Раздел 2. Виды музыкальной деятельности младших школьников на уроке музыки.
Цель: Познакомить учащихся с общей характеристикой видов музыкальной деятельности, с комплексным подходом к уроку музыки.
Музыкальная культура школьников формируется в процессе активной музыкальной деятельности. Чем разнообразнее и активнее деятельность на уроке музыки, тем успешнее может осуществляться развитие их музыкальных и творческих способностей, формирование интересов, вкусов, потребностей. Разносторонняя музыкальная деятельность – важное условие музыкального развития школьников.
К видам музыкальной деятельности на уроке музыки относятся: 1. Восприятие музыки 2. Хоровое пение 3. Музыкально-ритмические движения 4. Игра на детских музыкальных инструментах 5. Творчество учащихся Однако само по себе количество видов музыкальной деятельности на уроке ещё не определяет успеха в решении задач музыкального воспитания. Для этого необходим комплексный подход к его организации, когда все элементы урока подчиняются его теме, теме четверти, года, а сам урок обеспечивает целенаправленное музыкальное развитие учащихся. Реализация комплексного подхода к уроку предусматривает: 1. В организации, осмыслении единой направленности всех видов музыкальной деятельности так, чтобы развитие музыкальных способностей осуществлялось во взаимосвязи: один вид деятельности обогащал другой и каждый урок являлся неотъемлемым звеном целостного процесса музыкального воспитания. 2. В реализации триединой дидактической цели, когда в ходе урока решается комплекс задач: образовательные, воспитательные и развивающие. - Образовательная: вводится новое понятие – вариации, закрепляются ранее полученные представления о жанрах и так далее.
- Воспитательная: в различных видах музыкальной деятельности активизируются чувства сопереживания, коллективизма, любви к народной и классической музыке. - Развивающая: развивается чувство музыкальной формы, совершенствуются певческие навыки при исполнении песен и так далее. Умение комплексно ставить и решать задачи урока является одним из ведущих умений учителя. Итак, организация урока музыки требует осмысления музыкальной деятельности для подчинения всех её видов теме урока, четверти, года и решения комплекса задач – воспитательных, образовательных, развивающих. Восприятие музыки – это процесс целостного, образного, эмоционально-осознанного постижения содержания музыкального произведения. Хоровое пение – это коллективная форма певческого исполнительства, обладающая огромными возможностями в развитии музыкальных способностей, формирующая вокально-хоровые навыки, воспитывающая лучшие человеческие качества. Музыкально – ритмические движения – это вид деятельности в основе которой лежит моторно-пластиковая проработка музыкального материала, способствующая усилению эмоционального воздействия музыки. Игра на детских музыкальных инструментах – это один из видов коллективной исполнительской деятельности, способствующей проявлению музыкальных способностей учащихся, обогащающий художественный опыт, развивающий интерес к исполнительской деятельности. Творчество учащихся на уроке музыки – это один из видов музыкальной деятельности, связанный с самостоятельными действиями, с умением оперировать известными им музыкально-слуховыми представлениями, знаниями, навыками; с умением применять их в новых условиях, в разных видах деятельности.
Тема 2.1. Слушание музыки. Цели и задачи: сформировать представление о данном виде музыкальной деятельности младших школьников на уроке музыки; о целях и задачах слушания; познакомить с основными этапами организации восприятия музыки на конкретных музыкальных примерах; воспитание эстетически развитого слушателя; сформировать понимание учащимися превалирующего значения духовного процесса в музыке; создание позитивной установки на восприятие музыкального произведения; постижение музыкального языка, проникновение в содержание через знакомство с народным творчеством; понимание ценности классического и современного искусства; формирование художественного вкуса, слушательской культуры; развитие ассоциативного мышления, воображения, творческих способностей; воспитание эстетических чувств и накопление опыта нравственно-эстетических отношений в процессе восприятия лучших произведений классической, современной и народной музыки.
