Развитие монастырских больниц.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ МЕДИЦИНА В ЭПОХУ ФЕОДАЛИЗМА В РОССИИ. МЕДИЦИНА В КИЕВСКОЙ РУСИ (IX-XII вв.) и МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ (XV-XVII вв.). Истоки культуры и медицины Киевской Руси.
Древнейшее государство восточных славян, известное в истории как Киевская Русь, сложилось в первой половине IX в. Истоки культуры Киевской Руси связаны с традиционной культурой славянских племен (которая с развитием государственности достигла высокого уровня) и впоследствии была обогащена влиянием византийской культуры. Через Болгарию и Византию поступали на Русь античные и ранние средневековые рукописи. На славянский язык их переводили монахи — самые образованные люди того времени. Монахами были летописцы Никон, Нестор, Сильвестр. Написанные на пергаменте в эпоху Киевской Руси, эти книги дошли до наших дней. Первая библиотека в Древнерусском государстве была собрана в 1037 г. князем Ярославом Мудрым (1019-1054) — третьим по старшинству сыном князя Владимира. Ее разместили в Софийском соборе, воздвигнутом в Киеве в 1036 г. по велению Ярослава в ознаменование победы над печенегами на месте победоносного сражения. Ярослав Мудрый всячески способствовал распространению грамотности на Руси, переписыванию книг и их переводу на славянский язык. Сам он знал пять иноземных языков и "книгам прилежа и почитая (их) часто и в нощи и в дне". Его внучка Янка Всеволодовна в 1086 г. организовала при Андреевском монастыре первую женскую школу. О широком распространении грамотности в Древней Руси свидетельствуют и многочисленные берестяные грамоты, найденные при археологических раскопках древнего Новгорода. Они составлялись не только боярами и князьями, но и простыми ремесленниками.
При Ярославе Мудром Киевская держава достигла широкого международного признания. Митрополит Илларион писал в то время о киевских князьях: "Не в плохой стране были они владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли". Древнерусское государство существовало в течение трех столетий. После смерти последнего киевского князя Мстислава Владимировича (1125-1132) — сына Владимира Мономаха, оно распалось на несколько феодальных владений. Наступил период феодальной раздробленности, которая способствовала утрате политической независимости русских земель в результате нашествия татаро-монгольских орд под предводительством хана Батыя (1208-1255), внука Чингисхана. Развитие врачевания в Киевской Руси. Народная медицина издавна развивалась на Руси и была неотъемлемой частью языческой культуры русского народа. Вплоть до второй половины прошлого столетия, т.е. на протяжении почти двух тысяч лет истории нашего государства, народная медицина оставалась единственным доступным средством поддержания здоровья российского народа, ибо, как отмечал в той же лекции проф. Н.П.Загоскин: "Доступной для народных масс врачебной помощи в нашем отечестве не существовало вплоть до введения земских учреждений и тесно связанного с ними возникновения земской медицины". Еще во времена язычества врачевание объединяло в себе и реальное знание целебных сил природы, и веру в ее чудодейственные тайны. Среди врачевателей-язычников были волхвы (так вплоть до XVII в. продолжали называть знахарей), ведуны, ведуньи и ведьмы (от древнерусск. ведать — знать), кудесники, чаровницы и т.д. В народе они считались посредниками между человеком и таинственными силами природы, умеющими обращать эти силы на пользу (или во вред) человеку. Все вместе они представляли собой жреческое сословие древней дохристианской Руси. В сферу их деятельности входили: общественные магические действия, лекарское знахарство, гадания о личной судьбе и т.п. За советом и помощью к ним обращались простые люди и великие князья, например, первый князь Киевский Олег (882-912).
