Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Становление и развитие российского парламентаризма




МБУ «Межпоселенческая районная библиотека

Верховского района Орловской области»

 

 

 

 

 

 

 

 

Верховье

 2015

 

ББК 91я 1

               Истор 90

 

Составитель: Л. Величкина

 

Ответственный за выпуск: Л. И. Быковская

 

 

История парламентаризма России: дайджест / МБУ «Межпоселенческая районная библиотека Верховского района Орловской области» Верховская районная библиотека; [сост. Л. Величкина]. – Верховье, 2015. – 23 с. – 32 библиограф. записи.

 

Дайджест «История парламентаризма России» кратко излагает правоведческую литературу и наиболее интересные статьи из периодических изданий об основных этапах истории становления парламентаризма в России, истории выборов в Государственную Думу.

    Дайджест начинается с понятия «парламентаризм», кратким обзором истории.

Первый раздел посвящён становлению и развитию российского парламентаризма.

Второй -  история выборов в Государственную Думу (1906 – 1917). Созданию в России  профессионального парламента с 1993 года и выборам в Государственную Думу Российской Федерации (1993-2011) посвящён третий раздел. В конце каждого раздела представлена используемая литература.

 

 

© Межпоселенческая районная библиотека

Верховского района Орловской области

303720, Орловская область, Верховский район, п.

Верховье, ул. Привокзальная, 3

Телефон: ( 486 - 76) 2 – 32 - 43

E-mail: verhbibl@mail. ru

© Лариса Величкина

 

Парламентаризм — это сложный и многогранный феномен, некая шкала социальных ценностей, где господствует закон, принципы верховенства права и разделения властей, где гражданское общество характеризуется демократизмом и высокой политико-правовой культурой при сложившейся выборной системе власти.

История российского парламентаризма непроста: надо сказать, что путь к появлению Государственной Думы был долгим, трудным и противоречивым.

Институт народного представительства формировался веками, и его формирование можно сравнить с «американскими» горками – впрочем, в Америке их называют «русскими» - народ мог иметь определённую власть, или не иметь никакой власти – это зависело от исторической ситуации, которую тот же народ и создавал.

Уже в Киевской Руси имели место некоторые элементы народного представительства, а потом был Великий Новгород, известный своей «вольностью» и демократией. В Московском государстве тоже были попытки как-то сформировать представительные органы – это было в XVI – XVII веках, и при многих правителях – от Ивана Грозного до Алексея Михайловича.

Первым серьёзным органом стал Земский собор, созванный в 1549 году юным Иваном Грозным. Его назвали «Собором примирения» - уже в самом названии заложено стремление к мирному урегулированию проблем, и миссия этого собрания была – по тем временам – настолько прогрессивной, что о ней стоит сказать подробнее.

В процессе заседания рассматривалась проблема злоупотребления властью - тогда чиновники «кормились» на местах, и это вызывало немало проблем, - а также был принят «Судебник», считающийся первым сборником российских законов в период сословной монархии – он стал основным законом страны.

В том Соборе участвовали представители всех сословий, и сам царь объявил, что в тогдашних регионах и административных единицах – волостях, пригородах, городах и даже боярских владениях жители сами должны избирать себе тех, кто будет ими управлять: сотских, старост и т. д. Примечательно, что управление должно было осуществляться на местах, причём без участия царских наместников и других представителей центральной власти – для этого предполагалось создать специальные уставы.

Российские Земские соборы отличались от западных парламентов тех времён именно тем, что состояли из представителей всех сословий, и были действительно сборными органами власти: в них входили представители церкви, боярства и земства – последнее включало несколько групп населения из разных областей государства.

Более 130 лет существовал в России институт Земских соборов, но в конце XVII века он был ликвидирован, и его сменил абсолютизм. Но в памяти народа такая форма управления оставалась, и многие политические и общественные силы формировались под её влиянием – для России это было очень важно.

Пётр I, придя к власти, ввёл режим, при котором парламентаризм как таковой не мог существовать, но именно это впоследствии дало толчок развитию русской политической мысли в направлении создания парламентских органов управления и ограничения абсолютной власти царя. Разработка подобных проектов началась уже в 30-е годы XVIII века, а при Екатерине II появились представительские институты от разных сословий, хотя крестьяне в их число не входили. Только при Александре II возникает представительство, включающее все сословия – это земство, в которое входили выборные от всех губерний и уездов; затем, при нём же, появились органы самоуправления и в городах. Эти этапы, в конце концов, и привели к образованию первого российского парламента – Государственной Думы, созданной в 1906 году. Октябрьская революция кардинально всё изменила, и появился новый тип законодательной власти – Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Утверждалось, что вся власть в стране принадлежит только им: лозунг «Вся власть Советам! » в России помнят очень многие – органы управления тогда могли разделять свои функции, но власть не разделялась никак. На самом деле реальная власть принадлежала партийной «верхушке», а Советы ей подчинялись, и это нетрудно проследить. К примеру, с 1930 по 1988 годы – это практически всё время существования СССР – Верховным Советом была принята ничтожная часть всех действующих законов – только 1%. Чем же занимался этот орган, называемый законодательным? Как правило, он утверждал все решения, уже принятые Президиумом, и голосовали за эти законы списком – разумеется, воздержавшихся и противников не было.

