Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Где находились города Хараппа и Мохенджо-Даро, что Вы о них знаете?




Хараппа — древнеиндийский город, один из главных центров хараппской цивилизации (3 тыс. — 17—16 вв. до н. э.). Расположен близ старого русла реки Рави, в округе Сахивал в Пакистане (территория современного Пенджаба). Обнаружен в 1920-х гг., с того времени ведутся археологические раскопки.

Мохенджо-Даро — город цивилизации долины Инда, возникший около 2600 года до н. э. Расположен в Пакистане, в провинции Синд. Является крупнейшим древним городом долины Инда и одним из первых городов в истории Южной Азии, современником цивилизации Древнего Египта и Междуречья. «Холм мертвецов» был впервые серьёзно исследован в 1920-х годах экспедицией британского археолога Джона Маршалла, который не преминул отметить «идентичность» находок в Мохенджо-Даро тем, что были обнаружены в Хараппе, выше по течению Инда. Предполагается, что во времена расцвета город являлся административным центром цивилизации долины Инда и одним из наиболее развитых городов Южной Азии. По всей видимости, его обитатели подверглись истреблению во время нашествия арийцев.

 

88.Ведийский период в истории древней Индии. Период конца II — первой половины I тысячелетия до н. э. обычно именуется "ведийским", так как основными источниками для его изучения служат древнейшие памятники религиозной литературы Индии — веды. Сер. II-I тыс.до н.э. связан со вторжением ариев в Индию.В этот период складываються веды-главный источник по данному периоду. Множество государств и городов. Одна из сильнейших держав-Магадха со столицей-Раджагриха (Находилась в долине Ганга..Государство завоевывало окружающие земли,например Кошалу.Аджаташатру завоевал республику Личхавов и Кошалу. Его сын Удаин-столица-Паталипутра. В IV столетии- переворот Нандов-уничтожали военную знать. Северно-Западная Индия- мелкие гос-ва,в VI веке- покорены Дарием І.

89.Хозяйство и социальные отношения ведийских племен. Основа хоз-ва-ирригационное земледелие-ячмень,рис,бобовые и тд.Осушали болота.Скотоводство-коровы,буйволы,слоны,курицы и тд.Ремесла- ткачество,гончарство,кузнечество,фаянс и тд.3 типа собственность-частная,общинная,государственная.4 варны- Брахманы(жрецы),Кшатрии(войны),Вайши(обычные люди),шудры(низшие люди).

 

90.Как управлялись ведийские племена. Во главе народца стоял царь или вождь. Звание его часто было наследственным, а иногда и выборным. Власть царя ограничивалась народным собранием. Народ приносил ему добровольную дань; на войне царь являлся вождем. Его сопровождала дружина (ибха), состоявшая не только из подчиненных, но и его семейных. Во главе племени стоял старшина (вишпати), а во главе рода или общины — староста (грамани). Рядом с царской властью стоят уже верховные жрецы (пурохита), сан которых с течением времени также становится наследственным. Юридические понятия только ещё вырабатывались; встречаются понятия судьи, закона, преступления, выкупа. Главы государств-цари,было народное собрание,ограничивало вождя. Главная движущая сила-военная знать.

 

91. Каковы причины возникновения сословно-кастового строя в Индии? Нету точной причины появления каст и варн. Некоторые считают,что арии создали её для управления местным населением. Джати-касты по профессиональному признаку. Как организующая основа общества каста характерна для всей индуистской Индии, но имеется очень мало каст, которые бы встречались повсеместно. В каждой географической области возникла своя, отдельная и независимая лестница строго ранжированных каст, для многих из них не найдется эквивалента на соседних территориях. Исключение в этом региональном правиле составляет ряд каст брахманов, которые представлены на обширных пространствах и всюду занимают высшее положение в кастовой системе. В древнейшие времена смысл каст сводился к понятиям разных степеней просветления, то есть на какой стадии находится просветленный, что не наследовалось. Переходы из каст в касту на самом деле, происходили только под присмотром старших (других просветленных из высшей касты), так же заключались и браки. Понятие каст относилось только к духовной стороне и поэтому не разрешалось высшему сходиться с низшим, во избежание перехода в более низкую стадию.

