Ролевая игра 2 страница
Наоми. Раньше мы с мужем очень любили проводить время вместе, мы не расставались ни на минуту, но сейчас... (выжидающе смотрит на терапевта) Терапевт. Сейчас всѐ изменилось? Наоми. Да — теперь мы постоянно спорим. Раньше мы всѐ обсуждали, а теперь... Это просто невыносимо... Терапевт. То есть теперь вы не обсуждаете спорные вопросы? Наоми. Ну да. Раньше мы никогда не ссорились, наши мнения всегда совпадали — как в общем, так и в мелочах, а сейчас... Терапевт. То есть вы хотите сказать, что раньше у вас не было поводов для ссор? Наоми. И правда! Никогда об этом не задумывалась! (Здесь у терапевта появилось ощущение, что он не справляется. Он так и не понял, в чѐ м проблема Наоми, но при этом разговор вроде бы шѐ л гладко. Тогда терапевт поинтересовался, часто ли Наоми такое случается в реальной жизни). Клиент, склонный к слиянию, обычно ведѐ т себя, как будто его собеседник — часть его. Конфлюэнция — это неспособность чувствовать границы между людьми. Конфлюэнтного клиента переполняют чувства и желания другого человека. Он растворяется в другом, и поэтому каждый раз, когда наступает отделение, очень переживает или испытывает сильный страх. Рекомендации по работе с конфлюэнцией Следите за тем, чтобы клиент употреблял местоимение «я» вместо «мы». Важно, чтобы вы сами соблюдали этот принцип. Например: «Когда я вас слушаю, мне грустно. А что чувствуете вы? » или «Я сижу в кресле, вы сидите напротив меня. Что бы вы хотели от меня получить? » Постоянно подчѐ ркивайте сходное и различное: «Я вижу, что вы согласны с этим/чувствуете то же самое, но вы не согласны с тем/не чувствуете то же самое, когда... ». Выясните, есть ли у клиента страх отделения, поделитесь своими
чувствами по поводу окончания отношений и расставания. Когда вы выбираете, что делать дальше, предложите клиенту разделить с вами ответственность, расскажите ему, что вы видите, и какие идеи у вас есть относительно продолжения сессии. Спросите, что клиенту больше по душе, нет ли у него собственных идей. Цель такой интервенции — показать, что в кабинете присутствуют два разных человека. Обычно клиенты, которые склонны к обособлению, не ходят к психотерапевтам. Однако если ваш клиент заявляет, что он чужой на этом празднике жизни и не удовлетворѐ н судьбой, перед вами именно такой случай. Типичные для такого клиента обороты речи: «Я здесь чужой», «Я словно неприкасаемый», « как будто окружѐ н невидимой стеной». Рекомендации по работе с обособленностью Работая с такими клиентами, приготовьтесь ждать: не один месяц пройдѐ т, прежде чем вы почувствуете, как что-то сдвинулось с мѐ ртвой точки. Будьте готовы довольствоваться тем, что вам удалось установить контакт с клиентом и научить его вести диалог. Если вы чувствуете, что клиент где-то далеко, ни в коем случае не спускайте его с небес на землю — это только усилит его отчуждѐ нность. Займите позицию творческого безразличия и помолчите рядом. Главное при этом не потерять интереса к клиенту и оставаться в контакте. Будьте с клиентом здесь и сейчас — наготове. Покажите ему свой интерес: «Я вижу, что сейчас вам важно уйти в себя. Я готов ждать и просто быть рядом. Если вы захотите поговорить о том, что происходит здесь и сейчас, я с большим интересом вас выслушаю». Если клиент погружается в себя во время сессии, это вполне может быть реакцией на ваши действия. В таком случае стоит поинтересоваться у клиента, так ли это, является ли его избегание контакта реакцией на ваши слова, которые ему не понравились. Если клиент осознает, что избегает контакта, и говорит, что в этом есть ваша вина, будьте готовы принять его страх и желание себя защитить. Спросите, чем вы можете помочь в этой ситуации, чтобы он вернулся в контакт.
