Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III Государственная Дума. IV Государственная Дума




III Государственная Дума

 

Новый избирательный закон существенно урезал представительство окраин – Польши, Кавказа, Средней Азии, европейская Россия избирала 403 члена Думы, Азиатская – 15.

    Возросло число выборщиков от землевладельческой курии с 31 % до 50 %, сократилось от крестьянской с 42 % до 22 %. Городская курия была разделена на две: в первую входили “цензовые элементы”, то есть владельцы недвижимости, избиравшие более половины выборщиков. Отдельное городское представительство сохранилось в семи из 27 городов. Каждое губернское избирательное собрание должно было избирать хотя бы по 1 депутату Государственной думы от каждой курии. Кроме того, в 6 наиболее промышленных губерниях хотя бы по 1 депутату Думы следовало избирать от рабочих.

Выборы, проведённые на основе нового избирательного закона, дали большинство в Думе “Союзу 17 октября”, консервативным политическим элементам.

Крайне правые и левые получили незначительное число мест. Такой состав Думы позволил правительству в сотрудничестве с ней провести ряд важнейших преобразований.

 Наиболее существенным оставался аграрный вопрос. В аграрной комиссии третьей Думы, а затем в общем собрании долго обсуждался указ 9 ноября 1906 года, представлявший крестьянам право по их желанию закрепить свои участки общинной полевой земли в личную собственность. Дополнительный указ вызвал резкую критику слева и справа, с трудом был одобрен Государственной думой и Государственным советом. Только 14 июня 1910 года был издан закон “Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении”, а 29 мая 1911 года было издано “Положение о землеустройстве”, регулировавшее работу землеустроительных комиссий.

    В июне 1912 года издаются законы о социальном страховании рабочих: при потере трудоспособности от несчастных случаев полностью пенсии оплачивали владельцы предприятий, для выплаты пособий по болезни учреждались “больничные кассы”, взносы в которые делали рабочие и предприниматели.

    Дума по инициативе правительства принимала законы о введении земского самоуправства в южных и западных губерниях. Однако эта деятельность натолкнулась на оппозицию консервативного Государственного совета, отклонившего проект весной 1911года. По настоянию Столыпина проект был проведён в порядке статьи 87 Основных законов. Государственный совет отклонил проекты о введении земств в Сибири, на Дальнем 9 Востоке, Архангельской губернии, а также проект о введении волостных земств.

 В июне 1912 года Государственная дума и Государственный совет одобрили законопроект “О преобразовании суда в сельских местностях”. Судебная власть от земских начальников вновь передавалась в руки мировых судей, избираемых уездными земскими собраниями.

  Блокируясь с правыми депутатами Думы, правительство проводит в июне 1910 года закон “О порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений общегосударственного значения”, открывающий широкие возможности для вмешательства в финские внутренние дела. В 1912 году Дума проводит закон о выделении из состава Польши новой губернии (в которой наряду с польским населением проживало русское), что так же усиливало русское вмешательство в польские дела. Негативное влияние вызвало проведённое Столыпиным положение о введение земств в западных губерниях, которое так же имело сильную национальную окраску.

  В сентябре 1911 года Столыпин был убит анархистом (агентом охранного отделения). Осенью 1912 года истёк срок полномочий третьей “столыпинской” Думы. Осенью 1912 года проходили выборы в Государственную думу четвёртого созыва. Председателем Думы был избран М. В. Родзянко.

 

IV Государственная Дума

 

Начало первой мировой войны было встречено демонстрацией единения большинства Думы с правительством. Трудности военного времени и поражения русской армии обусловили раскол этого единства. Летом 1915 года звучала резкая критика действий правительства и выдвигалось требование создать Министерство общественного доверия, ответственное перед Думой. В ответ на эти требования производилась частая смена министров и премьер – министров. В августе 1915 года император принял на себя верховное командование армией и переехал в ставку главнокомандующего в Могилёв.

