Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственная поддержка малого бизнеса России




Масштабы развития малого бизнеса в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Между тем эти предприятия как наиболее неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.

В России существуют различные организационные формы государственной поддержки и защиты интересов предприятий этой сферы. Созданы ассоциации малого предпринимательства, различные фонды развития и поддержки малого бизнеса. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого бизнеса озабочены собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают.

Одной из важнейших проблем малого бизнеса в России является кредитование. Кредиты выдаются только под залог или поручительство, которые далеко не всегда могут предоставить малые предприятия. Союзы предприятий малого бизнеса, как и специальные фонды, в настоящее время не выступают поручителями по таким кредитам. Отсутствуют специальные банки для обслуживания малого бизнеса. В особо трудном положении оковываются частные предприятия: невозможность получения кредита исключает возможность их конкуренции с иными предприятиями.

Надо отметить, что российские банки выдают небольшие кредиты малому бизнесу под высокие проценты, чем крупным предприятиям.

Одна из причин высоких процентов по кредитам для предприятий малого бизнеса – большой риск кредитования. Финансовое состояние этих предприятий нестабильное и неопределенное, плюс к этому низкая капитализация существенно увеличивают риск не возврата кредита. Предприятия малого бизнеса нуждаются также в информационном обслуживании, подготовке кадров, в льготном банковском кредите и в другой помощи.

Заслуживает внимания опыт финансово-кредитной поддержки малого бизнеса со стороны государства через прямые и гарантированные займы. Прямые займы выдаются небольшим фирмам на определенный срок под более низкие процентные ставки, чем те, что действуют на частном рынке ссудных капиталов. Гарантированные займы дают кредиторам государственные гарантии, составляющие до 90% заемного капитала. Таким образом, государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионное фонды в предоставлении капиталов мелким фирмам.

Имеются и другие формы государственной поддержки малого бизнеса: обеспечение госзаказом (теперь не менее 15% государственных заказов в обязательном порядке размещаются на малые предприятия. Смысл в следующем: генеральный заказчик, выигравший тендер на получение госзаказа, финансируемого из федерального бюджета, должен не менее 15% общего заказа разместить на малом предприятии в соответствии с договором), предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отсталых областях со слабо развитой промышленностью, и др.

Развитие малого бизнеса происходит сейчас в основном в посреднической сфере и в отраслях, не требующих значительных капитальных вложений: в торговле, общественном питании, в строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, а сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается.

Это обусловлено, с одной стороны, недостаточным вниманием к данным проблемам государственных структур управления, отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, а с другой – монополией государственных научно – исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы. В результате это привело к монополизму госсектора в науке и отсутствию внедренческих структур в материальной сфере.

В целях развития малого бизнеса и обеспечения его государственной поддержки Правительством РФ принят ряд специальных постановлений. В Постановлении «О первоначальных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11 мая 1993 г. № 446 отмечается, что государственная поддержка малого предпринимательства является одним из важнейших направлений экономической реформы. Данным документам определены также приоритеты развития малого бизнеса. К ним отнесены производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство промышленных товаров и товаров народного потребления, включая товары, имеющие экспортный потенциал, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов жилищного и производственного назначения. Такие приоритеты остаются в силе и на сегодняшний день.

12 мая 1995 г. был принят Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»[11]. Законом были определены формы и методы государственного регулирования и стимулирования объектов малого предпринимательства, разграничены полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами. В Законе названы важнейшие направления государственной поддержки малого предпринимательства:

1. формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

2. создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

3. введение упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирование деятельности, сертификации продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

4. поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие их торговым, научно-техническим, информационным и производственным связям с зарубежным государствами;

5. организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

В этом же 1995 г. 8 декабря был принят еще один Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». В результате к настоящему времени в России сложились и функционируют три системы налогообложения предприятий малого бизнеса.

1. Общеустановленная система, при которой малые предприятия и индивидуальные предприниматели платят те же налоги, что и другие налогоплательщики (налог на добавленную стоимость(НДС), акцизы, налог на прибыль и др.). При этом малые предприятия получают помимо общих специальные льготы. Так, по налогу на прибыль при определенных условиях они пользуются «налоговыми каникулами», а по НДС с 1 января 2001 г. – необлагаемым минимумом

2. Упрощенная система налогообложения в форме единого налога на доход или выручку малых предприятий (Закон от 29 декабря 1995 г.).

3. Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (введенный в новой редакции Федеральным законом от 31 декабря 2002 г.). Объектом налога выступает потенциально возможный доход (вмененный доход), исчисленный на единицу физического показателя, который корректируется повышающими (понижающими) коэффициентами.