9. 7 Эготизм-спонтанность Здоровый эготизм — это нормальная рефлексия, самая адекватная форма самоанализа. Как способ прерывания контакта, эготизм — это поглощѐ нность клиента собственными мыслями, чувствами, манерами и тем, как он выглядит в глазах других. Такая зациклен-ность может носить как позитивный характер, когда человек собой восхищается, так и негативный (т. н. «внутренний критик»). В любом случае эготизм — это способ избежать контакта с действительностью. Задача терапевта в таком случае — вытащить клиента из бездны самоанализа и помочь вступить в контакт с терапевтом и средой. Пример Терапевт видит, что Кэт, рассказывая, какой неудачной выдалась неделя, постоянно останавливается и смотрит в окно. Когда терапевт спрашивает, в чѐ м дело, Кэт объясняет, что в это время она думает, какая она дура, как глупо звучит всѐ, что она рассказывает и что терапевт, наверное, осуждает еѐ за неумение взять себя в руки. Рекомендации по работе с эготизмом Отмечайте, как клиент прерывает контакт и уходит во внутренний диалог. Укажите клиенту на это и попросите вернуться к вам, быть с вами здесь и сейчас — со своим волнением о том, как он выглядит, какое впечатление на вас производит, со своей потребностью всегда быть идеальным. Используйте упражнения на заземление, концентрируясь на телесных ощущениях клиента и взаимодействии клиента со средой: «Не думайте, погрузитесь в свои чувства». Противоположность эготизма — спонтанность, которая является верным признаком того, что человек живѐ т максимально полной жизнью здесь и сейчас. Спонтанность сравнительно редко встречается в западной культуре, где царят самоанализ и ретрофлексия. Однако в крайнем проявлении спонтанность чревата полным отсутствием рефлексии и самоконтроля, необходимых для нормальной жизнедеятельности. К сожалению, очень часто неумелый терапевт способствует развитию у клиента этого механизма сопротивления, проводя неуместные интервенции и нарушая границы. Как ни печально это признавать, в научном мире чрезмерная спонтанность ассоциируется с деятельностью ряда первых гештальт-терапевтов. Среди последствий таких нарушений контакта можно назвать антисоциальное поведение, мании, а также нарушения мотивации.
Пример Сэлли — очаровательная женщина лет тридцати, очень энергичная. Однако на первой сессии она долго рассказывает о целом ряде опасных ситуаций, в которые попадала. То она покупала наркотики у странных парней на вечеринках, то еѐ грабили, то она оказывалась после очередного кутежа где-нибудь за рубежом без гроша в кармане. Сэлли не осознавала свой вклад в то, что с ней происходили подобные вещи. Рекомендации по работе со спонтанностью Чрезмерно импульсивный клиент может на самом деле избегать обсуждения болезненных для него чувств. Он словно пытается избавиться от чувств с помощью действий. Позвольте клиенту рассказать вам свою историю, отмечая, когда события становятся опасными. Что клиент может сказать об этих событиях? Что он думает о них, что чувствует? Непременно останавливайте клиента, чтобы он мог осознать, что он чувствовал тогда и что чувствует сейчас, рассказывая об этом. Помогите клиенту понять, что двигало им в момент, когда он решался на опрометчивый поступок. Спросите, что с ним тогда происходило, что он чувствовал (скуку, страх, пустоту, грусть, нужду в чѐ м-то). Выясните, почему клиент старается избегать этих чувств. Если клиент слишком взволнован, позаботьтесь о его ресурсах самоподдержки и поддержки извне. 9. 8 Проекция-присвоение Проецирование — это не осознаваемое человеком приписывание окружающей среде или другому человеку качеств, которые человек не принимает в себе. Пример Один трудоголик вернулся домой после тяжѐ лого рабочего дня и сказал жене, встречавшей его в дверях: «Какой у тебя усталый вид». Жена от-ветила: «Поспи пару часов». Когда муж проснулся, она спросила: «Ну что, теперь я выгляжу более отдохнувшей? » Рекомендации по работе с проекциями Как писал Ф. Перлз, проблема состоит в том, что процесс проецирования не доводится до конца. Следовательно, чтобы подтолкнуть клиента к принятию отвергаемых качеств, надо попросить его усилить, максимально преувеличить проекцию. Тогда у клиента будет достаточно энергии, чтобы присвоить качества, которые он в себе не принимает.
