Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности и охрана детского голоса.




Работая с детьми учитель несёт большую ответственность за воспитание певчески правильного, здорового голоса своих певцов. Что требуется от учителя:

- знание особенностей развития голоса учащихся, потому что требования должны соответствовать их возрастным возможностям;

- руководителю необходимо обладать хорошим музыкальным слухом, правильно говорить и петь.

За школьный период голос учащихся проходит 4 стадии развития. Эти стадии связаны с формированием пола, физическим ростом и нервно-психическим развитием.

1 стадия: младшие школьники с чисто детским звучанием;

2 стадия: предмутационный период;

3 стадия: мутационный период;

4 стадия: период формирования взрослого голоса.

Все органы, участвующие в голосообразовании, в совокупности образуют так называемый голосовой аппарат. В его состав входят: ротовая и носовая полости с придаточными полостями, глотка, гортань с голосовыми связками, трахея, бронхи, лёгкие, грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой, мышцы брюшной полости. Но это не всё. В голосообразовании принимает участие и нервная система: соответствующие нервные центры в головном мозге с двигательными и чувствительными нервами, соединяющими эти центры со всеми указанными органами. Из мозга по двигательным нервам к этим органам идут приказы (эфферентная связь). А по чувствительным нервам поступают сведения о состоянии работающих органов (афферентная связь). Органы, участвующие в голосообразовании, являются по сути дела техническими исполнителями приказов, исходящих из центральной нервной системы в результате её сложной деятельности при пении. Работу органов голосообразования нельзя рассматривать вне связи с центральной нервной системой, которая организует их функции в единый, целостный певческий процесс, являющийся сложнейшим психофизиологическим актом. В пении, так же как и в обычной речи, необходимо наличие как создающего, так и воспринимающего звуки аппарата.

Чтобы развивать и воспитывать детские голоса, учителю необходимо знать особенности голоса и певческие возможности младшего школьника. Так у шестилетнего ученика они невелики. В этом возрасте певческий аппарат ещё не сформирован: короткие и тонкие голосовые связки, отсутствует голосовая мышца, малая ёмкость лёгких и так далее, поэтому голос младшего школьника отличается от голоса взрослого. Ему свойственны «высокое» (головное) звучание, меньший диапазон, характерная мягкость, «серебристость» тембра. Существенного различия между голосами мальчиков и девочек в этом возрасте нет. Рабочий диапазон младших школьников – в пределах первой октавы с охватом нескольких звуков второй октавы. Диапазон, в котором наиболее хорошо звучит голос первоклассника, небольшой: ми – соль первой октавы, фа – ля первой октавы. Постепенно диапазон расширяется. В каждой песне первоклассники осваивают звуковысотное движение мелодии с помощью двигательных, наглядных приёмов, что способствует координации слуха и голоса, точному воспроизведению звуков по высоте. У второклассников наиболее естественно голос звучит в диапазоне ми – си первой октавы. Он определяется возможностями голосовых связок, которые довольно тонкие и короткие. На занятиях следует добиваться ненапряжённого, лёгкого и светлого звучания. К концу второго года обучения середина певческого диапазона учащихся укрепляется и совершенствуется, окраска звука становится разнообразной в зависимости от характера и содержания песни. Звучание голоса выравнивается в диапазоне ре первой октавы – ре второй октавы. У некоторых ребят появляется красиво звучащее ми второй октавы.

С третьего года обучения звучание голоса выравнивается на всём диапазоне до первой октавы – ре (ми) второй октавы.

Сила голоса учащихся 7-10 лет не имеет широкой амплитуды. Для них наиболее типичным будет использование умеренных динамических оттенков, добиваться выразительности и яркости исполнения. У детей данного возраста тембр неровный, особенно при пении гласных. В связи с этим необходимо добиваться более ровного их звучания на всех звуках диапазона. Поэтому тембры детских голосов должны постоянно находиться в центре внимания учителя. У одиннадцатилетних подростков можно обнаружить характерные признаки низких и высоких голосов, грудное звучание. При правильном режиме работы голос постепенно крепнет и расцветает. В 12 – 13 лет певческий диапазон достигает обычно децимы (до первой – ми (фа) второй октавы).

Трудность работы учителя с подростками связана с тем, что голос у ребят начинает ломаться, т.е. наступает мутация, переход детского голоса в голос взрослого. В последние десятилетия часто наблюдаются случаи, когда мутация начинается у мальчиков в 11 лет, а с 13 лет период мутации наступает фактически у всех учащихся, но протекает он у них неодинаково. У мальчиков при резкой форме мутации гортань быстро растёт в длину. Голосовые связки делаются длиннее в полтора-два раза, звучащая зона постепенно переходит в малую октаву. У девочек мутация выражена менее ярко, нет такого сильного роста гортани. Однако в их голосах исчезает звонкость, появляется сипота, усталость. С мутацией связано понижение устойчивости нервной системы. Ослабевает нервно-мышечная энергия не только гортани, но и всего певческого механизма. Всё это требует неуклонного соблюдения щадящего режима в занятиях.

