Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Восстание Кира Младшего: причины, ход, последствия.




Младший сын Дария2, назначен сатрапом Лидии, Фригии, Каппадокии. После смерти Дария 2, его брат Артоксеркс 2(Аршак) приходит к власти, Кир 2..После смерти Дария обстановка внутри Персидского государства осложнилась в связи с борьбой за престол между Артаксерксом и его братом Киром Младшим. Кир формально не имел права на престол,, решает свергнуть брата но его поддерживала влиятельная группа придворной знати, включая царицу Парасатиду. Уехал в Малую Азию Кир 2(403г), начинает собирать армию, сказав брату, что хочет воеветь с Тисаферном, нанемает ок. 4тыс чел. 9,6тыс-гоплитов, 2,1-пельтастов, стрелков + различных сатрапий. Возгл войско – Клеарх. Устраивает показной парад(в нем участ Ксенофонт). Двигается в Евфрату. 3 сент 401г решающее сражение у дер.Кунаксы. Благодаря греческий воинам войска Артоксеркса убежали. Но битва: Артоксеркс 2 ранен- Кир 2убит ударом в голову. Убит глава эллинского отряда. Войско бежало в Эладу. В результата: стало известно о богатствах Азии, о слабости державы, рождение идеи о персидских походахПобеда, одержанная на том фланге армии Кира, где стояли греки, утратила всякий смысл. Когда распространилась весть о гибели Кира, греческие наёмники попытались предложить свои услуги победителю. Тиссаферн заманил Клеарха с его стратегами и лохагами (младшие командиры) якобы на переговоры, где лохаги были перебиты, а стратеги арестованы; позднее их отвели к царю и отрубили головы. Лишь одному лохагу, раненому в живот, удалось пробраться к своим и рассказать о случившемся. Греки оказались в чужой стране, среди враждебного окружения, без командиров. Но были выбраны новые командиры и, преследуемые по пятам персидской армией, греки двинулись в обратный путь. После долгих мытарств и лишений они вышли в марте года до н. э. к южному побережью Черного моря, к городу Синопа. Из 13 тысяч участников похода вернулось 8600. За свою двойственную политику был наказан и царь Киликии Свинесия, который был лишён сана царя, а его страна была превращена в рядовую сатрапию.

 

55. Персидская империя при Артаксерксе II и Артаксерксе III, приход к власти Дария III. АРТАКСЕРКС II Мнемон - персидский царь в 404-358 гг. до н. э. из династии Ахеменидов. Старший сын Дария II от Парисатиды. Почти сразу же началась война между ним и его братом Киром Младшим, который также претендовал на трон. Киру удалось собрать значительную армию, в их числе были греческие наемники под предводительством Ксенофонта. Обе армии встретились под Кунаксой, недалеко от Вавилона, в 401 г. до н. э. Во время сражения Кир был убит (при этом войска победили), а Артаксеркс ранен. Дальнейшее царствование Артаксеркса сопровождалось постоянными войнами с греками и мятежными сатрапами. Война со Спартой, пытавшейся под свой контроль персидские владения в Малой Азии, поначалу развивалась неудачно для Персии. Однако Артаксерксу II, по обычаю персидских царей, удается натравить греков друг на друга. По результатам Коринфской войны (Анталкидов мир, 387 г. до н. э.) влияние Спарты было ограничено в пределах материковой Греции, а малоазиатские сатрапии вновь перешли под контроль Ахеменидов. Артаксеркс II предпринимал также несколько попыток вновь покорить отколовшийся при нем Египет, однако все они были неудачными. К концу его царствования мятеж поднял Ариобазарн, сатрап Мисии и Фригии. Однако сатрапам не удавалось объединиться, и в итоге, все они были разбиты по отдельности. Нескончаемые гаремные интриги и заговоры представляли постоянную угрозу для жизни Артаксеркса II. Незадолго до смерти он казнил трех своих сыновей по обвинению в государственной измене. В целом, царствование Артаксеркса II было временем упадка державы Ахеменидов. АРТАКСЕРКС III Ох -персидский царь в 358-338 гг. до н. э., из династии Ахеменидов. Сын Артаксеркса II и его жены Статиры. Стал царем после поочередного убийства старших братьев, в котором принимал деятельное участие. Получив таким образом трон, активно пытался восстановить целостность государства Ахеменидов. Подавил восстание наместника Фригии Артабаза, бежавшего в Македонию к Филиппу II. С большой жестокостью подавил ряд других восстаний (в Финикии, на Кипре). В 341 Артаксеркс III вновь присоединил отколовшийся еще в 404 г. до н. э. Египет, а последний фараон египетского происхождения Нектанеб II вынужден был бежать в Нубию. В 338 г. до н. э. Артаксеркс III, согласно Диодору, был убит своим визирем, евнухом Багоем, претендовавшем на полноценную власть. Его труп был выброшен на съедение кошкам, а из костей изготовили рукоятки для мечей. ДАРИЙ III Кодоман, последний персидский царь в 336-330 до н. э., из династии Ахеменидов. Он взошел на трон благодаря тому, что не осталось прямых наследников престола, так как все они были отравлены царским евнухом, египтянином Багоем, мстившим персам за покорение Египта и убийство священного быка Аписа. Багой хотел возвести Кодомана как марионеточного царя, при котором полнотой власти обладал бы именно он. Однако Дарий сумел избавиться от своего благодетеля, став таким образом полноценным правителем. С 334 начинается поход Александра. Его войско – по модели полисного, но в разы сильней. Три битвы: при Гранике (334, вход в Персию), при Иссе (333, за западные провинции: Сирию => Египет) и при Гавгамелах (331, за то, что осталось). Все проиграны,. преследуемый Александром Дарий бежал с частью войск, которыми командовал сатрап Бактрии и дальний родственник царя Бесс. Бесс требовал от Дария организовать борьбу с захватчиками, однако царь был готов отказаться от сопротивления. Бесс объявил себя царем Персии, захватил Дария в плен и попытался скрыться в восточных провинциях царства. Однако, Александр нагнал отряд Бесса. Тогда тот заколол Дария копьем, бросил обоз и скрылся с верными ему воинами.

