Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Камбиз, завоевание Египта и переворот Гауматы.




 

Камбиз (529-523 гг. до н. э.) и завоевание Египта персами

 

О царствовании Камбиза нам известно по рассказам греческих историков и по египетским надписям, относящимся ко времени завоевания Египта персами. Камбиз вступил Египта персами на престол в качестве старшего сына Кира и законного престолонаследника. Однако при его вступлении на престол в стране начались смуты. Отдельные страны, завоёванные Киром, но экономически очень мало связанные с Персией, не вошли ещё органически в состав Персидского государства. Отдельные народы, покорённые Киром, ещё помнили о своей былой независимости и, естественно, при первой возможности должны были восстать, чтобы вернуть себе свою свободу. И. В. Сталин писал: «Великие государства Кира или Александра не могли быть названы нациями, хотя и образовались они исторически, образовались из разных племён и рас. Это были не нации, а случайные и мало связанные конгломераты групп, распадавшиеся и объединявшиеся в зависимости от успехов или поражений того или иного завоевателя». Отдельные народы, покорённые Киром, но не связанные прочно с Персией, воспользовались смертью завоевателя и отпали. Камбизу пришлось потратить много усилий, для того чтобы подавить восстания. Возможно, что к этим восстаниям был причастен и второй сын Кира, который в Бехистунской надписи назван Бардия, а в труде Геродота Смердисом. По словам Ксенофонта, «когда Кир умер, между его сыновьями тотчас же начались распри, тотчас же начали отпадать города и племена». Очевидно, для того чтобы укрепить своё положение в качестве полновластного царя Персидской державы, Камбиз убил своего брата Бардию, причём, как говорится в Бехистунской надписи, «когда Камбуджий (Камбиз. — В. А.) Бардию убил, народу неизвестно было, что Бардия убит».

Укрепившись на престоле и восстановив свою власть над восставшими народами, Камбиз стал готовиться к походу в Египет с целью продолжить завоевательную политику Кира. Египет, несколько усилившийся при предприимчивых фараонах XXVI саисской династии, гордый своей тысячелетней древней культурой и своим былым могуществом, всё ещё казался опасным соперником персидского царя. Египетский фараон Яхмос II (Амазис) пытался укрепить экономическое и военное могущество Египта, развивая торговлю Египта с греками и вербуя греков в качестве наёмников в египетскую армию. Кроме того, фараон заключил союз с Кипром, Лидией, Вавилоном и островом Самос. Однако быстрое усиление Персии выбивало последние козыри из рук слабеющего и внутренне немощного Египта. Вавилон и Лидия были покорены Киром. Кипр, Поликрат Самосский и даже начальник греческих наёмных отрядов иониец Фанет, служивший ранее Яхмосу II, перешли на сторону Камбиза. Таким образом, Египет, потеряв своих союзников, должен был один лицом к лицу встретить грозного персидского завоевателя, перед которым склонилась вся Западная Азия и I войска которого надвигались на Египет подобно лавине.

 

Опираясь на свою громадную армию и на сильный флот своих союзников — финикийцев, кипрян и самоссцев, Камбиз в 526 г. до и. э. выступил в поход против Египта. В этом походе Камбиза сопровождали бывший лидийский царь, престарелый Крез, которого греческие историки изображают в виде умудрённого житейским опытом старца, и Силосон, брат Поликрата Самосского. Камбизу удалось заключить соглашение с вождём арабских племён, который снабжал водой персидское войско во время перехода через Синайскую пустыню.

 

В то время, когда огромное персидское войско приближалось к Египту, умер Яхмос II, крупный политический деятель того времени, умело пользовавшийся поддержкой греков. На престол египетских фараонов вступил Псамтик III, который не смог оградить своей страны от натиска врагов и сохранить независимость своего государства. Несмотря на то что египетские войска оказали упорное сопротивление как во время битвы при Пелузии, так и при осаде Мемфиса, персы одержали полную победу над египтянами и покорили Египет (525 г. до н. э.). Опасаясь персидского нашествия, добровольно покорились персам некоторые племена Северной Африки, жившие к западу от Египта. Так, по словам Геродота, «судьба Египта устрашила живших по соседству с Египтом ливийцев, которые и сдались персам без боя, сами наложили на себя дань и послали подарки Камбизу. Подобно ливийцам поступили, будучи также перепуганы, киреняне и баркияне».