1.Развитие восприятия музыки – основа формирования музыкальной культуры. Развитие восприятия музыки является важнейшей задачей музыкального воспитания школьников, и происходит оно в процессе всех видов музыкальной деятельности. Термин «музыкальное восприятие» в музыкальной педагогике имеет два значения. Одно – понимается как освоение различных видов музыкальной деятельности на уроке. Другое, более узкое, подразумевает непосредственно слушание музыки: знакомство с музыкальным произведением различных жанров и стилей, композиторами, исполнителями. При этом две стороны музыкального развития школьников неразрывно связаны и взаимно дополняют друг друга. Восприятие музыки – это процесс целостного, образного, эмоционально-осознанного, личностно - окрашенного постижения содержания музыкального произведения. Основой воспитания у школьников музыкального вкуса являются художественно ценные произведения и активная музыкальная деятельность, направленная на их освоение. Правильно организованное слушание музыки, разнообразные приёмы активизации восприятия способствуют развитию интересов и вкусов учащихся, формированию их музыкальных потребностей.
2. Особенности музыкального восприятия. Музыкальное восприятие - сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно – образное отражение действительности. Слушатель как бы «вживается» в музыкальные образы произведения. Однако почувствовать в музыке настроение – это ещё не всё, важно осмыслить идею произведения.
Вид музыкальной деятельности - слушание – даёт возможность познакомить учащихся с доступной им музыкой известных композиторов, получить необходимые знания о музыке, её выразительных средствах и музыкантах. В процессе восприятия музыки детям прививается любовь к высокохудожественной музыке, формируется потребность в общении с ней, воспитываются их музыкальные интересы и вкусы, формируется представление о том, что музыка рассказывает об окружающей жизни, выражает чувства и мысли, настроения человека. Однако процесс слушания не сводится лишь к знакомству с музыкой. Важно формировать у учащихся навыки и умения, необходимые для полноценного восприятия ими музыкальных произведений, развивать у них музыкальные, творческие способности, а также интерес и музыкальный вкус. В начальной школе учитель учит детей: - внимательно слушать музыкальное произведение от начала до конца, воспринимать музыку; - проникаться её эмоциональным содержанием; - делать посильный разбор произведения (эмоционально-образное содержание, средства музыкальной выразительности, исполнение); - узнавать по звучанию изученные музыкальные произведения и имена композиторов. Основой любого музыкального произведения является интонация – выразительность, ядро музыкального образа. На основе принципа повтора и контраста интонация приводит к развитию музыкального образа. Музыка воздействует на человека благодаря комплексу выразительных средств. Это - ладогармонический склад, тембр, темп, динамика, метроритм. Они передают настроение, основную мысль произведения, вызывают ассоциации с жизненными явлениями, с переживаниями человека. Восприятие музыкальных образов происходит в результате своеобразной творческой деятельности слушателя, так как включает его собственный опыт. Музыковеды утверждают, что слушать музыку так, чтобы слышать её, - это напряжённая работа сердца и ума и особое творчество.
