Соборность, или кафоличность, Церкви
Соборность, или кафоличность, Церкви В «Пространном катихизисе» говорится, что Церковь именуется соборной и кафолической, «потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов». По словам митр. Макария (Булгакова), Церковь называется кафолической, или соборной: по пространству, поскольку она не ограничивается никаким местом; по времени, поскольку она будет существовать до скончания века; по своему устройству, поскольку: а) Церковь не связана с каким-либо гражданским устройством; б) богослужение не привязано к определенному месту, как это было в ветхозаветной Церкви, а также во многих языческих религиях; в) церковная иерархия не связана с определенным родом или коленом, как это было принято в ветхозаветные времена или как это практикуется в других религиях, например в индуизме. Вышеприведенные определения соборности, при всей их безусловной правильности, все же недостаточны. Скорее, это определения не соборности, а вселенскости Церкви (в смысле всеохватности) – характеристика Церкви только как целого, но неприложимо к ее частям, тогда как «соборность» может быть прилагаема как к целому, так и к частям. В. Н. Лосский считает, что церковную соборность удобнее понять посредством троичного догмата, потому что соборность есть свойство, которое выражает в строе церковной жизни образ жизни Триединого Бога: Бог Един, но каждое Божественное Лицо тоже есть Бог, обладающий всей полнотой Божественной сущности. «Именно в свете догмата о Пресвятой Троице раскрывается в его истинном христианском смысле самое дивное свойство Церкви – ее кафоличность, и понятие это не может быть передано абстрактным термином «вселенскость», ибо вполне конкретный смысл слова «кафоличность», или «соборность», содержит в себе не только единственность, но и множественность. Полнота целого – не сумма ее частей, так как каждая часть обладает той же полнотой, что и ее целое. Чудо кафоличности открывает в самой жизни Церкви строй жизни, присущий Пресвятой Троице».
Иначе говоря, каждая поместная община обладает той же полнотой благодатных даров, что и вся Церковь в целом, ибо в ней тот же Христос присутствует в той же полноте. Поэтому кафоличность есть характеристика не только количественная, но и качественная. Таким образом, соборность означает, во-первых, целостность и неповрежденность хранимой Церковью истины и, во-вторых, полноту благодатных даров, которой обладает Церковь, причем эта целостность и полнота относится как к Церкви в целом, так и к каждой из ее частей в отдельности. Иными словами, соборность Церкви выражается в том, что каждый человек во всяком месте, в любое время, независимо от каких-либо индивидуальных особенностей и внешних условий, может получить в Церкви все необходимое для спасения. Апостольство Церкви Священное Писание говорит о служении Господа Иисуса Христа как о служении апостольском. Будучи Сам послан от Отца, Господь послал на служение Своих учеников, назвав их апостолами, т. е. посланниками. Можно сказать, что и сама Церковь послана в мир, чтобы привести мир ко Христу. Поэтому Церковь называется апостольской, прежде всего по цели своего бытия. Однако этим апостольство как свойство Церкви не ограничивается. Церковь является апостольской также и по своему основанию. Апостолы – основание Церкви в хронологическом смысле, они стояли у истоков ее исторического бытия, основали первые Поместные Церкви, передали Церкви учение веры и жизни, установили по заповеди Господа таинства и священнодействия, установили начала ее канонической структуры, чтобы все было благообразно и по чину (1Кор. 14– по слав, тексту). Они поставили первых епископов, положив основание иерархической структуре Церкви.
Чтобы выполнить свое апостольское назначение, Церковь не только внешне, но и по самому своему существу должна быть именно такой, какою она была при апостолах. Все существенное, чем обладала Церковь при апостолах, должно сохраняться в ней до скончания века. Во-первых, в Церкви сохраняется учение, переданное апостолами, – апостольское Предание. В апостольских Посланиях много говорится о необходимости держаться этого учения. Неоднократно отмечается, что следует удаляться от тех учителей, чье учение не утверждается на проповеди апостолов. Необходимо не только отвращаться от лжеучителей, но и полемизировать с ними с позиций апостольского учения. Во-вторых, помимо апостольского учения, в Церкви должны сохраняться благодатные дары Духа Святого, которые Церковь в лице апостолов получила в день Пятидесятницы. Благодатным основанием и видимым выражением апостольства Церкви является апостольское преемство, т. е. преемство даров Святого Духа, передаваемое через священное рукоположение в таинстве священства, поэтому важнейшая сторона апостольства Церкви – это непрерывное преемство от апостолов богоучрежденной иерархии, которая верна апостольскому Преданию в учении, в священнодействии и в основах церковного устройства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|