 

56.Как распределялась земля в Персидской империи (формы земельной собственности и землепользования)? По мере захвата все новых и новых стран персидские цари отбирали у покоренного населения самые плодородные земли. Их раздавали большими поместьями в полновластное и наследственное владение членам царской семьи, представителям персидской знати, крупным чиновникам и т. д., освобождая от уплаты государственных податей. Огромные земельные владения (иногда целые области) с правом передачи по наследству и освобождения от податей получали и так называемые благодетели царя, оказавшие последнему важные услуги. Крупные землевладельцы обычно жили в больших городах — в Вавилоне, Сузах и т. д., на доходы с земельных владений, которые были в ведении их управляющих. Наконец, часть земель находилась в фактической собственности царя, и по сравнению с предшествующим периодом размеры царской земли резко увеличились. Эти земли обычно сдавались в аренду. Широко была распространена следующая система землепользования: царь сажал на землю своих воинов, которые обрабатывали выделенные для них наделы коллективно, отбывали воинскую повинность и платили определенную денежную и натуральную подать. Эти наделы назывались наделами лука, лошади, колесницы и т. д., и их владельцы должны были нести военную повинность в качестве лучников, всадников и колесничих. В VI—начале V в. до н. э. экономическое положение владельцев этих наделов было устойчивым, так как завоевания продолжались, и поэтому цари заботились о своих воинах. Пока владельцы наделов воевали, земля обрабатывалась членами семьи. В тех случаях, когда государство не нуждалось в этих людях в качестве воинов, они должны были платить подати.

57. Особенности рабства и другие формы зависимости в Персидской империи. Рабство. В наиболее развитых обл.Перс.державы рабы наравне со скотом явл.главным предметом движимой собственности, их продавали,передавали по наследству,дарили и т. д. Big число рабов исп. для выполнения разл. видов домашней работы, а также в сельском хозяйстве, в царских каменоломнях и на строительных работах. Среди рабов было также некоторое кол-во квалифицированных ремесленников (ткачей, сапожников, каменщиков и т. д.).Рабы выступали против плохих жизненных условий,несвоевременной выдачи пищи Но об организ.массовых выступлениях рабов в странах Перс. державы данных нет. Это объясняется отсутс.крупных хоз-в,основанных на рабском труде.Ко времени возник.своего госу-ва персы знали только патриархальное рабство и труд рабов еще не имел серьезного эконом. знач. В рез.мир. завоеваний в Персии произошел скачок от примит патриарх.рабства к интенсивному использованию труда чужеземных рабов в с/х и ремесле. Но широко применялся он только в царском хозяйстве и в имениях знати. Источники рабства -a. Военное. Пока не было ме – только женщин и детей, затем и муж.