Понимание особенностей детской физиологии требует от учителя соблюдения охраны и гигиены детского певческого голоса. Следует учитывать, что пение - процесс физиологический, в котором происходит большая затрата энергии, а также мобилизация внимания, не следует допускать переутомления детей. Необходимо проводить занятия в проветренных, не душных помещениях, соблюдать оптимальный ритм работы и отдыха, не допускать форсированного звучания детских голосов.

Все правила гигиены должны очень тщательно выполняться в отношении детских голосов. Хрупкий голосовой аппарат ребёнка, находящийся в постоянном развитии, требует особого внимания и бережного отношения.

Соблюдение только певческого режима не может обеспечить условия для нормального развития детского голоса. Детям свойственна повышенная эмоциональная возбудимость. Она проявляется в громкой речи и в крике в повседневной жизни. Постоянная громкая речь и крик наносит непоправимый вред детским голосам. Учитель музыки должен повседневно разъяснять опасность перенапряжения голоса как в речи, так и в пении.

От того как будет развиваться голос и особенно от режима во время мутации, зависит качество взрослого голоса. После перелома голос обретает новые свойства. Всё это обязан хорошо помнить учитель музыки.

Одним из самых действенных способов охраны детских голосов является вокальное обучение, т.е. овладение певческими навыками, которые обеспечивают не только развитие голосового аппарата, но и его нормальную функцию. Охрана детского голоса в основном сводится:

1) к разъяснительной работе по соблюдению гигиенических правил, относящихся к голосу в повседневной жизни;

2) к воспитанию правильных певческих навыков;

3) к необходимому режиму во время занятий пением;

4) к выявлению и особому наблюдению за развитием детей с выдающимися вокальными данными.

 

3.Средства вокально-хоровой выразительности (вокально-хоровые навыки).Методы формирования вокально-хоровых навыков у младших школьников.

Вокально-хоровые навыки формируются на основе восприятия учащимися художественного, образного музыкального материала. Они лежат в основе выразительного пения, формирования слуха и голоса. Необходимым условием формирования вокально-хоровых навыков является певческая установка. Под термином «певческая установка» понимается комплекс обязательных требований.

Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть сформулировано так: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.

Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов основные положения корпуса и головы должны быть следующими:

- голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая назад;

- стоять твёрдо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела, а если сидеть, то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги;

- в любом случае корпус держать прямо, без напряжения, слегка подтянув нижнюю часть живота;

- при пении в сидячем положении руки хористов свободно лежат на коленях, если не нужно держать ноты;

- сидеть, положив нога на ногу, совершенно недопустимо, ибо такое положение создаёт в корпусе ненужное напряжение.

Если поющий откидывает голову назад или наклоняет её книзу, то в гортани также создаётся излишнее напряжение, теряется свобода фонационного выдоха. Нельзя сидеть сгорбив спину, так как в таком положении корпуса диафрагма оказывается сдавленной, что препятствует её свободным движениям при осуществлении тонких регулировок подсвязочного давления на различных гласных. От этого пропадает активность дыхания, звук снимается с опоры, теряется яркость тембра, интонация становится неустойчивой.

К вокально-хоровым навыкам относятся:

- звукообразование; - дикция; - строй;

- дыхание; - ансамбль;

Большую роль при воспитании звука играет способ его зарождения, т.е. атака звука. Начиная с выработки «мягкой атаки» у школьников формируется правильное дыхание. А оно играет важную роль в пении. Важно, чтобы его применение соответствовало характеру музыки, фразировке. Для чего используется мягкая атака. При ней происходит естественная, согласованная работа всех органов голосообразования. Достигается выразительным, спокойным произнесением слов без толчка. Твёрдую атаку можно использовать как приём активизации произношения, средства выразительности (в песнях героического, маршевого характера). Работать над дыханием нужно в процессе разучивания песен, попевок. В певческой практике различают четыре основныхтипа дыхания: ключичное или верхнегрудное, грудное, брюшное или диафрагматическое, смешанное или грудобрюшное. Наиболее распространённый в вокальной практике тип дыхания – смешанный. Перед учащимися ставят задачу спеть на одном дыхании короткие фразы. Учитель должен сам показать, как активный вдох, задержка дыхания и постепенное его расходование помогут спеть красивым звуком. При взятии дыхания плечи поднимать нельзя. При коллективном пении ребята могут и необходимо пользоваться цепным дыханием.