92.Что такое «каста» и «варна»? Ка́ста (через нем. Kaste или фр. саste от порт. саstа — «происхождение», изначально «чистая порода) — сословие или раса, на которые распадается население Индии. Из самых ранних произведений санскритской литературы известно, что говорившие на арийских наречиях народы в период первоначального заселения Индии (приблизительно с 1500 по 1200 до н. э.) уже делились на четыре главных сословия, позже названные «варнами» (санскр. «цвет»): брахманов (священнослужителей), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев, скотоводов и земледельцев) и шудр (слуг и разнорабочих).

93.Что представляли собой индийские варны? Ва́рна (санскр. «качество, цвет, категория») — относится к делению древнеиндийского общества на четыре основных сословия:брахманы — жрецы, учёные, подвижники,кшатрии — воины, правители,вайшьи — земледельцы, ремесленники, торговцы,шудры — слуги, наёмные рабочие. Неприкасаемым предписывались такие занятия, как уборка мусора, работа с кожей или с глиной. Члены таких каст жили в отдельных кварталах или поселках на обочине поселений «чистых» каст, не имели своей земли и большей частью являлись зависимыми работниками в чужих хозяйствах. Впервые четыре варны упоминаются в «Пуруша-сукте» «Риг-веды», где излагается происхождение людей из частей тела первочеловека Пуруши.

94. Объясните слова: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры. В Древней Индии внутри варн началось расслоение, которое привело к образованию многочисленных каст. Делению древнеиндийского общества на четыре основных сословия: брахманы — жрецы, учёные, подвижники. брахманы занимали более или менее важных государственные должности»кшатрии — воины, правители»вайшьи — земледельцы, ремесленники, торговцы»шудры — слуги, наёмные рабочие.Членам этих каст положено заниматься своей наследственной профессией или ремеслом. Это касты гончаров, кузнецов, плотников, столяров, ткачей, каменщиков, цирюльников, кожевников, мясников, мусорщиков и многих других.

95.Специфика рабства в древней Индии. Рабство-незначительный масштаб.Источники-военно-пленные,долговые,проиграшивеся,самопродажа и т.д.Рабство было патриархальным.Рабы делились на разряды по законам Ману(определяли положение раба).2 категории- даса и раб.

Да́са -В своём изначальном значении «враг» термин используется в «Риг-веде» для обозначения неарийских племён, враждебных ведийским арийским племенам. Позднее слово даса приобрело другое значение — «слуга». Это произошло возможно потому, что неведические, неарийские племена попали под власть ариев. Даса-все люди,не работавшие на себя. Рабам сохранялись из привелегии по варне.

 

96.Магадха и династия Нандов. Древняя Магадха- упоминаемая ещё в Рамаяне и Махабхарате, управлялась царями-буддистами. (па территории теперешнего Южного Бихара) занимала очень выгодное географическое, стратегическое и торговое положелие. В источниках сохранились свидетельства о плодородии магадхских земель, подвергавшихся тщательной обработке. Страна вела оживленную торговлю со многими областями Индии, была богата полезными ископаемыми, в частности металлами. Древнейшей столицей ее являлась Раджагриха. Династия Нанда — первые индийские цари, которые построили империю. Они получили большое царство Магадха.Империя Нанда — государство в Индии (Магадха), которым правила династия незаконного сына царя Маханандина предыдущей династии Шишунага. Первый царь Махападма Нанда был противником и разрушителем родов кшатриев, он победил многочисленных царей и расширил свою территорию до юга Декана. Империя Нанда имела хорошо организованную администрацию, службу сбора налогов, продвинутую для того времени инфраструктуру, строили каналы, проводили орошение. Последний царь — Дхана Нанда. О войне Маурьев против Нанда рассказывает Плутарх. Свергнуть империю смог царь Чандрагупта в 321 до н. э., ставший основателем новой династии Маурьев.

