Another monster. Chapter 15.
Другой монстр. Часть II.
Глава 15. Особняк Красных роз.
(Июль 2001; Прага)
Примерно в то же время, когда детектив Сук все глубже погружался во тьму, толстой пеленой окутывавшей все, связанное с Йоханом и тайной полицией Чехословакии, и проходил подозреваемым по делу о многочисленных убийствах, Тенма Кензо, обнаружив вывеску " Три жабы" на Мельничной колоннаде, пытался выяснить у жителей Праги хоть какую-то информацию, касавшуюся прошлого Йохана. Мельничная колоннада -- так называлась улица, расположенная к западу от Карлова моста, одним концом соединявшая мост Чедок, перекинутый через приток реки Влтавы, с несколько мрачным, захудалым, вытянутым отрезком суши за ним. По словам местных жителей, более десяти лет назад на втором этаже дома с вывеской " Три жабы" жила красивая женщина с ребенком. Жили они тихо, редко покидали дом, пока однажды за ними не прибыла большая черная правительственная машина, чтобы увезти в неизвестном направлении. Соседи шептались, что женщина эта занималась антиправительственной деятельностью, и не надеялись увидеть ее снова. На вопрос Тенмы не было ли у нее детей-близнецов, его собеседник ответил отрицательно, добавив, что ребенок был только один и к тому же очень прелестный, хотя он и не мог точно вспомнить был ли это мальчик или девочка. Помедлив, мужчина продолжил свой рассказ. Всего спустя несколько недель, после того, как семья была увезена, в доме у " Трех жаб" произошел пожар. В окне комнаты, в которой жила женщина, он разглядел фигуру ее ребенка. Усилиями соседей, ребенка удалось спасти, но вскоре тот снова исчез...
Далее, Тенма отправился в чешский офис Ниже-Саксонской газеты " Zukunft". Он обнаружил опубликованное газетой интервью с бывшим членом Чехословацкой тайной полиции, пожелавшим остаться анонимным (на самом деле Ранке), и надеялся связаться с этим человеком, чтобы разузнать у него все, что возможно, о судьбе матери Йохана. Однако, по воле случая, он также оказался в курсе дела детектива Сука, обстоятельства которого показались ему знакомыми. Многообещающая элита... Одно значительное достижение... Три начальника отравлены... конфеты со вкусом виски... мышечные релаксанты [вазодилататоры]... Было ясно, что за всем этим стоял никто иной, как сам Йохан.
Тенма навестил страдавшую болезнью Альцгеймера мать детектива Сука в больнице и выведал у нее где может скрываться ее сын. Прибыв на место, он нашел Сука и Гриммера ранеными, под обстрелом бывших офицеров тайной полиции. Вместе, Тенма и Гриммер встретились с главой тайной полиции, полковником Ранке, и убедили его более не вмешиваться в дела Йохана. Прослушав кассету с голосом Йохана, Ранке внял предостережению Тенмы и рассказал ему о " человеке из Особняка Красных роз". Тем, кто создал " Монстра" Йохана была не тайная полиция, но конкретный автор книг для детей, Франц Бонапарта...
Одновременно с этим в Праге внимание инспектора Лунге было приковано к той же фигуре. Расследование привело его в магазин старой книги, и, в конечном итоге, он посетил издательство Moravia Books, некогда опубликовавшее " Монстра у которого не было имени" Эмиля Себе. Редактор, работавший с Себе, сообщил Лунге, что тот имел множество псевдонимов. Затем, в коробке с рукописями Клауса Поппе, Лунге обнаружил несколько альбомов. Страницы этих альбомов пестрели эскизами беременной женщины, а после детей-близнецов, мальчика и девочки, похожих, как две капли воды. Данное обстоятельство убедило Лунге в правдивости показаний Тенмы.
Лунге встретился с детективом Суком, находившимся под защитой тайной полиции, и имел разговор с самим полковником Ранке. Полковник сообщил Лунге информацию, касавшуюся Особняка Красных роз.