 

Греческие историки рассказывают о жестоком терроре, который. Камбиз установил в Египте. Страбон сообщает, что Камбиз ежёг Серапей и Мемфис, а Диодор говорит, что Камбиз разграбил Рамессей. Описывая злодеяния Камбиза, Геродот называет его «безрассудным и сумасшедшим человеком», который в припадке безумия убил копьём священного быка древних египтян Аписа, ударом ногой в живот убил свою беременную жену Роксану и вообще страдал «тяжким умопомешательством». Свидетельства греческих историков о жестокостях и тираническом правлении Камбиза в Египте в некоторой степени подтверждаются элефантинскими папирусами, в которых говорится о том, что «Камбиз разрушил все храмы египетских богов». В одной египетской надписи этого времени говорится о «величайшем ужасе, охватившем всю страну, подобного которому никогда не было». Однако все эти сообщения несколько преувеличены. Очевидно, завоевательная и деспотическая политика Камбиза вызвала большую оппозицию в Мидии и в целом ряде стран, вошедших в состав Персидской державы, взрыв патриотических чувств в Египте и тревогу во всём греческом мире. В Египте начались волнения, которые вызвали ответные репрессии персов, в частности убийство Псамтика III, последнего египетского фараона XXVI династии, который, по словам Геродота, «был уличён в возбуждении египтян к восстанию». Поэтому не удивительно, что особенно в греко-египетских кругах возникли преувеличенные рассказы и даже почти легенды о жестокостях, деспотизме и безумии Камбиза. Эти легенды нашли своё яркое отражение в трудах греческих историков, в частности в книге Геродота. Морализирующая греческая историография противопоставляла «гуманного и справедливого» Кира «жестокому и безумному» Камбизу, и в том и в другом случае, конечно, допуская преувеличения. Так, Геродот говорит, что персы «Камбиза называют господином (буквально «деспотом». — В. А.), а Кира отцом», так как Камбиз был «суров и высокомерен», а Кир был «благодушен и всё делал на пользу подданных».

 

Однако, как видно из египетских документов, в частности из надписи египетского первосвященника храма богини Нейт в Саисе, Уджагорресента, мы узнаём, что Камбиз после завоевания Египта продолжал политику Кира по отношению к завоёванным странам. Камбиз довольно часто не только не преследовал египетскую религию, но, наоборот, судя по надписи Уджагорресента, опирался на некоторые круги египетского жречества, которые пошли на соглашение с персами. Так, Уджагорресент рассказывает, что Камбиз восстановил храм богини Нейт в Саисе, принял древнеегипетское имя и титул египетского фараона и даже был посвящён в религиозные мистерии богини Нейт. Следовательно, Камбиз уже не так резко выступал против египетской религии, как об этом пишут греческие историки. Уджагорресент с гордостью сообщает о том, что по его просьбе Камбиз приказал «выгнать всех азиатов, которые осели в храме Нейт, разрушить все дома их, которые в этом храме... омыть храм Нейт, возвратить ему всех его людей и часовых жрецов. Приказал его величество давать дары и жертвы Нейт великой, матери великих богов, которые в Саисе, как и было прежде».

 

Камбиз не ограничился завоеванием Египта и сделал несколько попыток завоевать другие африканские страны, покорить Карфаген, оазисы и далёкую Эфиопию. Однако его попытки не увенчались полным успехом. Финикийский флот отказался выступить против своих карфагенских единоплеменников; экспедиция, посланная в оазисы, погибла в песках пустыни; войскам Камбиза не удалось завоевать всю Эфиопию. Только полугреческая область Киренаика и соседние области признали власть Камбиза. Возможно, что и оазис Эль-Хардже был занят персидскими войсками.

Конец царствования Камбиза был ознаменован большими восстаниями, глубоко потрясшими Персидское государство. Население многочисленных стран, завоёванных Ахеменидами, открыто выражало своё недовольство завоевательной политикой персидских царей, которая тяжёлым бременем ложилась на плечи простого народа. В Бехистунской надписи говорится: «Когда Камбиз в Египет отправился, народ враждебным стал и лжи в стране много стало, как в Персии, так и в Мидии, а также в других странах». Воспользовавшись этим недовольством широких масс народа, продолжительным пребыванием Камбиза в Египте и, может быть, его неудачным походом в Эфиопию, один из индийских жрецов (магов) по имени Гаумата, выдававший себя за Бардию, убитого брата персидского царя, поднял восстание против Камбиза. Это восстание было, очевидно, организовано индийским жречеством и аристократией с целью восстановления независимости Индийского государства и укрепления социально-экономического положения индийской аристократии. Обещая народу на три года освобождение от воинской повинности и уменьшение налогов, Гаумата сумел собрать вокруг себя довольно значительные силы. После смерти Камбиза во многих частях Персии начались восстания, направленные против персидского владычества. Большое Персидское царство, быстро созданное, стало быстро распадаться. Персидское государство было очень непрочным государственным образованием, лишённым внутреннего экономического единства.