Если клиенту кажется, что вы его осуждаете (и у него нет для этого реальных оснований), сначала попробуйте выяснить, что для него критика и как она на него влияет: «Как вы себя чувствуете, нахо-дясь рядом с человеком, который вас якобы осуждает? » Затем попросите клиента вспомнить случаи, когда он сам осуждал других. Например: «А что вам не нравится во мне! » Обычно сначала клиент полностью отрицает, что ему свойственно отвергаемое качество: «Что вы! Я же вижу, вы делаете всѐ, что в ваших силах! » Тогда попытайтесь немного снизить риск: «А что могло бы вам во мне не нравиться? » Иногда можно предложить клиенту посмотреть по сторонам, изучить обстановку кабинета, поискать предметы, цвета или формы, которые ему не нравятся. После такой тренировки клиент иногда решается сказать, что его не устраивает в терапевте: например, как терапевт разговаривает или как обращается с клиентом. А ведь это открывает такие перспективы для работы! Другой возможный способ работы с проекциями — исследовать, как они появляются, какие действия или слова терапевта заставляют клиента решить, что терапевт его осуждает. Обычно в создании проекции участвуют двое. Попробуйте увидеть зерно истины в том, что говорит клиент. Может быть, вы действительно способствуете формированию проекции, и тогда ваше признание покажет клиенту, что его не отвергают. Займите позицию творческого безразличия — это поможет клиенту присвоить отвергаемые качества и при этом избежать чувства стыда. Другой полюс континуума — принятие на себя ответственности за всѐ, что происходит, краеугольный камень гештальт-терапии. Однако и это положительное качество, доведѐ нное до крайности, может испортить жизнь клиенту, вылившись в постоянное чувство вины за всѐ и вся, даже за то, что находится вне ответственности клиента. Рекомендации по работе с принятием Аккуратно исследуйте вместе с клиентом его чувство ответственности и вины, чтобы отфильтровать лишнее — то, за что клиент не может отвечать. Апеллируйте к разуму клиента, попросив его проанализировать сложившуюся ситуацию с точки зрения логики. Узнайте, как клиент догадывается, на что распространяется его ответственность, а на что — нет. Особенно действенна эта методика при работе с жертвами сексуального насилия и людьми, которые перенесли тяжѐ лую утрату.
9. 7 Интроекция-отвержение В терминах Перлза, интроекция — это заглатывание навязанных средой мнений, способов поведения и ценностей, которое происходит не осознанно, без переваривания и переработки заглатываемого объекта. Этот объект (интроект) остаѐ тся чужеродным телом, которое так и не стало частью опыта человека. Интроекция лежит в основе большинства привычных человеку способов прерывания контакта. Первые послания-интроекты ребѐ нок получает от родителей: «Не играй возле водоѐ ма! » или «Возвращайся домой до того, как стемнеет! », «Нельзя висеть на шее у других! » или «Тебе никогда не добиться успеха! » Когда человек поступает вопреки интроекту, он испытывает дискомфорт. В ряде случаев, если клиенту удаѐ тся поработать с интроектом в средней зоне осознавания, он без труда озвучивает конкретное правило, на котором строится интроект, и даже может вспомнить, от кого впервые его услышал. Интроекция несѐ т в себе и здоровое зерно: именно механизм интроекции позволяет человеку усвоить правила общества, в котором он живѐ т. Без интроекции не существовало бы и системы образования: как и психотерапевты, преподаватели предлагают ученикам набор стратегий, в основе которых лежит опыт предыдущих поколений, и мы пользуемся этими стратегиями, пока не научились вырабатывать собственные. Например, тренер может сказать обучающимся в программе: «Имея дело с клиентами, которые неоднократно подвергались насилию, никогда не оста-вайтесь с ними один на один в кабинете поздно вечером». Эксперимент: Вспомните, какие интроекты вы усвоили в детстве: связанные с приѐ мом пищи («Не клади локти на стол! », «Жуй с закрытым ртом! »), личной гигиеной, правдой и ложью, со-блюдением морали, культурными установками. А теперь попробуйте понять, каким из этих правил вы следуете. Все ли правила вы ассимилировали? Не принимаете ли их как данность? Клиенты очень часто приходят в терапию с запросами, которые связаны с непереваренными интроектами. Задача терапевта в этом