Египет и «народы моря». Рамзес III.
В 1223 г. до н.э. умер фараон Мернептах. Его смерть стала важной вехой в истории Новою Царства. С этого времени начался стремительный закат государства. Мернептах оставил после себя страну в примерно тех же границах, что получил ее от отца. Но конец XIX династии ознаменовался внутренними конфликтами, которые удалось пресечь лишь основателю XX династии фараону Сетнахту,воцарившемуся в 1200 г. до н.э. Сетнахту наследовал Рамзес III. последний великий фараон Нового Царства. Рамзесу пришлось пережить отпадение от Египта Ливана и Ханаана. Практически весь Ближний Восток подвергся нападению народов, известных под именем «народов моря». Некоторые из народов моря уже были знакомы египтянам. На пятом году правления Мернептаха (около 1229 г. до н.э.) союз племен попытался вторгнуться в Египет с запада. Эти народы явно искали место для того, чтобы осесть, так как двигались с семьями, скотом и домашним имуществом. Североафриканские племена, известные египтянам (а именно, либу, мепшвеш и кехек) объединились с другими племенами побережья и островов Эгейского моря и Малой Азии. Среди этих племен известны названия шерден, шеклеш, лука, турша и акаваша. Племена сумели довольно далеко углубиться внутрь территории Египта и дойти до оазиса Фарафра и Рашита, прежде чем фараону удалось остановить их. Новая волна народов моря происходила примерно из того же региона, хотя ее происхождение вызывает больше споров у современных ученых. Рамзес III пресек две попытки вторжения с запада: в 1193 и 1187 гг. до н.э. Но наиболее серьезная угроза беопасности Египта возникла на восьмом году его правления. В этот год было разрушено все политическое устройство Ближнего Востока. «...Иноземцы составили заговор на своих островах. Все они внезапно снялись и устремились в битву. Никто не смог устоять перед их натиском. Хеттское,Кодское,Кархемишское,Арзавское и Алашийское царства были в один момент растерзаны на куски. Они встали лагерем на месте царства Амурру в Ливане. Вся местность была опустошена так, словно никогда не была обитаема. Затем они двинулись в сторону Египта, а пожар шел перед ними. Это были племена пелесетов,тжекеров,шеклешей, денъенов и мешвешей». Народы моря вторглись в Египет с суши и с моря. Рамзес действовал решительно. призывая всех встать на защиту родины. Именно в этот момент был мобилизован каждый десятый военнообязанный житель страны. То есть над Египтом нависла угроза, с какой страна раньше не сталкивалась. Массовый призыв в армию представлялся абсолютно необходимой мерой. Вдоль южной границы Ханаана стояли гарнизоны и находились союзные войска. которым удалось сдержать натиск-народов моря, остановив их у восточной границы Египта. В генеральном сражении участвовала египетская пехота и колесницы, поддержанные союзниками-шерденами. У последних имелись тяжелые трехместные колесницы хеттскою типа. У народов моря имелись повозки, запряженные волами. В повозках они перевозили своих женщин и детей.
Культура Древнего Египта
История культуры Древнего Египта делится на следующие этапы: додинастический период (V-IV тыс. до н.э.), Раннее царство (ок. 3000 – 2000 г.г. до н.э.), Древнее царство (XXVIII – XXIII вв. до н.э.), Среднее царство (XXI – XVIII вв. до н.э.), Новое царство (XVI – XI вв. до н.э.), Поздний период (XI – IV вв. до н.э.). Сфинкс как олицетворение тайной мудрости – универсальный символ цивилизации Древнего Египта, имеющий облик фантастического существа с человеческим лицом и телом льва. Он раскрывает загадку сущности человека, которая мыслилась египтянами как сочетание духовного и природного естества, мыслительной и физической силы. Выступая в качестве посредника между царством живых (бога Ра) и царством мертвых (бога Осириса Сфинкс выступает олицетворением фараона, имеющего двойную природу: божественную и человеческую. Священный атрибут богов, знак их мудрости и власти, - анкх, или египетский крест с петлей, «ключ Нила». Он символизирует жизнь как точку сообщения между мирами – божественным и земным, духовным и материальным. Анкх выражает фундаментальную для древнеегипетской культуры идею бессмертия человеческого существования Пирамиды строились для фараонов и знати Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства изготовления мумий и бальзамирования. архитектуры (пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена, Микерина), в скульптуре (статуи царевича Рахотепа и его супруги Нофрет), в живописи (росписи гробниц в Саккаре, в Луксоре) и в литературе («Тексты пирамид»). Изобразительное и монументальное искусство несет на себе печать египетской культуры в целом. Важнейшая составная часть культуры Древнего Египта – рисуночное символическое письмо (иероглифы). В духовной культуре особое значение приобретают просвещение (создание при дворцах фараонов, а затем и в храмах первоначальных школ, позднее в крупных государственных учреждениях, где шло обучение чтению, письму, счету); техника (мотыги, арки, гончарный круг, журавль, водоподъемное колесо и др.);. В целом следует считать, что зарождение и развитие научных представлений египтян тяготело к естественным наукам.