Позднее народных врачевателей стали называть лечцами. О них говорится в "Краткой Русской Правде" — древнейшем из дошедших до нас своде русских законов, который был составлен при Ярославе Мудром (в первой четверти XI в.). Впоследствии "Русская правда" многократно переписывалась и дополнялась. В одном из ее законов устанавливалась оплата труда лечцов: человек, которому была кем-либо нанесена рана, имел право требовать от обидчика 3 гривны пени и сверх того — особое вознаграждение тому, кто будет лечить эту рану ("за обиду 3 гривны, а летцю мзда"). В более поздних списках "Русской правды" это вознаграждение называется "лечебным». Свои врачебные познания и секреты лечцы передавали из поколения в поколение, от отца к сыну (так называемые "семейные школы"). В лечебной практике они широко использовали различные средства растительного, животного и минерального происхождения. Так, большой популярностью в народе пользовались лекарства, приготовленные из растений: полыни, крапивы, подорожника, багульника, "злоненавистника" (бодяги), цвета липы, листьев березы, коры ясеня, можжевеловых ягод, а также лука, чеснок, хрена, березового сока и многие другие. Среди лекарств животного происхождения особое место занимали мед, сыра печень трески, кобылье молоко и панты оленя. Прекрасным лечебным эффектом обладали и природные средства минерального происхождения. При болях животе принимали внутрь растертый порошок камень хризолит. Для облегчения родов женщины носили украшения из яхонта. Известны были целебные свойства уксуса и медного купороса, скипидара и селитры, "серного камня" мышьяка, серебра, ртути, сурьмы и других минералов. Русский народ издавна знал также о целебных свойствах "кислой воды". Ее древнерусское название, нарзан, сохранившееся до наших дней, в переводе означает "богатырь-вода". За советом и помощью обращались к народным врачевателям и простые люди и великие князья. Так, согласно легендам, старцы исцелили русского былинного героя Илью Муромца, который тридцать три года сидел в селе Карачарове. Дав ему испить "чарочку питьица медвяного", они вернули богатырю былую силу.
Впоследствии опыт народной медицины был обобщен в многочисленных травниках и лечебниках, которые в своем большинстве были составлены после принятия на Руси христианства и широкого распространения грамотности. К сожалению, многие рукописные лечебники погибли во время войн и других бедствий. До наших дней дошло немногим более 250 древнерусских травников и лечебников. В них содержатся описания средств и приемов русского народного врачевания как времен христианской Руси, так и более древнего языческого периода русской истории.
Развитие монастырских больниц. С развитием христианства на Руси стала развиваться монастырская медицина, а вместе с ней и монастырские больницы. Первые больницы при монастырях были устроены в Киеве и Переславле. В Никоновской летописи записано, что в 1091 г. митрополит Ефрем поставил в Переяславле "строение банное", устроил больницы и приставил к ним врачёв, которые подавали "всем приходящим безмездное врачевание". Позднее больницы были устроены в Новгороде, Смоленске, Львове и других городах земли Русской. Широкой известностью и всенародной славой пользовалась древнейшая на Руси монастырская больница при Киево-Печерской лавре — первом русском монастыре. Основан он был в первой половине XI в. в окрестностях Киева и свое название получил от пещер (древнрусск. - печеры), в которых первоначально селились монахи. Со всей Руси в Киево-Печерскую лавру ходили раненые и больные заразными, нервными, психическими и другими заболеваниями, и многие находили там исцеление. Для тяжелобольных при монастыре были специальные помещения, где постоянно дежурили монахи, ухаживавшие за больными. Монахи считали врачевание больных делом их подвижнического долга и усердно направляли свои заботы на призрение заболевших под сенью монастырской обители. "Киево-Печерский патерик" сообщает о нескольких монахах-подвижниках, прославившихся своим врачебным искусством.