В августе 1915 года в Думе образовался Прогрессивный блок, в который вошли три четверти её депутатов. Программа блока требовала создания Министерства общественного доверия, проведения ряда реформ и политической амнистии.

В январе 1916 года председателя Совета Министров Горемыкина сменяет Штюрмер, в ноябре Штюрмера сменяет Трепов, Трепова – Голицын. Оппозиция требует ухода и этого правительства в отставку.

25 февраля 1917 года император издаёт указ о роспуске Государственной думы, её депутаты создают 27 февраля Временный комитет Государственной думы, на основе которого будет впоследствии создано Временное правительство. Окончательно Государственная Дума была ликвидирована Великой Октябрьской социалистической революцией. 18(31) декабря 1917 декретом СНК были упразднены канцелярии Государственной Думы и Временного комитета.

 

                                                           

 

 

1. Агеев, В. Булычёвская Дума: первая ласточка демократии / В. Агеев // Парламентская газета. - 2004. - 9 июля. – С. 6.

 

2. Агеев, В. Первые выборы в Первую Думу / В. Агеев // Парламентская газета. - 2005. - 18 авг. - С. 6.

 

3. Алешкин, А. Как выбирали первых депутатов / А. Алёшкин //  Парламентская газета. - 2005. - 13 окт. - С. 6-7.

 

4. Алешкин, А. Компромат на вождя: [О Г. А. Алексинском - видном             деятеле дореволюционного парламентизма] / А. Алёшкин // Парламентская газета. - 2005. - 29 сент. - С. 6.

 

5. Алешкин, А. . Красный петух под терем славянофила: [О представителе Третьей Государственной Думы, известном русском помещике Н. Хомякове]  / А.  Алешкин  // Парламентская газета. - 2004. - 19 нояб. - С. 6.

 

6. Алешкин, А. Отверг диктатуру в пользу демократии: [О Манифесте от 17 октября 1905 года, подписанного Николаем II «Об усовершенствовании государственного парламентизма»] / А. Алешкин // Парламентская газета. - 2005. - 20 окт. - С. 8.

 

7. Алешкин, А. Отшельник Оптиной пустыни: [О Г. Е. Львове] / А. Алешкин // Парламентская газета. – 2005. 17 март. – С. 11.

 

8. Алешкин, А. Роковой шаг жреца права: [О представителе Первой Государственной Думы С. А. Муромцеве] / А. Алешкин // Парламентская газета. - 2004. - 8 окт. - С. 6.

 

9. Алешкин, А. Современники называли его спасителем Отечества: [Об         учредителе Государственной думы графе С. Ю. Витте] / А. Алёшкин // Парламентская газета. - 2005. - 3 нояб. – С. 7.

 

10. Алешкин, А. Фрак для крестьянского сына: [О депутате Гос. Думы нач. XX века А. Ф. Аладъине]/ А. Алёшкин // Парламентская газета. -   2005. - 10 март. –

С. 7.  

 

11. Вешняков, А. Чем сильнее партии, тем легче выбирать: [О выборах в первую Государственную Думу (февр. - март 1906 г. )] / А. Вешняков // Парламентская газета. - 2006. - 27 апр. - С. 9.

 

12. Вторая Дума: летопись в событиях и лицах. [Фотодокументы] //   Парламентская газета. - 2005. - 15 дек. - С. 6.; 2006. - 19 янв. - С. 6.

 

14. Лынёв, Р. Приход человека с ружьём: [Четвёртая Дума и февральская революция 1917 года]  / Руслан Лынёв // Российская Федерация сегодня. - 2006. - № 4. - С. 48 – 50; № 5. -  С. 39 – 42.

 

14. «Об усовершенствовании государственного порядка»: [Из манифеста 17 октября 1905 года] // Парламентская газета. - 2006. - 27 апр. - С. 8.

 

15. Первая Дума: летопись в событиях и лицах: [Фотодокументы] // Парламентская газета. - 2005. - 3 ноябр. – С. 6.