случае — помочь клиенту осознать интроекты, чтобы клиент мог их должным образом «переварить», то есть понять, нужны они ему или нет. При этом терапевт не должен афишировать собственное мнение о состоятельности или не состоятельности интроектов. Это — дело клиента. Рекомендации по работе с интроектами Внимательно изучите интроект со всех сторон. Для этих целей хорошо апеллировать к феноменологии. Так клиент сможет быстрее осознать, что с ним происходит: «Я вижу, что вы уверены: у вас никогда ничего не получится». «Что заставило вас решить, что выражать свои эмоции — проявление слабости? » «Что заставило вас в это поверить? » «Подумайте, правда ли это, что у вас никогда ничего не получается». «Как вы думаете, всегда ли надо держать эмоции при себе? » Если у клиента достаточно самоподдержки, попросите усилить интроект — это поможет клиенту понять, как он связывает себя по рукам и ногам. «Скажите мне с максимальной экспрессией, что вы никогда не позволите себе разозлиться». Предложите клиенту повысить голос — вплоть до крика: «Я никогда не позволю себе злиться, что бы ни произошло*. » Сама фраза поможет клиенту увидеть интроект. Клиент поймѐ т, что потерял гибкость и не смо трит на контекст. Чаще всего клиент сам потом не верит, что мог столько лет держаться за интроект. Иногда полезной оказывается ролевая игра, которая даѐ т клиенту возможность вернуться назад в ситуацию, когда он заглотил интроект. Клиент может попробовать принять другое решение, от* вергнуть интроект, изменить его или, опираясь на собственный опыт и ресурсы, поспорить с тем, кто выдаѐ т интроект. Можно попробовать отыскать противоположный по смыслу интроект. Например, попросить клиента вспомнить особо уважаемого им человека, который может руководствоваться совершенно противоположными принципами, Внимание! Клиент, склонный к интроекции, может принимать на веру и всѐ, что вы ему говорите, как терапевт. Часто терапевт этого не замечает: кто откажется от клиента, который так искренне со всем соглашается! Тем не менее, будьте начеку и помогайте клиенту осознавать, что он принимает все ваши слова как данность. Просите клиента останавливаться и «пережѐ вывать» полученную от вас пищу. Противоположная интроекции полярность — отвержение. Само по себе отвержение какого-либо мнения, убеждения (или даже интервенции со стороны терапевта), если они не резонируют с ценностями клиента, — абсолютно здоровый процесс. Однако иногда отвержение становится привычным паттерном. Например, клиент начинает отвергать всѐ, что вы ему предлагаете в принципе или в связи с особенно болезненным для него вопросом. Иногда клиент отвергает не только чужие мнения, но и любовь, внимание. Разновидности отвержения — недоверие, возмущение и чрезмерная самоуверенность. Рекомендации по работе с отвержением Иногда клиент использует механизм отвержения, чтобы не потерять себя. Ему легче увидеть то, что ему не подходит, чем то, что подходит. В таком случае ему стоит обратиться к внутренней и средней зонам осознавания, попытаться выделить собственные потребности, чувства, ощущения и проговорить каждое из них. В других случаях отвержение — это попытка защитить себя от контроля со стороны или критики. Это проявляется, прежде всего, в том, что клиент отказывается отвечать на вопросы и не соглашается ни на одно из ваших предложений. Тогда вам следует переориентироваться на более щадящий режим, ничего не требуя от клиента и даже избегая прямых вопросов. Просто будьте рядом с клиентом (и метафорически, и даже иногда буквально) и просите говорить, о чѐ м он хочет. Пусть он сам расскажет о себе и своих интересах — так у него не возникнет ощущения, что его загоняют в угол. Когда терапевтический альянс сформируется, можно перейти к интервенциям — в шутливой или игровой форме. 9. 