В воспитании навыков красивого и выразительного пения особая роль принадлежит артикуляции и дикции. А ведь пение – это вид музыкального искусства, в котором музыка органически связана со словом. Часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, называется артикуляционным аппаратом. Работа этих органов, направленных на создание звуков речи, называется артикуляцией. Последовательно формируется звукообразование, включающее в себя округлённое, «полётное» звучание гласных в высокой позиции, ровное во всех регистрах. Основа пения – гласные звуки. На них воспитываются все вокальные качества голоса. От правильного образования гласных зависит красота тембра. Для сохранения ровного высокого звучания на всех звуках певческого диапазона необходимо использовать попевки, упражнения на гласные «у», «ю», а также песни с нисходящим движением мелодии. Пение упражнений и мелодий на гласные «о», «ё» помогает выработать округлый красивый звук. Специального округления требуют звуки «и», «е». Немаловажное значение в произношении гласных имеет положение рта и губ. Если гласные являются основой пения и их необходимо тянуть, то согласные произносятся легко, чётко, ясно и энергично. Развивая правильную дикцию, надо приучать детей ясно произносить согласные в конце слов, обратить внимание на необходимость утрированного произношения некоторых согласных, и в первую очередь «р». Внимание учащихся обращается на то, что в словах следует переносить согласные к следующему слогу или слову.

Формирование навыка артикуляции предполагает становление тембрального родства гласных, а правильному формированию певческого звука способствует также манера произнесения слов – дикция.

Совместное и согласованное исполнение произведения, т.е. ансамбль, достигается нелегко. Навыки такого исполнения развиваются на практике. Для достижения ансамбля необходимо работать над всеми его составляющими: интонационной слаженностью, единообразием манеры звукообразования, ритмической и темповой слитностью, динамическим единством в партии, одновременным началом и окончанием пения произведения в целом и отдельных его частей (куплета, фразы). При работе над ансамблем надо развивать у ребят чувство ответственности и «чувство локтя», навыки самоконтроля, умение анализировать качество пения, умение слышать себя и класс. Виды ансамбля: ритмический, динамический, тембровый.

В работе над хоровым строем формируется умение интонировать. Оно связано с развитием музыкального слуха детей, а также координации между слухом и голосом.

Работа над вокально-хоровыми навыками представляет основу выразительного исполнения хоровых произведений учащимися. Эта работа требует от учителя определённых знаний, навыков и умений, а самое главное – любви к хоровому пению.

 

4.Вокально - хоровые упражнения, их цель и задачи.Принципы работы над вокально-хоровыми упражнениями.

Значительное место в системе хорового обучения школьников занимают вокально-хоровые упражнения. Их цельформирование певческих навыков, развитие детского голоса. Вокально-хоровые упражнения можно разделить на две основные категории. К первой относятся те, которые применяются вне связи с каким-либо конкретным произведением. Они способствуют последовательному овладению средствами вокально-хоровой выразительности, достижению более высокого уровня художественного исполнения. Упражнения второй категории направлены на преодоление конкретных трудностей при разучивании какого-либо произведения. Эти упражнения служат более узким задачам.

Необходимым условием действенности упражнений является последовательное усложнение учебных задач.

В качестве упражнений можно использовать несложные попевки, прибаутки, музыкальный материал из разучиваемого репертуара, мелодии из произведений, предназначенных для слушания. Все упражнения должны включаться в урок с учётом принципов последовательности, систематичности и доступности.

Выработка вокально-хоровых навыков в процессе упражнений основывается на следующих принципах:

- поддержание интереса у детей, активного, эмоционального тонуса в процессе упражнений;

- развитие слуха учащихся;

- пение упражнений без сопровождения, что способствует успешному воспитанию вокального слуха и выработке чистоты интонации;

- связь вокальных упражнений с музыкальной грамотой, что достигается разучиванием и пением упражнений по нотам;

- личный показ и объяснение педагога в процессе упражнений, демонстрация фотографий и плакатов, отражающих правильные и неправильные приёмы голосообразования, с соответствующими пояснениями;

- сознательное овладение навыками, т.е. понимание детьми правил и способов выполнения упражнений;

- сочетание в процессе вокально-хоровых упражнений коллективного пения с индивидуальным опросом отдельных учащихся.

Вокально-хоровые упражнения в классе предполагают следующий объём и порядок учебных задач:

- выработка навыков певческого дыхания в связи с воспитанием напевности и лёгкости звучания, отчётливой артикуляции;

- выработка плавного и отрывистого характера звучания: активизация артикуляционного аппарата на упражнениях в быстром темпе;

- углубление навыков связного, протяжного пения на более широком диапазоне: выравнивание звучание голоса на всём диапазоне путём округления гласных; выработка слитного звучания;

- выработка навыков двухголосного пения: упражнения с самостоятельным голосоведением, каноны, упражнения на терциях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...