Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Египет и «народы моря». Рамзес III.




В 1223 г. до н.э. умер фараон Мернептах. Его смерть стала важной вехой в истории Новою Царства. С этого времени начался стремительный закат государства. Мернептах оставил после себя страну в примерно тех же границах, что получил ее от отца. Но конец XIX династии ознаменовался внутренними конфликтами, которые удалось пресечь лишь основателю XX династии фараону Сетнахту,воцарившемуся в 1200 г. до н.э. Сетнахту наследовал Рамзес III. последний великий фараон Нового Царства. Рамзесу пришлось пережить отпадение от Египта Ливана и Ханаана. Практически весь Ближний Восток подвергся нападению народов, известных под именем «народов моря». Некоторые из народов моря уже были знакомы египтянам. На пятом году правления Мернептаха (около 1229 г. до н.э.) союз племен попытался вторгнуться в Египет с запада. Эти народы явно искали место для того, чтобы осесть, так как двигались с семьями, скотом и домашним имуществом. Североафриканские племена, известные египтянам (а именно, либу, мепшвеш и кехек) объединились с другими племенами побережья и островов Эгейского моря и Малой Азии. Среди этих племен известны названия шерден, шеклеш, лука, турша и акаваша. Племена сумели довольно далеко углубиться внутрь территории Египта и дойти до оазиса Фарафра и Рашита, прежде чем фараону удалось остановить их. Новая волна народов моря происходила примерно из того же региона, хотя ее происхождение вызывает больше споров у современных ученых. Рамзес III пресек две попытки вторжения с запада: в 1193 и 1187 гг. до н.э. Но наиболее серьезная угроза беопасности Египта возникла на восьмом году его правления. В этот год было разрушено все политическое устройство Ближнего Востока. «...Иноземцы составили заговор на своих островах. Все они внезапно снялись и устремились в битву. Никто не смог устоять перед их натиском. Хеттское,Кодское,Кархемишское,Арзавское и Алашийское царства были в один момент растерзаны на куски. Они встали лагерем на месте царства Амурру в Ливане. Вся местность была опустошена так, словно никогда не была обитаема. Затем они двинулись в сторону Египта, а пожар шел перед ними. Это были племена пелесетов,тжекеров,шеклешей, денъенов и мешвешей». Народы моря вторглись в Египет с суши и с моря. Рамзес действовал решительно. призывая всех встать на защиту родины. Именно в этот момент был мобилизован каждый десятый военнообязанный житель страны. То есть над Египтом нависла угроза, с какой страна раньше не сталкивалась. Массовый призыв в армию представлялся абсолютно необходимой мерой. Вдоль южной границы Ханаана стояли гарнизоны и находились союзные войска. которым удалось сдержать натиск-народов моря, остановив их у восточной границы Египта. В генеральном сражении участвовала египетская пехота и колесницы, поддержанные союзниками-шерденами. У последних имелись тяжелые трехместные колесницы хеттскою типа. У народов моря имелись повозки, запряженные волами. В повозках они перевозили своих женщин и детей.
Атаку с моря также удалось отразить. Сражение произошло у дельты Нила. Египтяне мобилизовали все оказавшиеся под рукой корабли и суда, «...я приказал, чтобы вдоль устья реки выстроилась как бы стена из кораблей, транспортов и судов. Они были от носа до кормы заполнены солдатами и оружием». В храме в Мединет-Хабу имеются превосходные изображения этой битвы. Египтянам удалось оттеснить корабли пришельцев к берегу, после чего расстрелять их из луков.
Несмотря на все победы, заявленные Рамзесом, ему все же пришлось смириться с тем,что народы моря осели в Палестине.

