Треугольник карпмана – пространство манипуляций
Находясь в нем, люди хронически не умеют честно сказать, что же им действительно нужно. Почему так? Потому что они приучены «жить для других» и свято уверены, что другие взамен будут жить ради них. Добиваться своего собственного счастья «вера не позволяет» – вера в родителей и воспитателей, «не могут же они сразу все быть неправы?! » Могут… Родители и воспитатели в детстве – жесткие Контролеры и Преследователи. Как следствие – манипуляторы, одно без другого никогда не бывает. Они сами крутятся в этом треугольнике Страданий. Они учат ребенка быть удобным, а не свободным. Свободный ребенок, с точки зрения родителя- манипулятора, – кара небесная. Он все время вторгается в родительскую жизнь с целью «все в ней поломать» – так им кажется! И кушать, и писать, и гулять, и общаться он всегда хочет в неудобное (а оно всегда неудобное! ) для родителей время. Поэтому хороший ребенок для Контролера – это тот, кто сидит в углу и не отсвечивает. Не задает вопросов. Ест, что дадут. Хорошо учится. Словом, проблем не создает. Когда происходит первое подавление? В тот замечательный период, когда ребенок гордо говорит «Я сам! » а мама (папа) не дают ему реализоваться. Самому есть, например. Потому что он обляпается, испачкает одежду, а кому убирать? Маме – Контролеру. Она не хочет быть Жертвой, которая пашет одна на всех и поэтому предпочитает контролировать. Когда ребенок подрастает и подавлять его силой становится сложно, она начинает манипулировать: «Не делай так, у мамочки сердце болит! » Ребенок жалеет маму и вместо реализации своих желаний начинает выступать в роли Спасателя. Это, конечно, кажется лучше, чем позиция Жертвы, и он начинает чувствовать свою силу и власть «Ого, я какой, я могу сделать так, чтобы у мамы сердце болело или не болело! Я крутой! » Но он любит маму, и конечно же, скрепя СВОИМ собственным сердцем, выбирает быть хорошим и не огорчать мамочку. Идет время, он растет, и мама начинает предъявлять претензии: «Почему ты такой несамостоятельный?! » А как и где он мог научиться самостоятельности, если все его идеи обрубались на корню?
Конечно, Родитель Контролер-Пре Все подростковые бунты – из желания ребенка выйти из субличности Жертвы. Даже если бунт будет «жесток и кровав» с уходом из дома, разрывом отношений – это все равно в сторону жизни, в сторону эволюции, а не деградации. Манипуляции «-1-го» треугольника нет смысла подробно описывать – все низкопробное «мыло» телесериалов – об этом. О честности, искренности в этих пространствах можно только мечтать, потому что люди смертельно боятся показать как настоящие свои потребности, так и актуальные чувства. Об ответственности за свою жизнь тут нет и речи. В несчастьях и негативных эмоциях всегда виноват кто-то внешний. Задача – найти его и заклеймить позором. Тогда человек чувствует, что он не виноват, а значит, по-прежнему может считать себя хорошим. Важно понять, что основная задача в этих позициях – самоутверждение через «заслуживание» любви. Жертва – «Я ради вас! » Спасатель – «Я ради вас! » Контролер – «Я ради вас! » …и никто честно и напрямую ради себя… Все они заслуживают любовь друг у друга, самоутверждаясь на ближних.
Грусть ситуации в том, что любви они никогда не заслужат, потому что каждый зациклен на себе и не видит остальных. Юмор ситуации в том, что все это происходит не только во внешнем мире, но и во внутреннем. Каждый сам для себя является и Контролером, и Жертвой, и Спасателем, и по принципу подобия эти фигуры отображаются во внешнем Мире. Люди, энергии которых крутятся в «-1-ом» треугольнике (а энергии там ничтожно мало! ), не имеют шанса выйти их него, пока не услышат СВОИХ настоящих желаний. Каковы они? Жертва хочет освободиться и делать то, что она хочет, а не то, что предписывает Контролер. Контролер хочет расслабиться и пустить все на самотек и отдохнуть, наконец. Спасатель мечтает о том, что все как- то сами разберутся, и в нем не будет нужды. И он тоже сможет расслабиться и подумать о себе. И всё это, с точки зрения общественной морали, – махровый эгоизм. Но с точки зрения конкретного индивидуума, ведет к конкретному человеческому счастью. Потому что счастье там, где реализация СВОИХ вполне осязаемых потребностей. Может показаться, что если Жертва, Контролер и Спасатель вместо боев во внешнем мире начинают обращаться внутрь себя, то это более конструктивный путь. Это когда обвиняются не внешние враги, а внутренний Контролер начинает преследовать внутреннюю Жертву. «Я сам во всем виноват. Я никогда не могу принять верное решение. Я безответственное ничтожество, слабак и неудачник! » Жертва может слабо посопротивляться, а потом впасть в депрессию, потому что сама «Новая жизнь» длится пару дней или недель, но энергии не хватает на претворение в жизнь прекрасных решений, и скоро все скатывается в прежнее болото. Начинается новый цикл. Контролер преследует Жертву «Опять, как всегда, ты безвольный, безответственный, никчемный…» И так далее. Это тот самый внутренний диалог, от которого так мотивируют нас избавляться все мастера медитации и прочих развивающих практик.
