Структура малого предпринимательства в современной России
Согласно статистической справке в последние несколько лет происходят колебания в количестве зарегистрированных малых предприятий на территории Российской Федерации. Нестабильная ситуация, проявляющаяся в 2004 году, характеризующая уменьшение числа малых предприятий, сменилась их постепенным ростом. Число малых предприятий в России на начало 2007 года превысило один миллион, увеличившись за год на пять с половиной процентов[3]. На графике 1 представлена динамика числа малых и средних предприятий 2002—2005 гг. График 1. Динамика числа малых и средних предприятий в разрезе федеральных округов, тыс., 2002-2005гг. Источник:Анализ роли и места малых и средних предприятий России Статистическая справка. /2002 – 2005/ Москва, 2006 //www.rcsme.ru
Согласно исследованию в шести регионах: Ростове-на-Дону и Ростовской области; Курске и Курской области; Москве; Екатеринбурге и Свердловской области; Новосибирске и Новосибирской области; Нижнем Новгороде и Нижегородской области, проведенному автономной некоммерческой организацией «Информационно-консультационный центр «Бизнес-Тезаурус» в 2001 году по заказу Федерального фонда поддержки малого предпринимательства можно выявить специфическую особенность развития сферы малых предприятий в России. Данной особенностью является сосредоточение мелких фирм в области торгово-посреднических услуг — в ней функционирует до 48 % мелких хозяйственных единиц. Среди других сфер деятельности распределение выглядит следующим образом: на услуги приходится 21% малых предприятий, на промышленность — 12%, на строительство — 13 %, сельское хозяйство — 2%, прочее — 4% (Диаграмма 1).
Диаграмма 1. Распределение респондентов по основным видам деятельности Источник: Афанасьева Т.П., Буев В.В., Пуденко Т.И. Анализ состояния внешней среды малого предпринимательства в России (на примере шести пилотных регионов) Москва 2005 //www.rcsme.ru
Следует отметить неравномерность географического распределения субъектов малого бизнеса на территории Российской Федерации. Больше всего предприятий сосредоточено в Центральном экономическом районе – 36%, причем только в одной Москве эта цифра равна 20 %. Среди других регионов выделяются Санкт-Петербург, Северный Кавказ, Урал и Западная Сибирь. Согласно данным с 1999 по 2004 гг. наибольший рост числа малых предприятий наблюдался в Курской области, Краснодарском крае и Чукотском автономном округе[4]. Поддержка роста и развития малых предприятий представляется весьма перспективной при рассмотрении объема выручки малых предприятий в России в 2002-2005гг., в млрд. руб. и в % от общего объема выручки (Диаграмма 2). Диаграмма 2. Объем выручки малых предприятий в России в 2002-2005гг., в млрд. руб. и в % от общего объема выручки. Внешний круг – 2005г., внутренний – 2002г. Источник:Анализ роли и места малых и средних предприятий России Статистическая справка. /2002 – 2005/ Москва, 2006 //www.rcsme.ru
Несмотря на достаточно высокую долю объема выручки малых предприятий, сами предприниматели оценивают финансовое положение как не очень прибыльное (Диаграмма 3). Диаграмма 3. Распределение респондентов по ответам на вопрос о финансово-экономическом состоянии предприятия Источник: Афанасьева Т.П., Буев В.В., Пуденко Т.И. Анализ состояния внешней среды малого предпринимательства в России (на примере шести пилотных регионов) Москва 2005 //www.rcsme.ru
Интересным представляется мнение самих предпринимателей о системе федеральной поддержки малого предпринимательства. За период с 1994 года по 2001 было разработано четыре федеральных программы развития предпринимательства.
Цель Федеральной программы 1994-95 года — «создание на федеральном уровне экономических, правовых и организационных условий для формирования в России развитой инфраструктуры малого предпринимательства, обеспечивающей его эффективный рост». Цель Федеральной программы 1996—97 года — «обеспечение устойчивого развития малого предпринимательства в производственной, инновационной и других сферах как неотъемлемой части новой структуры экономики, важнейшего направления создания новых рабочих мест и эффективных институциональных преобразований». Целью программы 1998—99 года является «создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий путем совершенствования нормативно-правовой базы, развития инфраструктуры поддержки, освоения новых форм и механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства». Что касается программы 2000—2001 года, то ее целью стало «обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне». Мнение самих предпринимателей касательно данных федеральных программ представлено на графике 2.
График 2. Оценка предпринимателями степени влияния Федеральных программ поддержки на условия деятельности субъектов малого бизнеса в регионе Источник: Афанасьева Т.П., Буев В.В., Пуденко Т.И. Анализ состояния внешней среды малого предпринимательства в России (на примере шести пилотных регионов) Москва 2005 //www.rcsme.ru
Таким образом, существующее законодательное регулирование деятельности малых предприятий и разрабатываемые программы по улучшению условий деятельности субъектов малого бизнеса не оказывают должного воздействия на эффективность деятельности малых предприятий, что подтверждает необходимость вступления в силу нового закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в российской федерации».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|