 

16. Романишина, В. Под знаком «фатальной войны»: [О выборах IV Государственной думы (15 ноября 1912-6 октября 1917 гг. )] / В. Романишина // Парламентская газета. - 2006. - 27 апр. - С. 24 – 25.

17. Третья Дума: летопись в событиях и лицах: [Фотодокументы] // Парламентская газета. - 2006. - 2 февр. - С. 6;  9 февр. – С. 6.

 

18. Дума: состав и начало работы [сентябрь - октябрь 1907 года] // Парламентская газета. - 2004. - 8 октября. - С. 6.

 

19. Четвёртая Дума: летопись в событиях и лицах [Фотодокументы]

 // Парламентская газета. - 2006. - 12 янв. – С. 6-7.

 

20. Чурбанов, В. Вторая Государственная Дума: пламя крайностей и дым компромиссов / Вадим Чурбанов // Российская Федерация сегодня. - 2005. –

 № 23. - С. 54 – 57.

21. Чурбанов, В. Народное представительство в России: тысяча лет и 72 дня: [Об исторической традиции народного представительства в России и из истории Первой Государственной Думы] / Вадим Чурбанов // Российская Федерация сегодня. - 2005. -  №  22. - С. 47 – 53.

 

22. Чурбанов, В. Третья Дума: драма реформизма / Вадим Чурбанов // Российская Федерация сегодня. - 2005. -  № 24. - С. 46 – 48.

                                                                         

 

В ходе процесса перестройки и демократизации, начавшегося в СССР в конце 1980-х, после первых альтернативных выборов народных депутатов СССР в 1989 и народных депутатов РСФСР в 1990 возникают новые конституционные проекты, предусматривающие создание в России полноценного профессионального парламента в традиционном для современных демократий понимании. В ряде проектов предполагалось назвать новый российский парламент по аналогии с 1906–1917 годами Государственной Думой. Именно это название фигурирует в проекте Конституции РФ, который разработала Конституционная комиссия. Однако сложный расклад сил на Съезде народных депутатов и Верховном Совете РФ не позволяли принять проект конституции и определиться со структурой и полномочиями нового парламента.

В ходе событий осени 1993 Президент РФ, силовым путем прекратив деятельность Верховного Совета и Съезда народных депутатов РФ, вынес на референдум проект новой конституции, основой которого стал проект Конституционной комиссии. Согласно проекту парламентом России становилось Федеральное Собрание, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Одновременно были назначены выборы Совета Федерации и Государственной Думы первого созыва.

Согласно статье 95 Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы (нижней палаты) и Совета Федерации (верхней палаты). Состав палат, как и принципы их формирования, различен.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (в Российской Федерации 85 субъектов, следовательно, 166 членов Совета Федерации). При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Государственная Дума избирается на конституционно установленный срок — 5 лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет. Порядок формирования обеих палат устанавливается федеральными законами.

Федеральное Собрание является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют во всех случаях совместно. Напротив, Конституция Российской Федерации устанавливает, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только в трех установленных Конституцией Российской Федерации случаях:

-для заслушивания посланий Президента Российской Федерации;

- для заслушивания посланий Конституционного Суда;

- для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.

Анализ двуединой природы Государственной Думы как представительного и законодательного органа власти показывает, что нижняя палата российского парламента – единственный институт, способный через депутатов обеспечить представительство российского общества во всем многообразии составляющих его социальных групп и слоев.

Верхняя палата, состоящая из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, призвана добиваться интеграции и консолидации интересов регионов, а также оптимального сочетания региональных интересов с общегосударственными. Вместе с тем, вопрос поиска оптимального принципа формирования Совета Федерации с повестки дня не снят. Верхняя палата российского парламента должна обеспечивать свое основополагающее предназначение – выражать и отстаивать интересы регионов в увязке с интересами всего государства.

История российского парламентаризма будет не полной без включения в нее истории парламентаризма ее отдельных народов.

Конституция Российской Федерации 1993 г. обеспечила гарантии, условия развития субъектов Федерации, и очертила то конституционное пространство, в котором должно было происходить совершенствование их государственности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...