За долги. Патриархальное, на правах младшего члена семьи. c. За провинности.Рабы не осознавали себя как единый класс. Имели статус живых трупов и не были против, т.е. отноислись к этому статусу вполне серьезно. Долговое рабство не могло длиться более 3 (Хаммурапи) или 6 лет (Семиты). Освобождение – редкость. Община -един.возможная ячейкой производства на ДВ.Возникает сама собой, в любых условиях.Эволюция общины от родовой к соседской. Усиление обмена => сложность сохранения общности только по родовому признаку => соседская община. Функции общины-коллективные землевладение, землепользование и защита равноправных общинников. Сущ. 2 сектора в эконом: гос.и частный(общинный). Внутри общины дела раздела земли и её обработки. Также мелкое строительство.Члены общины равноправны и отвечают друг за друга. Отсюда её выгодность для гос-ва: круговая порука. Авторитетность общины: изгнание – серьезное наказание.

 

58.Что представляла собой персидская армия? Могущество Персидской державы в значительной мере зависело от армии, ядро которой составляли персы и мидийцы. Они начинали служить, по-видимому, с 20 лет. В войнах персидских царей большую роль играли и восточные иранцы. В частности, сакские племена Средней Азии поставляли для Ахеменидов значительное количество привычных к постоянной военной жизни конных лучников. Высшие должности в гарнизонах, на основных стратегических пунктах, крепостях и т. д. обычно находились в руках персов. Армия состояла из конницы и пехоты. Кавалерия набиралась из знати, а пехота — из земледельцев. Комбинированные действия этих двух родов войск обеспечили персам победы ло многих войнах. Главным оружием персидской армии был лук. Вооружение всадника состояло из железного панциря, бронзового щита и двух железных копий. Начиная с V в. до н. э., когда классовое расслоение привело к ухудшению положения земледельческого населения в Персии, что в свою очередь вызвало падение значимости персидской пехоты, ее постепенно стали заменять технически прекрасно во-руженными греческими наемниками. Костяком армии являлись 10 тыс. «бессмертных» воинов, первая тысяча которых состояла исключительно из представителей персидской знати и являлась личной охраной царя. Остальные полки «бессмертных» набирались из представителей различных иранских племен, а также эламитов. В завоеванных странах были размещены войска для предотвращения восстаний. Состав этих войск был пестрым, но в них обычно отсутствовали жители данной области. Например, в Египте персидские цари держали армию в 10—12 тыс. человек. Приблизительно такое же количество воинов насчитывали гарнизонные войска в Вавилонии. Основу персидского войска составляли лучники, а их подготовка требовала длительного обучения. И Ксенофонт, и Геродот говорят о том, что персы обучались стрельбе из лука с детства, годами. В «Киропедии» же Кир переформировал персидских пельтастов и лучников в гоплитов и соответственно переучил их в течении всего нескольких месяцев. Несмотря на отсутствие упоминаний о постоянном обучении персидских воинов владению оружием, их опыт постоянной службы значил весьма много в рукопашной схватке с греческим гоплитом, такового опыта не имевшем (за исключением, пожалуй, спартанцев). Организационно персидское войско делились на тысячи, сотни, десятки. Судя по всему, уровень подготовки командного состава на всех уровнях был весьма высок. Геродот дважды упоминает персидские десятки, оказывающие организованное сопротивление превосходящим их количественно гоплитам. В персидской армии было строгое единоначалие, хотя полководцев могло быть и два для лучшей организации войска. Обычно в таких случаях одним из полководцев был сатрап территории, на которой шла война или осуществлялся поход, а вторым — начальник войск усиления, присланных царем.

 

 