31 вопрос
В конце 4 в до н.э. (326г. до н. э.) После того, как Александр Македонский сокрушил династию ахеменидов некоторые местные племена и государства Индии покорились греко-македонцам или были сокрушены силою. один из Кшатриев Сандрокотте(по сведениям античных историков)=Чандрагупта прибыл ко двору Александра дабы убедить его захватить Индию полностью и низвергнуть с престола царя Нандов, но из-за усталости войск Александра и ожесточенного сопротивления местного населения греко-Македонские войска пустились в обратный путь. После 323г. (смерть Александра) Чандрагупта изгоняет оставленные Александром гарнизоны и ведет успешную борьбу с царем Магадхи.он одержал победу над правителем Магадхи и прошел церемонию помазания на царство в ее столице – Паталипутре (совр. Патна)
Чандрагупта и основал династию Маурьев. (317-180 года до н.э.)-наиболее важную в древнеиндийской истории.
Северная Индия от Пенджаба до Бенгалии была подчинена им.
Он создал армию, аппарат правления, отстоял независимость от партизан Селевка 1 (один из военачальников, а затем и последователей Александра)За 500 слонов и брачный союз Селевк оставляет попытки подчинить Индию.
В 297 году передает правление своему сыну Биндусару. А тот в свою очередь Ашоке

Вопрос 32
Расцвета держава Маурьев достигла в середине 3 века до н.э. При внуке Чандрагупты Ашоке. Он воссоздал мощное, сильное и хорошо административно-организованное государство.
Важнейшим источником для этого времени являются многочисленные надписи Ашоки(эдикты), высеченные на камне. эдикты посвящены изложению благочестия государя и содержат наставления ко всем подданным подражать в этом отношении владыке.
Его держава простиралась от устья Инда до устья Ганга и от Кабула до южной оконечности Декана.Вошедшие в Маурийскую державу страны образовали несколько обширных провинций: Северо-Западная провинция с центром в Таксиле, Западная со столицей в Уджаине. Восточная провинция представляла собой Калингу, завоеванную Ашокой в ходе жестокой войны. Политический строй и административный аппарат прежний. Лишь раз в три-пять лет царь Магадхи отправляли специальных чиновников для контроля положения на местах и демонстрации прав на подвластную им территорию.
Отсутствие экономического единства страны и рыхлость не политического устройства способствовали особой роли идеологии- религиозно-этические ценности составляют основное содержание царских Эдиков.
Ашоке делает буддизм государственной религией, ре формирует аппарат управления - организует индийскую систему по примеру ахеменидов, наследует персидский царский титул(царь царей, великий царь)
Раджи становятся царскими чиновниками, наместниками в областях и образуют совет раджей - совещательный орган при царе. панку-народное собрание, состоявшее из представителей разных общин для обсуждения проблем повседневной жизни. Во время правления Ашоки создано 5 областей. Во главе стояли его родственники. Каждая из областей делилась на более мелкие во главе с раджами.
Ашока никого не принуждал менять свою веру. "Указы о веротерпимости"
Правители стремились сосредоточиться в своих руках финансовое управление и увеличить доходы государственной казны, сурово подавляя всяческое недовольство.
Ашока настойчиво провозглашал свое стремление к " завоеванию праведностью" всего мира. Именно с этой целью рассылал специальные миссии, которые должны были проповедовать истинность учения Будды и рассказывать о благочестии царя Магадхи.
Львы с капители Ашоки являются национальной эмблемой Индийской республики-возникшее в этот период культурное единство сохранилось навеки.