Слышать музыку – значит не только эмоционально откликаться на неё, но и понимать и переживать музыку, её содержание, хранить её образы в своей памяти, внутренне представлять её звучание. Поэтому восприятие музыки – это способность слышать и эмоционально переживать содержание музыкальных образов как художественное единство, художественно-образное отражение действительности, а не механическую сумму разных звуков. Б.Л. Яворский отмечал, что в основе восприятия музыки лежит умение мыслить, воспринимать музыку как «членораздельную речь». Пробуждая в детях внутреннее сопереживание, методика организации слушания музыки должна быть направлена на тактичную поддержку эстетических впечатлений ребёнка. Для того чтобы слушание становилось слышанием, нужны музыкальный анализ, разбор прослушанного, беседа с учащимися по поводу услышанного, т.е. художественно-педагогический анализ. Дети должны получить верные сведения о музыкальном жанре, структуре произведения, об элементах музыкальной речи, жизни и творчестве композитора. Условно выделяют следующие этапы восприятия музыкального произведения: 1.Вступительное слово учителя. 2.Исполнение (слушание) произведения. 3.Беседа о прослушанном произведении, его анализ. 4.Повторное прослушивание произведения. 5.Слушание музыкального произведения на последующих уроках с целью повторения, закрепления, сравнения его с новыми произведениями (сравнение музыкальных образов). Вступительное слово учителя предполагает решение двух взаимосвязанных задач: помочь детям воспринимать музыку и заинтересовать их, подготовить к слушанию, должным образом настроить. Слово учителя должно быть кратким, живым, поясняющим всё непонятное детям в названии, программе, тексте произведения, содержать сведения о композиторе, вызывающие интерес к его творчеству и помогающие усвоить, запомнить произведение. Но сообщать только то, что им неизвестно. При исполнении (слушании) произведения особенно важным представляется, во-первых, качество звучания музыки в исполнении учителя или в грамзаписи, во-вторых, обстановка восприятия звучащей музыки (полная тишина, как в концертном зале). Разбор произведения, прежде всего, должен быть нацелен на то, чтобы «музыка была и понятна, и произвела должное впечатление». В организации процесса слушания можно выделить ряд методических приёмов, способствующих активизации музыкального восприятия произведения:
- вокализацию доступных мелодий инструментальных произведений; - ритмопластику (промаршировать, пластически выразить музыку движением кистей или корпуса); - сравнение или контрастное сопоставление музыки; - графическое изображение мелодии; - составление музыкальной коллекции; - использование содружества различных видов искусства; - музыкально-познавательные задания; - воспроизведение слушаемой музыки на детских музыкальных инструментах; - использование определённого цвета для передачи настроения музыки. «Если произведение искусства будет восприниматься человеком лишь по обязанности, - отмечал Л.С.Выготский, - в самом процессе его восприятия оно будет вызывать лишь скуку и огорчения по случаю потерянного времени, то его воздействие на человека будет нулевым».
3.Формирование у школьников эмоционального отношения к музыкальному образу. Воздействуя, музыка, способна волновать, радовать, вызывать к себе интерес. Радость и печаль, надежда и разочарование, счастье и страдание – всю эту гамму человеческих чувств, переданную в музыке, учитель должен помочь детям услышать, пережить и осознать. Педагог создаёт все условия для проявления эмоционального отклика учащихся на музыку. Благодаря этому происходит более сильное воздействие на чувства и мысли детей. У них формируются навыки культурного слушания, умение рассуждать о музыке, то есть давать эстетическую оценку её содержанию. У каждого ребёнка с его особым внутренним миром свои интересы. В тоже время в определённом возрасте детей объединяют и общие увлечения. Младшие школьники с радостью слушают весёлую, жизнерадостную музыку, а также произведения, посвящённые героической тематике. Их привлекают пьесы, выражающие их, детский мир, отличающихся яркостью образов. Девятилетние школьники хорошо воспринимают в музыке образы героической тематики прошлого и настоящего, музыку разных народов. Подростков привлекают образы любви, образы борющегося героя. Предлагая вниманию ребят музыкальный материал для слушания, важно учитывать объём их слухового внимания. Дети шести-семи лет способны внимательно слушать музыку одну-полторы минуты; учащиеся 3 класса – около трёх минут, а четвероклассники уже могут охватить вниманием музыкальный образ, звучание которого длится четыре-пять минут. Подростки внимательно слушают произведение, звучащие до пятнадцати-семнадцати минут. Подготовка к эмоциональному восприятию музыки может осуществляться разными методами и приёмами. К ним относятся вступительное слово учителя, использование произведений других видов искусства, вокализация тем инструментальных сочинений. О музыке рассказывать трудно. Для вступительного слова важно найти образные сравнения, яркие выражения. Это способствует созданию эмоционального настроя, необходимого для восприятия произведения, вызывает интерес к нему. Созданию эмоционального настроя способствуют умело подобранные отрывки из литературных, не только поэтических, произведений – рассказов, романов. В некоторых случаях используются произведения живописи. Иногда для создания необходимого эмоционального настроя педагог использует и выразительное слово, и произведения живописи. Использование произведений других видов искусства требует от учителя довольно высокой искусствоведческой культуры и педагогического мастерства. Во вступительном слове может быть и определённая установка на восприятие музыки. Создание установки на восприятие музыкального произведения не только направляет внимание учащихся, но и помогает им раскрыть его образное содержание. Ценным приёмом активизации эмоционального отношения к музыке является вокализация доступных тем и мелодий из инструментальных и вокальных произведений, с которыми предстоит познакомиться.