8 Модификация контакта у терапевта К сожалению, терапевты тоже иногда устанавливают границы контакта так, что это не добавляет эффективности процессу терапии и лишает терапевта необходимой свободы манѐ вра. Как бы нам этого ни хотелось, мы не можем оставить наши собственные паттерны за порогом кабинета, равно как не можем не реагировать на поле, в котором уклоняется от контакта клиент. Единственное, что в наших силах, — быть здесь и сейчас в диалоге с клиентом. Таким образом, нам удастся уменьшить вероятность как навязывания клиенту своих паттернов, так и ассимиляции паттернов клиента. Эксперимент: Попробуйте выявить механизмы прерывания контакта, которые свойственны вам. Что это за способы? Как они мешают вам вступать в контакт вообще и с клиентом? Например: · если это ретрофлексия, вы не озвучиваете важных для клиента вещей, которые происходят с вами в процессе общения с клиентом; · если это проекция, как вы думаете, кого вы будете лечить на самом деле? · если вы импульсивны, вы будете проявляться в отношениях с клиентом, не задумываясь, нужно это клиенту или нет; · если вы часто находитесь в слиянии, вам будет тяжело работать с клиентами, которые не со всѐ м с вами согласны и т. д. А теперь попробуйте понять, какие способы прерывания контакта характерны для вашего клиента и как они будут пересекаться с вашими паттернами. Чем это может помешать терапии, а чем - помочь? Заключение Один из главных догматов гештальт-терапии состоит в том, что психически здоровый человек обязательно находится в контакте с самим собой и окружающей средой. Тем не менее, несколько наивно полагать, что человек будет, может или хочет вступать в полный контакт с каждым, кто появляется на его горизонте. То, как человек вступает в контакт и какие механизмы он использует для модификации контакта или уклонения от него, зависит от ситуации. Хороший контакт - это своевременный контакт. Например, находясь во власти интроекта о том, что надо помогать людям, мы помогаем подняться упавшему пешеходу, хотя, на самом деле, опаздываем на важную встречу. Мы прибегаем к ретрофлексии и выбираем не реагировать на злобное замечание, потому что наша реакция может породить множество проблем. Мы находимся в слиянии с любимым человеком. Мы пользуемся проекцией, чтобы понять, что чувствует другой человек. Мы прибегаем к десенсибилизации, чтобы сдать вовремя важный проект. Мы постоянно модифицируем контакты, в которые вступаем. Главное, чтобы это делалось сознательно и мы могли свободно передвигаться по континууму от полярности к полярности, адаптируясь к любым изменениям в поле. Глава 10. Незавершенные дела В гештальт-текстах часто встречается выражение «незавершенные дела», мы его уже упоминали. Оно относится к трудным или травматическим ситуациям в прошлом, ситуациям, которые клиенту це удалось завершить или разрешить. При нормальном развитии ситуации сначала возникает потребность или фигура, затем мобилизуется энергия, происходит контакт, и гештальт завершается. Однако при недостатке ресурсов, понимания или поддержки, необходимых для того, чтобы справиться с ситуацией, она либо остается незавершенной и требует завершения, либо на-оборот «закрывается» преждевременно, не будучи по-настоящему завершенной. Часто клиент даже не встречается со своей потребностью, отгораживаясь от нее интроектами или убеждениями. Он, например, может считать, что у него нет потребности быть любимым, или же у него может быть интроецированное убеждение, что проявлять эмоции — это плохо. Таким образом, изначальная потребность в любви и эмоци-ональном самовыражении отрицается и вычеркивается из области осознавания. Такое отрицание может быть поддержано рационализацией: «Я не нуждаюсь в любви» или «Эмоции только мешают, и лучше обходиться без них». Энергия клиента отправляется куда-то в другое место, и в результате образуется фиксированный гештальт, или преждевременное «закрытие», не приводящие к удовлетворению изначальной потребности, поскольку с ней клиент так и не встретился. Иногда это выражается в сильном чувстве дискомфорта и подавленности. Клиенты сообщают о прошлых ситуациях, которые не дают им покоя. Они вспоминают людей, которые умерли или покинули их, или ситуации, в которых с ними плохо обращались. У таких клиентов энергия борьбы, запертая в самом центре незавершенного дела, выходит из области осознаваемого, и человек в лучшем случае осознает симптомы, которые представляются ему бессвязными или загадочными. Например, если ребенок постоянно боялся, что его ударят, тело его было постоянно напряжено. Во взрослом состоянии он может совер-шенно забыть это на сознательном уровне, однако, в стрессовых ситуациях его тело будет деревенеть, и он будет жаловаться на общее напряжение или недостаток чувствительности. Ситуация остается