Вопрос 34. Возникновение цивилизации в Китае.Шан Инь
Древнекитайский очаг земледельческого неолита возник примерно в VI - V тысячелетиях до н. э. в бассейне Хуанхэ. Это хорошо известная специалистам культура Яншао. Расписная керамика и навыки выращивания зерновых культур, прежде всего чумизы, равно как и знакомство с одомашниванием скота (свинья), позволяют, наряду с некоторыми другими аналогичными факторами, ставить вопрос о ее генетической связи с аналогичными культурами расписной керамики более западных регионов, в частности ближневосточного, где происходила неолитическая революция и откуда шло массовое расселение неолитических земледельцев. И хотя этот взгляд на генезис китайского неолита вызывает возражения, значимость которых усилилась за последние годы в связи с открытием юго-восточноазиатского центра незернового земледельческого неолита (таро, ямс, батат, бобовые), тем не менее многое, включая и некоторые новые археологические раскопки в западных районах Китая, по-прежнему говорит о том, что своими навыками в сфере зернового земледелия и тем более практикой росписи и формами орнамента на керамике культура Яншао обязана более ранним западным вариантам единой серии культур расписной керамики Евразии.

Специальное изучение проблем генезиса китайской цивилизации показало, что и последующие кардинальные нововведения в сфере материальной культуры были связаны, по меньшей мере частично, с инфильтрациями извне. Речь идет не о миграциях в массовом масштабе; миграции были, видимо, минимальными. Хорошо известно, что преобладающим расовым типом на древнекитайской равнине издревле были монголоиды (вкрапления европеоидно-австралоидных расовых типов единичны), и именно это весьма существенно отличает древнекитайский очаг цивилизации от всех остальных, по крайней мере в Старом Свете. Но, несмотря на это, воздействия извне играли едва ли не решающую роль как в процессе трансформации культуры Яншао в неолит черно-серой керамики луншаньско-луншаноидного типа, для которого были характерны ближневосточные виды злаков (пшеница, ячмень) и породы домашнего скота (корова, овца, коза), гончарный круг и иные нововведения, к тому времени (II тысячелетие до н. э.) уже хорошо известные к западу от Китая, так и при переходе от неолита к эпохе бронзы.

Бронзовый век в Китае зафиксирован археологами с середины II тысячелетия до н. э., причем как темпы его появления и расцвета, так и высокий уровень бронзолитейного дела в сочетании с рядом иных важных нововведений, как, например, письменность, практика строительства пышных дворцов и сооружения гробниц, искусство резьбы по камню, высококачественная отделка утвари, украшений, оружия и многие иные аксессуары развитой урбанизации, позволяют предполагать, что цивилизация бронзового века в Китае (эпоха Шан-Инь) очень многим обязана культурным влияниям извне. Если учесть, что иньцы были монголоидами, трудно опять-таки говорить о миграциях в сколько-нибудь существенных размерах наподобие, скажем, арийской в Северной Индии. Но несомненно, что в какой-то степени такого рода миграции все же имели место. Об этом наиболее убедительно свидетельствуют иньские боевые колесницы, запряженные лошадьми. Ни лошадей, ни колесниц доиньский Китай не знал, но зато и то, и другое было хорошо известно в ближневосточной древности, о чем уже упоминалось. Идентичность иньских колесниц индоевропейским ныне уже совершенно очевидна для специалистов, и это, в сочетании с данными некоторых лингвистических исследований о наличии в древнекитайской лексике определенного количества индоевропейских корней, позволяет с немалой долей уверенности предполагать, что мигрировавшие в сторону Средней Азии в середине II тысячелетия до н. э. индоевропейские племена могли сыграть определенную роль в процессе генезиса китайской цивилизации, предстающей ныне перед наукой в виде раскопанного археологами иньского городища в Аньяне (XIII--XI вв. до н. э,) и всей династии Шан-Инь.Иньцы значительно превосходили окружающие их народы с военной точки зрения — у них было профессиональное войско, использовавшее бронзовое оружие, луки, копья и боевые колесницы. Иньцы практиковали человеческие жертвоприношения — чаще всего в жертву приносились пленные.В XI веке до н. э. государство Шан было завоёвано коалицией народов во главе с правителем раннего государственного образования Чжоу — У-ваном.