97.Северо-Западная Индия при Александре Македонском и Селевкидах. Александр вступил на территорию Индии в блеске славы, после одержанных им крупных военных побед. Огромная и хороню вооруженная армия сулила ему новые удачи. К тому же Северо-Западная Индия была разделена на враждовавшие друг с другом союзы племен, между правителями небольших государственных объединений не было единства. Некоторые местные царьки вступили в союз с Александром (например, правитель Таксилы). За это Александр обещал им определенную автономию и сохранил прежние владения. Самым сильным из индийских правителей Северо-Западной Индии был царь Пор, который тоже решил встретить Александра в открытом бою. Битва произошла на берегу Гидаспа (река Джелум) и продолжалась несколько дней. О размахе сражения могут говорить цифры, которые приводит Арриан в «Анабасисе» — «Истории 'похода Александра». В последней решающей битве, согласно Арриапу, участвовало 30 тыс. пеших воинов, 4 тыс. всадников, 300 колесниц, 200 боевых слонов. Лишь применив хитрый маневр, Александр сумел стремительно ворваться в расположение армии Пора. Его легкая конница посеяла панику среди хорошо вооруженного, но малоподвижного индийского войска. Александр вышел победителем, но Пор сражался до конца, даже будучи совершенно израненным. Мужество индийского царя покорило Александра, л он сохранил Пору не только жизнь, но и его владения. Греко-македонская армия двигалась дальше на восток, вплоть до Гидраота (современный Рави). Александр стал собирать силы для переправы через Гифасис (современный Беас). В это время в самом войске Александра началось недовольство солдат, многие настаивали на прекращении изнурительного похода. Покидая Индию, Александр сохранил деление на сатрапии, поставив во главе их своих испытанных полководцев и некоторых местных индийских правителей. Александру удалось подчинить лишь часть Северо-Западной Индии, и в индийских источниках не сохранилось упоминаний ни о походе Александра, ни о борьбе с его армией (эти сведения до пас донесли античные авторы). Тем не менее нельзя совсем отрицать влияние похода на развитие событий в Индии той эпохи. Антиох III, второй сын Селевка II, величайший из Селевкидов. 206 до н.э.) и направился в Индию. Индийский поход фактически продолжался лишь до Кабульской долины, где местный правитель предоставил Антиоху военные припасы. Удовлетворенный таким признанием власти Селевкидов, Антиох возвратился в Месопотамию.Индийский поход фактически продолжался лишь до Кабульской долины, где местный правитель предоставил Антиоху военные припасы.

98.Образование империи Маурьев в Индии. Чандрагупта. Первым царем Маурийской династии был Чандрагупта- Правил около 322 — около 300 гг. до н.э. (по другим данным — с 314—312 по 292 или 290 гг. до н.э.).. Но прежде чем Чандрагунте удалось этого добиться, ему пришлось выдержать упорную борьбу с Нандами, а также с греческими гарнизонами, оставленными в Индии Александром Македонским. Из античных источников известно о столкновении Чандрагупты с Селевком Никатором — бывшим сподвижником Александра, а затем царем Сирии — и заключении между ними мира. По мирному договору Чандрагупта передал Селевку 500 боевых слонов, а к Маурьям отошли Пароламис, Арахосия и Гедросия. При Чандрагупте начали развиваться торговые, культурные и дипломатические связи Индии со странами Средиземноморья. В конце жизни Чандрагупта отказался от трона и принял аскезу, руководствуясь указаниями джайнского учителя, закончив жизнь от добровольного голодания в Шраванабелагола в провинции Карнатака, где до сих пор стоит храм около пещеры, где он умер. Созданная им империя Маурьев — государство в древней Индии 317—180 до н. э. со столицей в Паталипутре (сейчас город Патна). находилась в постоянном контакте с Селевкидами и Греко-бактрийским царством. Империя Маурьев достигла наивысшего расцвета при императоре Ашоке, который подчинил огромную территорию и распространил буддизм. Империя пала примерно через 50 лет после смерти Ашоки в результате заговора Шунга, когда была установлена новая династия.

99.Империя Маурьев при Биндурасе и Ашоке. Биндусара — второй император империи Маурьев, правил с (298 по.272 до н. э.) после Чандрагупты. В греческих источниках фигурирует под именем Амитрохат. Биндусара получил в наследство огромную империю, включающую в себя северную, центральную и восточную Индию, части Афганистана и Белуджистана. Биндусара смог расширить империю на юг, вплоть до территории Карнатака. Он подчинил шестнадцать государств и стал покорителем земли между двумя морями — между Бенгальским заливом и Аравийским морем. Биндусара, в отличие от своего отца, не поддерживал джайнизма. Согласно пуранам, Биндусара царствовал 25 лет. После смерти между его сыновьями началось длительное соперничество за власть. В конце концов престол в Паталипутре захватил Ашока. Ашока Великий— правитель империи Мауриев с 273 до н. э. по 232 до н. э. После ряда военных успехов Ашока подчинил себе значительную часть Южной Азии от современного Афганистана до Бенгалии и далее на юг до Майсура. Ашока известен распространением буддизма, и со времён его правления осталось немало исторических памятников. Ашока запретил жертвоприношения. Использование принудительных работ также было упразднено. Находки эдиктов Ашоки в Южной Индии помогли установить южную границу империи. Ашока поддерживал тесные дипломатические отношения со многими странами В его эдиктах упоминается селевкидский царь Антиох (Антиох II Теос — внук Селевка), правитель Египта Птолемей.

