Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Санитарное дело. Эпидемии повальных болезней.




По уровню развития санитарного дела Древнерусское государство в X-XIV вв. опережало страны Западной Ев­ропы. Об этом свидетельствуют археоло­гические раскопки древнего Новгорода, начатые в 1932 г. и во многом сформиро­вавшие наши представления о русском средневековом городе. На территории древнего Новгорода найдено около 50 средневековых усадеб, изучено более двух тысяч построек, открыто около 140 мастерских разных столетий. Освобож­дены от земли целые улицы и площади, покрытые многоярусными (до 30 насти­лов) деревянными мостовыми, создан­ными в X-XI вв. Найдены в большом ко­личестве предметы гигиенического оби­хода. Вскрыты гончарные и деревянные водоотводыи водосборники — одни из древнейших в Северной Европе. Заметим, что в Германии первый водо­провод был сооружен в XV в., а первые мостовые положены в XIV в.

В берестяных грамотах, относящихся к 1346 г., сообщается о существовании в древнем Новгороде больниц для граж­данского населения и о специалистах-алхимиках, занимавшихся приготовле­нием лекарств.

Издавна неотъемлемой составной частью медико-санитарного быта древ­ней Руси была русская паровая баня. Народные врачеватели высоко ценили целебную силу бани, ее благотворное влияние на человека, связанное с обильным потоотделением, способству­ющим удалению через кожу различных вредных веществ. К тому же баня была самым чистым помещением в усадьбе. Вот почему наряду со своим прямым на­значением, баня использовалась и как место, где принимали роды, осуществля­ли первый уход за новорожденным, вправляли вывихи и делали кровопуска­ния, проводили массаж и "накладывали горшки", лечили простуду и болезни сус­тавов, растирали лекарственными мазя­ми при заболеваниях кожи.

В средние века Европа была ареной опустошительных эпидемий. В русских летописях, наряду с многочисленными описаниями болезней князей и предста­вителей высшего сословия (бояр, духо­венства) даны ужасающие картины больших эпидемий чумы и других зараз­ных болезней, которые на Руси называли "мором", "моровым поветрием" или "по­вальными болезнями". За период с XI по XVIII вв. в летописях упоминается бо­лее, чем о 50 "морах".

Гибель 32 тысяч жителей Смоленска во время эпидемии 1230 г. свидетель­ствует о том, что болезнь была чрезвы­чайно заразной и сопровождалась высо­кой смертностью.

Понимание "прилипчивости" заразы побуждало население к организации мер по ограничению зараженных мест — "за­пиранию заморных мест" (улиц или до­мов, где были больные). Когда эпидемия охватывала все селение или город, на до­рогах, ведущих к нему, организовывали заставы; в лесах устраивали засеки.

Однако захоронение умерших от за­разных болезней вплоть до XIV-XV вв. продолжали производить по религиоз­ным ритуалам на кладбищах при церк­вах, что способствовало распростране­нию заразы. В XVI в. умерших во время мора стали хоронить на пора­женной территории или за пределами населенных мест.

В то же время в народе сохранялось представление о том, что моровые повет­рия возникают от сверхъестественных сил, изменения положения звезд, гнева богов, перемены погоды. В русских на­родных сказках чума изображалась жен­щиной громадного роста с распущенны­ми волосами и в белой одежде, холера — в образе злой старухи с искаженным ли­цом. Недопонимание того, что грязь и нищета представляют собой социальную опасность, приводило к несоблюдению правил гигиены, усиливало эпидемии и идущий следом за ним голод. В стремле­нии прекратить повальные болезни на­род шел на самые отчаянные меры. Например, когда в Новгороде в XIV в. разразилась чума, горожане в течение 24 часов построили церковь Андрея Стратилата, которая сохранилась до на­ших дней. И все же ни строительство церквей, ни молитвы не спасали народ от бедствий — эпидемии в Европе уносили в то время десятки тысяч человеческих жизней. Самое большое число эпидемий на Руси приходится на период монголо-татарского ига (1240-1480).

Древнерусское государство — Киев­ская Русь — существовало в течение трех столетий. После смерти последнего великого князя киевского Мстислава Владимировича (1125-1132) — сына Владимира Мономаха — оно распалось на несколько мелких княжеств. Насту­пил период феодальной раздробленно­сти, которая способствовала утрате пол­итической независимости русских зе­мель в результате нашествия монголо-татарских орд под предводительством хана Батыя (1208-1255) — внука Чин­гисхана.

 

Развитие зубоврачевания на Руси.

Специальных медицинских книг от Киевской Руси до нас не дошли, но их существование весьма вероятно – об этом свидетельствуют биологические и медицинские вопросы в книгах общего содержания.

Внучка Владимира Мономаха Евпраксия Зоя, в 1122 году изучила медицину, читая Гиппократа, Ибн-Сину и др. В XII веке она написала трактат по медицине под названием «Мази госпожи Зои-царицы», состоявший из пяти разделов. В трактате имеются также сведения и по зубоврачеванию: описывается прорезывание зубов у младенцев и меры, принимаемые при этом, лечение зубной боли, устранение запаха изо рта и рекомендации по лечению различных болезней полости рта.

Примером таких советов служат следующие: «… когда у ребенка начинается рост зубов, пусть ему намажут места вырастания зубов маслом из левкоев и воском или пусть натрут животным маслом, чистым и свежим, смешанным с сахаром», «…для того, чтобы сделать зубы белыми, возьми по 2 драхмы жженных отрубей и белой соли, все это растерев хорошо, натри зубы», «…при качающихся зубах возьми по две драхмы клещевины, квасцов и кожуры гранатов, все это растерев и перемешав, натри корни зубов; воздерживайся от всякой очень острой пищи, от разгрызания миндаля, грецких орехов и фундука», «…при дурном запахе изо рта, растерев руту, положи ее в инжир и, изжарив, дай есть очень горячим», при «съеденных зубах» даны рекомендации к лечению и т.д.

Во многих рукописных источниках значительное место уделяется зубным болезням и их лечению: заговоры, заклинания, применение лекарственных средств (полоскания настоями трав, припарки семенами, компрессы, использование камфары).

В Древней Руси было распространено лечение при помощи дерева. Считалось, что дереву можно передать свою болезнь, или получить от него силу. При зубной боли отыскивали в лесу старый дуб, сдирали с его веток кору, и, вымочив ее в роднике, носили в ладанке. Под целебными деревьями укладывали больных, поили их отваром листьев, окатывали с них водой детей, при зубной боли грызли деревья.

На Руси зубных лекарей называли «зубоволоками». Они умели накладывать на «червоточину» в зубах пломбы, укрепляли зубы проволочными «шинами». Для этого у них имелись «пеликаны», «ключи» (козья ножка), «диндагма».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...