Вопрос 35. ЧЖО́У, династия (и государство) в Древнем Китае (1027 — ок. 250 г. до н. э). Была основана У-ваном — вождем племени Чжоу, захватившим территорию государства Инь и положившим начало новой династии. Эпоха Чжоу делится на два периода: Западное Чжоу (1027 — 771 до н. э.) и Восточное Чжоу (770 — ок. 250 до н. э.).
Несмотря на сохранение преемственности правящей династии, эпоха Чжоу не является единым целостным периодом в истории древнего Китая. В эту эпоху произошли, закрепились и развились многочисленные изменения, затронувшие все сферы жизни страны.
Западное Чжоу
Племя Чжоу (происхождение и языковая принадлежность его неизвестны) входило в состав протогосударства Инь (Шан)). Правители Чжоуского государства носили родовую фамилию Цзи. Родоначальником чжоусцев был Хоу-цзи.
В 1027 до н. э. (по другим данным, в 1122 до н. э., в 1045 до н. э. и даже в 911 до н. э.) чжоуский племенной вождь У (впоследствии У-ван) нанес сокрушительное поражение войскам государства Инь (Шан) в битве при Муэ и захватил его территорию. Большая часть населения Инь (Шан) была обращена в рабство.
Так как китайская история чжоуского периода еще недостаточно изучена, существуют определенные разногласия по вопросу о датировке начала развития феодальных отношений в Китае. Некоторые исторические школы относят начало этого процесса еще к периоду Западного Чжоу, другие — к периоду Восточного Чжоу. Однако несомненно то, что уже вскоре после установления династии сначала на периферии, а затем и в центральных районах страны возросла власть местных правителей, а чжоуский ван, постепенно теряя реальную верховную власть, превращался едва ли не в номинальную фигуру.
Примерно через два столетия после учреждения новой династии в государстве начались усобицы между региональными князьями, которые фактически поделили между собой не только административную, но и военную власть в отдельных частях Китая.
Восточное Чжоу
К 8 в. до н. э. относится начало династии Восточного Чжоу, а также периода Чуньцю («Весна и осень»), продлившегося до середины 5 в. до н. э. В другой традиции этот период именуется также Лего («Разделенные царства»).
В период Чуньцю Китай был разделен на два десятка небольших враждующих друг с другом княжеств, номинально подчинявшихся чжоускому вану, а фактически независимых. Технологическое, военное и экономическое превосходство империи Чжоу перед соседями было настолько существенным, что в данный период Китай не испытывал серьезной внешней угрозы, что позволило стране довольно долго без особой опасности существовать в условиях подобной раздробленности.
5 в. до н. э. знаменует собой начало нового этапа в истории чжоуского Китая — периода Чжаньго («Сражающихся царств», или «Воюющих царств»). Фактически на китайской исторической арене в этот период остаются лишь семь почти полностью независимых от вана государств: Чу, Цинь, Чжао, Ци, Вэй, Янь и Хань. Эти царства, постоянно конфликтуя между собой, зачастую образовывали непрочные союзы, преследовавшие цель нанести максимальный ущерб общему противнику. Однако в течение долгого времени на территории Китая сохранялся известный баланс сил, и ни один из местных властителей не мог добиться принципиального преимущества над своими соперниками.

Вопрос 36. За относительно мирное время периода Лего царство Цинь отстало в развитии от других царств к востоку. Отношение к Цинь было подозрительным, потому что население Цинь во многом состояло из китаизированных полуварваров, которых считали потомками степных жунов. После распада царства Цзинь наибольшее значение приобрело царство Вэй- восточный сосед Цинь. Стратегическиее заставы, через которые открывался коридор на запад, были утрачены Цинь в ходе боевой кампании, поднятой Вэй, во главе войск стоял знаменитый У Ци, в некоторых битвах на стороне Вэй участвовали также союзные Чжао и Хань. Цинь утратило земли к западу от Хуанхэ.
Ощущая себя отставшими от других царств, правители Цинь после поражений вынуждены были искать пути модернизации, которой занялись Сянь-гун и Сяо-гун. Важную роль в реформах сыграл Шан Ян (商鞅), сформулировавший теорию и законы управления государством в начале периода Чжаньго. Согласно теории Шан Яна, все люди одинаковы, и для наведения в стране порядка необходимы строгие законы и суровые наказания. Под руководством Шан Яна государство Цинь превратилось в отлаженную машину, в которой были недопустимы преступления и бунты. Шан Ян упразднил аристократию, ликвидировав наследственные привилегии (за исключением царского рода), положение определялось только личными достижениями.
Реформы Шан Яна привели, тем не менее, к заметному усилению царства Цинь, ввели строгие законы и централизованную власть. Несмотря на казнь Шан Яна, никто из последующих правителей не отменял его нововведений, и сила царства Цинь привела к тому, что Хуэйвэнь-ван провозгласил себя ваном.
В результате реформ Шан Яна царство Цинь стало расти и богатеть. Цари запускали долгосрочные проекты по строительству дорог, ирригационных каналов, стен для обороны от врагов, привлекая множество рабочих.
Огромные успехи были достигнуты в армии. Ранее армией руководили аристократы, и в армии господствовали феодальные отношения. Теперь генералами становились выходцы изо всех слоёв общества в зависимости от умения и квалификации. В войсках царила дисциплина, войска постоянно производили учения. Армия выросла до огромных размеров. В 318 до н. э. коалиция из пяти царств была повержена только контратаками Цинь, и потерпела поражение за счёт отсутствия координации.
В результате реформ возникли мощные государственные программы, привлекалось много рабочих для обеспечения страны и армии продовольствием. Были заняты плодородные царства, спрятанные в горах и защищённые от атак других царств.
Впоследствии Цинь стало самым могущественным, и постепенно победило все остальные царства, объединив Китай в единой империи.