Можно сказать, что парламентаризм в советское время не существовал, хотя те формы представительства только тормозили политическое развитие общества, но не могли остановить его совсем. Советы всё-таки регулярно переизбирались и обновлялись, и действовали по единым принципам, олицетворяя идею народного представительства, а депутаты отчитывались перед своими избирателями, и отвечали на их просьбы – по крайней мере, старались это делать.

Этот период фактически подготовил переход к парламентской форме правления: в 1988-90 гг. парламентская система стала разделённой - Съезд народных депутатов был выборным органом, а Верховный Совет из двух палат регулярно формировался этим съездом. Выборы стали альтернативными, что было очень важно – это был шаг к развитию настоящего института народного представительства.

 

Становление и развитие российского парламентаризма

 

Становление органов народного представительства в политической системе современной России имеет многовековую историю – от вече, боярской думы, дореволюционных Государственных дум и Государственного совета, до советского народовластия и современных форм парламентской демократии.

Первыми государственными учреждениями, в которых представительное начало играло заметную роль, были совещания боярства, духовенства, представителей служилого класса и купечества, которые созывались царями с середины XVI по семидесятые годы XVII веков, получившие впоследствии название Земских соборов. Соборы созывались для обсуждения политических, экономических и административных вопросов. Первый из них состоялся в 1549 г. и получил название «Собора примирения». На Земских соборах избирались цари, решались вопросы объявления войны и заключения мира, установления налогов и др. Последним был Земский собор 1653 г., решивший вопрос о воссоединении Украины с Россией.

В России после Земских соборов в течение 250 лет отсутствовал общенациональный представительный орган власти.

Определенным отголоском деятельности Земских соборов стала при Екатерине II работа Уложенной комиссии – собрания депутатов всех сословий, земель и народностей России, для выработки нового свода законов Российской империи. В качестве руководящего документа Комиссии 1767 г. императрица подготовила «Наказ». В его основу был положен знаменитый трактат французского мыслителя Монтескье «О духе законов».

По мнению историков, данный документ был достаточно прогрессивным для своего времени. Так, «Наказ» предполагал равенство граждан перед законом и «вольность» их в пределах законности. «Наказ» оправдывал установление в России самодержавия на том основании, что в столь огромном государстве другой политический строй невозможен. Гарантией от превращения неограниченной монархии в тиранию могли бы служить органы управления, стоящие между народом и верховной властью и действующие на основе законности. Однако сами эти органы должны были создаваться и действовать по воле самодержца. «Наказ» отвергал пытки, ограничивал применение смертной казни. Пусть и в сословной интерпретации, но в законодательство России вводилось понятие презумпции невиновности.

Проект двухпалатного законосовещательного представительного органа, который должен был состоять из Государственной думы и Государственного совета, был разработан в начале XIX века выдающимся государственным деятелем, одним из основателей российской юридической науки и теоретического правоведения Михаилом Михайловичем Сперанским. В указанном проекте – «Введение к уложению государственных законов» - намечался принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти путем созыва представительной Государственной думы и введения выборных судебных инстанций. Одновременно он считал необходимым создать Государственный совет, который стал бы связующим звеном между императором и органами центрального и местного управления.

Единственным результатом реализации планов М. М. Сперанского явилось учреждение Государственного совета в январе 1810 г., который состоял из министров и других высших сановников, назначаемых императором (первый председатель – граф Николай Петрович Румянцев). Все законы, законодательные акты перед утверждением императором должны были обязательно обсуждаться в Государственном совете – высшем законосовещательном учреждении Российской империи.

При Александре II создание представительных учреждений перешло в практическую плоскость, но не на общенациональном, а на местном и региональном уровнях. Были созданы уездные и губернские земские собрания, ставшие школой кадров для будущих парламентских учреждений. В последние годы жизни царя идея двухпалатного общегосударственного законосовещательного органа едва не воплотилась в жизнь. Проект конституционного акта, за разработку которого отвечал министр внутренних дел Михаил Тариэлович Лорис-Меликов, предполагал развитие местного самоуправления, привлечение представителей земств и городов (с совещательным голосом) к обсуждению общегосударственных вопросов.

Убийство царя-реформатора и последовавшие за ним контрреформы Александра III задержали движение России по пути создания парламента, но сам вектор этого движения был задан.

В первые годы XX века требование создать в России общегосударственный представительный и законодательный орган стало всеобщим. Официально всесословное представительство в России было даровано Манифестом об учреждении Государственной думы.

 

1. Авакьян, С. А. Государственная Дума / С. А. Авакьян // Российская юридическая энциклопедия / Гл. ред. А. Я. Сухарев. – М. : Изд. Дом ИНФРА-М, 1999

2. Государственная Дума // Козлова, Е. И. Конституционное право России: учебник / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. - 2 е изд., перераб. И доп. – М. : Юристъ, 2000.

 

3. Оформление конституционной монархии в России. Государственная Дума // Исаев, И. А. История государства и права России: учебник / И. А. Исаев. – Юристъ, 1999.

 

4. Раскин, Д. И. Государственная Дума / Д. И. Раскин, В. Е. Чиркин // Большая Российская энциклопедия. В 30 т. Т. 7. Гермафродит – Григорьев / М. : БРЭ, 2007. – С. 516 – 519.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...