Предостережения. Принятие неудачи. Повышение осознавания. Визуализация. Арт-материалы. Нестандартная реакция
Предостережения Терапевт, решивший, что по ходу сессии будет уместным использовать технику «пустого стула», всегда оказывается перед непростым выбором: что будет лучше в данной ситуации для клиента—диалог с собой или работа на границе контакта с терапевтом? Клиенту, который в реальной жизни не испытывает трудностей в общении с людьми, вероятно, стоит попробовать прислушаться к себе — при поддержке терапевта. Когда клиент рассказывает о какой-то проблемной для него ситуации или о человеке, с которым не может найти общий язык, в поле появляется большое количество энергии, которую совершенно естественно направить на диалог с этим человеком или с каким-то качеством самого клиента. Однако есть клиенты, которые идут на контакт с большим трудом. Они очень изолированы и отчуждены от социума. Тогда именно контакт должен стать главной целью терапии, потому что для такого клиента диалог с собой — очередной способ прерывания контакта с реальным человеком, т. е. терапевтом. В случае с таким клиентом терапевт сразу видит, что эксперимент не имеет смысла, потому что сам терапевт выступает в роли простого зрителя, а то и назойливого зеваки, которому здесь не место. Тогда задача терапевта — следить за тем, чтобы клиент был в контакте с собой, посредством контакта с терапевтом, чтобы клиент рассказывал терапевту о своих трудностях, пытаясь донести свои переживания до терапевта, получая и давая обратную связь и т. д. Перед тем, как перейти непосредственно к описанию типов экспериментов, остановимся ещѐ на одном важном моменте. Если вы видите, что клиент психически неустойчив (клиент с расщеплением личности, психотик или шизоид), не стоит злоупотреблять «Пустым стулом». Такие клиенты нуждаются в стабильном фоне, а терапевтические отношения для них — гарантия этого постоянства. Диалог клиента с собой чреват усугублением проблемы, потому что такой клиент не может прийти к компромиссу с собой. В таких ситуациях, используя «пустой стул», надо вывести клиента на то, что происходит с ним здесь и сейчас, когда он разговаривает с человеком напротив. Цель такой работы — попробовать новые способы общения или найти способы себя контролировать.
Цель эксперимента В идеале, как мы уже говорили, эксперимент создаѐ тся совместными усилиями клиента и терапевта. Такие вещи не планируются заранее. Тем не менее, мы предлагаем вам ряд идей, которые можно использовать как базу для ваших собственных экспериментов. Помните, что у одних клиентов лучше функционирует зрение, у других — слух или кинестезия, третьи предпочитают действие. Внимательно следите (и, конечно, спрашивайте), какие эксперименты больше подходят клиенту: «Легко ли вам представить себе другого человека? », «Хорошо ли вы чувствуете своѐ тело? » и т. д. В экспериментах используется огромное разнообразие техник. Мы предлагаем вам приблизительную классификацию. Принятие неудачи Как ни удивительно, отличную технику, можно сделать даже из того, что клиент ничего не делает. Как правило, клиенты всеми возможными способами стремятся избежать столкновения с действительностью (через прерывание контакта и т. п. ). В таком случае для клиента просто быть с его бессилием — большое достижение (см. главу 3, где мы обсуждали парадоксальный принцип изменения). Повышение осознавания Попросите клиента сконцентрироваться на том что с ним происходит: в какой позе он сидит, что чувствует в теле, какие эмоции испытывает, о чѐ м думает, расслаблен он или напряжѐ н. Пусть клиент всѐ это проговорит. Этот простой эксперимент отлично помогает развить способность клиента лучше слышать себя.
Визуализация Клиент закрывает глаза и с помощью терапевта подробно воссоздаѐ т в памяти какую-либо сцену из прошлого, что-то в ней меняет или планирует поменять в будущем. Выполняя это упражнение, важно уделять большое внимание деталям и использовать все каналы чувств. Арт-материалы На помощь клиенту в воссоздании его внутреннего мира или его окружения приходят цветные карандаши, краски, пластилин и т. д. Как правило, для этого используется большой лист белой бумаги. Нестандартная реакция Когда клиент рассказывает о затруднительной для него ситуации, постарайтесь сразу определить, какое качество клиента является главным препятствием в разрешении этой проблемы: упрямство, вина, излишний перфекционизм. Теперь постарайтесь построить континуум для этого качества: какая черта характера ему противостоит? не занимает ли это качество промежуточное положение между двумя полярностями? не получается ли так, что клиент ограничивает себя только одним качеством из континуума? Ответив на эти вопросы, вы поймѐ те, какие варианты реакции на сложную ситуацию можно предложить клиенту. Например: поступить наоборот, сделать больше, сделать меньше.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|