37.
4 в днэ. Тенденция к объединению. Предпосылки:
*развитие товарно-денежных отншений, налаживание хоз-ва между царствами.
*4-3 вв днэ широко распрост металлич монета – происходит стихийная унификация, но мешают таможенные режимы.
*консолидация этнич общности др китайцев. Этнич самосознание связывается с представлением о том, что населенная ими(хуася) тер-рит это центр Поднебесной. Концепция «Срединных царств».
Объединение царств – логично: меньше вражеских царств – меньше политических конкурентов. Многие царства претендовали на роль юбъеденителей. Что бы быть максимально независимыми, и получить больше шансов претенденты на роль объединителя создают союзы с отдаленными царствами. Так:
• «вертикальный союз» Чжао и Чу
• «Горизонтальный союз» Цинь и Ци. 228г днэ правители договорились разделить сферы влияния: Ци – Восточный Император, циньский – Западный Император.
По началу преуспевает Чу, но в 246 г днэ на престол Цинь вступил 13-летний Ин Чжэн. 228г – он подавил заговор против своей власти и укрепился, вскоре наал воен действия. 230г Цинь наносит поражение Хань. К 221 г завершился процесс объединения.
Цинь Шихуан – «Первый император династии Цинь». Это и есть Ин Чжэн.
Эта династия просуществует 14 лет, но из-за нее сформируется диспотия.
Внутр политика Цинь-Ши..:
1. Ликвидация последствий раздробленности.:
a. Тер. Поделена на 36 адм округов Гранници не совпадали с естеств-географич. И границами предних царсв. Округ состоял из уездов: волости: общины.
b. Во главе округов начальники,назначаемые императором(И), при них окружное управление. Чиновники окруж.упрп подчинялись центру.
c. Командующий войсками в округе – 2-й после начальника.
d. Нач округа назначал нач уездов, из замов.
e. Адм. Власть в низовх еиницах у выборных старейшин.
2. Гос власть:
a. Император
Единоличник
b. Два советника
Исполнительная власть, они отвечают за проведение законов
c. Центральные ведомства
они были судебными, военными, ведомство, обслуживающее царскую семью и др. особое ведомство проводило инспекции – тайное око.
3. Единое законодательство на всей тер.
a. В основе уголовного зак-ва – сис-ма оручительства. Ответчики не как у Шан Яна, а члены семьи. Распрост только на простолюдинов.
b. Наказания из законов Шань Яна. Жестокие оень. Разные виды смертной казни и др.
4. Унификация монеты, мер весов, письменности. Для налого облажения.
5. Монетная реформа(чеканка новой).
Внешняя политика:
Она направлена против хунну(сюнну).
215 г днэ армия И нападает на сюнну и одерживает победу.
216г закрепляются И армия на северном берегу Хуанхэ. => восстановление старой граници по стене Чжао. После этого И решает построить Великую стену. Он переселяет на новые терртории китайцев и созжает 44 нов уезда.
214 г днэ война против племени юэ наюго-востоке, приморье. Первые 3 года проигрывал И, т.к тропики, лихорадки, местные жители набегают. Тогда И объявил доп мобилизацию. Его армия перешла через горные хребты и захватила гос образования юэ – Наньюэ и Аулак. На их землях новые круга. Но власт над территорией лишь номинальна.