незавершенной, а необходимая для ее завершения энергия тратится на поддержание этой незавершенности. Таким образом, происходит постоянная утечка энергии, истощающая ресурсы человека и его самоподдержку. Подобное происходит и при посттравматическом стрессе, когда клиента мучают воспоминания, тревога и постоянное напряжение. Он снова и снова переживает травматическую ситуацию, для него она так не закончилась. Клиент как бы продолжает бессознательно сопротивляться и пытается совладать с некогда охватившим его ужасом. Задача консультирования — помочь клиенту найти поддержку, эмоционально выразиться или завершить ситуацию с тем, чтобы он мог жить дальше. Иногда удается идентифицировать ситуацию, с которой клиент и не встретился, и не оставил. В таком случае клиент может приступить к завершению вместе с консультантом. Иногда достаточно просто осознать ситуацию, и тогда, при достаточной поддержке, он смоорзет двигаться дальше. Иногда же клиент «застревает». Что именно незавершено и неразрешено — неясно, налицо только хроническое напряжение или депрессия без какой-либо видимой причины. В таком случае мы имеем дело с противоборствующими силами, вошедшими в клинч вне поля осознавания. Это называется «тупиком» или «застреванием». Одна из борющихся сил требует развития, расширения и из-менений. Другая, не менее сильная, противится переменам, обычно в форме творческого приспособления, старого и привычного паттерна. Завести в такой тупик могут самые разные причины. Это могут быть глубоко закопанные и лишь смутно осознаваемые убеждения или страхи относительно последствий, к которым приведут перемены, сильное коренное убеждение или интроект. Старые паттерны, возможно, неудобны и болезненны, но они привычны и безопасны, это проверенная и вполне надежная защита от встречи со своими потребностями, когда кажется, что иным образом с трудностями не справиться. В свое время это творческое приспособление было лучшим способом справиться с неприятностями, с давлением со стороны каких-то элементов поля. Клиенту трудно отказаться от привычной реакции, которая, возможно, по его мнению, когда-то спасла ему жизнь. Кроме того, встреча с тупиком и его исследование неизбежно снова вызовет тревогу или страх, которые до сих пор сдерживались при помощи творческого приспособления. «Тревожность и депрессия, которые, как правило, сопровождают сбои в самопонимании, очень понятны. Когда происходит рождение нового self, границы искажаются и человек ощущает, что его теперешнее self в опасности. Для клиента это по-настоящему критическое положение. Требуется вся искусность терапевта, чтобы поддержать личность, пока ее границы расширяются и меняются и « удержать » ее пока не появится новое self. Мы разделили работу с незавершенными делами, преждевременным закрытием и тупиками на 5 этапов. В некоторых случаях надо пройти только один из них, а в некоторых все. в зависимости от конкретного случая и сопутствующих условий, работа может занять от одной сессии до нескольких месяцев. 10. 1 Изучение предыстории Изучение предыстории включает в себя исследование того, как возникло незавершенное дело, убеждений и интроектов, которые его поддерживают, почвы из которой вырастает фигура. лучше всего для этого использовать феноменологический метод вопроша-ния и понимания. вам могут пригодиться следующие советы: Кристина обратилась к терапевту по поводу взаимоотношений с противоположным полом. Стоило проявиться каким-либо трудностям в ее отношениях с бой-френдом, она теряла к нему интерес и начинала считать его скучным. Затем их отношения постепенно сходили на нет, и, в конце концов, бой-френд оставлял ее. После того, как сценарий повторился несколько раз, она задумалась о своей возможной роли в нем. Изначальное творческое приспособление стало частью ее неосознаваемого фона, и связь между ними она смогла увидеть только через несколько месяцев терапии. Только тогда она осознала, что часть ее нынешних трудностей связана с чем-то незавершенным в ее детских переживаниях. · Помогите клиенту перенести чувства, мысли, телесные ощущения в полностью осознаваемую область. После нескольких недель консультаций Кристина стала вспоминать свое детство в подробностях, обращая особенно пристальное внимание на свои телесные реакции и эмоции. · Идентифицируйте