В настоящее время малые предприятия пользуются определенными льготами, при правильном применении которых можно значительно снизить свои налоговые обязательства. Кроме льгот по налогообложению, существуют льготы, связанные с бухгалтерским учетом и отчетностью, которые позволяют малому предприятию вести более простой бухгалтерский учет по сравнению со средним и крупным предприятием.

Действующие льготы можно перечислить в следующем порядке:

1. освобождение от налога на прибыль малых предприятий, занимающихся определенной деятельностью;

2. ускоренная амортизация основных фондов;

3. предоставление отчетов о налогах один раз в квартал;

4. снижение количества статистических отчетов, которые должны предоставлять малые предприятия в органы статистики;

5. сокращенная форма бухгалтерского учета и отчетности и другие;

К особенностям налогообложения малых предприятий можно отнести и то, что они могут применять различные системы налогообложения.

Сущность малого предпринимательства в зависимости от применения системы налогообложения разделены на три категории.

Малые предприятия с обычной системой налогообложения стали выделяться в особую категорию предприятий с момента становления действующей налоговой системы, и они пользуются льготами по налогу на прибыль.

В федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95 №88-ФЗ определены главные направления государственной поддержки и развития малых предприятий; установлены основные формы и методы государственного регулирования и стимулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

Согласно этому закону Правительство РФ обязано ежегодно разрабатывать Федеральную программу государственной поддержки малого предпринимательства и предоставлять ее (бюджетного финансирования) на рассмотрение в Госдуму. То же самое должно делаться на региональном, отраслевом, муниципальном уровне. В России фонд поддержки малого предпринимательства, средства которого должны идти в основном на льготное кредитование малых предприятий.

Этим же законом предприятиям даны и некоторые налоговые гарантии: в течении четырех лет с момента создания малого предприятия, условия его налогообложения не могут ухудшиться. Например, если на момент создания малого предприятия ставка налога на прибыль составляла 30%, а через год повысится до 35%, то согласно упомянутому положению, малые предприятия должны платить налог на прибыль по ставке 30%. Это касается и других налогов.

Для малых предприятий имеются существенные льготы в области исчисления амортизационных отчислений. Для всех малых предприятий в той области имеются следующие льготы:

- осуществлять ускоренную амортизацию с коэффициентом, равным 2;

- в первый год эксплуатации новой техники, с момента ее ввода в эксплуатацию, имеют право списать на себестоимость продукции до 50% от первоначальной стоимости как амортизационные отчисления;

На использование этих льгот, в области амортизационных отчислений, имеются следующие ограничения:

1)срок службы основных производственных фондов (машин, оборудования) должен превышать три года;

2)малые предприятия не должны прекращать свою деятельность в течении одного года с момента ввода в эксплуатацию того оборудования, по которому списывается себестоимость до 50% его стоимости[12].

При использовании льгот в области ускоренной амортизации малые предприятия имеют возможность в первый год приобретения и эксплуатации новой техники сроком службы более трех лет списать на себестоимость значительную часть ее стоимости и тем самым ускорить процесс обновления активной части основных производственных фондов.

Кроме того, у малого предприятия появляется возможность снизить налог на прибыль и налог на имущество предприятия.

Некоторые малые предприятия имеют существенные льготы по налогу на прибыль.

В первые два года работы не уплачивает налог на прибыль предприятия, осуществляющие производство и одновременно переработку сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; строительство объектов жилищного, производственного, социального природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы) при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции, работ и услуг. При этом днем начало работы предприятия считается день его государственной регистрации.

В третий и четвертый год работы эти малые предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50% установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации продукции, работ и услуг.

Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что отечественные малые предприятия имеют определенные налоговые и другие льготы, что положительно влияет на процесс развития малого бизнеса в нашей стране.

Надо назвать также две федеральные программы поддержки малого бизнеса. Первая программа поддержки малого предпринимательства на 1994-1997 годы», вторая – «Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 2003-2005 годы». В соответствии с последней Федеральному фонду поддержка малого предпринимательства были выделены ассигнования из федерального бюджета на финансирование приоритетных мероприятий данной программы в сумме 386,6 млн. рублей. Однако из-за отсутствия должного финансирования, а также несогласованности действий исполнителей намеченных мероприятий эта Федеральная программа была выполнена не полностью. Из 81 намеченного мероприятия полностью выполнены лишь чуть больше половины (53%), частично – одна четверть (25%) и не выполнены 22% намеченных мероприятий. Еще хуже обстояло дело с третьей программой. Она не была своевременно принята Государственной Думой ввиду отсутствия средств у федерального центра. А ведь эти затраты могли многократно окупиться.

