Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие монастырских больниц.




МЕДИЦИНА В ЭПОХУ ФЕОДАЛИЗМА В РОССИИ. МЕДИЦИНА В КИЕВСКОЙ РУСИ (IX-XII вв.) и МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ (XV-XVII вв.).

Истоки культуры и медицины Киевской Руси.

 

Древнейшее государство восточных славян, известное в истории как Киев­ская Русь, сложилось в первой половине IX в.

Истоки культуры Киевской Руси свя­заны с традиционной культурой славян­ских племен (которая с развитием госу­дарственности достигла высокого уров­ня) и впоследствии была обогащена вли­янием византийской культуры. Через Болгарию и Византию поступали на Русь античные и ранние средневековые руко­писи. На славянский язык их переводили монахи — самые образованные люди то­го времени. Монахами были летописцы Никон, Нестор, Сильвестр. Написанные на пергаменте в эпоху Киевской Руси, эти книги дошли до наших дней.

Первая библиотека в Древнерусском государстве была собрана в 1037 г. кня­зем Ярославом Мудрым (1019-1054) — третьим по старшинству сыном князя Владимира. Ее разместили в Софийском соборе, воздвигнутом в Киеве в 1036 г. по велению Ярослава в ознаменование по­беды над печенегами на месте победонос­ного сражения.

Ярослав Мудрый всячески способст­вовал распространению грамотности на Руси, переписыванию книг и их перево­ду на славянский язык. Сам он знал пять иноземных языков и "книгам прилежа и почитая (их) часто и в нощи и в дне". Его внучка Янка Всеволодовна в 1086 г. орга­низовала при Андреевском монастыре первую женскую школу. О широком рас­пространении грамотности в Древней Руси свидетельствуют и многочисленные берестяные грамоты, найденные при ар­хеологических раскопках древнего Нов­города. Они составлялись не только боя­рами и князьями, но и простыми ремес­ленниками.

При Ярославе Мудром Киевская дер­жава достигла широкого международного признания. Митрополит Илларион пи­сал в то время о киевских князьях: "Не в плохой стране были они владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли".

Древнерусское государство существовало в течение трех столетий. После смерти последнего киевского князя Мстислава Владимировича (1125-1132) — сына Владимира Мономаха, оно рас­палось на несколько феодальных владе­ний. Наступил период феодальной раз­дробленности, которая способствовала утрате политической независимости рус­ских земель в результате нашествия та­таро-монгольских орд под предводитель­ством хана Батыя (1208-1255), внука Чингисхана.

Развитие врачевания в Киевской Руси.

Народная медицина издавна разви­валась на Руси и была неотъемлемой час­тью языческой культуры русского на­рода.

Вплоть до второй половины прошлого столетия, т.е. на протяжении почти двух тысяч лет истории нашего государства, народная медицина оставалась единст­венным доступным средством поддержания здоровья российского народа, ибо, как отмечал в той же лекции проф. Н.П.Загоскин: "Доступной для народных масс врачебной помощи в нашем отече­стве не существовало вплоть до введения земских учреждений и тесно связанного с ними возникновения земской медици­ны".

Еще во времена язычества врачева­ние объединяло в себе и реальное знание целебных сил природы, и веру в ее чудо­действенные тайны. Среди врачевате­лей-язычников были волхвы (так вплоть до XVII в. продолжали называть знаха­рей), ведуны, ведуньи и ведьмы (от древнерусск. ведать — знать), кудесники, ча­ровницы и т.д. В народе они считались посредниками между человеком и таин­ственными силами природы, умеющими обращать эти силы на пользу (или во вред) человеку. Все вместе они представ­ляли собой жреческое сословие древней дохристианской Руси. В сферу их дея­тельности входили: общественные маги­ческие действия, лекарское знахарство, гадания о личной судьбе и т.п. За советом и помощью к ним обращались простые люди и великие князья, например, пер­вый князь Киевский Олег (882-912).

Позднее народных врачевателей ста­ли называть лечцами. О них говорится в "Краткой Русской Правде" — древней­шем из дошедших до нас своде русских законов, который был составлен при Ярославе Мудром (в первой четверти XI в.). Впоследствии "Русская правда" многократно переписывалась и дополня­лась. В одном из ее законов устанавлива­лась оплата труда лечцов: человек, кото­рому была кем-либо нанесена рана, имел право требовать от обидчика 3 гривны пени и сверх того — особое вознагражде­ние тому, кто будет лечить эту рану ("за обиду 3 гривны, а летцю мзда"). В более поздних списках "Русской правды" это вознаграждение называется "лечебным».