59.Восточные походы Александра Македонского: источники, ход, последствия. Источники. Сохранились пять основных античных произведений об Александре, они принадлежат Плутарху, Арриану, Курцию Руфу, Юстину и Диодору. Наиболее раннее из них - «Историческая библиотека» Диодора Сицилийского в 40 книгах. XVII книга целиком посвящена походам Александра Македонского. Другое античное сочинение, посвящённое походу Александра, принадлежит писателю II или III века Марку Юниану Юстину. Некоторые его сообщения представляют представляют особую ценность как уникальные и достоверные свидетельства. На латинском языке единственное сохранившееся произведение, посвящённое Александру Македонскому, принадлежит Квинту Курцию Руфу. оно соединяет в себе особенности как историографического, так и биографического жанра. Ход. Общая численность армии Александра состояла из пехоты 30 тыс. человек, конницы — 5 тыс. Несмотря на сравнительно небольшую численность, греко-македонское войско было хорошо обучено и вооружено. 334 г. до н. э. Александр Македонский переправился через пролив Геллеспонт между Европой и Азией и оказался на территории Персидского царства. Города один за другим сдавались полководцу. Ничто не могло остановить его. Навстречу Александру Македонскому с огромной армией выступил персидский царь Дарий III. Возле города Иссы произошла битва (333 г. до н. э.), в которой македонцы победили. Александр захватил в плен мать, жену и двух дочерей Дария, забрал его колесницу, шатёр, доспехи, много золота и серебра. Сам Дарий едва спасся бегством. После победы при Иссе Александр Македонский завоевал Сирию, Финикию и Палестину. Не покорился ему только богатый финикийский город Тир. Часть города была расположена на острове. Александр Македонский приказал насыпать в море плотину, чтобы соединить Тир с берегом, и по плотине подкатить стенобитные машины — тараны. Через полгода Тир пал. Успешная осада Тира открыла ему дорогу в Египет, и зимой 332-331 греко-македонские фаланги вышли в долину Нила. Население порабощенных персами стран воспринимало македонцев как освободителей. В честь него был назван город Александрия. После проведения финансовой реформы в Египте Александр продолжил поход на Восток. Греко-македонское войско вторглось в Месопотамию. Дарий III, собрав все возможные силы, пытался остановить Александра, но безуспешно; 1 октября 331 персы были окончательно разгромлены в сражении при Гавгамелах (близ современного Ирбиля, Ирак). Победители заняли исконные персидские земли, города Вавилон, Сузы, Персеполь, Экбатану. Дарий III бежал, но вскоре был убит Бессом, сатрапом Бактрии. Александр был провозглашен «царем Азии». Перейдя через восточно-иранские области, войско Александра вторглось в Среднюю Азию (Бактрию и Согдиану), местное население которой во главе со Спитаменом оказало ожесточенное сопротивление; его удалось подавить лишь после гибели Спитамена в 328. После того как греко-македонские войска вышли в долину Инда, между ними и воинами индийского царя Пора произошла битва у Гидаспа (326). Индийцы были повержены. Преследуя их, войско Александра спустилось вниз по Инду к Индийскому океану (325). Долина Инда была присоединена к державе Александра. Истощение войск и вспыхивающие в них мятежи вынудили Александра повернуть на запад. Александр готовился к покорению Аравии и Северной Африки, но этому помешала его внезапная смерть от малярии. Последствия. После смерти Александра его держава распалась в результате борьбы за власть между его военочальниками. Политическое и экономическое единство, которое стремился создать Александр Македонский на захваченных землях, было непрочным, но греческое влияние на Востоке оказалось весьма плодотворным и привело к формированию культуры эллинизма.

 

 

60. ДАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЮ ЭЛЛИНИЗМ. ДЕРЖАВА СЕЛЕВКИДОВ. Эллинизм — период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени походов Александра Македонского (356—323 до н. э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно падением птолемеевского Египта (30 до н. э.). Особенностью явилось широкое распространение греческих языка и культуры на территориях, вошедших в состав государств диадохов, которые образовались после смерти Македонского на завоёванных им территориях, и взаимопроникновение греческой и восточных — в первую очередь персидской — культур, а также возникновением классического рабства. Государство Селевкидов — эллинистическая монархия, образовавшаяся при распаде империи Македонского. Ядром государства был Ближний Восток, на вершине своего могущества включало часть Малой Азии, Сирию, Финикию, Палестину, Месопотамию, Иран, части Средней Азии и нынешнего Пакистана. Являлось важнейшим центром эллинизма, основным связующим звеном между греческой и восточной культурными традициями. В эпоху своего могущества, она включала в свой состав: Малую Азию, Левант, Персию, Памир и часть Пакистана. Начав свою экспансию в Грецию, империя столкнулась с армией Римской республики, которая нанесла ей ряд поражений. В итоге восточная часть страны к середине II века до н.э. была захвачена парфянами под руководством Митридата I. Селевкиды продолжали править в Сиро-Финикии, до завоевания страны армянским царем Тиграном II. После чего, Селевкидское государство как самостоятельный субъект было ликвидировано.