100.Государственное устройство империи Маурьев. Империя Маурьев достигла наивысшего расцвета в III в. до н. э. в период правления Ашоки, когда в Индии складывается относительно централизованная восточная рабовладельческая монархия. Её границы простирались от Кашмира и Гималаев на Севере до Майсура на Юге, от областей современного Афганистана на Западе до Бенгальского залива на Востоке. Все царские чиновники согласно Артхашастре делились на группы центрального и местного управления. Особое место занимали советники царя -- высшие сановники (мантрины, махаматры). Из советников царя состоял и совещательный коллегиальный орган -- мантрипаришад, своеобразный пережиток органов племенной демократии. Членство в мантрипаришаде не было четко установлено, наряду с сановниками в него иногда приглашались представители городов. Этот орган Сохранял некоторую независимость, но лишь по ряду второстепенных вопросов мог принимать самостоятельные решения. Сохранение государственного единства требовало твердого государственного управления. Маурьи в период централизации пытались держать все нити управления в своих руках, опираясь на различные категории виновников, составляющих разветвленную сеть органов исполнительного и судебного аппарата. Все царские чиновники согласно Артхашастре делились на группы центрального и местного управления. Особое место занимали советники царя -- высшие сановники (мантрины, махаматры). Из советников царя состоял и совещательный коллегиальный орган -- мантрипаришад, своеобразный пережиток органов племенной демократии. Членство в мантрипаришаде не было четко установлено, наряду с сановниками в него иногда приглашались представители городов. Этот орган Сохранял некоторую независимость, но лишь по ряду второстепенных вопросов мог принимать самостоятельные решения. Сохранение государственного единства требовало твердого государственного управления. Высшей судебной инстанцией был суд, в котором участвовал сам царь «вместе с брахманами и опытными советниками» или замещающая его судебная коллегия (сабха), состоящая из назначенного царем брахмана, «окруженного тремя судьями» (законы Ману). Толковать в суде нормы права, дхармы мог брахман, в крайнем случае кшатрий или вайший. Как высшему судье, царю принадлежал о право ежегодно объявлять амнистии. Армия выполняла и функции охраны общественного порядка. Она бдительно должна была стоять на защите государственной целостности.

101. Сельское хозяйство и формы земельной собственности в Индии в эпоху Маурьев. В сельском хозяйстве происходило освоение новых земель, развитие искусственного орошения, расширение набора возделываемых культур. Снижается удельный вес животноводства, основной задачей которого становится выращивание рабочего скота. Занятия охотой и рыболовством остаются уделом отсталых окраинных племён. В I тыс. до н.э. в областях Северной Индии развивается частная собственность на землю. Земля, как и другое недвижимое имущество, переходила по наследству, глава семьи мог распоряжаться ею вплоть до полного отчуждения. Конец эпохи древности характеризуется ростом крупного землевладения. Деревни — путем пожалований или покупки — переходили в собственность монастырей, храмов и отдельных брахманов. Владельцами селений могли стать и разбогатевшие купцы. Сосредоточившие в своих руках землю деревенские старосты из представителей самоуправления превращались в мелких помещиков, в деревне распространялось кабальное должничество и аренда. Эти процессы роста крупного землевладения и расширения крестьянской зависимости в конце периода древности рассматриваются в историографии как главные признаки перехода к новому периоду — средневековью.