Свои врачебные познания и секреты лечцы передавали из поколения в поко­ление, от отца к сыну (так называемые "семейные школы").

В лечебной практике они широко ис­пользовали различные средства расти­тельного, животного и минерального происхождения. Так, большой популяр­ностью в народе пользовались лекарства, приготовленные из растений: полыни, крапивы, подорожника, багульника, "злоненавистника" (бодяги), цвета липы, листьев березы, коры ясеня, можжевеловых ягод, а также лука, чеснок, хрена, березового сока и многие другие. Среди лекарств животного происхождения особое место занимали мед, сыра печень трески, кобылье молоко и панты оленя. Прекрасным лечебным эффектом обладали и природные средства минерального происхождения. При болях животе принимали внутрь растертый порошок камень хризолит. Для облегчения родов женщины носили украшения из яхонта. Известны были целебные свойства уксуса и медного купороса, скипидара и селитры, "серного камня" мышьяка, серебра, ртути, сурьмы и других минералов. Русский народ издавна знал также о целебных свойствах "кислой воды". Ее древнерусское название, нарзан, сохранившееся до наших дней, в переводе означает "богатырь-вода".

За советом и помощью обращались к народным врачевателям и простые люди и великие князья. Так, согласно леген­дам, старцы исцелили русского былинно­го героя Илью Муромца, который трид­цать три года сидел в селе Кара­чарове. Дав ему испить "чарочку питьица медвяного", они вернули богатырю былую силу.

Впоследствии опыт народной медици­ны был обобщен в многочисленных травниках и лечебниках, которые в сво­ем большинстве были составлены после принятия на Руси христианства и широ­кого распространения грамотности. К со­жалению, многие рукописные лечебники погибли во время войн и других бедст­вий.

До наших дней дошло немногим более 250 древнерусских травников и лечебни­ков. В них содержатся описания средств и приемов русского народного врачева­ния как времен христианской Руси, так и более древнего языческого периода рус­ской истории.

 

Развитие монастырских больниц.

С развитием христианства на Руси стала развиваться монастырская меди­цина, а вместе с ней и монастырские больницы. Первые больницы при монастырях были устроены в Киеве и Переславле. В Никоновской летописи записано, что в 1091 г. митрополит Еф­рем поставил в Переяславле "строение банное", устроил больницы и приставил к ним врачёв, которые подавали "всем приходящим безмездное врачевание". Позднее больницы были устроены в Нов­городе, Смоленске, Львове и других го­родах земли Русской.

Широкой известностью и всенарод­ной славой пользовалась древнейшая на Руси монастырская больница при Киево-Печерской лавре — первом русском мо­настыре. Основан он был в первой поло­вине XI в. в окрестностях Киева и свое название получил от пещер (древнрусск. - печеры), в которых первона­чально селились монахи.

Со всей Руси в Киево-Печерскую лавру ходили раненые и больные зараз­ными, нервными, психическими и други­ми заболеваниями, и многие находили там исцеление. Для тяжелобольных при монастыре были специальные помещения, где постоянно дежурили монахи, ухаживавшие за больными.

Монахи считали врачевание больных делом их подвижнического долга и усер­дно направляли свои заботы на призре­ние заболевших под сенью монастырской обители. "Киево-Печерский патерик" сообщает о нескольких монахах-по­движниках, прославившихся своим вра­чебным искусством.

Первым среди них упоминается "пречудный лечец Антоний" (XI в.), практи­ковавший раньше в Афонском монасты­ре и в других греческих колониях, где и усвоил начатки врачебного знания. Он лично ухаживал за больными, которых лечил, сам подавал им исцелявшее их "зелье".

Вторым хроника отмечает "преподоб­ного Алимпия" (XI в.). Он излечивал мазью прокаженных, которых не могли вылечить "волхвы и неверные люди".

