознание выделяется в субъективной реальности как более плотное смысловое ядро сознания, но, вместе с тем, как бы «растворено» во всем объеме сознания. Само же объединение сознания и самосознания достигается благодаря: 1) отношению к себе и 2) памяти. Человек не мог бы осознавать мир и себя в мире, если бы не мог дистанцироваться от себя. Если человек не может посмотреть на себя со стороны, то это свидетельствует о психическом расстройстве. Но, нарушением психической нормы является отсутствие самоидентификации. Самоидентификация и дистанцирование от себя осуществляются благодаря самокоммуникации. Таким образом, для развития самосознания необходимо развивать внутреннюю речь. Другим способом закрепления и развития самосознания является память. Она сохраняет и репрезентует в рамках сознания прошлое и этим дает возможность дистанцироваться от настоящего и будущего. Кроме того, память удерживает на уровне смысла кратковременные акты сознания и этим свидетельствует перед субъектом их единство. Память подтверждает самоидентификацию субъекта во всех изменениях – исторических и ситуационных. Теперь коротко обозначим собственные функции самосознания. Это: 1) самопознание; 2) самооценка; 3) саморегуляция. Самопознание включает: а) самоощущение (ощущение собственного тела, своего места в пространстве); б) самонаблюдение; в) самоанализ. Самооценка имеет такие уровни: а) самочувствие (это собственно, непосредственная эмоциональная оценка своей жизненной ситуации и себя в ней); б) оценка себя в соответствии с какими то жизненными эталонами; в) уровень притязаний (как бы оценка наперед своих желаемых достижений). И, наконец, саморегуляция предполагает такую последовательность проявлений самосознания: а) самоконтроль; б) самодетерминацию; в) самосовершенствование. Вообще в истории культуры достаточно четко наблюдается тенденция к увеличению и укреплению самосознания. Так, древние греки и римляне опирались на предсказания оракулов и жрецов, что давало им уверенность в своих действиях и компенсировало им недостаток самосознания. Христианство ввело обязательную для каждого верующего исповедь, тем самым потребовало от каждого человека, чтобы он был носителем развитого самосознания. Исповедь предполагает, а главное развивает в человеке способности, которые являются фундаментальными для самосознания: самоанализ, самооценку, самосовершенствование. Но существуют и внерелигиозные способы развития человеческого самосознания и закрепления его достижений – искусство и философия. Это следует учитывать тем, кто стремится сознательно выстроить себя и свою жизнь. Осмысленное общение с искусством и философией открывает перед каждым из нас широкий выбор средств для духовного роста, дает возможность стать действительным субъектом своего жизненного процесса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|