В феврале 2005 г. Правительство РФ рассмотрело итоги реализации Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства за 2004 г. Был сделан вывод о том, государство так и не создало необходимых условий для развития малого бизнеса. За последние семь лет количество малых предприятий практически не изменилось. В секторе малого бизнеса в России занято около 8 млн. человек, которые производят 5% объема всей промышленной продукции и около 15% услуг (для страны с рыночной экономикой, на статус, который претендует Россия,- ничтожно мало). Признавая это правительство, наметило ряд мер по дальнейшему развитию малого бизнеса в России.

Определенное внимание уделяется развитию малого бизнеса в регионах России. Почти во всех регионах разработаны собственные программы развития малого бизнеса, более чем в половине из них созданы специальные органы и фонды его поддержки. Наиболее крупный регион России, где сосредоточена четверть всех предприятий малого бизнеса, -Москва – на начало 2004 г. занимал первое место в числе регионов по развитию малого бизнеса (182,2 тыс. предприятий)[13].Далее следует Санкт – Петербург (78,6), Области Московская (46,0), Самарская (27,6), Ростовская (25,0),Свердловская (21,6).

Возвращаясь к помощи предпринимателям на федеральном уровне, следует отметить, что 26 июля 2004 г. Правительство РФ своим распоряжением № 1072-Р утвердило «План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2004-2005 г»[14].

В разделе плана «Создание благоприятного предпринимательства и инвестиционного климата. Общие условия хозяйствования» отмечено, что «ключевым условием развития экономики в 2004-2005 годах является улучшение инвестиционного и предпринимательского климата, создание равных условий конкуренции для всех хозяйствующих субъектов на всей территории страны»[15]. И далее: «Правительство Российской Федерации намеренно радикально изменить процедуру регистрации юридических лиц, перейдя к уведомительному порядку с одновременным установлением правил надзора и введением соответствующей ответственности учредителей за соответствие заявленных сведений по фактическому состоянию. Будут упрощены механизмы согласования и получения разрешительной документации на реализацию инвестиционных проектов, введена практика осуществления государственными предприятиями и организациями с государственным участием крупных закупок на конкурсной основе, обеспечены конституционные гарантии беспрепятственного движения товаров, капитала, рабочей силы»[16].

На устранение излишних административных барьеров развития предпринимательства, включая малое, направлены федеральные законы от 8 августа 2001 г.:

1. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) № 134 – ФЗ;

2. «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ;

3. «О государственной регистрации юридических лиц» № 129-ФЗ.

Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля(надзора)». Главная цель Закона – устранить административные барьеры, препятствующие предпринимательской деятельности или ограничивающие ее. В законе в значительной степени пересмотрены существовавшие прежде подходы к контролю за деятельностью предприятий, ограничено число оснований для проведения внеплановых проверок. В законе предусмотрена материальная ответственность органов контроля (надзора) в случае нанесения ущерба своими необоснованными действиями.

О значении данного Закона можно судить по тому, что в стране действуют около 80 государственных служб, в той или иной степени имеющие отношение к малому бизнесу.

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» сокращено количество лицензируемых видов деятельности, упрощена сама процедура лицензирования. Закон позволяет обеспечить единую государственную политику в области лицензирования, создает условия для стабильной работы предпринимательских структур.

Наконец. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» существенно упрощает условия регистрации. Срок регистрации ограничен пятью днями. Значительно ограничены основания для отказа или искусственного затягивания сроков государственной регистрации. Функции регистрации предприятий в соответствии с Законом передаются от регистрационных палат налоговым инспекциям.

При Правительстве РФ создан Совет по предпринимательству, призванный обеспечить взаимодействие исполнительной власти с малым, средним и крупным бизнесом. А проблем у малого бизнеса в нашей стране не мало. Как следует из доклада о состоянии малого предпринимательства по итогам 1 квартала 2000 г., подготовленного Министерством экономического развития и торговли РФ, количество малых предприятий в 1 квартале 2000 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшилось на 1,9% и составило 873,6 тыс. Если в странах Евросоюза и Японии число малых предприятий на 1000 жителей достигает 45-50, то в России на 1000 приходится лишь 6 предприятий. Для того, чтобы приблизиться к стандартам Евросоюза, малых предприятий в нашей стране должно быть не менее 5 млн. В европейских странах на малых предприятиях занято около 70% от общего числа работающих, а доля малого бизнеса в ВВП составляет более 50%. России каждый из показателей не превышает 10%.

Причины подобного положения в упомянутом докладе названы. Это сложность получения банковского кредита и его высокая учетная ставка, неподъемная арендная плата, сложная и долгая процедура регистрации малых предприятий, трудности в получении юридического адреса, неразвитость структуры сбыта и непосильное налоговое бремя. Преодоление этих проблем раскроет возможности дальнейшего развития малого бизнеса в России.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...