Как выйти из треугольника Карпмана? Треугольник Карпмана: описание, примеры
Стр 1 из 9Следующая ⇒ Как выйти из треугольника Карпмана? Треугольник Карпмана: описание, примеры Жертва, преследователь, спасатель — это главные персонажи созависимых отношений в психодраматическом «Треугольнике Карпмана». Термин «Треугольник Карпмана» появилось в психологии в 1968 году благодаря специалисту Стивену Карпману (транзактный анализ) и его предшественнику Эрику Берну с его бестселлером «Игры, в которые играют люди». Суть драматического треугольника Карпмана В виде вершин треугольника изображены три плавающие роли созависимых отношений: Жертва — Преследователь (Агрессор) — Спасатель. Попав в такую схему взаимоотношений, каждый из участников примеряет на себе все роли этого треугольника. Не принимая ответственности за свою жизнь, человек попадает в роль Жертвы, и она ему нравится. Пытаясь помочь Жертве против ее согласия, Спасатель переплывает в роль Преследователя (Агрессора), ведь Жертва спасаться то и не желает, чем вызывает сильное раздражение, теперь уже у бывшего участника — Спасателя. У каждого индивида есть своя «излюбленная» роль в магическом треугольнике. Эту роль ребенок усваивает в раннем детстве, она соответствует, которую он исполнял в семье. И конечно же, необходимо отметить, что это неотвратимый и необходимый способ посмотреть, отреагировать на окружающий мир вокруг себя. Эта роль, с которой человек попадает в треугольник Карпмана, является значимой частью его идентификации. И точка выхода у каждого индивида будет своя. Возможны и переходы из одной роли в другую: Жертва Один из основных посылов Жертвы: Жизнь доставляет одни страдания. Она зла и непредсказуема ко мне. Подкидывает ситуации, с которыми невозможно справиться.
Преследователь (Агрессор) Испытывает чувства:
Чтобы из ребенка вырастить Агрессора по жизни, его необходимо периодически подвергать физическому и психологическому. Внутри себя такие дети переживают гнетущий стыд и, и эти чувства управляют ими в дальнейшем. Помогают преодолевать Агрессору чувство собственной беспомощности и стыда нападки на окружающих. Доминирование над другими становится основой их поведения. Агрессор всегда во всем прав, его методы воздействия на других – запугивание, допрос, обвинение, провокации. Агрессор не признает собственную уязвимость и больше всего пугается своей беспомощности. Поэтому ему необходима Жертва, на которую можно спроецировать собственное несовершенство, обвинить её в неудачах. Выйти из роли Агрессора легче всего, необходимо взять на себя ответственность (за поступки, действия). Спасатель Чувства, которые переживает Спасатель:
Когда родители игнорируют желания, потребности ребенка, из него со временем вырастает Спасатель. Спасатель в основном ищет созависимого, пытается «задавить» в нем инициативу. Таким человеком легче и управлять. И делает он, конечно же, только для блага другого. Проявляет себя, как заботливый, благожелательный, сострадающий и обязательно знающий, как исправить ситуацию.
Спасатель вырос в мире, где игнорировались и запрещались его потребности и желания родителями, и он начинает проявлять свою заботу о других. От этого Спасатель гордиться собой, ведь он это делает безусловно, бескорыстно, верит в свою доброту, чувствует себя героем. Трагичность этой роли в том, что Спасатель предполагает ответную реакцию за свою заботу. Но такого не случается, потому что если это произойдет, то спасать и некого будет. И Спасатель перейдет в роль Жертвы, испытывает чувства предательства, полного отчаяния. “Треугольник Карпмана, на мой взгляд, – одна из самых удачных моделей, позволяющих человеку видеть свои проблемы и работать с ними. Имея опыт клиентской работы, включающий в себя традиционно-психологические, феноменологические и трансперсональные практики (холло- тропное дыхание, регрессии, расстановки и др. ), я поняла. что для осознанных и продвинутьых клиентов нужно четкое направление, – куда двигаться и на что равняться. Так родилась теория-статья “Из страдания в Наслаждение – выход из треугольника Карпмана”. Руководствуясь достаточно простой схемой, можно продиагностировать себя и понять, что не так и куда дальше. Я сама была впечатлена тем резонансом, который теория вызвала в психологических кругах, не раз за то время, которое прошло со времени публикации, встречала людей, которые взяли эту схему – выхода из Страдательного сценария в Героический как руководство к действию, благодарили меня и мотивировали исследовать чудесную человеческую природу дальше. Сегодня я с удовольствием предлагаю эту модель читателям газеты Кстати. ” Если вас заинтересовали методики Юлии, с ней можно связаться по электронной почте juliaisland2008@ukr. net или по скайпу golovkinau В списке сервисов: Сценарный анализ (история семьи (рода). Межличностные отношения, семейное консультирование (жены-мужья- любимые-дети-родители), бизнес. Тестирование уровня, на котором находится человек через анализ его актуальных проблем. Решение проблем и через это – переход на новый уровень – где воздух чище и краски ярче. Где проблемы становятся задачами и вызывают азарт и готовность их решить. Сопровождение развития человека в проблемных для него темах. Консультации по скайпу (предпочтительно – больше эффект) или по переписке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|