Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Франсуа Рабле и французский Ренессанс




 

О жизни Рабле складывались легенды: ведь точная дата и место его рождения неизвестны. Путем всевозможных выкладок ученые пришли к выводу, что родился Рабле в 1494 г., быть может 4 февраля, где-то около Шинона. Ведь окрестности Шинона играют большую роль в его книгах, описаны они так точно и с такой любовью, что можно заключить, что детские годы писателя прошли на берегах Вьенны.

Вообще обращаясь к творчеству Рабле, можно наблюдать сам процесс развития французского Ренессанса, исторические судьбы французского Возрождения, где в свою очередь при изучении гуманизма и Возрождения во Франции неизбежно заставляешь себя рассматривать эти явления «в свете Рабле», то есть, постоянно соотнося французскую возрожденческую культуру с наследием медонского кюре. Современники Рабле и литераторы ближайших поколений, невольно подчиняясь всеобъемлющему влиянию его творчества, стремились определить свое отношение к автору «Гаргантюа и Пантагрюэля».

Но вернемся к известному этапу развития французского Ренессанса, где гуманизм и реформация шли рука об руку. Для Рабле этот путь был именно таким: от схоластического средневекового изучения Писания к изучению критическому, что способствовало сближению с реформационными идеями, затем к всеобъемлющему изучению культурного наследия прошлого во имя познания окружающего мира и самого себя.

Был и особый период жизни Рабле, когда он обосновывается в Монпелье, где занимается медициной и вскоре объявляет собственный курс. Лекции Рабле публично комментировал, делая пояснения непосредственно на вскрытом трупе. Не будь Рабле великим писателем, он мог бы войти в историю культуры как замечательный медик.

Первые книги Рабле были изданы в Лионе, но это не случайность ведь Лион постепенно превращался в культурную столицу страны. В первой половине века лионские издатели и типографы заметно обгоняли парижских. С Лионом также связана деятельность таких великих деятелей культуры как Маргариты Наваррской, Деперье, Этьена Доле, Мориса Сева и его школы.

Пребывание Рабле в Лионе было плодотворным: он работает врачом в городской больнице и как гуманист выпускает ряд научных изданий: «Медицинские письма» Манарди, «Афоризмы» Гиппократа; «Пантагрюэля» (октябрь 1532), а затем «Гаргантюа» (октябрь 1534).

Реакция католических кругов на появление «Пантагрюэля» и «Гаргантюа» была быстрой - теологи Сорбонны запрещают книги. Желая оградить свои книги от нападок теологов, он переиздает в 1542 г. «Гаргантюа» и «Пантагрюэля», несколько смягчив наиболее острые пассажи.

В 1545 г. писатель создает свою «Третью книгу…», которая выходит из печати в Париже в 1546 г. Теологи встретили эту книгу особенно яростно. Писателю не может помочь даже заступничество Маргариты Наваррской, и он вынужден скрываться за границей, но, не смотря ни на что в январе 1548 г. выходят отдельным изданием первые одиннадцать глав «Четвертой книги», а ее полный текст появляется в 1552 г.

Парижский парламент приговаривает «Четвертую книгу» к сожжению. Травимый, но духовно не сломленный, Рабле готовит «Пятую и последнюю книгу героических деяний и подвигов доброго Пантагрюэля». Завершить ее писателю так и не удалось - он умер в Париже 9 апреля 1553 г.

Осмеяние пережитков прошлого в литературе для Рабле, как и для Сервантеса, не было главным. Рабле боролся не столько с литературными староверами, сколько с вполне реальным наследием прошлого в жизни. Не менее значительным было для писателя утверждение нового, гуманистического мировоззрения. Это утверждение нового осуществляется двояким путем - отрицанием черт старого мира: государственных установлений, судопроизводства, схоластической псевдоучености, религиозной нетерпимости, но также и отстаиванием гуманистических принципов.

Вообще с папством Рабле связывает все самое отрицательное в жизни - и насаждение слепого фанатизма, веры в мощи и реликвии, и учреждение различных монашеских орденов, и неумеренное преклонение перед папскими предначертаниями, и выкачивание из христианских народов, особенно Франции, огромных денежных сумм. Как известно, Рабле был противником неумеренных постов, растягивающихся порой на многие недели. В этом он видел нечто противоестественное. Поэтому одним из героев его книги он изобразил Постника как существо из антимира, противостоящего миру его героев.

Рабле не теряет веры в человека, в его созидательный труд. Не случайно спутники Пантагрюэля посещают на своем пути жилище «первого в мире магистра наук и искусств». Именно мессера Гастер олицетворяет для Рабле жизнеутверждающее, жизнепорождающее начало человека в мире. Именно ему обязано человечество появлением всевозможных ремесел, наук и искусств - от примитивного хлебопашества до градостроительства, военного дела и книгопечатания.

