Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовое регулирование лизинга в России




 

Начало развитию законодательной базы лизинга положил Указ Президента России от 17 сентября 1994г. № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности». Указ носил распорядительный характер: Правительству было предписано утвердить Временное положение о лизинге, рассмотреть вопрос о государственной поддержке лизинга (в том числе о предоставлении таможенных льгот при временном ввозе используемых в лизинге товаров), а также подготовить предложения о присоединении РФ к Оттавской конвенции о международном финансовом лизинге 1988 г. В свое время Советский Союз активно участвовал в разработке этой Конвенции, однако не присоединился к ней.

В настоящее время на территории России действует ряд нормативных документов регулирующих лизинговую деятельность. Основными из них являются:

«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 19.07.2000.

Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе». Редакция от 27.05.2000.

«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 № 14-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 22.12.1995. Редакция от 17.12.1999

Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в российской федерации». Принят ГД ФС РФ 25.06.1999

Федеральный закон от 23.06.1999 № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Принят ГД ФС РФ 04.06.1999

«Таможенный кодекс Российской Федерации». Утвержден ВС РФ 18.06.1993 № 5221-1. Редакция от 10.02.1999

Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О лизинге». Принят ГД ФС РФ 11.09.1998

Федеральный закон от 08.02.1998 № 16-ФЗ «О присоединении российской федерации к конвенции УНИДРУА о между народном финансовом лизинге». Принят ГД ФС РФ 16.01.1998

«Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге». Заключена в г. Оттаве 28.05.1988

Присоединение к любому международному договору предполагает приведение национального законодательства в соответствие с положениями этого договора, поэтому после присоединения к Конвенции, Россия произвела реформирование налогового, валютного, таможенного законодательства в части лизинговой деятельности.

Фактически Конвенция распространяет юридические правила, действующие обычно в рамках договора аренды, на трехсторонние отношения, характерные для операций по аренде оборудования, с учетом некоторых особенностей, касающихся в основном прав и обязанностей сторон.

Участники лизинговой сделки заключают между собой как минимум два договора. Первый из них - договор на поставку оборудования либо имущества заключается арендодателем с поставщиком по указанию арендатора. Второй - собственно договор аренды закупленного оборудования. В операции финансового лизинга вышеназванные договоры объединяет наличие следующих характерных особенностей:

арендатор сам выбирает оборудование и поставщика;

поставщик осведомлен, что оборудование закупается у него под заключенный или подлежащий заключению договор аренды;

сумма аренды, указанная в договоре, подсчитывается с учетом амортизации всей или значительной части оборудования.

Федеральное законодательство детально определяет правовые и организационные особенности лизинга, устанавливает порядок проведения лизинговых операций, регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением лизинговой деятельности и направлено на обеспечение единой государственной политики, при регулировании и защите прав граждан, защите их законных интересов, нравственности и здоровья, обеспечении обороны страны и безопасности государства, а также на установление правовых основ единого рынка, с целью развития форм собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечение эффективности инвестирования в реальный сектор экономики.

Российским законодательством определяется, что

Лизинг - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем;

Лизинговая сделка - совокупность договоров, необходимых для реализации договора лизинга между лизингодателем, лизингополучателем и продавцом (поставщиком) предмета лизинга;

Лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных или собственных денежных средств приобретает в ходе реализации лизинговой сделки в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга;

Лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга;

Продавец (поставщик) - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли - продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок производимое (закупаемое) им имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец (поставщик) обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли - продажи.

Важным аспектом является то, что приобретение имущества осуществляется на основании договора лизинга и в соответствии с условиями, определенными этим договором. В то же время лизинговая сделка охватывает комплекс договорных отношений, состоящий из двух договоров: между лизингодателем и лизингополучателем (договор лизинга) и между лизингодателем и поставщиком (договор купли - продажи предмета лизинга).

Термин «лизинговая сделка» представляется достаточно емким, но следует учесть, что сделка согласно ст. 154 ГК РФ может быть односторонней или представлять собой дву- или многосторонний договор. Конечно, возможность осуществления лизинговой сделки зависит не только от заключения и выполнения двух договоров. В действительности определяющее влияние на большинство лизинговых сделок оказывает кредитный договор между банком и лизинговой компанией. С помощью кредита осуществляется финансирование закупки лизингового имущества. Если рассматривать лизинговую сделку как комплекс договоров, то, помимо вышеназванных, необходимо учитывать договоры страхования лизингового имущества, договоры купли - продажи продукции (услуг), изготовленной на сдаваемом в лизинг имуществе. Необходимость их включения в лизинговую сделку обусловлена требованием обязательного выполнения самого договора лизинга.

Предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности.

Предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения.

А поскольку в соответствии с п. 2 ст. 130 ГК РФ к движимому имуществу относятся ценные бумаги, то действие законодательства о лизинговом предпринимательстве, как это ни парадоксально, может быть распространено на операции с ценными бумагами. Такая форма лизинга стала очень привлекательной для брокеров российского фондового рынка.

Налоговые льготы

 

На данный момент можно констатировать, что уже успела сложиться определенная практика установления различных видов льгот для участников лизинговых сделок по сравнению с другими видами предпринимательской деятельности. Как правило, предоставляемые льготы касаются освобождения (полного или частичного) лизингодателем, лизингополучателей, кредиторов лизинговых операций от налогообложения (прибыли, НДС, других налогов и сборов); таможенных платежей (налогов, сборов) при импортных, а в перспективе и экспортных поставках, сдаваемого в лизинг оборудования, техники; применения выгодного для сторон механизма амортизации и учета лизингового имущества.

Основной налоговой льготой при сравнении с обеспеченным кредитом доступным при заключении лизинговой сделки принято считать возможность применения ускоренной амортизации с коэффициентом три.

Именно грамотно проводимая амортизационная политика позволит полностью использовать налоговые льготы на полную и сделать лизинговую сделку особенно выгодной.

В соответствии с Приказом Министерство Финансов Российской Федерации от 17 февраля 1997 года № 15 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга» лизинговое имущество может быть поставлено на баланс лизингодателя или лизингополучателя по согласованию между сторонами договора лизинга.

Второй основной налоговой льготой является возможность отнесения лизингополучателем расходы на выплату лизинговых платежей на себестоимость. Для сравнения при выдачи ссуды на себестоимость может быть отнесена только определенная часть процентов, а именно ставка ЦБ плюс три процента или ставка LIBOR плюс 3 процента. Однако существует еще одно ограничение на отнесение на себестоимость выплачиваемых процентов в конвертируемой валюте. В соответствии с письмом ЦБ № 224 от 28 декабря 1995 года максимально допустимый процент составляет 15 процентов.

Также сюда можно отнести возможность полного освобождения лизинговых платежей малых предприятий от НДС.

После реформирования законодательной базы РФ, появилась возможность, как для российских, так и для иностранных юридических лиц проводить более гибкую налоговую политику.

Так в Республике Коми лизинговые компании в первые три года своей деятельности выплачивают 10 % от той части налога на прибыль, которая перечисляется в республиканский бюджет, или 2,2 % суммы всего налога, а в последующие годы - 50 %, или 11 % общего объема.

Также дополнительные льготы по налогу на доходы иностранных юридических лиц у источника устанавливаются и рядом международных соглашений об исключении двойного налогообложения. Такие льготы были предусмотрены, в частности, соглашениями между Россией и Ирландией, СССР и Бельгией, СССР и Финляндией, СССР и Данией, СССР и Кипром, СССР и Австрией.

Российское налоговое законодательство предусматривает возможность освобождения иностранного юридического лица от уплаты налога до выплаты дохода, если данный доход можно охарактеризовать как регулярный или однотипный. Платежи по лизингу обычно рассматриваются налоговыми органами, как таковые. В противном случае иностранное юридическое лицо, имеющее право на льготу, вынуждено требовать возврата уплаченного налога.

Ряд соглашений об исключении двойного налогообложения освобождает иностранные юридические лица, не имеющие постоянного представительства в России, от обязанности уплаты налога на имущество (соглашение между СССР и Данией, СССР и Кипром, некоторые виды имущества по договорам между США и РФ, СССР и Австрией и т.д.). Обычно упомянутые налоговые льготы предоставляются по движимому имуществу. Иногда специально оговаривается налогообложение транспортных средств.

Получение права на использование данных льгот требует получения специального подтверждения налоговыми органами России и страны постоянного местопребывания иностранного юридического лица. Эта процедура обычно связана с определенными бюрократическими трудностями, так как зачастую российские налоговые органы по месту источника выплаты не имеют четкого представления, какие документы необходимы для получения налогового освобождения, и не заинтересованы в его предоставлении.

После рассмотрения всех налогов самым главным остается правильное налоговое планирование, которое подразумевает сочетание различных схем кредитования лизинговой компании и выбор такой организационно-правовой формы лизинговой компании, которая позволит сократить налоговые выплаты.


Лизинговые платежи

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...