Практические (семинарские) занятия
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО» (ЛГУ имени ТарасаШевченко) Факультет естественных наук Кафедра географии УТВЕРЖДАЮ И.о. проректорапо научно-педагогическойработе ________________ Н.В. Жевакина «____»________________ 2015 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине Метеорология и климатология
[ФЕН].[Геогр_15]. [2_1_7] [ФЕН].[Геогр_ЗФН_ECTS_15].[2_1_5]
По специальности (направлению подготовки) 6.040104. География Профиль подготовки Форма освоения ООП очная, заочная Курс II Группа «гео»
Луганск 2015 год Лист согласования РПД
Рабочая программа дисциплины«Метеорология и климатология» для студентов дневной и заочной форм обучения по направлению подготовки 6.040104 «География». «01» сентября 2015 года. – 12 с.
СОСТАВИТЕЛЬ: магистрантка кафедры географии ГОУ ВПО ЛНР «Луганский государственный университет имени Тараса Шевченко» Шишова Е. А.
Рабочая программа дисциплины утверждена на заседании кафедры географии «___» _________2015 г., протокол № ______
_________________Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Е. Н. Трегубенко
Одобрена на заседании Учебно-методической комиссии факультета естественных наук «___»____________2015 г., протокол № _______. Председатель учебно-методической комиссии факультета __________ __________ ___________
СОГЛАСОВАНО: Заведующий учебно-методического отдела ____________ С. Н. Кобзова «___»____________2015 г.
© Шишова Е. А. 2015 год © ГОУ ВПО ЛНР «Луганский государственный университет имени Тараса Шевченко», 2015 год Структура и содержание дисциплины
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе Цель дисциплины: ознакомить студентов с основными знаниями об атмосфере, происходящими в ней физическими, химическими процессами, формирующими погоду и климат, в том числе и обусловленных человеческой деятельностью, с комплексом измерительных приборов и методами исследования воздушной оболочки. Задачи: - развитие у студентов навыков анализа метеорологических элементов, эффективного использования метеорологической информации для решения прикладных задач; - изучение климатической системы, взаимоотношений глобального и локального климатов, процессов климатообразования. Место дисциплины в структуре ООП ВО. Требования к результатам освоения содержания дисциплины Дисциплина «Метеорология и климатология» относится к циклу дисциплин естественно-научной подготовки. Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются: - знания: 1) состав атмосферного воздуха, строение атмосферы, пространственно-временное распределение метеорологических величин на земном шаре: давления, температуры, влажности, процессы преобразования солнечной радиации в атмосфере, теплового и водного режима, основные циркуляционные системы, определяющие изменения погоды и климата в различных широтах; 2) взаимодействии атмосферы с другими географическими оболочками, ее роли в формировании природных комплексов различных таксономических уровней; 3) влияние погоды и климата на хозяйственную деятельность людей в различных природных зонах; - умения: 1) владеть стандартными метеорологическими приборами и навыками простейших метеорологических, градиентных и актинометрических наблюдений; 2) владеть методами анализа первичной метеорологической информации с использованием ежедневных синоптических карт и спутниковых снимков; - навыки: 1)вести обсервационную работу и выполнять климатологический анализ метеорологических данных; 2) использовать данные длительных метеорологических наблюдений на метеостанциях для характеристики погоды и климата своей территории.
Содержание дисциплины является логическим продолжением содержания дисциплин: «Физическая география материков и океанов» и «Физическая география России». В свою очередь «Метеорология и климатология» базируется на знаниях студентов, полученных ими в результате изучения курса: «Введение в общее землеведение».
3.Требования к результатам освоения содержания дисциплины Студенты, завершившие изучение дисциплины «Метеорология и климатология», должны: Знать · физические свойства, состав, динамику, закономерности строения и структуры географической оболочки и глобальные изменения в ней; · общие закономерности процессов в атмосфере, взаимосвязь атмосферы с гидросферой, литосферой и биосферой; · основные закономерности и механизмы функционирования и геосистем; · состав и строение атмосферы, циклы атмосферных процессов; сущность основных метеорологических явлений, физических и химических процессов, происходящих в атмосфере, как составной части географической оболочки Земли; · процессы формирования климата и погоды, классификацию климатов, тенденции изменения климата в глобальном и региональном аспектах Умения · вести обсервационную работу и выполнять климатологический анализ метеорологических данных; · использовать данные длительных метеорологических наблюдений на метеостанциях для характеристики погоды и климата своей территории. Навыки · работы с картами, графическими материалами и таблицами метеорологических данных, стандартными метеорологическими приборами; Перечисленные результаты образования являются основой для формирования следующих компетенций: Общекультурных: ОК – владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; ОК – владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией.