Культура Древнего Египта

История культуры Древнего Египта делится на следующие этапы: додинастический период (V-IV тыс. до н.э.), Раннее царство (ок. 3000 – 2000 г.г. до н.э.), Древнее царство (XXVIII – XXIII вв. до н.э.), Среднее царство (XXI – XVIII вв. до н.э.), Новое царство (XVI – XI вв. до н.э.), Поздний период (XI – IV вв. до н.э.). Сфинкс как олицетворение тайной мудрости – универсальный символ цивилизации Древнего Египта, имеющий облик фантастического существа с человеческим лицом и телом льва. Он раскрывает загадку сущности человека, которая мыслилась египтянами как сочетание духовного и природного естества, мыслительной и физической силы. Выступая в качестве посредника между царством живых (бога Ра) и царством мертвых (бога Осириса Сфинкс выступает олицетворением фараона, имеющего двойную природу: божественную и человеческую. Священный атрибут богов, знак их мудрости и власти, - анкх, или египетский крест с петлей, «ключ Нила». Он символизирует жизнь как точку сообщения между мирами – божественным и земным, духовным и материальным. Анкх выражает фундаментальную для древнеегипетской культуры идею бессмертия человеческого существования Пирамиды строились для фараонов и знати Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства изготовления мумий и бальзамирования. архитектуры (пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена, Микерина), в скульптуре (статуи царевича Рахотепа и его супруги Нофрет), в живописи (росписи гробниц в Саккаре, в Луксоре) и в литературе («Тексты пирамид»). Изобразительное и монументальное искусство несет на себе печать египетской культуры в целом. Важнейшая составная часть культуры Древнего Египта – рисуночное символическое письмо (иероглифы). В духовной культуре особое значение приобретают просвещение (создание при дворцах фараонов, а затем и в храмах первоначальных школ, позднее в крупных государственных учреждениях, где шло обучение чтению, письму, счету); техника (мотыги, арки, гончарный круг, журавль, водоподъемное колесо и др.);. В целом следует считать, что зарождение и развитие научных представлений египтян тяготело к естественным наукам.

 

16 вопрос
III династия Ура (2118-2007 гг. до н. э.)

После изгнания гутиев господство в Месопотамии переходит к могущественным царям III династии Ура, одного из древнейших городов Шумера. Огромное количество надписей, сохранившихся от этого времени, даёт яркое представление о хозяйственном, общественном и государственном строе этого времени, а также о внешней политике царей Ура. Объединение всей Месопотамии в единое и централизованное государство дало новый толчок развитию земледельческого хозяйства. Центральное правительство особенно заботится о содержании в порядке и расширении ирригационной сети. Проводятся новые каналы, остатки которых сохранились до нашего времени близ Уммы. Особенного расцвета достигает крупное государственное хозяйство, которое к этому времени почти полностью поглотило храмовое хозяйство. О государственном хозяйстве мы располагаем большим количеством данных благодаря хорошо сохранившимся многочисленным документам хозяйственной отчётности. Судя по этим документам, обширные земельные владения, принадлежавшие государству, обрабатывались при помощи труда рабов, рабынь и в значительно меньшей степени при помощи труда свободных наёмных работников. Очевидно, классовое расслоение достигло в это время значительных размеров. Разложение старых сельских общин привело к выделению из их среды, с одной стороны, зажиточных средних слоев, с другой стороны — разорившихся бедняков, которые либо совсем утеряли свои земельные наделы, либо сохранили лишь карликовые поля. Эти бедняки, для того чтобы прокормить свою семью, должны были работать за скромное вознаграждение натурой в поместьях крупных аристократов или в государственном хозяйстве. Постепенно, всё более и более разоряясь, они с течением времени попадали в долговую кабалу или обращались в рабство. Яркую картину резкого классового расслоения даёт один документ этого времени, в котором указываются размеры земельных владений различных лиц, живших в Лагаше. Так, верховный жрец имел 36 га земли, его помощник — 18 га, заведующие хозяйством — по 15 га, в то время как мелкие землевладельцы имели лишь от 5/6 до 1 1/2гa земли.

Значительного развития достигают и другие виды сельского хозяйства, в частности скотоводство и садоводство, на что указывают соответствующие надписи. С развитием сельского хозяйства тесно связано и развитие ремесленного производства, что видно из ряда документов, содержащих отчёты о продукции больших ремесленных мастерских, в которых изготовлялись корзины, обрабатывались шерсть, металлы и т. д. Сохранились и отчёты складов, в которых хранились кожи, шерсть, дерево и медь. Хозяйство в целом всё ещё сохраняло свой древний натуральный характер. Близ Ниппура был построен огромный склад, где хранились зерно, овощи, плоды и другие продукты, поступавшие в Ниппурский храм в качестве натуральных повинностей от населения. Однако наряду с этим всё больше развивается как внутренняя, так и внешняя торговля. До нас дошли отчёты лавок, которые торговали самыми разнообразными продуктами и предметами. В связи с развитием торговли всё чаще применяются весовые металлические деньги, главным образом в виде слитков серебра.