 

60.Дайте определение понятию «эллинизм», что Вы знаете о державе Селевкидов. Эллинизм, с точки зрения исторической науки - это период в истории античных государств Средиземноморского региона, началом которого принято считать завоевательные походы Александра Македонского, а окончанием - падение птоломеевского Египта и полное установление господства государств Древнего Рима (около 30 года нашей эры). Типичная характеристика эпохи эллинизма - сочетание и взаимопроникновение греческой и восточных культур и систематизация накопленных знаний. СЕЛЕВКИДЫ, царская династия, правившая в 364-12 до н. э. на Ближнем и Ср. Востоке (основная территория — Сирия). ГОСУДАРСТВО СЕЛЕВКИДОВ, крупнейшее эллинистическое царство, простиравшееся в период своего расцвета от Эгейского моря на западе до Сыр-Дарьи на востоке. Основано одним из диадохов Александра Македонского Селевком I Никатором, который в 312-311 до н. э.. Сосредоточив в своих руках большинство сатрапий, некогда входивших в состав державы Александра Македонского, Селевк предпринял меры для укрепления их внутреннего единства. Он основывает многочисленные греческие города, видя в них главную силу своего государства. В их числе были западная и восточная столицы Селевкидов: Антиохия (Сирия) и Селевкия-на-Тигре, оттеснившая Вавилон на второй план. После Селевка правителем становится Антиох I Сотер (280-261 до н.э.).На период его правления приходятся сирийские войны (274-271 до н.э.). Антиох II Теос (261-246 до н.э.).Война с Египтом. После поражения и гибели Антиоха VII Сидета (138-129 до н. э.) в бою с парфянами Селевкиды окончательно потеряли все свои владения к востоку от Евфрата. К концу 2 в. до н. э. в руках Селевкидов оставались лишь Финикия, Сирия и Киликия. В 83 армянский царь Тигран II захватил Сирию и сделал Антиохию одной из своих столиц. После поражения Тиграна II в войне с Римом (69 до н. э.), римский полководец Луций Лициний Лукулл провозгласил царем Сирии Антиоха XIII (69-64 до. н. э.). Однако преемник Лукулла на посту главнокомандующего Гней Помпей обьявил Сирию римской провинцией и тем самым поставил точку в 250-летней истории державы Селевкидов. В государстве Селевкидов существовала достаточно развитая бюрократическая система, которая, однако, не достигла таких масштабов, как в царстве Птолемеев. Огромные размеры государства не позволяли осуществлять всеобъемлющего административного контроля. Ряд местных политических образований (отдельные племена, греческие полисы, храмовые общины, местные династы) пользовались известной автономией во внутренних делах. Высшими сановниками государства были "ведающий делами" (нечто вроде премьер-министра), глава царской канцелярии и финансовый контролер, отвечавший за сбор налогов и т. д. Ближайшее окружение царя составляли "родственники" и "друзья". Главой государства был царь. Его власть, в сущности, была абсолютной. Он являлся верховным главой гражданской администрации, главнокомандующим армией, верховным судьей и даже источником права. Власть царей селевкидской династии имела следующие правовые основания: 1) право завоевания (в эпоху античности оно считалось самым важным из правовых обоснований); 2) наследование власти от отца к сыну. Селевкидские цари обожествлялись. Есть две формы обожествления. Старые греческие города, вошедшие в государство, принимали "добровольные" решения о признании царя богом в благодарность за различные благодеяния. На остальной территории государства царский культ вводился административными мерами. Основу армии составляли македоняне и греки, жившие на территории государства в военных колониях (катойкиях) и полисах. Наемники, в отличие от Птолемеевского Египта, играли в армии Селевкидов незначительную роль. Столь же незначительное место отводилось отрядам из местного населения. В регулярную армию они, как правило, не включались, привлекались только изредка. Основным военным центром Селевкидского государства был город Апамея, в Северной Сирии, недалеко от столицы. Флот в государстве Селевкидов играл менее значительную роль. Главной базой его была Селевкия в Пиерии, прикрывавшая с моря столицу государства - Антиохию на Оронте.

61. Что Вы знаете о зороастризме? Зороастризм – религиозное учение, возникшее в Средней Азии и названо по имени своего основателя Заратуштры. Широко распространился в Мидии, Персии и других странах иранского мира. Стал официальной религией в Мидии. Жрецами зороастрийского культа были маги – знатоки ритуала и обрядов, хранители религиозных традиций. Поклонялись божествам природы – Митре, Анахите и т.д. В Персии начал распространятся в период царствования Дария 1. Отсутвие догматической религии объясняется исключительная веротерпимость персидских царей. Среди богов Ахурамазда упоминается всегда на первом месте. Зороастризм этическая религия основанная на дуализме. Особое место занимает поклонение священным огням. Главная книга – «Авеста». Пророк – Заратуштра («верблюжий погонщик»). Но не ясно, существовал ли он вообще. Время жизни колеблется от – XIII до VI в. Возможно, лишь реформатор более раннего маздеизма. Легенда о происхождении и имена родителей подчёркивают демократичность учения. Первый покровитель – князь Виштаспа. Главная идея – мир двуедин. Добро олицетворяет Ахура-Мазда, зло – Анхра-Манью. Человек – активное звено в борьбе между ними. Идея воздаяния в загробном мире. Идея бессмертия души. Добро человеческого бытия состоит из 3 компонент: доброе слово, добрые помыслы, добрые деяния.