Да, все проблемы внешней жизни всегда сначала решаются внутри. Это происходит с момента принятия решения изменить сценарий. Проблема человека, который крутится в «минус 1-м треугольнике» в том, что у него не хватает сил, чтобы полезные и радикальные решения претворить в жизнь. Сила (ресурсы) в «минус 1-м» треугольнике скудны, потому что он замкнут на себя и во внешний Мир не стремится выходить (Мир-то опасен и страшен! ). А конкретная личность имеет весьма исчерпаемые запасы, которые быстро заканчиваются. Особенно во внутренних боях между Жертвой, Контролером и Спасателем. Они активно борются друг с другом, и неудивительно, что люди болеют (тело страдает от этих битв), теряя энергию и умирая преступно рано. Преступно в смысле, что задуманы мы на гораздо более долгий срок. Жить можем дольше и счастливее, если не впадем в Треугольник Страданий. Онто и есть настоящий АД. Не где-то после смерти, а здесь и сейчас. Если выбираем быть Жертвами, или Спасать, или Контролировать. Треугольник Карпмана – это «раненый ребенок», и не важно, сколько ему лет – 10 или 70. Эти люди могут так никогда и не вырасти. Конечно, они всю жизнь мечутся в поисках выхода, но редко его находят. Для того, чтобы это сделать, нужно взбунтоваться против своих устоявшейся паттернов поведения, позволить себе быть «плохим» для окружающих, «бездушным и безжалостным эгоистом, который живет только для себя» – (цитата из популярных обвинений Контролера). Этот новый способ жить (для СЕБЯ, а не для других) действительно может разрушить отношения с близкими, создать кучу неприятностей на работе и в устоявшемся кругу друзей и знакомых. Это может разрушить всю привычную жизнь! Поэтому для того, чтобы совершить побег от нудной, но предсказуемой безопасности требует
Второй треугольник, в котором уже гораздо меньше страданий и больше власти над Миром таков: ГЕРОЙ – ФИЛОСОФ (ПОФИГИСТ) – ПРОВОКАТОР. Выйти во второй треугольник можно только через полярность, когда все три первые субличности трансформируются в свои противоположности. Потому что мы помним, что «- 1» треугольник на шкале в «минусе». Переходя через точку «0», минус меняет знак на противоположный. Как выглядит смена на другую полярность? Жертва трансформируется в Героя, Контролер – в Философа-Пофигиста, а Спасатель – в Провокатора (Мотиватора). Это самое сложное на пути эволюции – резко перейти из «-1-го» треугольника в+1-й», потому что сил мало, а инерция тянет назад. Это все равно, что на полном ходу (ведь жизнь-то не останавливается! ) развернуть автомобиль в противоположную сторону. К тому же, всё окружение – против изменений. Оно будет цепляться за ноги и за руки, и вызывать в человеке чувство вины, только бы не дать ему освободиться. Вся психотерапия посвящена именно этому процессу: вылечить раненого ребенка, который живет внутри личности из треугольника Страданий. И это иногда бывает путь длиною в жизнь. Во внешнем Мире переход на следующий уровень становится заметен по таким признакам: человек больше не ведется на манипуляции, а актуализирует (высказывает и выполняет) собственные желания. Отныне его не увлекают чужие цели, и он (даже если его пытаются в них завлекать активно и последовательно, с использованием кнопок вины, обиды, страха и жалости) каждый раз спрашивает себя: «А МНЕ это зачем нужно? Что Я получу в результате? Чему Я могу научиться, если сделаю то, что предлагается? » И если не находит СВОЕГО выигрыша от реализации предлагаемой идеи, он в действие не ввязывается. Главная задача Героя – изучение себя и окружающего Мира. Эмоции, которые являются для него фоновыми – интерес, азарт, воодушевление, гордость (если подвиг удался). Огорчение, сожаление – если нет. Скука, если случается долгий простой…
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|