4. Формирование эмоционально осознанного восприятия музыкального образа на начальном этапе. Эмоциональное восприятие содержания произведения углубляется благодаря осознанию его своеобразия, обогащению представлений о выразительных средствах музыки. Понимание содержания произведения и средств выразительности начинается с осмысления жанровых особенностей музыки. Жанр песни, танца, марша первоклассники определяют легко. Жанровые особенности произведений (представление о темпе, динамике, регистре) легче осознаются в активной музыкальной деятельности. Развивая у учащихся восприятие музыки нужно стремиться формировать у детей способность следить за развитием музыкального образа, замечать изменения в её развитии, различие особенностей характера каждой части, изменение динамики. На начальном этапе осознание содержания произведения и средств музыкальной выразительности происходит на основе яркой, доступной детям жанровой музыки. Разнообразные слуховые представления, полученные в активной музыкальной деятельности, осознаются детьми, обобщаются и закрепляются в музыкальных терминах, ярких словесных характеристиках образов. Полученные знания позволяют ребятам глубже воспринимать музыку, высказывать о ней свои суждения. Учитель постоянно расширяет словарный запас учащихся при характеристике музыкальных образов и знакомит с музыкальными терминами. Чтобы произведение вошло в музыкальный опыт ребёнка, необходимо давать его прослушивать несколько раз. Каждая встреча с произведением обогащает восприятие, способствует углублению представления о музыкальном образе и его запоминанию. И ещё раз хочется подчеркнуть, что формирование осознанного восприятия образа происходит поэтапно, следующим образом: 1) с осмысления жанра (особенности китов); 2) развитие образа (изменение музыки); 3) различие частей, характер каждой части; 4) обобщаются и закрепляются в музыкальных терминах, в ярких словесных характеристиках образов; 5) средства музыкальной выразительности – формирование представления о взаимосвязи средств музыкальной выразительности с содержанием произведения. Для того чтобы школьники чувствовали и понимали музыку нужно направлять их внимание на характер произведения и средства его воплощения. Постепенно на основе обобщения полученных впечатлений ребята начинают понимать, что образное содержание произведений передаётся средствами музыкальной выразительности.