102. Понятие «община» в древней Индии. Виды общин. Основу социальной организации древнеиндийской деревни составляла соседская община. Вероятна, она имела те или иные особенности в различных районах страны, но источники позволяют представить лишь тот тип общинной организации наиболее развитых районов Северной Индии, который сложился к концу древности. Пахотная земля была разделена между отдельными семьями, силами которых и велось каждое хозяйство Все частные земельные владения входили в состав общинной территории, и, покупая дом и поле, новый хозяин приобретал также членство в общинной организации. Община обеспечивала коллективную помощь своим сочленам, но в свою очередь требовала от них участия в совместных работах на строительстве дорог, каналов, по поддержанию деревенских святилищ, а также в празднествах и обрядах. Полноправные члены общины принимали участие в сходах. Споры между жителями деревни решались обычно родственниками и соседями на основе обычного права. Во главе деревни стоял староста, представлявший общину перед государственной властью. Внутри деревни не было равенства ни по имущественному положению, ни по сословному статусу, ни по степени участия в решении деревенских дел. Одну, более или менее замкнутую, группу составляли полноправные общинники-землевладельцы. Далеко не всегда они сами занимались сельскохозяйственным трудом. Распространены были различные формы аренды, использование труда батраков, должников и других зависимых лиц. Безземельные работники принадлежали к более низкому слою населения деревни. Довольно значительный слой составлял и обслуживающий персонал — прачки, уборщики, сторожа, а также деревенские ремесленники — плотники, горшечники и т. п. В пределах каждой местности семьи одного общественного статуса образовывали замкнутые сообщества — касты. Каждая каста была эндогамна, и потому все ее члены находились между собою в родстве или свойстве. Членов касты связывали как экономические интересы, так и религиозные обычаи и обряды. Традиционные отношения между жителями деревни оформлялись в виде кастовой иерархии. Деревенские ремесленники, например, были обязаны обслуживать представителей земледельческих каст, но в свою очередь имели право на долю собранного последними урожая. Такая система разделения труда, взаимных прав и обязанностей не только придавала индийской деревне необычайную устойчивость, но и гарантировала господство высших каст. В экономическом отношении каждая деревенская община сама себя обеспечивала и потому не нуждалась в широких внешних контактах. Городские свободные ремесленники составляли корпорации. Наследственность занятий и положения и здесь способствовала появлению замкнутых профессиональных каст. Ремесленные объединения (порою принимавшие форму касты) осуществляли контроль не только за деятельностью, но и за образом жизни своих сочленов.

 

103. Религиозная политика Ашоки. Распад империи Маурьев. Насущно необходимым было создание идеологической основы империи. На территории Индии существовало множество племенных культов, что мешало взаимоотношениям между правительством и подданными. Нужна была религия, соответствующая новым общественным и политическим условиям, способная стать единой для разноплеменного населения огромной страны. Уже предшественники Ашоки проявляли интерес к некоторым из «неортодоксальных течений» и оказывали им покровительство. Эту политику веротерпимости продолжал и Ашока. Его религиозная политика хорошо известна благодаря многочисленным надписям, оставленным им на колоннах и скалах (так называемые эдикты Ашоки). Постепенно Ашока особенно выделяет наиболее влиятельное из шраманских течений – буддизм – и гос-ной поддержкой, щедрыми дарами буддийской монашеской общине и строительством культовых сооружений способствует его распространению. Ашока сам принял буддизм и вмешивался в дела буддийской общины, назначая специальных чиновников, которые заботились о поддержании её единства. Государственная и религиозная политика Ашоки встречала постоянное сопротивление со стороны местных правителей и брахманского жречества. Особенно обострилось положение в последние годы жизни Ашоки; возможно даже, что он был отстранён от фактической власти. После его смерти (ок. 231 г. до н.э.) началось ослабление империи и её распад, ускорившийся в связи с нападениями со стороны Греко-Бактрийского царства. Около 180 г. до н.э. последний представитель династии Маурьев был свергнут и убит своим военачальником, основавшим новую династию Шунга. В это время власть царей Магадхи распространялась, видимо, только на долину Ганга и на земли, примыкавшие к ней с юга. Гос-ву Шунгов пришлось вести тяжёлые войны с греко-бактрийцами. Некоторые области на северо-западе страны во II-I вв.до н.э. попали под власть иноземных правителей – греков и среднеазиатских скифов, а затем и парфян.

