Философия природы Ф.В.Й. Шеллинга.
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854)выдвинул проблему объективности, что в общем не свойственно другим немецким философам-идеалистам. То, что Шеллинг мыслил категориями мегамира, говорит о том, что его объективизм обладал вселенским размахом. Поэтому по Шеллингу познание это не просто субъективная способность человека, а объективная составляющая мира, при этом изначально заложенная в мироздание. Особое место в философии Шеллинга занимает проблема натурфилософии, которую философ определяет как единственно способную дать подлинно всеобщее знание. Естественные науки на статус всеобщего знания претендовать не могут, так как обладают ограниченным опытным материалом. К важным натурфилософским принципам Шеллинга, которые имеют ярко выраженную диалектическую направленность на развивающуюся природу, относятся: 1. Убеждение о единстве природы, отсутствия в ней субстанций и первоэлементов; 2. Идея развития природы и духа, согласно которой движение и развитие изначальны и всеобщи, покой же относителен; 3. Единство противоположного. Шеллинг признает некий абсолют как тождество субъекта и объекта, природы и духа. Это универсальное идеальное бытие с перевесом объективности. В основе развития природы лежит творческая активность вселенского разума, но только в человеке природа поднимается до осознания самой себя как изначально разумной. В то же время Шеллинг признает именно искусство, а не науку основой философии, так как именно только в искусстве возможно совпадение мировой бессознательной творческой силы или объективности с интеллектом человека, то есть субъективным началом. Этим самым обнаруживается тождество объекта и субъекта, которое составляет конечную цель философии Шеллинга.
Именно мировая творческая сила позволяет в человеческой культуре появляться новому и неведомому, без бессознательной творческой силы мегамира люди, несмотря на то, что творят культуру свободно и осознанно, никогда не смогли бы создать то, что никогда не замышляли и никогда не совершили бы. Следовательно, согласно Шеллингу, закономерность и порядок истории определены творческой активностью мировой души или Вселенского разума. Таким образом, полубожественное, безличное идеальное начало мира управляет мирозданием, внося в него организованность, закономерность и разумность. Задание №4: прочитайте текст о философии Ф. Гегеля. Законспектируйте его, ответьте на контрольные вопросы. Философия истории Г. Гегеля. Гегель в философии истории осмыслил развитие человека через ступени развития мирового разума. В философии духа Гегель осмыслил проблемы права, нравственности, государства. Красной нитью через философию истории проходит идея свободы, поэтическое рассматривается как царство реализованной свободы. Легальность и моральность соединяются в образ нравственности, формы ее появления: семья, гражданское общество и государство. Гегель отдавал приоритет общественного над частным, родового над индивидуальным. Сознание по сути социально и исторично. Если право — внешняя действительность, то нравственность — внутренняя действительность. Сущность государства можно понять только на фоне мировой истории, все отдельные государства — как реки вливаются в море мировой истории, в котором главенствует разум. Мировой разум — хитер и изобретателен “Крот истории роет ходы, невидимые для нас”. Разумный человек способен посмотреть на мир и самого себя через призму определенного состояния мировой истории. Народы существую исторически и неисторически. Исторически — это инструменты в руках мирового разума, а не исторически — это сырье, материал.
Гегель выделял 4 этапа развития мировой истории: · Восточный · Греческий · Римский (иногда объединялся с греческим в античный) · Германский (Христианский) В восточном период свободы нет, деспотичный режим (Вавилон, Китай), потому что люди еще не осознают необходимость в свободе. В греческом периоде — много свободы так как осознают необходимость в ней. В Римском периоде человек создает право и становится носителем правового сознания. В Германском периоде свободны все, так как все осознают необходимость. Гегель принимал Спинозу: Свобода — это осознанная необходимость”. Это идеалистическая трактовка свободы. Свобода выступает в двух ипостасях: позитивной и негативной. Свобода от (негативная). Свобода для (позитивная). Свобода от — может перерастать в произвол, настоящая свобода всегда нуждается в ограничении. Прусская монархия — идеальный тип государства, а абсолютное государство — это шествие Бога по земле. Идеальное государство было для него античное. Развитие истории является воплощением идей мирового разума, и при этом в новых исторических формах всегда сохраняется часть старых, но они репродуцируются на более высоком уровне. Вывод: логика развития, абсолютное движение, мир разум… характерны для всех частей философии Гегеля. Гегель — высший расцвет немецкой философии.
Работа с цитатами Задание: прочитайте цитату, определите, ктоиз классических немецких философов ее автор, дайте интерпретацию данному высказыванию, опираясь на пройденный материал. 1. Мораль — сама бытийственная основа человеческого существования, то, что делает человека человеком. 2. Нравственность ниоткуда не выводима, ничем не обосновывается, а наоборот, является единственным оправданием разумного устройства мира. 3. Человек поступает согласно чувству долга не потому, что его что-то принуждает к этому, а потому, что в нем действует какая-то самопринуждающая сила. Человек может совершать моральный поступок, и уклоняясь от какого-то действия. 4. Категорический императив есть идея воли каждого существа, как воли, устанавливающей всеобщие законы.
5. Поступай только согласно такой максиме, руководясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом. 6. Подлинно нравственным является такое действие, в котором человек и человечество выступают как высшие цели. А высшее предназначение человека, его цель — исполниться в качестве человека, реализовать человеческое в себе. 7. Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание. 8. Сова Минервы начинает свой полёт лишь с наступлением сумерек. 9. Все разумное действительно и все действительное- разумно. 10. Крот истории роет ходы невидимые для нас. 11. Каждый народ заслуживает то правительство, которое они допустили сами. 12. Все действительное – разумно, и все разумное – действительно. 13. Философия учит нас все отыскивать в Я. Впервые через Я входит порядок и гармония в мертвую и бесформенную массу. 14. Действовать! Действовать! – вот для чего мы существуем. 15. Всякий бог есть существо, созданное воображением, образ, и притом человека, но образ, который человек полагает вне себя и представляет себе в виде самостоятельного существа. 16. Тот, кто любит Бога, не может более любить человека, он потерял понимание человеческого; но и наоборот: если кто любит человека, поистине от всего сердца любит, тот не может более любить бога. 17. Чтобы познать человека, нужно его полюбить.
Темы эссе 1. «Человечность – это способность участвовать в судьбе других людей» (И. Кант). 2. «Две вещи наполняют душу всегда новыми и всё более сильными удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительней мы размышляем о них, – это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне» (И. Кант). 3. «Имей мужество пользоваться своим умом» (И. Кант).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|