5. Последовательность развития у школьников восприятия музыки. После того, как дети осознают жанровые особенности произведений, можно подвести к пониманию выразительности и изобразительности в музыке. - Вначале учащимся раскрывается выразительность музыкального образа. Музыка выражает настроение, например весёлое, грустное, ласковое, нежное, торжественное, и характер – волевой, свирепый, шутливый, беззаботный. - Затем у ребят формируют представление об изобразительной стороне музыки на основе восприятия произведений, воплощающих образы природы, передающих движение. Внимание учащихся обращается на звукоподражание в музыке пению птиц, колокольному перезвону, свисту человеческого голоса. Важное значение для развития восприятия музыки имеет метод сравнения музыкальных образов. - После того как учащиеся приобретут некоторые представления о выразительных и изобразительных возможностях музыки, их следует познакомить с элементами музыкального языка (речи – как «строительного материала», из которого складывается целостное произведение) и их выразительной сущностью. Напомним, что общие представления о темпе, динамике, регистре первоклассники получают в процессе ознакомления с жанровыми особенностями музыкальных произведений. Теперь их знания углубляются, расширяются и пополняются новыми – они узнают о тембре, ладе, мелодии, аккомпанементе. Чтобы учащиеся ощутили то или иное из выразительных музыкальных средств, следует использовать произведения, где одно из выразительных средств является ведущим в создании музыкального образа. - Очень важно сформировать у учащихся представление о своеобразии средств выразительности в музыке разных народов. Ребята должны прийти к выводу о том, что чувствовать и понимать музыку разных народов можно, только освоив их музыкальный язык. Развитию более тонкого и глубокого музыкального восприятия способствует формированию у школьников представления об интонации как «ядре» музыкальной мысли. Музыкальная интонация сравнивается с речевой. Так, одно и то же слово можно произнести, изменяя звучание голоса и внося различное эмоциональное содержание. Однако музыкальная интонация отличается большими выразительными возможностями. Необходимо, чтобы школьники ощущали и осознавали выразительное и изобразительное содержание музыкальной интонации, её изменение в развитии образа. Выразительность интонации ярче почувствовать можно при её пропевании, исполнении ритмического рисунка. - Первые представления о теме ассоциируются у ребят с целостным выражением музыкальной мысли, которая развиваясь в одночастной форме, создаёт один музыкальный образ. Далее учащиеся узнают, что в основе произведений могут лежать две музыкальные мысли, контрастные или дополняющие друг друга. Обобщая полученные представления о двухчастной форме, учащиеся приходят к выводу, что вторая часть может быть либо контрастной, либо развивающей, продолжающей мысль первой части – как бы подытоживать её, резюмировать. С произведениями трёхчастной формы, где средняя часть резко отличается от крайних, знакомятся в разных видах музыкальной деятельности. Осознать принцип построения простой трёхчастной формы, её смысловую нагрузку они могут, анализируя произведения. Изучая произведения, написанные в одночастной, простой двухчастной и трёхчастной формах, учащиеся начинают понимать, что форма соответствует содержанию музыкального произведения, т.е. воплощает в себе те музыкальные мысли, которые и составляют содержание. После освоения простых музыкальных форм учащиеся знакомятся с формой рондо и вариаций. В форме рондо дети должны почувствовать образные характеристики и осознать значение принципа повторяемости музыкального материала. Главная тема (рефрен) чередуется с различными эпизодами. Освоение формы вариаций может тоже происходить в различных видах деятельности. Лучшему восприятию развития музыкального образа произведения помогает графическая запись. Для изображения формы вариаций используется последовательность фигурок, одинаковых по форме, но разных по цвету. Далее у подростков формируется представление о музыкальной драматургии (наличие ясно выраженного конфликта, раскрывающегося в развитии музыкальных образов); о сонатной форме. И ещё раз об этапах последовательного развития восприятия музыки: 1) представление о жанровых особенностях произведения: - песня, танец, марш и их связь с жизнью 2) выразительность и изобразительность в музыке: - выразительность музыкального образа - изобразительность в музыке - восприятие музыкальных образов в их взаимосвязи 3) музыкальный язык и его выразительные средства, т.е. музыкальная речь – как «строительный материал», из которого складывается целостное произведение: - тембр, темп, динамика, лад, мелодия, регистр, аккомпанемент 4) три сферы (три кита) музыкального искусства в более широком их значении – как песенности, танцевальности, маршевости, естественно вырастающих из песни, танца, марша 5) интонация – «ядро» музыкальной мысли: - музыкальная интонация - речевая интонация - понимания связи музыкальной интонации с речевой и интонации как «зерна» музыкального произведения 6) важнейших способов и средств развития музыки 7) форма музыкального произведения – соответствие его содержанию: - одночастная форма – один музыкальный образ - двухчастная форма – два контрастных музыкальных образа - трёхчастная форма – средняя часть резко отличается от крайних - форма рондо – хождение по кругу - форма вариаций – главная тема видоизменяется благодаря средствам музыкальной выразительности. 8) характерные особенности музыки своего народа – народной и композиторской 9) музыкальный язык разных народов как своеобразие средств выразительности в музыке 10) разных форм музыкальной деятельности: - сочинение – исполнение – слушание музыки.