 

 

104. Индия в кушано-гуптский период (общая характеристика). Первые века новой эры характеризуются политическим преобладанием в Центральной Азии Кушанской державы. По настоящему прочно Кушаны обосновались лишь в северо-западной части Индии, но в некоторые периоды распространяли свою власть и на значительные территории в долине Ганга вплоть до Паталипутры. Многочисленные находки кушанских монет свидетельствуют о широте экономических связей в Кушанский период. Существование этой огромной державы способствовало культурному взаимодействию Индии с восточноиранским и эллиннистическо-римским миром, а также с ханьским Китаем. Власть кушанских правителей в Западной Индии была в значительной мере номинальной. Сакские кшатрапы этого региона нередко именовали себя царями. К первым векам новой эры далеко зашёл процесс культурной ассимиляции саков – на монетах постепенно перестали помещать надписи на каких-либо иных языках, кроме индийских. В послемаурийский период происходило становление независимых государств в областях к югу от Индо-Гангской равнины. Порою они даже опережали страны Севера в своём социальном и политическом развитии. В истории стран Декана центральное место принадлежало династии Сатаваханов. Основана она была вскоре после распада Маурийской державы, а затем какое-то время соперничала с царями Калинги. Средневековые индийские предания о древности (пураны) позволяют отождествить Сатаваханов с династией Андхры, указывая таким образом на их связь с районом Восточного Декана. Однако находки многочисленных надписей Сатаваханов позволяют говорить, что в период расцвета государства во II в. н.э. его основные центры находились в Западном Декане. Уже в III в. держава распалась. Местная ветвь династии сохраняла власть лишь на небольшой территории, а гегемония в регионе перешла к государствам Вахатаков и Паллавов. В IV—V вв. новый подъем переживала Магадха под властью династии Гуптов (все правители этой династии носили имена, оканчивающиеся на -гупта,— очевидно, обозначение всего рода). Один из первых Гуптов в начале IV в. заключил союз с самым могущественным немонархическим объединением Северной Индии (государством личчхавов). Настоящим основателем крупной державы был Самудрагупта, правивший в середине IV в. О его военных подвигах подробно говорится в высеченном на камне панегирике. В нем утверждается, что Самудрагупта «искоренил» в Северной Индии власть девяти правителей, а в Декане — пятнадцати. В своем южном походе царь достиг тамильского города Канчи, на севере зависимость от него признавали пограничные области Непала и Ассама. Следует учитывать, впрочем, что автор составленной по царскому приказу надписи допускает значительные преувеличения. Явно недостоверны, например, сведения о том, что гуптскому царю подчинялись Кушаны и даже Ланка. Видимо, и Декан, несмотря на победоносный поход Самудра-гупты, не вошел в состав его державы. Тем не менее впервые после Маурьев основная территория Северной Индии была объединена, а ядром государства вновь стала Магадха. Расцвет Гуптской державы относится ко времени правления Чандрагупты II (380— 415 гг.), но уже вскоре после смерти этого царя усилилась тенденция к ее распаду. Ослабленное внутренними усобицами государство не могло противостоять внешней опасности. В конце V — начале VI в. страшное разорение было вызвано нашествием так называемых гуннов-эфталитов, пришедших из Центральной Азии. Северная Индия затем распалась на множество мелких государств, в которых правили местные династии (одной из таких династий оставались и Гупты).