Народная война при Цинь Шихуане, конец 3 в днэ.
Уже в 227 в И пытались убить, но не вышло.
В 218 году новое покушение.
216 г – то же.
С 212 он постоянно переезжает из дворца во дворец(тоже что и СталинJ)
При ЦШ:
• Увелич налоги – 2/3 урожая, т.к строит-во, войны…
• Всеобщая воен повинность, совершеноление юноши.
• Старая наследственная знать, вновь хочет своих порядков.
После смерти ЦШ:
1. 209-208гг - Восстание бедоты. На их сторону переходят войска правительства. Старейшины избирают лидера восстания царем.
2. Изменения в социальном составе восстания: к ним примыкают старая знать, недовольные чиновники.Лю Бан захватил столицу САНЬЯН в 207 г.
Итог: Империя поделена между Лю Банном – ванн Хань и Руководителем др армии Сян Юй – ВАНОМ Чу. Между ними борьба.
У Сян Юйя больше воинов, но Лю Бан имеет лучшую репутацию и на го сторону переходят, т.к:
*Уважает местную знать
*строгая дисциплина в армии, непозволявшая мародерствовать и др.
*Сян Юй был жестким и жестоко расправлялся со всеми.
Январь 202 года Лю Бан победил и создал империю Хань, назвал себя И Гао-цзу.

38.
Внутр поли-ка первых правителей:
Гао-цзу нужно восстановить экономику. Он ведет политику уступок низам и уменьшения налогов:
• Воины, захватившие с ним столицу получали наделы земли возле нее и на 12 лет освобождались от труд повинностей.
• Семьи с новорожденными освобождались от туд повин-й.
• Возвращали землю и дома переселенцам.
• Свободными объявлены рабы, которые пдались в рабство из-за голода.
• Поземельный налог 1/15 часть урожая. (приемники Г-Ц продолжали эту политику, налоги в случае стихийных бедствий не взымались.)
Др проблема – гос упр-е. Г-Ц не решается восстановить упр ЦШ, поэтому:
• Воен нач(7 шт.), обосновавшиеся на территориях царств получили титул ванн – правитель.
• Соратники г-ц получили наследственные землевладения.(130 чел.).
• Возрожден центральный аппарат как при цш, но в наследственной земле правят самостоятельно, у них представитель импратора главный министр и все.
195 г смерть Г-Ц. начались сепаратистске двидения. Восстание Лю Би – правитель У.(стр 393 маленький абзац), он продул.
У-ди 140-87 гг днэ. Он:
*владение передается не только старшему но и всем сыновьям => уменьшение частных владенй, нет угрозы для империи.
*возрождено инспекционноеведомство.
*создана в столице академия чиновников, теперь только ее выпускники могли.
*ограничены права первого советника.
*канцелярия у-ди контролировала звенья системы.
*ПОПЫТКА УНИФИКАЦИИ ИДЕОЛОГИИ. Переход к конфуцианству частично. Стр 393.
Сюнну сформировались в 5 в до нэ. Они зависят от обмена с земледельцами Хуанхэ- грабеж. К 3в до н.э примитив гос образ-е у сюннов. Глава – шаньюй, наследствееный. Система военной и др повинностей. С оцарением дин-ии Хань у сюннов шаньюй Маодунь, который создал державу. Противостояние Империи Китая. 200г днэ Г-Ц попытался напасть на сюнну, но был повержен. Пришлось заключить унизительный «союз мира и родства», набеги сюнну откупались дарами и выдавали дочерей замуж.
У-ди решает покончить с этим.
Внешняя политика:
• Создает коные подразделения. И использует тактику внезапности потив сюнну(клин клиномJ)
• Готовясь к войне у-ди в 139гднэ отправляет Чжан-сяня на»разведку» на писки мауриев.
• Напряжение на ю-в, где племена юэ. В 111г У-ди борется с ними и присоединяет большую часть их земель.
• Походы в 130 и 111гг на юго-запад. И присоеденяет территории гос-ва Дянь.
• 109г захват корейского полуострова.
Кризис империи не много на стр 396 в учебнике.