Эмоционально-осознанное восприятие музыкального произведения способствует более глубокому проникновению в его содержание и осмыслению его идеи. Каждый ученик, имея свой музыкальный опыт и индивидуальные особенности, по-своему воспринимает музыкальное произведение. При этом восприятие музыкального образа зависит от развития музыкальных и творческих способностей слушателя. Последовательность развития музыкального восприятия должна идти от простых жанров и форм к более сложным. У школьников должна сформироваться внутренняя установка на грамотное общение с музыкой. Важным критерием этого является стремление слушателя для себя ответить на три вопроса: что он почувствовал, слушая произведение, что услышал и что он понял. В целом необходимыми условиями полноценного музыкального восприятия произведений искусства младшими школьниками являются: - систематическое педагогическое руководство; - эмоциональная открытость и педагога, и детей. В этом смысле ценностны радость, удивление, восхищение детьми музыкой; - интересная форма передачи детям музыкально-эстетических знаний; - небольшие объёмы музыкальных произведений, ибо «музыка, предлагаемая в больших пропорциях неподготовленному слушателю, превращается в организованный шум» (К.И.Кондрашин).
При каких бы обстоятельствах мы ни беседовали с детьми о музыке – в зале во время концерта-беседы или лекции, в летнем оздоровительном лагере на музыкальном сборе или на занятиях школьного клуба любителей искусства, - мы ни на секунду не должны забывать о главной своей задаче: заинтересовать слушателей музыкой, эмоционально увлечь их, «заразить» их своей любовью к музыке. Если хотите, это даже не задача, а, как говорил К.С.Станиславский, сверхзадача всей музыкально-воспитательной работы с детьми, которой должны быть подчинены все остальные задачи. Интерес к музыке, увлечённость музыкой, любовь к ней – обязательное условие для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту, для того, чтобы она могла выполнить свою воспитательную и познавательную роль. Поэтому на вопрос: «Как рассказывать детям о музыке?» - мы прежде всего должны ответить: так, чтобы увлечь, заинтересовать их музыкой! Казалось бы, это так понятно, так элементарно ясно, однако как это трудно и, более того, как часто этого не понимают те, кто берёт на себя смелость выйти с разговором о музыке перед юной аудиторией.
Тема 2.2. Хоровое пение. Цели и задачи: сформировать представление о данном виде деятельности младших школьников на уроке музыки; понимание целей и задач в хоровом воспитании; познакомить и разобрать на практике этапы работы над песней; с особенностями детского голоса; разобрать важность значения роли репертуара в музыкальном воспитании; способствовать творческой самореализации младших школьников посредством хорового исполнительства; расширить музыкальный кругозор; формировать положительное отношение к музыкальному искусству; способствовать усвоению закономерностей музыки в процессе её непосредственного исполнения; стимулировать развитие интереса к музыке и к музыкальным занятиям через хоровое исполнительство; развитие позитивного отношения к окружающему миру через постижение эмоционально-нравственного смысла каждого музыкального произведения, через формирование личностной оценки исполняемой музыки.
1. Воспитательное значение хорового пения, его роль в общем и музыкальном развитии школьников. Общая характеристика деятельности. Цели и задачи хорового пения. 2. Особенности и охрана детского голоса. 3.Средства вокально-хоровой выразительности (вокально-хоровые навыки). Методы формирования вокально-хоровых навыков у младших школьников. 4.Вокально-хоровые упражнения, их цель и задачи. Принципы работы над вокально-хоровыми упражнениями. 5.Развитие навыков многоголосного пения. 6. Пение без сопровождения (a cappella). 7.Этапы по организации вокально-хоровой работы. 8.Этапы работы над песней. Подготовка учителя к работе над песней. Общие приёмы разучивания песни. 9.Роль репертуара в музыкальном воспитании.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|