Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Богоучрежденная церковная иерархия и сущность ее служения (апостолы; епископы; пресвитеры; диаконы)




Богоучрежденная церковная иерархия и сущность ее служения (апостолы; епископы; пресвитеры; диаконы)

Согласно учению Православной Церкви, церковная иерархия есть Божественное установление, позволяющее сохранять – через благодатные дары учительства, священнодействия и управления – преемство апостольского учения и благодатного освящения. Наличие иерархического служения – необходимое условие бытия Церкви.

Это учение в той или иной степени оспаривается различными протестантскими деноминациями. По мнению протестантов, иерархия есть не более чем «церковное представительство». В Священном Писании говорится о нескольких иерархических степенях.

Апостолы

Об апостольском служении воскресший Господь говорит во время явления Своим ученикам в Галилее: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28: 19–20). При поставлении учеников на служение Спаситель дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20: 22–23).

Согласно приведенным словам Господа, апостольское служение предполагает: 1) учительство (научите); 2) священнодействие (крестя); 3) служение управления (уча их соблюдать). Слова примите Духа Святаго указывают на то, что данное служение связано с особыми дарами Святого Духа.

Христианское учительство и проповедь – это дары Духа Святого, потому что христианское учительство не есть простое сообщение обучаемому некоторой суммы знаний или система доказательств. В христианском учительстве истина, по словам свящ. Павла Флоренского, «не доказуется, а показуется», является силою Святого Духа, содействующего проповеди. Кроме этого, апостолами были получены власть и сила совершать установленные Господом священнодействия с целью низведения на верующих даров благодати, например: крещение (см.: Мф. 28: 19), покаяние (см.: Ин. 20: 21–23) и причащение. Совершив Тайную вечерю с учениками, Господь произнес слова: ... сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22: 19). Апостолы получили также дары, связанные с управлением Церковью. Это было необходимо, для того чтобы научить верующих соблюдать все то, чему учил Господь учеников.

Священное Писание не оставляет сомнения в том, что Господь сообщил ученикам власть вязать и решить, т. е. отпускать грехи. Несомненно, у апостолов было сознание того, что они являются носителями такой власти. Это выразилось в известной формуле: Ибо угодно Святому Духу и нам... (Деян. 15: 28), которая с тех пор предваряет решения церковных Соборов.

Это тройственное служение (учительства, священнодействия и управления) называется общим словом «пастырство». Первоначально служение пастырства было уделом только двенадцати апостолов, а также ап. Павла, апостольское достоинство которого приравнивалось к достоинству двенадцати. Повеление Спасителя в Мф. 28: 19–20 заканчивается словами: Я с вами во все дни до скончания века. Следовательно, оно дано не только самим апостолам, но и их преемникам на все времена. Это значит, что апостолы обладали властью и силой определенным образом, через священную хиротонию, передавать свое служение и необходимые для его исполнения дары другим лицам. Об этом, в частности, говорится в Первом и Втором Посланиях ап. Павла к Тимофею.

Епископы

Епископы (греч. ἐ π ί σ κ ο π ο ς от ἐ π ι σ κ ο π έ ω – наблюдать, блюсти, хранить) – непосредственные преемники и продолжатели служения апостолов. Несомненно, образ служения апостолов и епископов различен: служение епископское ограничено пределами Церкви Поместной. Несмотря на различия в образе служения, апостолы передали епископам все необходимые для прохождения пастырского служения полномочия. Благодатные дары передавались апостолами епископам через рукоположение.

На примере Тимофея, ученика ап. Павла, можно показать, что апостолы передали своим преемникам пастырское служение во всей полноте. В служении, которое исполнял Тимофей, можно различить все три составляющие пастырского служения: 1. Учительство. Проповедуй сие и учи (1Тим. 4: 11). 2. Священнодействие. Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах (1Тим. 5: 22). 3. Служение управления. ... Обличай, запрещай, увещевай... (2Тим. 4: 2). В протестантской литературе встречается мнение, что первоначально в древней Церкви между епископами и пресвитерами различия не было. Разделяли это мнение и некоторые западные отцы Церкви (например, блаж. Иероним Стридонский). На христианском Востоке такое мнение не разделялось никогда.

Учитывая особую важность епископского служения, Церковь всегда тщательно следила за тем, чтобы сохранялась преемственность епископата, восходящая к апостолам. Уже во II в. одним из главных аргументов православных в споре с еретиками, в частности с гностиками, стал факт отсутствия у еретиков документального подтверждения преемства своих епископов от апостолов, в то время как православные факт преемства могли подтвердить. Поскольку благодатью священства во всей полноте обладают только епископы, то без епископов нет Церкви. По словам сщмч. Киприана Карфагенского, «кто не с епископом, тот не в Церкви».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...