Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема. Теоретические и методологические основы прогнозирования деловой среды.




Прогноз ДСО – это научно-обоснованное, вероятностное по своей природе суждение о возможных состояниях объекта в будущем и об альтернативных путях и сроках их осуществления при условии исполнения заранее принятых гипотез и предпосылок.

Прогнозный фон – совокупность внешних по отношению к объекту прогнозирования условий, существенных для решения задачи прогнозирования. Когда объект рассматривается с прогнозным фоном, его называют объектом прогнозирования и составляют прогнозы объекта прогнозирования и прогнозы прогнозного фона этого объекта.

Объект (прогнозирования) – процессы, явления, события, на которые направлена познавательная и практическая деятельность человека.

Объекты различаются по своей природе на социальные, экономические, научно-технические, военно-политические и т.д.

Прогнозирование – процесс разработки прогнозов.

Прием прогнозирования – одна или несколько математических либо логических операций, направленных на получение конкретного результата в процессе разработки прогноза (определение компетентности эксперта, выравнивание, сглаживание динамического ряда).

Метод прогнозирования – способ исследования объекта прогнозирования, направленный на разработку прогнозов.

Методика прогнозирования – совокупность специальных правил и приемов (один или несколько методов) разработки конкретных прогнозов.

Прогнозирующая система – система методов прогнозирования и средств их реализации, функционирующая в соответствии с основными принципами прогнозирования.

Средства реализации – экспертная группа, орг. мероприятия, технические средства и т.д.

Прогнозирующая система может быть:

- автоматизированной и нет;

- дискретной непрерывной;

- системой на государственном, межотраслевом, отраслевом, надотраслевом уровне, на уровне предприятий и технологических процессов.

Научное предвидение – опережающее отображение действительности, основанное на познании законов природы, общества и мышления.

Основная задача (сущность прогнозирования) – получение информации для составления на ее основе научно-обоснованных стратегических планов.

Обязательные требования к прогнозам:

1. Прогноз должен быть научно-обоснованным и системным. Важным является правильный выбор периода «предыстории», т.е. «базового периода», на протяжении которого исследуются и фиксируются основные определяющие тенденции развития ДСО.

2. Прогноз должен быть доказательным и воспроизводимым, т.е. тот же конечный результат мог бы быть получен другим независимым разработчиком теми же или иными методами, но на базе той же исходной информации и принятых предпосылках и гипотезах положенных в основу прогноза.

3. Прогноз должен иметь альтернативный характер в строгом соответствии с принятыми предпосылками и гипотезами.

4. Прогноз должен регулярно корректироваться и обновляться в рамках прогнозного периода (горизонта) по мере поступления новой информации, т.е. процесс прогнозирования – постоянен и непрерывен.

5. Прогноз должен быть четко сформулирован и ясно изложен, во избежание противоречивых толкований его пользователями.

Классификация прогнозов

По объекту прогнозирования:

- экономические прогнозы – предсказание общего состояния экономики и объема сбыта для конкретной компании либо по конкретному товару;

- технологические – разработки каких новых технологий и в какие сроки можно ожидать, насколько экономически приемлемыми они окажутся;

- конкурентные и т.д. по элементам ДСО – стратегия и тактика конкурентов;

- исследовательские – что произойдет в сложных ситуациях;

- социальные – изменения в социальных установках людей и состояний общества;

- политические;

- научные и т.д.

По горизонту или периоду прогнозирования:

Краткосрочные или конъюнктурные прогнозы – до 1-1,5 лет.

Среднесрочные прогнозы – до 5-6 лет.

Долгосрочные – до 10-15, реже 20 лет.

По логике составления прогноза (функциональному признаку):

- исследовательские (поисковые);

- программные (нормативные);

- организационные прогнозы.

По виду результата представления прогноза:

- интервальный;

- точечный.

По возможности воздействия организации на свое будущее:

- пассивный;

- активный.

По степени вероятности будущих событий:

- инвариантный прогноз;

- вариантный.

Этапы построения прогнозов:

1. Сбор данных.

2. Редукция или уплотнение данных

3. Построение модели и ее оценка

4. Экстраполяция выбранной модели

5. Оценка полученного прогноза

Группировка методов прогнозирования:

 

Основные Качественные методы - метод Дельфи; - исследование рынка; - групповое согласие; - локальные прогнозы; - историческая аналогия.
Аналитические методы динамических рядов (анализ временных рядов) - скользящая средняя; - экспоненциальное сглаживание; - метод Бокса-Дженкинса; - прогноз тренда.
Каузальные (причинные методы) - регрессионный анализ; - эконометрические модели; - модель «затраты-выпуск»; - анализ жизненного цикла; - имитация.
Прочие Мозговая атака - прямая мозговая атака; - метод сбора мнений; - стимулирование наблюдения.
Фактографические методы - статистический; - прогнозная экстраполяция; - прогнозная интерполяция; - метод исторической аналогии; и др.
Метод построения прогнозного сценария
Морфологический анализ

 

Методологические особенности кратко-, средне- и долгосрочного прогнозирования ДСО

Факторы, формирующие кратко-, средне- и долгосрочные тенденции рынка, различны по своей сущности.

Долгосрочное прогнозирование ДСО имеет объектом своего исследования самые общие, усредненные, относительно устойчивые на протяжении всего многолетнего предшествующего и прогнозируемого периода тенденции. К числу важнейших факторов относятся наиболее значимые постоянно действующие нециклические факторы (НТП, обеднение и истощение природных ресурсов, демография и т.д.) внешней среды организации. Долгосрочное прогнозирование не должно принимать в расчет факторы временные и случайные, включая спекулятивные.

Краткосрочное прогнозирование (конъюнктурное прогнозирование) предполагает оценку внешнего, поверхностного состояния экономики на период до 1-1,5 лет в категориях спроса-предложения и цен. Определяющими являются постоянно действующие циклические и нециклические факторы в их наиболее динамичном кратковременном проявлении и переплетении с факторами временными, случайными и спекулятивными.

Среднесрочное прогнозирование предполагает выявление тенденций, отличных как от кратко-, так и от долгосрочных прогнозов (монополизация, концентрация капитала, роль государства, общественных организаций и международных сообществ, экологические факторы). Факторы временного и случайного характера не рассматриваются.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...