105. Природно-географические условия древнего Китая. Древнекитайская цивилизация возникла на основе неолитических культур, сложившихся в V—III тысячелетиях до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ. Бассейн Хуанхэ был главной территорией формирования этнической общности древних китайцев, одним из центров ранних мировых цивилизаций, в течение длительного времени развивавшимся в условиях относительной изоляции. Лишь с середины I тысячелетия до н. э. начинается процесс расширения территории, освоенной древними китайцами. Они постепенно распространяются в южном направлении, сначала в район бассейна Янцзы, а затем и дальше на юг. На грани нашей эры древнекитайское государство выходит уже далеко за пределы бассейна Хуанхэ, хотя северная граница этнической территории древних китайцев оставалась почти неизменной. Пересекая с севера на юг лессовое плато, лежащее на уровне 400—1500 м, река Хуанхэ поворачивает на восток, течет по Среднекитайской равнине и впадает в Бохайский залив. Русло Хуанхэ в его нижнем течении на протяжении последних тысячелетий неоднократно перемещалось; изменялась и конфигурация береговой линии Бохайского залива, непрерывно отступающего под воздействием речных наносов. Несколько тысячелетий тому назад вся долина Хуанхэ была покрыта лесами, полностью истребленными к настоящему времени. Климат этого региона последовательно изменялся от более высоких к более низким среднегодовым температурам при общем понижении уровня увлажненности. В IV— II тысячелетиях до н. э. в районе среднего течения Хуанхэ водились слоны и носороги, тапиры и бамбуковые крысы, в поймах рек были обширные заросли бамбука. В эпиграфических памятниках второй половины II тысячелетия до н. э. мы находим сведения об обильных осадках — «длительных дождях», которые шли с перерывами весь год. Мягкие аллювиальные почвы в долинах Хуанхэ и ее притоков создавали весьма благоприятные условия для занятия земледелием. Поэтому до I тысячелетия до н. э. поселения размещались в непосредственной близости от русла рек на невысоких лессовых террасах, а значительные пространства Среднекитайской равнины оставались неосвоенными. Пойменное земледелие привязывало людей к реке, и это было чревато серьезной опасностью. Не случайно в ранних памятниках письменности древнекитайское слово «несчастье» записывалось иероглифом, изображавшим разлившуюся водную стихию. Повышение уровня воды в реках постоянно грозило губительными наводнениями, бороться с которыми люди еще не умели.

 

106. Население древнего Китая Существенные изменения произошли лишь с середины I тысячелетия до н. э., когда широкое распространение железных орудий позволило древним китайцам выйти за пределы речных пойм. Они научились возделывать твердые почвы, что создавало условия для более равномерного размещения населения и освоения всей территории современного Северного Китая. Палеоантропологические находки, относящиеся к эпохам неолита и бронзы, свидетельствуют, что восточные монголоиды преобладали на этой территории. В нашем распоряжении нет и, надо полагать, никогда не будет прямых данных о том, на каких языках говорили люди, населявшие бассейн Хуанхэ в неолитическое время; можно лишь предполагать, что создатели культуры крашеной керамики Яншао (V—IV тысячелетия до н. э.) были протосинотибетцами, вытеснившими и частично ассимилировавшими более древнее палеоазиатское население. Вероятно, иньская этническая общность (II тысячелетие до н. э.) возникла в результате смешения одной из групп протосинотибетцев с пле-менами южного происхождения. Другая, более западная группа протосинотибетцев стала основой формирования чжоуской этнической общности. На базе взаимодействия иньцев и чжоусцев в I тысячелетии до н. э. в среднем течении Хуанхэ складывается древнекитайский этнос. В формировании его принимали участие также и соседние этнические общности, говорившие на палеоазиатских (на севере) и аустроазиатских (на юго-востоке) языках.

 

107. Периодизация истории древнекитайской цивилизации Как и в других странах древнего мира, в Китае не существовало единой системы летоисчисления. Начиная с I тысячелетия до н. э. даты обозначались по годам правления вана (верховного правителя), поэтому установление абсолютной хронологии наталкивается порой на значительные трудности. Так, современные исследователи по-разному датируют чжоуское завоевание, приведшее к падению государства Инь: это событие относится одними историками к 1122 г. до н. э., другими — к 1066, 1050 или к 1027 г. до н. э. Лишь с 341 г. до н. э. в истории Древнего Китая начинается вполне достоверная хронология. С I в. н. э. древние китайцы начали использовать для обозначения лет особые знаки шестидесятиричного цикла, до того служившие для наименования дней. Шестидесятилетний цикл, использующийся с тех пор в Китае непрерывно, полностью устранил возможность сколько-нибудь серьезных ошибок в датах. Для уточнения хронологии более раннего периода в настоящее время используются новые методы исчисления абсолютных дат, в частности записи о солнечных и лунных затмениях и т.д. Для традиционной китайской исторической науки была характерна периодизация древней истории Китая по династиям. Так, за эпохой мифических «пяти императоров» следовало время правления «трех династий» (Ся, Шан-Инь и Чжоу). По традиции эпоха Чжоу делится на две части — Западное Чжоу (XI—VIII вв. до н. э.) и Восточное Чжоу (VIII—III вв. до н. э.), включающее периоды Чуньцю и Чжаньго. На смену династии Цинь (III в. до н. э.) приходит династия Хань, время правления которой также делится на Западный и Восточный периоды. Династийная периодизация не может полностью удовлетворить требования современного исследователя. Поэтому мы пользуемся археологической периодизацией, членящей этапы развития общества по уровню производительных сил и основному материалу, из которого изготавливались орудия труда. Следовательно, эпоха, предшествующая «трем династиям», должна быть отнесена к неолиту, тогда как с шан-иньского времени древнекитайское общество вступает в эпоху бронзы. В конце периода Чуньцю (VI—V вв. до н. э.) в Древнем Китае получают распространение железные орудия — начинается эпоха железа. Для нас, разумеется, наиболее существенна периодизация, основным критерием которой является социально-экономическое развитие общества. Мы выделяем пять основных периодов истории древнекитай-ского общества: 1. Разложение первобытнообщинного строя и возникновение классового общества и древнейших государств (II тысячелетие до н. э.). 2. Древний Китай в VIII—III вв. до н. э. 3. Первое централизованное государство в Китае — империя Цинь (221—207 гг. до н. э.). 4. Империя Хань (III—I вв. до н. э.). 5. Древний Китай в I—III вв. н. э.