Третьим и особенно славным врачева­телем Киево-Печерской лавры назван "преподобный Агапит" (умер в 1095 г.) — ближайший ученик Антония. Он бес­платно лечил и обитателей монастыря и мирян, сам ухаживал за ними и пользо­вался большой популярностью в народе. Однажды он исцелил внука Ярослава Мудрого — черниговского князя Влади­мира Всеволодовича который впослед­ствии стал киевским князем (1113-1125) и известен как Владимир Мономах. По­теряв надежду на исцеление, князь Вла­димир попросил преподобного Агапита прийти к нему. Однако Агапит, не выхо­дивший за пределы монастыря и лечив­ший только на территории обители, на­отрез отказался посетить князя и послал ему своего "зелья", от которого Владимир быстро поправился. По выздоровлении князь пожелал щедро вознаградить свое­го исцелителя и передал ему богатые да­ры, но Агапит попросил передать дорогие княжеские подарки неимущим людям. "И услышали о нем в городе, что в мона­стыре есть некто лечец, и многие больные приходили к нему и выздоравливали

Таким образом, "Киево-Печерский патерик" содержит первые конкретные сведения д оврач ебной этике на Руси в XI-XII вв.: лечец должен был быть образ­цом человеколюбия вплоть до самопо­жертвования; ради больного выполнять самые черные работы; быть терпимым и сердечным по отношению к нему; делать все, что в его силах для излечения боль­ного и не заботиться о личном обогаще­нии и профессиональном тщеславии. В этот период русской истории лечцы-монахи пользовались большим уважением. Многие из них впоследствии были кано­низированы православной церковью.

 

4. Народное врачевание по традициям языческих ве­рований.

В крещеной Руси "ведовство" и "волхование" были возведены в степень наказуемого антирелигиозного преступ­ления. Служители христианской ре­лигии верили в силу языческих культов и языческого врачевания и считали враче­вателей-язычников служителями дьявола. В результате христианство вступило в борьбу с языческим врачеванием; волх­вов и кудесников преследовали за "зелейничество" и "ведовство", вплоть до сожжения на костре. Так было в Новго­роде в 1227 г., когда духовенство предало огню четырех волхвов.

И все же врачевание в Древнерусском государстве не было церковной монопо­лией. Уже при князе Ярославе Владими­ровиче на Руси существовали вольные врачи и вольная врачебная практика — т.е. светская медицина. В отличие от "безмездной" церковной медицины, она была "возмездной" (т.е. платной). В го­родах при дворах князей и бояр служили светские лечцы, как русские, так и ино­земные. Так, в Киеве в XI-XII вв. прак­тиковал лечец-армянин, имя которого нам неизвесто. Лечец— армянин умел определять болезни по пульсу и внешнему виду больного и своей успешной практикой заслужил широкую популярность; к нему обраща­лись князья Всеволод и Владимир (Моно­мах).

В Чернигове при дворе князя Николая Давидовича (XII в.) служил "зело искус­ный" врачеватель Петр, по прозвищу Сириянин (т.е. сириец).

Древнерусские монастырские больни­цы были также очагами просвещения: в них обучали медицине, собирали грече­ские и византийские рукописи. В процес­се перевода текстов с греческого и латы­ни монахи дополняли их своими знания­ми, основанными на опыте русского на­родного врачевания.

В XI в. одной из самых популярных книг был "Изборник", переведенный с болгарского оригинала в 1073 г. по заказу сына Ярослава Мудрого — великого кня­зя киевского Святослава Ярославича (по другой версии — Изяслава Ярославича). "Изборник" состоит из фрагментов биб­лейских книг и сочинений авторитетней­ших византийских богословов и пропо­ведников (начиная с Василия Великого) по вопросам богословия, христианской нравственности и мироведения.

Основной целью русского перевода "Изборников" было связать обществен­ные отношения на Руси с нормами новой христианской морали. В то же время, по ходу изложения в них описаны и некото­рые болезни, представления об их при­чинах, лечении и предупреждении, при­ведены советы о питании (например, "си­лы в овощи велики", или "питье безмер­ное" само по себе "бешенство есть") и ре­комендации содержать тело в чистоте, систематически мыться, проводить омо­вения.

В «Изборнике" говорится и о лечцах-резалниках (хирургах), которые умели "разрезать ткани", ампутировать конеч­ности и другие больные или омертвевшие части тела, делать лечебные прижигания при помощи раскаленного железа (каутеризация) и лечить поврежденное место травами и мазями. Описаны ножи для рассечения и точила врачебные. Вместе с тем, в "Изборнике" приведены недуги неисцелимые, перед которыми медицина того времени была бессильн а.

В древнерусской литературе XII в. имеются также сведения о женщинах-лекарках, бабках-костоправах, искусно производивших массаж, о привлечении женщин для ухода за больными.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...