62.Источники по истории Парфянской державы. В 238г-возикает Парфянское царство.Исочики:1.сочиения античных авторов(Страбон,Юстин,Ареан),2Археологические источники:г.Дуро-Эвропос,г.Ктесифон(столица Парфии),г.Ашур,г.Хатра, Г.Старая и Новая Ниса(первая столица Парфии),г.Михер-дат-Керт.3.Шедевры искусства,царский архив(остроконы-глинянные таблички,особенно много док. о сборе винограда-виноделье) Известно, что Страбон написал специальную работу по истории Парфии. О ней также писал Аполлодор из Аретемиты, Арриан, Посидоний. Ныне эти произведения утрачены. Дошедший же до нас отрывочный материал, который касается некоторых сторон парфянской истории, содержится у ряда античных авторов: историков, географов, естествоиспытателей, поэтов, писателей. В отрывках из «Истории» Полибия содержатся важные свидетельства по ранней истории Парфянского государства. Так, до нас дошли описания некоторых эпизодов войны Антиоха III с парфянами и другие очень важные факты. Уроженец сирийского города Апамеи философ и историк Посидоний в своей «Истории» дал обзор исторических событий начиная с середины 140-х годов до н. э. вплоть до 70-х годов I в. до н. э. Некоторые вопросы истории Парфянской державы затронуты в труде Страбона «География», в котором дано подробное описание всех известных в то время римлянам и грекам территорий. Сочинение Помпея Трога в изложении Юстина тоже немаловажный источник по истории Парфянской державы. Наиболее важна XII книга Юстина, в которой дается краткий очерк возникновения Парфянского государства, некоторые события парфянской истории, а также описываются характер, быт, обычаи и нравы парфян. Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» часто упоминает факты военной и дипломатической истории парфян. Поскольку изучение парфянской истории не являлось главной задачей этого автора, он рассматривает лишь ее отдельные эпизоды. Отдельных событий парфянской истории касается и Тацит: описывая сюжеты римско-парфянских взаимоотношений, историк обрисовал ситуацию на восточных границах Римской империи. Острака. Значение этого вида документальных источников по истории Парфянской державы неизмеримо возросло в результате работ советских археологов на городищах Нисы (царской резиденции Аршакидов), где был обнаружен хозяйственный архив, состоящий из более 2700 документов, написанных на обломках сосудов. Эти документы составлены на парфянском языке с использованием арамейской графики с большим количеством арамейских идеограмм. Большинство острака представляют собой учетные документы, происходящие из царских складов. Все они несут важнейшую информацию о деятельности царского хозяйства и являются важнейшим источником для изучения парфянской государственно-административной, земельной и налоговой системы, политической истории, генеалогии Аршакидской династии, топонимике, ономастике, календарю. Раскопки г. Сузы, одного из наиболее крупных парфянских центров, были начаты еще в XIX в. В. Лофтусом. В 80-х годах XIX в. на городище Суз работал М. Дьелафуа. Затем работы были продолжены Французской археологической миссией. Кроме архитектурных комплексов, относящихся ко времени парфян, здесь были найдены надписи на греческом языке этого периода. Также раскопки города Дура- Эвропос в 20-30 гг. XX вв. Ценные материалы по истории Парфии дают раскопки двух религиозных комплексов в Сузиане — Бард-е Нешанде и Масджид-и Сулейман. Неоценимы результаты работ Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции под руководством М. Е. Массона, которая обследовала обширные территории ядра Парфянской державы — Парфиены и, в частности, произвела раскопки городищ Нисы — первой столицы Парфянского государства. Здесь были обнаружены остатки: парфянской царской сокровищницы, глиняные и мраморные статуи, металлические украшения, оружие, богато украшенные ритоны из слоновой кости и т. д. На городищах Нисы, как указывалось выше, обнаружен царский хозяйственный архив.