Чтобы достичь Особняка Красных роз, следует двигаться на юг вдоль реки сквозь Еврейский квартал, пересечь Манесов мост, а затем подниматься все выше, огибая Пражский замок по левую руку. Двигаясь все дальше на запад, к пределам города, от Градчан, через Дейвице по направлению к аэропорту Ризуне (имени Вацлава Гавела), на небольшом холме с видом на Бржевнов, путешественник обнаружит то, что искал. Указателями ему послужат ветряной флюгер справа и шпиль церкви Св. Эржбеты, возвышающийся слева... Наконец, инспектор Лунге прибыл к внушающему благоговейный ужас особняку, окруженному иссохшими розовыми кустами, подобно замку Спящей красавицы. Без колебаний вошел он в здание и неотступно исследовал каждый его угол. При осмотре одной из стен на втором этаже его посетила мгновенная догадка -- стена перед ним казалась сложенной второпях, как если бы с намерением скрыть следы преступления. Лунге снова встретился с Ранке и задал вопрос что может скрываться за найденной им стеной, но Ранке посоветовал ему держаться подальше от этого места -- " Не пытайтесь глубже проникнуть в тайны особняка, вы можете погибнуть... Вы встретитесь лицом к лицу с истинным ужасом. "
Однако, вернувшись в особняк, Лунге не медля приступил к разрушению стены. За ней он обнаружил дверь, ведущую в другое помещение. Лунге положил руку на дверную ручку. Что ждет его за порогом...?
В то же время, Тенма нанес визит в дом Томаса Зобака, бывшего редактора Клауса Поппе. В данном месте я хотел бы прервать изложение последовательности событий и привести интервью, которое я взял у мистера Зобака. Я поступаю так, поскольку нашел некоторые из его слов чрезвычайно важными для понимания кем был тот, кто называл себя Франц Бонапарта.
(Зона вокруг Особняка Красных роз до сих пор является предметом расследования полиции, попасть в нее не представляется возможным. Снимок выше сделан мной из окна машины. Интересующие нас руины находятся по соседству с домом, наполовину скрытом кронами деревьев в правом нижнем углу фотографии. )
Томас Зобак -- бывший редактор, чей возраст на сегодняшний момент приближается к 70-ти. Он широк, располагающе тучен в груди. Почти полностью лишенный волос, с круглыми очками на мягком лице, он производит впечатление очень доброго человека. Однако, он обладает острым умом. Каждый день Томас читает газеты со всего мира, фиксируя статьи в своей памяти. Именно благодаря отличной памяти ему удалось узнать в Тенме человека с объявлений о розыске. После того, как Тенма покинул его дом, он тотчас информировал об этом полицию, что в результате привело к аресту последнего.
-- Какие эмоции вызвало у вас известие об аресте доктора Тенмы?
" Я был доволен. Мне нравится читать газеты по утрам, было приятно хоть раз найти там известие, касающееся тебя лично. Когда из новостей я узнал, что Тенма признал свою вину в тех событиях, я едва не пришел в восторг, поглощенный мыслями, что мне, быть может, будет положена какая-то премия или награда. "
-- Когда же он сбежал из тюрьмы?
" Я был в ужасе. Не мог спать по ночам; я боялся, что он явится отомстить мне. "
-- Почему, как вы полагали, Тенма пришел поговорить с вами?
" Ну, на самом деле он пришел спросить меня о Клаусе Поппе... то есть, Франце Бонапарте. Я припоминаю комментарий одного полицейского следователя из Германии, опубликованный в новостной заметке, о том, что Тенма создал воображаемый образ убийцы в своей голове и совершал преступления под влиянием этой иллюзии, так что я предположил, что, возможно, Тенма убедил себя, будто Клаус Поппе и был тем убийцей, которого он изобрел... Проработав с Поппе много лет, я вполне способен представить, как его произведения могли бы... эм... повлиять на такого рода помешанного, послужив для него определенным сигналом. "
-- Тогда, я хотел бы спросить вас о Клаусе Поппе. Каким он был?