Государство строго централизуется и находится под властью единого обоготворявшегося царя. Патэси, которые ранее были самостоятельными правителями маленьких, почти независимых государств, ныне превращаются в наместников царя, простых чиновников, послушных воле верховного властителя. Надписи говорят о том, что патэси были слабо связаны со своим городом и что царь их часто переводил из одного города в другой. Патэси сосредоточивал в своих руках административные, судебные, финансово-податные функции и в своей деятельности был тесно связан с храмами, имея возможность пользоваться их хозяйственными ресурсами. Об усилении центральной власти говорит и появление древнейшего судебного кодекса, обломки которого сохранились до наших дней. Этот судебник устанавливает нормы семейного права, наследования и усыновления. Законодателя особенно интересуют вопросы аренды, охраны фруктовых садов, ответственности пастуха за вверенный ему скот, а также наказания за укрывательство беглых рабов. Помимо того, сохранились статьи, жестоко каравшие строптивых рабов.

Очень много ценных сведений относительно хозяйственного и общественного строя Аккада после падения III династии Ура сохранилось в сборнике законов Билаламы, царя Эшнунны, роскошный дворец которого был раскопан на месте современного Тель-Асмара. Эти законы, относящиеся к XX в. до н. э., регулируют хозяйственную жизнь и взаимоотношения между свободными людьми, как богатыми рабовладельцами, так и менее зажиточными и возможно не всегда полноправными представителями средних слоев населения (мушкену), наконец, бедняками, продававшими свой труд, и рабами. Судя по некоторым статьям этого сборника законов, многие бедняки, очевидно, выходцы из сельских общин, поступали на работу к зажиточным земледельцам, причём?6?

17 вопроc Старовавилонское царство
Расположение Вавилона было очень удобным и для нападения, и для обороны. Он находился в центральной части долины, там, где Тигр сближается с Евфратом. Здесь брала начало ирригационная система - основа жизни всей Южной Месопотамии, сходились важнейшие сухопутные и речные пути.
Расцвет Вавилона приходится на время правления шестого царя 1-й Вавилонской династии - Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н.э.), который был выдающимся государственным деятелем, умелым дипломатом, хорошим стратегом, законодателем и организатором. Заключив союз с Ларсой, он начал захват городов юга. Затем, с помощью нового союзника - Мари, где правил Зимрилим, он разгромил сильное государство Эшнунну. Затем он разрывает договор с Мари и нападает на него. Он подчиняет его себе, а после восстания Зимлирима повторно нападает и уничтожает дворец правителя и стены города. На севере осталась ослабевшая Ассирия, крупнейшие города которой (Ашшур, Ниневия и другие) признали власть Вавилона.
Хаммурапи издал сборник законов, контролирующих почти все сферы жизни общества. Вот несколько статей из этого сборника:
Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил домовладельца, этот строитель должен быть казнен.
Если врач сделает свободному человек операцию и сделает ее неудачно, то ему надо отрубить кисть руки.
Если свободный человек помогает укрывать раба, то его следует казнить.
Эти законы были высечены на больших базальтовых столбах и эти столбы были выставлены в разных концах страны.
Во времена Хаммурапи наблюдается расширение посевных площадей. Роются новые канала, особенно прославился грандиозный канал, названный Рекой Хаммурапи. Развивается в крупных масштабах и скотоводство. Появляется множество ремесленников. Вавилон занимается активной внешней и внутренней торговлей. Из Вавилона вывозили зерно, финики, масло, ремесленные изделия. Ввозили металлы, камень, дерево, рабов, предметы роскоши.
Вавилонское общество состояло из трех слоев населения. Свободный человек именовался авелум - "человек", или мар авелим - "сын человека". Это мог быть и крупный торговец, и мелкий ремесленник, и крестьянин. Это был слой свободных граждан. Зависимый человек назывался мушкенум - "склоняющийся ниц". Это были люди, работающие на царской земле и обладавщие ограниченными гражданскими правами. Хотя они могли иметь рабов, личное имущество, и их права защищались в суде. Низший слой вавилонского общества состовляли рабы - вардум. Это были военнопленные, люди, попавшие в долговое рабство, обращенные в рабство за какие-то преступления. Однако рабы могли иметь некоторое имущество. Рабовладелец, имевший детей от рабыни, мог включить их в число своих наследников.
Во главе государства стоял царь, который обладал неограниченной властью. В его руках находилось около 30-50 процентов всех земель. Эти земли он иногда сдавал в аренду. Волю царя и испольнение царских законов выполнял царский суд. Финансово-податное ведомство занималось сбором налогов, которые взымались серебром и натурой с урожая, скота, продуктов ремесла. Царская власть опиралась на армию, формировавшуюся из отрядов тяжело- и легковооруженных воинов - редум и баирум. Воины получали за службу земельные наделы, иногда с садом, домом, скотом. За это воин должен был исправно нести службу. Огромный бюрократический аппарат, который контролировал царь, исполнял воля царя на местах. При этом царские чиновники - шакканакку вступали в тесный контакт с представителями местной адмистрации: общинными советами и старостами общин - рабианум. Главным богом Вавилонского царства стал когда местный бог города Вавилона - Мардук, который стал считаться верховным богом, творцом людей и животных.
Обострение внутренних противоречий, массовое разорение крестьян, воинов, внешнеполитические трудности стали сказываться уже в правление сына Хаммурапи - Самсу-илуны (1749-1712 гг. до н.э.). На юге вавилонян теснят эламиты, которые захватывают шумерские города. Отпадает Исин, где царь Илумаилу основал новую династию. На северо западе появляется новое государство - Митанни, которое отрезает Вавилонию от основных торговых путей, ведущих в Малую Азию и на Средиземноморское побережье. На территорию царство проникают воинственные племена касситов. И, наконец дерзкий поход хеттов в Вавилонию в 1595 году до н.э., завершившийся захватом и разорением самого Вавилона, кладет конец правлению 1-й Вавилонской династии и завершает трехсотлетний Старовавилонский период.

18 вопрос
1792-1750 до н.э. Правление вавилонского царя Хаммурапи, расцвет Вавилонии.
Царь Хаммурапи пришёл к власти в Вавилоне в 1792 году. В самом начале своего правления он признал свою зависимость от ассирийского царя Шамшиадада I. Воспользовавшись помощью Римсина из эламской династии в Ларсе, Хаммурапи на 7-м году своего царствования завоевал Урук и Исин. Двумя годами позднее, пытаясь примирить жителей завоёванных областей со своей властью, царь построил канал «Хаммурапи-изобилие», который имел большое хозяйственное значение. После смерти ассирийского царя Шамшиадада Хаммурапи способствовал изгнанию его сына и восхождению на престол представителя старого царского дома Мари – Зимрилима. В государстве Мари начался новый расцвет. Хаммурапи и Зимрилим стали союзниками.
К 15-16-му годам своего правления царь Вавилона был одним из самых могущественных правителей Двуречья. Однако вскоре обострение отношений с правителем Ларсы Римсином создало для Хаммурапи тяжёлую политическую обстановку. И в 30-м году своего правления вавилонский царь начал завоевывать своих врагов. Он победил войска Эшнунны и Элама, захватил Ларсу, подчинил царство Мари и соседние с ним области. Так как Зимрилим не делал подчиняться власти Хаммурапи, вавилонский царь разгромил Мари, разрушив при этом пышный дворец Зимрилима. Также Хаммурапи подчинил своей власти область вдоль течения Тигра, в том числе Ашшур.
Благодаря обширным завоеваниям, Хаммурапи стал хозяином путей на восток, север и запад, расширил территории, с которыми торговало Вавилонское царство. Огромным достижением вавилонского царя было создание свода законов, который содержал значительно больше статей, и был более упорядоченным, чем ранее известные законодательные сборники. Хаммурапи сошел с престола в 1750 году до н.э.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...