 

63. Возникновение Парфянского государства: гипотезы и источники. Парфянское государство возникает в 238 до н.э. Проблема возникновения и ранней истории Парфянского царства уже достаточно долго является объектом горячих дискуссий. Одной из основных причин этого служит скудость сообщений источников и наличие больших противоречий в них. Принято считать, что в античной литературной традиции представлены две основные версии происшедших событий: версии Юстина (Помпея Трога) и Страбона, с одной стороны, и версии Арриана и поздних авторов, следовавших ему. Согласно первой версии, возникновение Парфянского государства явилось результатом следующей цепи событий: воспользовавшись внутренним династическим конфликтом Селевкидов, правители Бактрии Диодот и Парфии - Андрагор добились независимости. Диодот смог укрепить свою власть над Бактрией, судьба же Андрагора оказалась более печальной. На Парфию напали кочевники апарны, в борьбе с ними Андрагор погиб и власть над страной получил руководитель парнов Аршак. Это событие стало началом Парфянского царства, которое с течением времени достигло такого могущества, что стало соперником Рима на Востоке. Вторая версия коренным образом отличается от первой в объяснении причин гибели власти Селевкидов в Парфии. В ней не упоминаются Андрагор и его отпадение от Селевкидов, ничего не говорится об апарнах и их завоеваниях. Отложение от Селевкидов происходит из-за того, что местный селевкидский наместник совершает насилие против одного из двух братьев (их имена - Тиридат и Аршак). После этого возникает заговор, насильник гибнет и парфяне получают свободу. В этой версии ясно заметно стремление преуменьшить роль Аршака и возвеличить - Тиридата. Это достигается тем, что Аршаку отводится только 2 года пребывания у власти, а Тиридату. Очень трудно согласиться с хронологией событий. Сразу же после публикации первых работ Й. Вольского уже обращалось внимание на это обстоятельство. В частности, его попытка приурочить факт создания Парфянского государства к 239 г. до н.э. приходит в противоречие с тем обстоятельством, что парфянская эра начиналась в 247 г. до н.э., а также с некоторыми другими историческими фактами. Второе обстоятельство, которое не находило объяснения в концепции Й. Вольского, состоит в том, что в рамках версии Юстина-Страбона основная роль в создании нового государства принадлежит Аршаку, в версии же Арриана и его последователей - его брату Тиридату. Причина такого предпочтения одного брату другого в этой версии оставалась не ясной. Только после публикации одного из остраконов, найденного в Нисе и представляющего собой памятную записку о восшествии на престол одного из парфянских царей, этот вопрос получил удовлетворительное решение. Из анализа текста естественно вытекало, что после Аршака II, сына основателя династии Аршака I, власть в Парфии перешла к потомкам Тиридата. Таким образом, благодаря этому документу стало ясно, почему версия Арриана в описании событий времени возникновения Парфянского царства одной из своих целей имела возвеличивание их прямого предка и умаление роли его брата. Источники по ист.П. -1-сочин.античн.авторов-Страбон,Юстин,Ареан., 2 -римская историография. 3- арх.источники(•столица-Ктесифон,•стар.и нов.Ниса-1 столица парфии(•образцы эллен.искусства,•риноты-сосуды в форме рога с подстакой,•царский архив-более 2500 астраконов(глин.черепков). Гипотизы-1- Андрагор захват.Парф.гос-во,при восст.в Селевкидах власть захват.Аршак 2- Правит.Парфии дпустил неравенство братьев-Аршака и Тиридака,они подняли восст. И свергнули Андрагора 3- Ал.Македонский,покорив Парфию назнач.Андагора в кач-ве наметника.

 

 