" Я был его редактором, начиная с 1970-го. Он был вовлечен в какую-то секретную правительственную работу и, несмотря на то, что он был очень приветлив и приятен в общении со мной, я быстро понял -- этот человек занимал твердое место в самом центре властной структуры. Предыдущему редактору он, кажется, внушил впечатление гордеца. Тот сказал мне, в день, когда я получил его должность, что очень скоро я пойму всю тяжесть возложенных на меня обязательств... К тому времени он сотрудничал с Клаусом уже более десяти лет. Клаус был хорошим исследователем и имел изрядный талант еще в бытность свою студентом-медиком, так что они решили, что из него получится превосходный автор. Однако после того, как он опубликовал какую-то чрезвычайно важную научную работу по психиатрии и ее экземпляры были отосланы в министерство внутренних дел и правительство Восточной Германии, он объявил, что меняет свой литературный метод в рамках новой, инновационной системы обучения. С этого момента, его характер изменился, он стал холоден, высокомерен и самоуверен. Качество его рисунков и манера письма продолжали улучшаться, но всегда было что-то отталкивающее в том, какой осадок оставляли его труды. Я также не знаю зачем ему понадобилось продолжать менять псевдонимы... Однако, у его книг были стабильные, высокие продажи. Я полагаю, по этой причине Moravia соглашались сотрудничать с ним все это время. "
-- Не потому, что Бонапарта был важной правительственной фигурой?
" Ну, это тоже. Но ни он сам, ни правительство ни намеком ни делом не принуждали публиковать его книги. По сути, я даже отверг некоторые из его идей. Вот история для вас. Это был то ли 1976, то ли 77-ой год. Я уже начал беспокоиться о Клаусе, который не давал о себе знать более года, когда он вдруг появился с новой работой. Когда я спросил его чем он был занят все это время, он ответил, что экспериментировал с чем-то новым. Он сказал, что думал над безошибочным способом заставить двух людей полюбить друг друга. Я засмеялся и посоветовал ему оставить книжки для детей и начать продавать свое пособие молодым людям; я гарантировал ему, что он станет самым богатым человеком в мире. На что он ответил, с совершенно бесстрастным выражением лица, что метод этот работает только в отношении двух посторонних и бесполезен при попытке заставить кого-либо влюбиться в тебя. Затем он показал мне свою новую работу, но она была практически идентична роману ужасов, который я прочитал, когда путешествовал в Западную Германию. Как там он назывался... Ребенок Розмари? История была передана от первого лица, глазами маленького мальчика. Мать мальчика была беременна близнецами и по какой-то причине он верил, что вместо них на свет родится монстр. Я отверг рукопись. Это определенно не было историей, которую следовало давать детям. "
-- В той истории, близнецы действительно оказались монстрами?
" Нет, насколько я помню, мальчик и был настоящим монстром. Но, как и в других произведениях Клауса Поппе, здесь присутствовала одна странность. Странность заключалась в том, что узнав, что он монстр, тот мальчик почувствовал облегчение и смог в конце концов полюбить своих маленьких брата и сестру, как всякий нормальный человек. "
(Томас Зобак был редактором Франца Бонапарты. Он знал о связях Бонапарты с тайной полицией Чехословакии. )
-- Он когда-нибудь говорил с вами об Особняке Красных роз?
" Нет. Нет, насколько я могу вспомнить. Хотя, подождите... он сказал мне однажды о том, что ведет литературный семинар, но я не знаю когда это было. Он сказал, что читает свои книги группе мальчишек. В то время я не обратил на это внимание. Я только спросил, что, правда? И как они? Он ответил, что один из них тоже мечтает стать автором книг, очень одаренный и многообещающий мальчик, и не хочу ли я когда-нибудь взглянуть на его работы? Насколько я могу вспомнить, я согласился, но он нас так никогда и не представил друг другу. "
-- Когда в последний раз вы виделись с Бонапартой?