Профессиональных: ПК – обладанием способностью использовать теоретические знания на практике; ПК – умение применять методы географических исследований для обработки, анализа и синтеза географической информации: картографические, аэрокосмические, комплексные географические, методы географического районирования и прогнозирования; ПК – владеть базовыми общепрофессиональными теоретическими знаниями о географической оболочке, геоморфологии с основами геологии, климатологии с основами метеорологии, гидрологии, биогеографии, географии почв с основами почвоведения, ландшафтоведения. 4. Структура и содержание дисциплины Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Содержание разделов дисциплины Тема 1. Метеорология как наука. Предмет, определение, цели и задачи дисциплины, связь с другими науками. Приземные и высокие слои атмосферы Земли. Циклы атмосферных процессов. Тема 2. Состав и строение атмосферы. Атмосферные процессы. Атмосферное давление. Температура воздуха. Давление водяного пара и относительная влажность. Плотность воздуха. Жидкие и твердые примеси в атмосферном воздухе. Тема 3. Электрическое поле атмосферы. Вертикальный барический градиент. Применение барометрической формулы. Барическая ступень. Распределение атмосферного давления с высотой. Адиабатические изменения состояния воздуха в атмосфере. Тема 4. Сухоадиабатические изменения температуры. Уравнение Пуассона. Влажноадиабатические изменения температуры. Влажноадиабатический градиент. Аэрологическая диаграмма. Вертикальное распределение температуры. Ветер. Скорость, направление, турбулентность ветра. Воздушные массы и фронты.
Тема 5. Тепловое и лучистое равновесие Земли. Солнечная постоянная. Прямая солнечная радиация. Поглощение ее в атмосфере. Рассеяние солнечной радиации и явления связанные с ним в атмосфере. Сумерки и заря. Тема 6. Видимость. Результаты измерения прямой и рассеянной радиации в атмосфере. Суммарная радиация. Альбедо Земли. Излучение Земной поверхности. Радиационный баланс Земной поверхности. Тема 7. Барическое поле. Изобары. Карты барической топографии. Горизонтальный барический градиент и его изменение с высотой. Барические системы. Изменение барического поля с высотой в циклонах и антициклонах. Колебания давления. Области изменения давления. Изаллобары. Годовой ход давления. Тема 8. Сила трения. Угол отклонения ветра от градиента. Спираль Экмана. Барический закон ветра. Фронты в атмосфере. Типы фронтов. Фронты и струйные течения. Причины изменений температуры воздуха. Тепловой баланс земной поверхности. Влияние почвенного покрова на температуру поверхности почвы. Тема 9. Температура воздуха. Суточный ход температуры воздуха у земной поверхности. Изменение суточной амплитуды температуры с высотой. Температуры воздушных масс. Распределение температуры с высотой. Тепловой баланс системы Земля - Атмосфера. Тема 10. Испарение и насыщение. Характеристики влажности. Географическое распределение влажности воздуха. Суточный и годовой ход давления водяного пара и относительной влажности воздуха. Конденсация в атмосфере. Условия образования туманов и их географическое распределение. Тема 11. Характеристика режима осадков. Их суточный и годовой ход. Показатель неравномерности осадков. Географическое распределение осадков. Водный баланс на земном шаре. Внешний и внутренний влагооборот. Тема 12. Масштабы атмосферных движений. Общая циркуляция атмосферы. Зональность в распределении ветра и давления. Центры действия атмосферы. Преобладающие направления ветра. Циркуляция в тропиках. Тема 13. Пассаты. Погода в пассатах. Муссоны. ВЗК. Погода в циклоне. Антициклоны. Климатологические фронты. Местные ветры. Служба погоды. Синоптический анализ. Использование спутниковой информации в синоптическом анализе. Прогноз погоды. Тема 14. Климатообразование, микроклимат. Климатообразующие процессы. Географические факторы климата. Географическая широта. Распределение суши и моря.
Тема 15. Орография. Океанические течения. Растительный и снежный покров. Теории климата. Микроклимат. Методы его исследования. Классификация климатов. Климаты Земли. Современные изменения климата. Лекции
Практические (семинарские) занятия Не предусмотрены Лабораторные работы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|