64. Превращение Парфии в империю, политика Митридата I и его приемников. Больших успехов Парфянское царство достигло при Митридате I (171-138/137 до н.э.). В начале своего правления Митридат I вновь – и на этот раз окончательно – захватил Парфиену и Гирканию, возобновил чеканку собственной монеты, а ок. 165 первым из парфянских правителей принял титул царя. Столицей Парфянского царства стал главный город Гиркании – Гекатомпил (Шахри-Кумис). В 160-150 Митридат I был занят войнами на Востоке, в ходе которых он сумел одолеть греко-бактрийского царя Евкратида I и отнял у него области Аспион и Туриву (по нижнему течению Герируда-Теджена). С середины 50-х гг. 2 в. до н. э. Митридат I начинает борьбу с Селевкидами за овладение Мидией, которую он завоевал в 148/147. Окрыленный своими успехами, Митридат I принимает титул «Великий царь». Междоусобная борьба в Сирии облегчила парфянам завоевание Вавилонии и ее столицы Селевкии-на-Тигре (141), а затем и Сузианы (140). Попытки селевкидских царей Деметрия II (139) и Антиоха VII Сидета (131-129) вернуть утраченные территории закончились полным провалом. В конце правления сына Митридата I Фраата II (138/137-128/127) с северо-востока в Парфию вторглись кочевые племена саков. В борьбе с ними погибли и Фраат II, и наследовавший ему Артабан I (123). На юго-западе царь Харакены Гиспаосин приступил к захвату месопотамских городов, возмущенных жестоким правлением парфянского сатрапа Гимера. Казалось, что Парфию ожидает судьба Греко-Бактрии. Однако новому царю Митридату II (123-87) удалось овладеть ситуацией: сакам был дан отпор, и они даже стали вассалами Аршакидов, в состав Парфии вошли Маргиана, Арейя, Дрангиана и Арахосия. Митридат II также сумел подчинить своей власти Месопотамию, Харакену и Великую Армению. К концу 2 в. до н.э. Парфянское царство, простиравшееся от Сирии на западе до Арахосии на востоке, находилось в зените своего могущества, и Митридат II подчеркнул это обстоятельство принятием титула «Царь царей», напоминавшего о величии Ахеменидов. Парфия в этот период можно сказать превращается в империю. Но уже в последние годы правления Митридата II в государстве начинают проявляться кризисные явления: удачные войны привели к резкому усилению могущества знати, различные группировки которой по своему желанию ставят и свергают аршакидских царей. Воспользовавшись усилением парфянских усобиц, царь Армении Тигран II отторг у Аршакидов ряд северо-восточных земель. В это же время на западных границах Парфии появляется новый и, как оказалось, самый опасный для нее соперник – Рим.

 

65. Парфия и Рим: основные этапы противостояния. Первый контакт между Парфией и Римом произошёл в начале I века до н. э. (во время войны римлян с понтийским царём Митридатом VI Евпатором). По соглашению 92 г. до н. э. границей между Парфией и Римом был признан Евфрат. При парфянском царе Ороде II (около 57—37/36 до н. э.) римские войска под командованием Марка Лициния Красса вторглись в Месопотамию, входившую в состав Парфии, но потерпели сокрушительное поражение. К 40 до н. э. парфяне захватили почти всю Малую Азию, Сирию и Палестину. Это угрожало владычеству Рима, и в 39—37 до н. э. римляне восстановили свой контроль над этими областями, однако поражение Антония (36 до н. э.) в Мидии Атропатене приостановило продвижение Рима за Евфрат. Со времени Августа римские императоры вмешивались в междоусобия за парфянский престол. Римляне попытались использовать внутреннюю борьбу в Парфии между рабовладельческой знатью греческих и местных городов Месопотамии и Вавилонии, а также парфянской знатью этих районов, которые были заинтересованы в развитии торговли с Римом, — и, с другой стороны, знатью коренных районов Парфии, связанной с кочевыми племенами, которая занимала непримиримую позицию по отношению к Риму и стремилась к широким территориальным захватам. Борьба этих группировок вылилась в несколько гражданских войн и достигла своего апогея в начале I в. н. э. В 43 г. было подавлено антипарфянское восстание в Селевкии на Тигре, автономии были лишены греческие города, возросли антиэллинистические и антиримские тенденции. При Вологезе I (около 51/52—79/80) была достигнута внутренняя стабилизация, которая позволила вновь вести активную политику, в результате чего в 66 на престоле Великой Армении укрепился брат Вологеса Тиридат. В 114 началась новая война с Римом. Император Траян (98-117) захватил Армению (115), а затем – всю Месопотамию и Адиабену (116), превратив эти области в римские провинции. В руки римлян попали обе западные столицы парфян – Селевкия-на-Тигре и Ктесифон, золотой трон царя Хосроя (108-127) и даже его дочь. Но вспыхнувшие на оккупированных территориях и в тылу римских войск восстания заставили Траяна отступить. Его преемник Адриан (117-138) отказался от всех завоеваний своего предшественника на востоке, кроме Армении, ставшей вассальным царством, а также вернул Хосрою его дочь, но золотой трон оставил себе. В 193 Вологез V (190-206), пытаясь вернуть потерянные территории, вмешался в развернувшуюся тогда в Риме борьбу за власть на с

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...