Работа с философским текстом
Задание: прочитайте фрагмент текста К. Маркса «Тезисы о Фейербахе», законспектируйте главные тезисы. Перескажите текст. Ответьте на вопросы ниже. Сделайте собственные выводы. К. Маркс «Тезисы о Фейербахе» (фрагмент). 1. Главный недостаток всего предшествующего материализма – включая и фейербаховский – заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно. Отсюда и произошло, что деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как идеализм, конечно, не знает действительной, чувственной деятельности как таковой. Фейербах хочет иметь дело с чувственными объектами, действительно отличными от мысленных объектов, но самоё человеческую деятельность он берет не как предметную деятельность. Поэтому в «Сущности христианства» он рассматривает как истинно человеческую только теоретическую деятельность, тогда как практика берется и фиксируется только в грязно-торгашеской форме ее проявления. Он не понимает поэтому значения «революционной», «практически-критической» деятельности. 2. Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, – вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т.е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос. 3. Материалистическое учение о том, что люди суть продукты обстоятельств и воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и измененного воспитания, – это учение забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми и что воспитатель сам должен быть воспитан. Оно неизбежно поэтому приходит к тому, что делит общество на две части, одна из которых возвышается над обществом (например, у Роберта Оуэна).
Совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности может рассматриваться и быть рационально понято только как революционная практика. 4. Фейербах исходит из факта религиозного самоотчуждения, из удвоения мира на религиозный, воображаемый мир и действительный мир. И он занят тем, что сводит религиозный мир к его земной основе. Он не замечает, что после выполнения этой работы главное-то остаётся ещё не сделанным. А именно, то обстоятельство, что земная основа отделяет себя от самой себя и переносит себя в облака как некое самостоятельное царство, может быть объяснено только саморазорванностью и самопротиворечивостью этой земной основы. Следовательно, последняя, во-первых, сама должна быть понята в своем противоречии, а затем практически революционизирована путем устранения этого противоречия. Следовательно, после того как, например, в земной семье найдена разгадка тайны святого семейства, земная семья должна сама быть подвергнута теоретической критике и практически революционно преобразована. 5. Недовольный абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию; но он рассматривает чувственность не как практическую, человечески-чувственную деятельность. 6. Фейербах сводит религиозную сущность к человеческой сущности. Но сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений. Фейербах, который не занимается критикой этой действительной сущности, оказывается поэтому вынужденным:
1) абстрагироваться от хода истории, рассматривать религиозное чувство [Gemut] обособленно и предположить абстрактного – изолированного – человеческого индивида; 2) поэтому у него человеческая сущность может рассматриваться только как «род», как внутренняя, немая всеобщность, связующая множество индивидов только природными узами. 7. Поэтому Фейербах не видит, что «религиозное чувство» само есть общественный продукт и что абстрактный индивид, подвергаемый им анализу, в действительности принадлежит к определенной общественной форме. 8. Общественная жизнь является по существу практической. Все мистерии, которые уводят теорию в мистицизм, находят свое рациональное разрешение в человеческой практике и в понимании этой практики. 9. Самое большее, чего достигает созерцательный материализм, т.е. материализм, который понимает чувственность не как практическую деятельность, это – созерцание им отдельных индивидов в «гражданском обществе». 10. Точка зрения старого материализма есть «гражданское» общество; точка зрения нового материализма есть человеческое общество, или обобществившееся человечество. 11. Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его. Вопросы к тексту 1. Сколько тезисов приводит К. Маркс в своей критике философии Фейербаха? 2. Какой недостаток выделяет Маркс во всем предшествующем материализме? 3. Почему Маркс считает понимание Фейербахом человека слишком абстрактным? 4. Какой критерий объективности предлагает Маркс в качестве своей альтернативы фейербаховскому материализму?
Контрольные вопросы 1. Каковы теоретические предпосылки марксистской философии? 2. Как истолковывается в диалектическом материализме «основной вопрос философии»? 3. Какими свойствами обладает материя, по Марксу? 4. Что означает понятие «диалектический материализм»? 5. Как соотносятся у Маркса теория и метод? 6. Как соотносятся между собой абсолютная и относительная истины? 7. Что такое отчуждение, по Марксу? Каковы истоки отчуждения у «раннего» и «позднего» Маркса? 8. Каковы основные идеи социальной диалектики марксизма? 9. Что значит «общественный способ производства»?
10. Может ли быть осуществлён принцип коммунизма: «от каждого – по способности, каждому – по потребности»? 11. Как развивался Марксизм в России? Какие существовали разновидности марксизма? Ролевая игра «Капитализм vs Социализм» Задание: разбейтесь на 3 команды: команду, представляющую капитализм (5-6 человек), социализм (5-6 человек) и команду экспертов (все остальные). Подготовьте дома тезисы в защиту капитализма/социализма, а также вопросы оппонентам, используя пройденный материал по марксизму и знания обществоведческой литературы. В учебной аудитории каждая команда должна представить свои тезисы в защиту капитализма/социализма и суметь ответить на вопросы оппонентов и экспертов. Все участники команд должны участвовать в дискуссии. В конце выступлений команд эксперты должны дать свою оценку, обозначив сильные и слабые стороны представленных тезисов. Особенность игры заключается в целостном, не только экономическом понимании капитализма и социализма (влиянии на общество, экологию, личность, политику, нравственность, науку и пр.). На игру отводится 45 минут.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|