16 вопрос После изгнания гутиев господство в Месопотамии переходит к могущественным царям III династии Ура, одного из древнейших городов Шумера. Огромное количество надписей, сохранившихся от этого времени, даёт яркое представление о хозяйственном, общественном и государственном строе этого времени, а также о внешней политике царей Ура. Объединение всей Месопотамии в единое и централизованное государство дало новый толчок развитию земледельческого хозяйства. Центральное правительство особенно заботится о содержании в порядке и расширении ирригационной сети. Проводятся новые каналы, остатки которых сохранились до нашего времени близ Уммы. Особенного расцвета достигает крупное государственное хозяйство, которое к этому времени почти полностью поглотило храмовое хозяйство. О государственном хозяйстве мы располагаем большим количеством данных благодаря хорошо сохранившимся многочисленным документам хозяйственной отчётности. Судя по этим документам, обширные земельные владения, принадлежавшие государству, обрабатывались при помощи труда рабов, рабынь и в значительно меньшей степени при помощи труда свободных наёмных работников. Очевидно, классовое расслоение достигло в это время значительных размеров. Разложение старых сельских общин привело к выделению из их среды, с одной стороны, зажиточных средних слоев, с другой стороны — разорившихся бедняков, которые либо совсем утеряли свои земельные наделы, либо сохранили лишь карликовые поля. Эти бедняки, для того чтобы прокормить свою семью, должны были работать за скромное вознаграждение натурой в поместьях крупных аристократов или в государственном хозяйстве. Постепенно, всё более и более разоряясь, они с течением времени попадали в долговую кабалу или обращались в рабство. Яркую картину резкого классового расслоения даёт один документ этого времени, в котором указываются размеры земельных владений различных лиц, живших в Лагаше. Так, верховный жрец имел 36 га земли, его помощник — 18 га, заведующие хозяйством — по 15 га, в то время как мелкие землевладельцы имели лишь от 5/6 до 1 1/2гa земли.
Значительного развития достигают и другие виды сельского хозяйства, в частности скотоводство и садоводство, на что указывают соответствующие надписи. С развитием сельского хозяйства тесно связано и развитие ремесленного производства, что видно из ряда документов, содержащих отчёты о продукции больших ремесленных мастерских, в которых изготовлялись корзины, обрабатывались шерсть, металлы и т. д. Сохранились и отчёты складов, в которых хранились кожи, шерсть, дерево и медь. Хозяйство в целом всё ещё сохраняло свой древний натуральный характер. Близ Ниппура был построен огромный склад, где хранились зерно, овощи, плоды и другие продукты, поступавшие в Ниппурский храм в качестве натуральных повинностей от населения. Однако наряду с этим всё больше развивается как внутренняя, так и внешняя торговля. До нас дошли отчёты лавок, которые торговали самыми разнообразными продуктами и предметами. В связи с развитием торговли всё чаще применяются весовые металлические деньги, главным образом в виде слитков серебра.
Государство строго централизуется и находится под властью единого обоготворявшегося царя. Патэси, которые ранее были самостоятельными правителями маленьких, почти независимых государств, ныне превращаются в наместников царя, простых чиновников, послушных воле верховного властителя. Надписи говорят о том, что патэси были слабо связаны со своим городом и что царь их часто переводил из одного города в другой. Патэси сосредоточивал в своих руках административные, судебные, финансово-податные функции и в своей деятельности был тесно связан с храмами, имея возможность пользоваться их хозяйственными ресурсами. Об усилении центральной власти говорит и появление древнейшего судебного кодекса, обломки которого сохранились до наших дней. Этот судебник устанавливает нормы семейного права, наследования и усыновления. Законодателя особенно интересуют вопросы аренды, охраны фруктовых садов, ответственности пастуха за вверенный ему скот, а также наказания за укрывательство беглых рабов. Помимо того, сохранились статьи, жестоко каравшие строптивых рабов. Очень много ценных сведений относительно хозяйственного и общественного строя Аккада после падения III династии Ура сохранилось в сборнике законов Билаламы, царя Эшнунны, роскошный дворец которого был раскопан на месте современного Тель-Асмара. Эти законы, относящиеся к XX в. до н. э., регулируют хозяйственную жизнь и взаимоотношения между свободными людьми, как богатыми рабовладельцами, так и менее зажиточными и возможно не всегда полноправными представителями средних слоев населения (мушкену), наконец, бедняками, продававшими свой труд, и рабами. Судя по некоторым статьям этого сборника законов, многие бедняки, очевидно, выходцы из сельских общин, поступали на работу к зажиточным земледельцам, причём?6?
17 вопроc Старовавилонское царство 18 вопрос
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|