Первым среди них упоминается "пречудный лечец Антоний" (XI в.), практиковавший раньше в Афонском монастыре и в других греческих колониях, где и усвоил начатки врачебного знания. Он лично ухаживал за больными, которых лечил, сам подавал им исцелявшее их "зелье". Вторым хроника отмечает "преподобного Алимпия" (XI в.). Он излечивал мазью прокаженных, которых не могли вылечить "волхвы и неверные люди". Третьим и особенно славным врачевателем Киево-Печерской лавры назван "преподобный Агапит" (умер в 1095 г.) — ближайший ученик Антония. Он бесплатно лечил и обитателей монастыря и мирян, сам ухаживал за ними и пользовался большой популярностью в народе. Однажды он исцелил внука Ярослава Мудрого — черниговского князя Владимира Всеволодовича который впоследствии стал киевским князем (1113-1125) и известен как Владимир Мономах. Потеряв надежду на исцеление, князь Владимир попросил преподобного Агапита прийти к нему. Однако Агапит, не выходивший за пределы монастыря и лечивший только на территории обители, наотрез отказался посетить князя и послал ему своего "зелья", от которого Владимир быстро поправился. По выздоровлении князь пожелал щедро вознаградить своего исцелителя и передал ему богатые дары, но Агапит попросил передать дорогие княжеские подарки неимущим людям. "И услышали о нем в городе, что в монастыре есть некто лечец, и многие больные приходили к нему и выздоравливали Таким образом, "Киево-Печерский патерик" содержит первые конкретные сведения д оврач ебной этике на Руси в XI-XII вв.: лечец должен был быть образцом человеколюбия вплоть до самопожертвования; ради больного выполнять самые черные работы; быть терпимым и сердечным по отношению к нему; делать все, что в его силах для излечения больного и не заботиться о личном обогащении и профессиональном тщеславии. В этот период русской истории лечцы-монахи пользовались большим уважением. Многие из них впоследствии были канонизированы православной церковью.
4. Народное врачевание по традициям языческих верований. В крещеной Руси "ведовство" и "волхование" были возведены в степень наказуемого антирелигиозного преступления. Служители христианской религии верили в силу языческих культов и языческого врачевания и считали врачевателей-язычников служителями дьявола. В результате христианство вступило в борьбу с языческим врачеванием; волхвов и кудесников преследовали за "зелейничество" и "ведовство", вплоть до сожжения на костре. Так было в Новгороде в 1227 г., когда духовенство предало огню четырех волхвов.
И все же врачевание в Древнерусском государстве не было церковной монополией. Уже при князе Ярославе Владимировиче на Руси существовали вольные врачи и вольная врачебная практика — т.е. светская медицина. В отличие от "безмездной" церковной медицины, она была "возмездной" (т.е. платной). В городах при дворах князей и бояр служили светские лечцы, как русские, так и иноземные. Так, в Киеве в XI-XII вв. практиковал лечец-армянин, имя которого нам неизвесто. Лечец— армянин умел определять болезни по пульсу и внешнему виду больного и своей успешной практикой заслужил широкую популярность; к нему обращались князья Всеволод и Владимир (Мономах). В Чернигове при дворе князя Николая Давидовича (XII в.) служил "зело искусный" врачеватель Петр, по прозвищу Сириянин (т.е. сириец). Древнерусские монастырские больницы были также очагами просвещения: в них обучали медицине, собирали греческие и византийские рукописи. В процессе перевода текстов с греческого и латыни монахи дополняли их своими знаниями, основанными на опыте русского народного врачевания. В XI в. одной из самых популярных книг был "Изборник", переведенный с болгарского оригинала в 1073 г. по заказу сына Ярослава Мудрого — великого князя киевского Святослава Ярославича (по другой версии — Изяслава Ярославича). "Изборник" состоит из фрагментов библейских книг и сочинений авторитетнейших византийских богословов и проповедников (начиная с Василия Великого) по вопросам богословия, христианской нравственности и мироведения. Основной целью русского перевода "Изборников" было связать общественные отношения на Руси с нормами новой христианской морали. В то же время, по ходу изложения в них описаны и некоторые болезни, представления об их причинах, лечении и предупреждении, приведены советы о питании (например, "силы в овощи велики", или "питье безмерное" само по себе "бешенство есть") и рекомендации содержать тело в чистоте, систематически мыться, проводить омовения. В «Изборнике" говорится и о лечцах-резалниках (хирургах), которые умели "разрезать ткани", ампутировать конечности и другие больные или омертвевшие части тела, делать лечебные прижигания при помощи раскаленного железа (каутеризация) и лечить поврежденное место травами и мазями. Описаны ножи для рассечения и точила врачебные. Вместе с тем, в "Изборнике" приведены недуги неисцелимые, перед которыми медицина того времени была бессильн а. В древнерусской литературе XII в. имеются также сведения о женщинах-лекарках, бабках-костоправах, искусно производивших массаж, о привлечении женщин для ухода за больными.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|