Мировоззрение Рабле синтетично и универсально, поэтому не приходится удивляться, что уже не раз предпринимались попытки сделать из писателя сторонника той или иной философской системы, той или иной религиозной доктрины. Его изображали то убежденным реформатором, то правоверным католиком, то даже адептом англиканства, его считали то скептиком, то рационалистом, то просто человеком здравого смысла.

Рабле своим творчеством дал грандиозную и синтетическую в своей основе картину жизни Франции. Он нашел в этой панораме место для всех слоев современного ему общества. С большой любовью и пониманием его нужд и забот изображено крестьянство, вообще жизнь деревни и ее обитателей - от беднейших крестьян и бродяг до мелких провинциальных сеньоров. Не менее подробно нарисована жизнь города, причем городское общество изображено не единым, а разделенным на многочисленные слои и прослойки - тут и отцы города, богатеи; тут и городской плебс, нечистый на руку, постоянно причиняющий хлопоты властям; тут и мастеровой люд - пекари и пивовары; тут рыночные и уличные торговцы; городская интеллигенция; духовенство, бродячие жонглеры и гадалки, врачи-шарлатаны, степенные горожане и непотребные девки. Писатель переносит нас то в захолустный замок, то во дворец короля, то в монастырскую келью, то в аудиторию университета.

Современное писателю общество показано в различные моменты его жизни - в дни мира и в дни войны, в обстановке неудержимого ярмарочного веселья и в тяжелую годину засухи, неурожая и мора. Рабле не только дает широкую картину жизни общества в реалистической достоверности ее бытовых деталей. Писатель стремится вскрыть общественные связи людей и внутренние пружины социальных отношений. У Рабле царствует стихия смеха, то саркастического, то бесхитростного, то горького. Впервые в истории французской литературы Рабле столь широко пользуется унаследованным от классиков и от Вийона и Маро приемом иронии, закладывая тем самым основы традиции, выявившиеся и у Лафонтена, и у Вольтера, и у Франса, и у многих других выдающихся писателей Франции.

Непрерывные скитания, побеги, преследования властей и нападки богословов, не всегда надежные покровительства образованных сеньоров и порой капризная благосклонность короля - через все это пришлось пройти Рабле. Как и для многих его современников, для писателя были характерны религиозные сомнения; он не порвал до конца с католицизмом, но зло высмеял всю его догматику. В вопросах религии для Рабле на первом плане всегда оставалась этическая сторона. Как гуманист, он признавал за человеком неотъемлемое право свободного выбора; вся его жизнь была борьбой за духовную свободу. Последовательное отстаивание права на свободу воли роднит Рабле с рядом других мыслителей Ренессанса.

Глава 3. Вершина английского возрождения и высший синтез традиций общеевропейской ренессансной культуры - творчество Шекспира.

Биографические сведения о Шекспире скудны и, часто, недостоверны. Родился он в семье торговца и почтенного горожанина, предки которого в течение нескольких веков занимались хлебопашеством в окрестностях Стратфорда. Во второй половине 1580-х гг. Шекспир уезжает из Стратфорда и наступают так называемые «утраченные» или «темные годы», о которых ничего неизвестно.

В 1592-94 из-за эпидемии чумы закрываются лондонские театры. Во время невольной паузы Шекспир создает несколько пьес: хронику «Ричард III», «Комедию ошибок» и «Укрощение строптивой», свою первую трагедию «Тит Андроник». В 1594 после открытия театров Шекспир присоединяется к новому составу труппы лорда-камергера, называвшейся так по должности ее покровителя Хансдона. В этот время со сцены сошли «университетские умы» и начинается эпоха Шекспира.

В 1595-96 годах написана трагедия «Ромео и Джульетта», вслед за ней - «Венецианский купец» - первая комедия, которую впоследствии назовут «серьезной».

Осенью 1599 открывается театр «Глобус». Над входом - крылатые слова: «Весь мир - театр». Шекспир один из его совладельцев, актер труппы и основной драматург. В год открытия «Глобуса» он пишет римскую трагедию «Юлий Цезарь» и комедию «Как вам это понравится», которые разработкой меланхолических характеров открывают путь к созданному годом позже «Гамлету». С его появлением начинается период «великих трагедий» (1601-1606). К ним принадлежат «Отелло» (1604), «Король Лир» (1605), «Макбет» (1606). Тон комедий теперь посерьезнел, а иногда становится и вовсе мрачным в таких произведениях, как «Троил и Крессида» (1601-1602), «Все хорошо, что хорошо кончается» (1603-1603), «Мера за мера» (1604).

После 1606 начинается последний период шекспировского творчества, завершившийся в 1613. В это время создаются трагедии на античные сюжеты («Антоний и Клеопатра», «Кориолан», «Тимон Афинский», 1607-08). За ними последовали поздние «романтические» пьесы, в числе которых «Зимняя сказка» и «Буря» (1610-12).