Вопрос 39. Младшая династия Хань. Народные восстания в Китае.
К концу 1вдонэ из-за сильного имущественного расслоения обостряются соц противречия. Беднейшие крестьяне начали выступление. Ван Ман захватил власть в 9 году до нэ трон и объявил о создании новой династии. Он провел ряд провальных реформ, в частности о запрете купли-продажи земель и об ограничении рабства, запретил работорговлю. Но под давлением богатых он сдался и отменил реформы. В это время происходили стихийные бедствия, что вызвало голод и еще большее недовольство среди крестьян, последовали восстания.
Одна группировка восставших называлась «краснобровые». В 18 г нэ её возглавил Фань Чун. На борьбу с ними посылались правительственные войска, которые восставшие одолевали.
Другая группировка – «армия Люйлинь». В 23 году они победили войско Ван Мана и убили его. А один из руководителей группировки Лю Сю в 24 году объявил себя императором и создал новую Восточную династию Хань. Первый император династии – Гуан у-ди. Ему пришлось идти на уступки крестьянству, понижать налоги. При нем восстанавливали и строились оросительные системы, осваивают Янцзы, вел политику сокращения рабства.
Внешняя политика. Племена сюнну- давние враги китая того времени разделились на северных и южных. В 73 году удалось захваить и подчинить себе северных сюнну, а южные ушли в Европу и там появились под именем гунны. К ому времени относят деятельность политика и дипломата Бань Чао. Также велись войны с племенами сяньи и цян.
При дворе появляются противоборствующие коалиции в 2 в нэ. Это «ученые»(критиковали правительство основываясь на идеях конфуцианства) и евнухи(которые подтолкнули императора на репрессии против «ученых»)
В 184 году началось восстание желтых повязок. Его подкрепляли идеи даосизма о скорой смене голубого неба на желтое(отсюда цвет). Руководитель – Чжан Цзяо. Оно было подавлено правительственными войсками, но вспыхнуло с новой силой в 185 г. Тоже подавили его. В период с 188-207 гг проходила серия разрозненных восстаний. Это изнурило имерию, она не смогла восстановиться. Начинаются междоусобицы и борьба за власть. Империя в конце 2 в рушиться. На обломках ее возникают три самостоятельные империи Вей, Шу, У. Это период троецарствия, развитие феодальных отношений, период раннего средневековья.

 

Вопрос 40. Культура Древнего Китая.
1. Мифология и религия. Судить о мифах и религиозных представлениях древних китайцев мы можем по оставшимся памятникам с 6 вдонэ. Мифы подразделяются на несколько групп: А космогонические(трактующие о возникновении человека и природы),Б мифы о стихийных бедствиях и героях, Г мифы о первопредках. Верования иньцев в потусторонний мир. Божества и герои мифические: богиня Нюй Ва, герои Великий Юй и Стрелок И, Верховное божество Ди.
Позднее происходит в сознание людей происходит разделение мира предков и мира богов. Функция посредника между нашим миром и прошлый переходит от вана(правитель, государь) к жрецам. Со временем идет распространение конфуцианства, и превращение его в официальную религию. В ханьское время развиваются верования даосской окраски. В 1-3 вв в Китай проникает буддизм.
2. Письменность. Наиболее ранние памятники древнекитайской письменности относят к 14-11 ввдонэ, но возникла она, вероятно, раньше. Между иньской письменность и современной иероглификой нет принципиальных различий. В 1 тыс до нэ развитие письменности не прекратилось, тк ее заимствовали джоуцы. Существенные изменения происходят в ней только после её унификации во 2-1 ввдонэ. Материалы письменности: сначала тушь, ножичек и деревянные или бамбуковые планки. Потом шелк, а с сер 1 тысдонэ – бумага, которая в первых веках нашей эры вытесняет все другие средства письма.
3.Литература.Первые дошедшие до нас стихотворные произведения-на сосудах 11-5 ввдонэ. Следует сказать о поэтическом памятнике с 305 произведениями «Шицзинь». Основные темы произведений: служение правителю, военные походы, пиры, жертвоприношения + храмовые песнопения. В 4вдонэ-тексты на каменных тумбах. Эпоха Чжаньго-время стремительного взлета древнекитайской культуры. В 4 вдонэ поэт Цюй Юань - яркий талант древности. Известен и ханьский поэт Сыма Сян-жу.
4.Искусство. Поэзия тесно связана с музыкой. Распространены гимны(такой жанр). Древнекитайские инструменты делились на струнные, духовые и ударные. В 1-2 ввнэ распространяются инструменты заимствованные. В глубокой древности в Китае начинает складываться совокупность строительных приемов, впоследствии придававших характерные черты дворцовой и храмовой архитектуры Китая более поздних периодов(характерные черты: столбы вместо стен как опора, здание возводилось на приподнятой платформе, стены глиняные, позднее кирпичные(2-1 ввдонэ), крыша крыта черепицей). Развитие портретной живописи, на фресках и барельефах изображения духов и животных.
5. Естественнонаучные знания. Метематика – трактат «Математика в 9 книгах» 2 вдонэ. Достижение в области астрономии(наблюдали за небесными светилами, установили длительность года в 365,25 дней) и календаря(солнечный и лунный календарь). Медицина (4-3 ввдонэ начали применять иглоукалывание, рукописи по медицине были найдены, магические приемы в лечении).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...