любые прерывания или механизмы регулирования границы контакта. Кристине вместе с консультантом удалось обнаружить несколько таких механизмов. Она была склонна к ретрофлексии, десенситизации в преддверии интимных отношений и проецировала на своих бой-френдов собственную потерю интереса. Убедитесь, что вы хорошо помните принципы теории поля, и что и вы, и ваш клиент хорошо понимаете цель и механизм конкретного прерывания контакта, с которым вы работаете. Обсудите с клиентом, какие последствия это прерывание имеет в его жизни, как в прошлом, так и в настоящем. Как бы изменилась его жизнь, если бы он иногда вел себя иначе? Полезно осторожно исследовать, каково влияние этого тупика на жизнь клиента — как ограничивающее, так и приносящее вторичную выгоду (возможно, тупик делает возможной удовлетворение какой-то другой потребности, и клиент все же получает свою награду). Стало очевидно, что возникающая у Кристины скука и незаинтересованность в развитии отношений тесно связаны с ее прошлым опытом и эффективно защищают ее (неосознанно) от новой боли. Кристина была потрясена и удивлена этим открытием и полагала, что ей удалось справиться с детскими переживаниями. На этом этапе сама возможность рассказать о своем опыте консультанту приводит к естественному завершению ситуации. Рост осознавания в безопасной атмосфере консультирования может стать достаточным условием для этого. Об этом можно судить по чувству облегчения и удовлетворения, как будто страшная дверь закрыта, и можно двигаться дальше. · Посмотрите, где больше энергии: она может быть, например, в подавленных эмоциях, телесном напряжении или жесткости, повторяющихся фантазиях относительно того, что могло или должно было произойти, часто сопровождающихся самокритикой и стыдом. Кристина осознала, как она напрягалась, а затем впадала в апатию каждый раз, когда ее бой-френд хотел как-то развивать отношения, и какова была в этом роль ее воспоминаний об отчимах. Она также вспомнила, как в детстве решила, что с ней что-то не так, раз ее не любят. · Выясните вместе с клиентом, что он помнит об изначальной ситуации или травме, которые, возможно, остались незавершенными. Поощряемая консультантом, Кристина начала припоминать детали, касающиеся отчимов. Она снова испытала страдание и боль оттого, что ею постоянно пренебрегают и игнорируют. Она вспомнила, как чувствовала себя подавленной и бессильной, и как рыдала, закрывшись одна в своей комнате. 10. 2 Обнаружение тупика Однако если этого не произошло, необходима более тщательная проработка. Может обнаружиться какой-то один особенный и наиболее фрустрирую-щий способ поведения или эмоция. На этот случай есть несколько вариантов стратегии, и все они нацелены на то, чтобы вытащить на поверхность то, что пока остается невыраженным. Изучив поле возникновения проблемы, консультант может сфокусироваться как на исходной ситуации, так и на здесь-и-сейчас. Кроме того, можно обратиться к коренным убеждениям. Иногда по мере того, как клиент ощущает эффект терапевтических отношений, убеждения могут меняться естественным образом, но можно и поработать с ними. Один из методов состоит в том, чтобы познавать, идентифицировать и артикулировать убеждение, сопоставлять его с реальностью и генерировать приемлемые для клиента альтернативы. Кристина так сформулировала свое убеждение: «Ни один мужчина никогда не будет обо мне заботиться, потому что я недостойна любви». Затем она разделила это высказывание на два и исследовала их по отдельности. Кроме того, она поняла, что поддерживала это убеждение, дозируя контакт с терапевтом: теряла интерес к нему, когда он становился эмоционально ближе, и пренебрегала его вниманием, заставляя почувствовать дистанцию. В эти моменты консультанту становилось трудно работать, и он осознавал свое желание защититься или раздражение. На супервизии он говорил о том, что его ранит то, что его отвергают, и что это мешает ему сохранять эмпатию по отношению к Кристининой потребности отстраняться. Наконец, Кристина приняла к рассмотрению такую альтернативу: «Возможно, некоторые мужчины способны искренне заботиться обо мне» и «Я тоже заслуживаю любви». Позднее в ходе терапии она заменила последнее высказывание на «Я достойна любви».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|