 

108. Виды источников по истории древнего Китая В распоряжении исследователя древней истории Китая имеются чрезвычайно многочисленные и в большинстве своем достаточно надежно датированные письменные памятники. Это весьма разнообразные по своему содержанию исторические сочинения, дошедшие до нашего времени в виде книг. Они составляют первую и основную категорию источников изучения древней истории Китая. Среди письменных источников большое значение имеют древнекитайские летописи, прежде всего летопись «Чуньцю», составленная в царстве Лу и освещающая события VIII—V вв. до н. э. Вокруг текста «Чуньцю», авторство которого традиция приписывает древнекитайскому философу Конфуцию, позднее возникла значительная комментаторская литература. Один из таких комментариев — «Чзочжуань»— представляет собой фактически самостоятельную хронику событий, имевших место в тех же хронологических рамках. От «Чуньцю» эта хроника отличается несравненно большей детализацией повествования. С летописями тесно связан другой жанр древнекитайских исторических сочинений, представленный прежде всего книгой «Шаншу» («Шуцзин»). Это запись речей правителей и их приближенных. Лишь часть текста «Шаншу», сохранившегося до нашего времени, может быть признана подлинной. Особое место среди источников по древней истории Китая занимает «Шицзин» — свод песен, в большинстве своем фольклорного происхождения. Не будучи историческим сочинением в узком смысле этого слова, «Шицзин» содержит разнообразные материалы для характеристики многих важных сторон жизни древнекитайского общества первой половины I тысячелетия до н. э. В этом же плане большую ценность представляют труды древнекитайских философов V—III вв. до н. э., которые в полемике со своими идейными противниками постоянно апеллировали к событиям исторического прошлого. В I в. до н. э. в Древнем Китае появляется историческое сочинение, оказавшее решающее воздействие на дальнейшее развитие историографии не только в Китае, но и в ряде других стран Дальнего Востока. «Исторические записки» Сыма Цяня (145— 90 гг. до н. э.) — это всеобщая история страны с древнейших времен до I в. до н. э. Сыма Цянь использовал новый принцип изложения исторических событий — жизнеописания. «Исторические записки» состоят из пяти разделов, три из них построены по этому принципу: «Основные записи» — повествования о важнейших деяниях правителей различных династий; «Истории наследственных домов» — биографии крупнейших представителей наследственной аристократии; «Жизнеописания» — биографии исторических личностей. Сыма Цянь включил в свой труд также «Трактаты», посвященные отдельным сторонам общественной жизни, культуры, науки, и «Таблицы», в которых рассматриваются проблемы хронологии. Историографический метод Сыма Цяня был использован Бань Гу (32—52 гг.), автором «Ханьской истории». Однако сочинение Бань Гу посвящено истории одной династии — Хань, точнее Западной Хань (206 г. до н. э.—25 г. н. э.). Бань Гу, таким образом, является основоположником нового жанра китайской историографии, получившего название «династийных историй». К их числу принадлежит, в частности, «История Поздней династии Хань», написанная в начале V в. и освещающая события I—III вв. В начале XX в. в историографии Китая получает распространение гиперкритический подход к письменным древнекит

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...