При жизни Шекспира его произведения не были собраны. Отдельно печатались поэмы, сборник сонетов. Пьесы первоначально появлялись в так называемых «пиратских изданиях» с испорченным текстом, за которыми в виде опровержения следовало, как правило, издание, подготовленное автором. По формату эти издания носят название кварто. После смерти Шекспира усилиями его друзей-актеров Хеминга и Конделла было подготовлено первое полное издание его сочинений, включающее 36 пьес, так называемое Первое Фолио. Восемнадцать из них ранее вообще не печатались.

Комедии Шекспира не были сатирическими и этим резко отличались от всего последующего развития жанра. Смех в его произведениях идет от ощущения полноты жизни, ее силы, красоты, изменчивости. У шекспировской комедии есть своя великая тема - природа, а у нее в свою очередь есть свой любимый герой - шут, исполненный знания жизни не каковой она кажется, а какова она есть.

Все ранние комедии Шекспира могут быть определены по названию первой из них - «Комедия ошибок». Однако источник и традиция комического в них варьируются. Если основой «Комедии ошибок» были образцы античной, римской комедии, то комедия «Укрощение строптивой» указывает на связь шекспировского смеха с народным карнавалом.

Комедия «Сон в летнюю ночь» повествует о прихотливости любовного чувства, о его праве, подтвержденном чудом природы, которое здесь же материализуется волшебным миром леса. «Сон в летнюю ночь» - одна из самых светлых, музыкальных, изящных комедий Шекспира. Кажется, она и возникла так же легко, на едином вдохновенном дыхании. Возможно, так и было. Но тогда поражает другая способность Шекспира - свести воедино сюжетный разнообразнейший материал и на его основе создать совершенно новое произведение.

Поправимые ошибки, недоразумения, неузнавания лежат в основе конфликта ранних комедий. Но постепенно отношение Шекспира к легким неприхотливым перипетиям меняется. В поздних комедиях, появившихся на рубеже и в начале нового столетия (их называют серьезными, драматическими, проблемными) накапливающиеся изменения становятся очевидны. Привычно обыгрывая название одной из комедии говорят, что теперь у Шекспира не все хорошо, что хорошо кончается. Счастливый конец, подразумеваемый жанром комедии, перестает убеждать в том, что гармония восстановлена, ибо теперь неслучайны нарушения гармонического миропорядка. Конфликт вошел в характеры, обстоятельства. Разлад стал неотъемлемой чертой мира, в котором живут герои.

Может быть, и сам Шекспир жил в конфликте с собой и со своим творчеством? Ведь в его завещание говорится о домах и имуществе, о кольцах на память для друзей, но ни слова - о книгах и рукописях. Как будто умер не великий писатель, а заурядный обыватель…

Шекспир завершает процесс создания национальной культуры и английского языка; его творчество подводит трагический итог всей эпохе европейского Возрождения. В восприятии последующих поколений складывается образ Шекспира как всеобъемлющего гения, который у истоков Нового времени создал галерею его человеческих типов и жизненных ситуаций. Пьесы Шекспира по сей день составляют основу мирового театрального репертуара. Большинство из них было многократно экранизировано для кино- и телеэкрана.

 


Заключение

 

Большое количество ученых разных эпох изучало каждого автора и его произведения в отдельности. Именно поэтому, невозможно в рамках одной контрольной работы осветить так полно, как бы хотелось, творчество и некоторые, особо интересные, аспекты жизни литераторов эпохи Возрождения.

Но, подводя итоги работы, стоит выделить ряд основных идей, которые были присуще всем деятелям эпохи Возрождения.

Гуманисты Ренессанса выступали против диктатуры католической церкви в духовной жизни общества. Они критиковали метод схоластической науки, основанный на формальной логике, отвергали ее догматизм и веру в авторитеты, расчищая тем самым путь для свободного развития научной мысли. Гуманисты призывали к изучению античной культуры, которую церковь отрицала как языческую, воспринимая из нее лишь то, что не противоречило христианской доктрине. Восстановление античного наследия не было для них самоцелью, а служило основанием для решения актуальных проблем современности, для построения новой культуры.

И смело можно сказать о том, что у них получилось создать новую культуру. Ведь их произведениями восторгаются миллионы людей уже несколько столетий подряд и, несмотря на годы, творчество литераторов Ренессанса, остается актуальным и по сей день.

 


Список используемой литературы

 

1) Монтень «Опыты». М., 1988

) Томашевский Н. Русский Петрарка. М.: «Правда», 1984.

3) Бартошевич А. Шекспир. Англия. XX век. М., 1995.

4) Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.

5) Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.

6) Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учеб. - 2-е изд. М., 1993.

)   Культурология: История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. М., 2001.

)   Культурология: история мировой культуры / Под ред. Н.О. Воскресенской. М., 2003.

9) М.П. Алексеев, В.М. Жирмунский и др. История зарубежной литературы. Средневековье и Возрождение. М. 1987

10) Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М. 1978

)   Бранка В. Боккаччо средневековый. М. 1983

)   Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М. 1984

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...