" В 81-м или 82-м. Его свежая работа была ужасна. Какая-то смесь Красавицы и Чудовища со Спящей красавицей, очень глупо... Монстр влюбился. В конце, его любовь не приносит плодов и он погружается в глубокий сон... "
-- И вы отказались печатать ее?
" Все верно. Он выглядел таким огорченным, что мы с ним сели за стол и провели очень долгий разговор. За чаем с пирожными, совершенно в его стиле. Внезапно, он сказал мне, что до этого момента никогда не понимал насколько это больно, когда тебя ненавидят. Затем я спросил его чем он заслужил такую ненависть, и он ответил, что украл у этого человека имя. Когда забираешь чье-то имя, человек умирает... Он впервые попробовал сделать это со своим отцом... Я подумал, что за странные вещи он говорит! А он тем временем продолжал, как если бы обращаясь сам к себе... Люди, чьи имена были отняты у них, умирают в отчаянии, эти люди готовы принять любое имя, какое им дашь, лишь бы избежать этой участи... Любой, кто мог бы утратить свое имя и тем не менее выжить, стал бы истинным героем. "
-- Он сказал вам что-то еще?
" Уходя, он поведал мне об одной идее, прежде занимавшей его. Он сказал, как насчет истории о " Двери, которую нельзя открывать"? Тогда я спросил его что за ней, райские кущи или еще один монстр? А он ответил с усмешкой -- поскольку никому не дозволено открывать эту дверь, то, полагаю, истории здесь не выйдет. То был последний раз, когда я его видел. "
(Страница книги: " Нет, никогда! -- сказал человек с большими глазами", " Хорошо, давай заключим сделку! -- сказал человек, с большим ртом. " )
Сцена из " Человека с большими глазами и Человека с большим ртом" (японское издание), одной из книг, задействованных в печально известных литературных семинарах. Подобно прочим его работам, это произведение также оставляет после себя нехорошее ощущение,
природу которого сложно описать. )
В Особняке Красных роз инспектор Лунге открыл дверь, которую нельзя открывать. С каждым шагом тусклые очертания интерьера проступали все явственней. Это была огромных размеров зала. Он рассказывал о своем первом впечатлении от нее. Он утверждал, что инстинкт сразу же подсказал ему, что в этом помещении умерло много людей. Еще дальше, в глубине залы, он заметил большой портрет -- да, портрет матери близнецов -- глядящий на него со стены.
Пока Лунге совершал это важное открытие, Тенма, наконец, оказался в руках полиции. Одновременно с этим, невиновность Сука была доказана письмом неизвестного по имени Гриммер, бравшего ответственность за все преступления на себя.
Инспектор Лунге был извещен об аресте Тенмы, который мог бы считаться завершением дела, ставшего памятником его мастерству следователя, но к тому времени его интерес уже был прикован к Особняку Красных роз. Он нашел загадочную записку, прикрепленную к обратной стороне портрета -- рукопись под названием " Любовное послание Монстра к Женщине", нацарапанную на немецком языке. В ней говорилось " Я все время слежу за тобой. Я слежу за тобой, чтобы поглотить всю тебя. Но оказалось, что это ты заполонила мне душу. Что ты думаешь о такой развалине, как я? Ты подарила их мне, стоящему на пороге гибели... ты оставила мне прекрасные сокровища. Близнецов, подобных вечной жизни. Тяжелейший грех лишать человека имени. Вернем имя. Я возвращаю тебе твое имя. Твое имя Анна... Печаль переполняет меня. Печаль. Печаль. Печаль. "
Таким образом, инспектор Лунге укрепился в своих догадках. В той огромной, запечатанной комнате Особняка Красных роз умерло много людей, и родился немыслимый монстр.
Воспользуйтесь поиском по сайту: