Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность и роль малого предпринимательства в современной рыночной экономике




ВВЕДЕНИЕ

Экономика любой страны не может нормально развиваться без оптимально сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает мировая практика. Неотъемлемой частью рыночных отношений является малый бизнес. Переход к рыночным отношениям в России снял многие препятствия в развитии малого предпринимательства. В тоже время многие фирмы разорились из-за недостаточного финансирования или недоработок в системе налогообложения. В настоящее время существует острая необходимость в пересмотре реформ касающихся развития и поддержки малого сектора на уровне государства.

Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы. Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства.

Значимость изучения проблематики малого предпринимательства усиливается тем, что именно малому бизнесу, пожалуй, менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей могут быть квалифицированы как крупный, стратегический просчет, чреватый многочисленными народнохозяйственными негативами, усугублением кризиса российской экономики в целом.

Без поддержки государства и без собственного внутригруппового взаимодействия малый бизнес не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы.

Потенциал малых предприятий остается нереализованным. Существуют серьезные экономические и административные барьеры для выхода новых предприятий на рынок и развития их деятельности. Все большее количество малых предприятий вынуждены из-за несовершенства российского законодательства «уходить в тень». По некоторым экспертным оценкам, к теневой экономике в той или иной степени причастны до 90% малых предприятий.

Сложившееся положение открывает безграничные возможности для коррупции, наиболее массовой жертвой которой на местном уровне является представитель малого бизнеса.

Государство не желает видеть в секторе малого предпринимательства равноправного субъекта экономических отношений, наиболее активного и подвижного участника процесса рыночных преобразований, который при минимальных собственных ресурсах обеспечивает высокую оборачиваемость капиталовложений. Мелкий собственник не имеет каких - либо существенных преимуществ в кредитно-финансовой и в налоговой системах, в таможенной защите, испытывает значительные препятствия в развитии бизнеса, действует в необычайно сложных для выживания условиях. Для представителя малого предпринимательства становится невыгодной какая - либо предпринимательская деятельность в сфере производства, и в большей мере он стремится утвердиться в торговле и посредничестве, а ведь именно перелив капитала из сферы обращения в сферу производства так необходим сейчас для российской экономики.

Разработке проблем становления и функционирования малых предпринимательских структур посвящены исследования отечественных и зарубежных экономистов: Мягкова П., Зяблюка М., Хайера В., Эрхарда Л., Аллена Л., Брокхауса А., Дынкина А., Стерлина А., Ниндайка Р., Лукьянова Ю., Рубе В., Горбунова Э., Иорданской Э., Медведева А., Татаркина А., Фегенно Е. и др. Ими обоснована необходимость изучения проблем малого бизнеса, исследованы основные направления реализации государственной политики поддержки малых фирм, выявлены некоторые особенности развития малого производства, определены подходы к оценке инвестиционных проектов и разработке бизнес-планов и т.д.

Но в то же время недостаточно внимания уделено изучению влияния малого предпринимательства на структурные преобразования региональной экономики; формированию рациональной структуры индустриальных центров на основе развития малого бизнеса; разработке экономического взаимодействия территориальных органов власти и малого бизнеса; методологии комплексной оценки предпринимательских проектов и проведению их экспертизы в отдельных городах и регионах нехарактерных для промышленно развитых стран условиях, условиях переходного периода, переживаемого Россией.

Цель данной работы - исследовать малое предпринимательство, определить его роль, условия и тенденции развития в России.

Исходя из цели можно поставить следующие задачи:

- рассмотреть сущность и роль малого предпринимательства в современной рыночной экономике;

- проследить формирование и развитие малого предпринимательства в экономике России;

- определить тенденции развития малого предпринимательства;

-рассмотреть методы государственной поддержки предпринимательства в России;

- проследить развитие малого предпринимательства Юга России, в частности нашей в Ростовской области.


СУЩНОСТЬ И РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Сам термин «малое предпринимательство» имеет универсальный, синтетический характер. В научной, учебной литературе делались попытки дать определение малому предпринимательству. При этом некоторые авторы отождествляют «малое предпринимательство» и «малый бизнес», другие, напротив, пытаются дать разграничение этим понятиям. Анализ российского законодательства позволяет прийти к выводу, что более правильно определение «малое предпринимательство», а термин «малый бизнес» позаимствован из зарубежной лексики и есть не что иное, как синоним «малого предпринимательства».

Под малым предпринимательством понимается экономическая деятельность субъекта экономических отношений, имеющего юридический статус предпринимателя без образования юридического лица, либо статус малого предприятия, с определенным числом работающих, объемом прибыли и производящего продукцию, оказывающего услуги от своего имени, на свой риск и под свою ответственность[1].

Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 августа 1995 г. определяет субъекты малого предпринимательства как «коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

- в промышленности – 100 человек;

- в строительстве – 100 человек;

- на транспорте – 100 человек;

- в сельском хозяйстве - 60 человек;

- в научно-технической сфере - 60 человек;

- в оптовой торговле – 50 человек;

- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

- в остальных отраслях и при осуществлении иных видов деятельности - 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица»[2].

К предпосылкам возникновения частного предпринимательства как экономического явления можно отнести следующие социально-экономические факторы:

- кризис административно-командной системы хозяйствования;

- дефицит товаров, работ и услуг;

- чрезмерную монополизацию производства и сферы обслуживания, торговли, что позволяло реагировать на конъюнктуру рынка;

- замкнутое экономическое пространство, ограниченное территорией государства;

- легализацию (признание законом) предпринимательской деятельности;

- признание иных форм собственности, кроме государственной и колхозно-кооперативной;

сокращение объемов производства и появление свободной рабочей силы, имеющей официальный статус безработных.

Экономическая деятельность малого предпринимательства определяется, прежде всего, его экономическим интересом. Так, в частности, субъект малого предпринимательства заинтересован в получении максимального дохода от своей экономической деятельности. Государство же изымает часть дохода предпринимателя в виде налогов и обязательных платежей, в целях обеспечения экономических интересов государства и общества. Наличие противоположных экономических интересов в этом случае может вести к негативным экономическим последствиям. В связи с этим учет экономических интересов субъектов экономических отношений приобретает весьма важное значение. В идеале должен быть достигнут компромисс между участниками экономических отношений, а экономический интерес позволит использовать экономические методы в управлении народным хозяйством.

Субъекты малого предпринимательства как участники экономических отношений, особенно в начале деятельности, наиболее болезненно ощущают влияние противоречивости экономических интересов. Так, предприниматель, заинтересованный в получении максимального дохода, одновременно несет налоговое бремя, расходы по организации производства и реализации продукции, расходы по оплате наемного труда и т.д. Следовательно, экономический интерес предпринимателя будет выражаться в стремлении снизить названные расходы, что может быть достигнуто как законным, так и незаконным путем. Иногда неразумная государственная политика провоцирует предпринимателя на нарушение законодательства (например, чрезмерный налоговый гнет), что ведет к повышению риска предпринимательской деятельности и сокращению числа предпринимательских структур.

Реализуя свой экономический интерес, предприниматель неизбежно сталкивается с проблемой предпринимательского риска. Риск неизбежно связан с возможным наступлением нежелательных экономических последствий, которые могут причинить вред рискующему и делу, во имя которого осуществляется риск. Поэтому принятию решения действовать с риском должны предшествовать: оценка экономической ситуации; выбор оптимального варианта достижения положительного результата; выбор сил и средств; принятие мер по нейтрализации возможных негативных последствий.

Помимо экономического интереса и риска, важнейшими характеристиками предпринимательской деятельности являются экономическая (предпринимательская) инициатива и экономическая ответственность. Под инициативой понимается начинание, активные действия, направленные на достижение определенной цели. Наличие экономической инициативы в малом предпринимательстве - непременное условие. Экономическая ответственность предпринимателя наступает в соответствии с действующим законодательством по следующим основаниям:

- в силу неисполнения обязательств по договорам;

- вытекающая из причинения вреда;

- в связи с нарушением действующего законодательства.

Гражданским законодательством предусматривается несколько организационно-правовых форм осуществления предпринимательской деятельности, которые по своим экономико-правовым характеристикам различны. Наиболее простой и доступной формой предпринимательства является предприниматель без образования юридического лица (индивидуальный бизнес). Индивидуальное предпринимательство осуществляется хозяйственной единицей, которая не отделена от ее собственника. Все доходы от предпринимательской деятельности в этом случае принадлежат единичному владельцу предприятия (фирмы). Владелец малого предприятия в этом случае является одновременно его управляющим и имеет ненормированный рабочий день. Его труд не только интенсивен, но и связан с необходимостью принимать решения, требующие специальных знаний по широкому кругу вопросов. Его ответственность за все, что происходит на предприятии, сочетается с высоким риском финансовых потерь, связанным с возможными убытками и нерегулярной выплатой заработной платы самому себе.

Иные формы предпринимательской деятельности предполагают участие в бизнесе нескольких собственников-предпринимателей. Основными формами коллективного малого предпринимательства являются: полное товарищество; товарищество на вере; общество с ограниченной ответственностью; общество с дополнительной ответственностью и кооперативы. Этот перечень не является исчерпывающим и характерным только для малого предпринимательства, так как в обществе с ограниченной ответственностью число работающих, допустим; в промышленности может составлять более 100 человек, в этом случае оно под признаки малого предприятия не подпадает.

Процесс создания и последующей деятельности малых предприятий регулируется законодательными и нормативными актами Российской Федерации. Правовое регулирование определяется Гражданским кодексом РФ (часть 2).

Любое, малое предприятие независимо от его организационно-правовой формы не может эффективно функционировать без соответствующей базы: правовой, материальной, технической, экономической и пр.

Исходя из этого, требуется создать такие социально-экономические предпосылки в экономике страны, которые позволят использовать преимущества малого бизнеса и в определенной степени устранить его недостатки.

Развитие малого предпринимательства несет в себе множество важных преимуществ:

- увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса;

- рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;

- селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становиться первичной школой самореализации;

- создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;

- трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения;

- подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;

- разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств;

- косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими;

- ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;

- мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование;

- улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.

Таким образом, важно оценить значимость развития малого предпринимательства, способного коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих товаров и услуг, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...