Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эвакуация. Смерть Марины Цветаевой.




    Эвакуированы Цветаева с сыном были в татарский городок Елабугу. Затем она поехала в соседний городок Чистополь искать жилье и работу – там жили московские литераторы. Цветаева получила согласие на прописку и написала заявление с просьбой устроить ее работать судомойкой в столовую для писателей. В архиве союза писателей Татарии сохранилось ее письмо, где она предлагала свои услуги по переводу в обмен на мыло и махорку. Ответа Цветаева так и не получила, потому что Союз писателей Татарии был почти весь арестован. В Елабуге Марину Цветаеву подкармливала местная милиционерша в обмен на помощь по хозяйству.

    Поводов к самоубийству было много. Помимо материальной неустроенности давила и тяжесть моральная. Все хуже становились отношения с сыном, который уже прямо обвинял мать в том, что она «испортила ему жизнь», стала помехой в его, Мура, жизни. Не выдержав тяжелых условий жизни, Марина Цветаева повесилась в сенях деревенского дома в Елабуге 31 августа 1941 года. Она была похоронена на елабужском кладбище, но точное местонахождение ее могилы осталось неизвестным. Мур почти сразу же уехал в Москву, потом в Ташкент. В 1943 году он ушел на фронт. По некоторым свидетельствам Мура видели после войны на Западе, но скорее всего он погиб на фронте.

На сегодняшний день существуют три главных версии самоубийства МариныЦветаевой.
Первая принята сестрой Анастасией Цветаевой — и тиражирована в многократных переизданиях ее “Воспоминаний”. Согласно этой версии, Марина Цветаева ушла из жизни, спасая или, по крайней мере, облегчая жизнь своего сына. Убедившись, что сама уже не может ему помочь, более того, — мешает прилипшей репутацией “белогвардейки”, она принимает роковое решение, лелея надежду, что Муру без нее скорее помогут. Особенно если она уйдет так.
Другая версия наиболее аргументирована Марией Белкиной. С одной стороны, считает она, к уходу из жизни Цветаева была внутренне давно готова, о чем свидетельствуют множество ее стихотворений и дневниковые записи. Но Белкина вносит еще один мотив; он не назван прямо — и все же проведен с достаточным нажимом. Это мотив душевного нездоровья Цветаевой, обострившегося с начала войны. Белкина опирается при этом на личные свои впечатления, личные встречи — и в этом как плюсы, так и минусы ее свидетельства. “Она там уже, в Москве, потеряла волю, — читаем мы в книге “Скрещение судеб”, — не могла ни на что решиться, поддавалась влиянию любого, она не была уже самоуправляема... И внешне она уже изменилась там в Москве, когда я ее увидела в дни бомбежек; она осунулась, постарела, была, как я уже говорила, крайне растерянной, и глаза блуждали, и папироса в руке подрагивала...”
В этом свете последний шаг Цветаевой предстает как закономерный, неотвратимый. Это шаг больного человека...
Наконец, в последние годы появилась третья версия гибели поэта.
В ней роковая роль отводится елабужским органам НКВД.
Автор версии — Кирилл Хенкин. Сразу по приезде Марины Ивановны в Елабугу вызвал ее к себе местный уполномоченный НКВД и предложил “помогать”. Провинциальный чекист рассудил, вероятно, так: женщина приехала из Парижа — значит, в Елабуге ей плохо. Раз плохо, к ней будут льнуть недовольные. Начнутся разговоры, которые позволят всегда “выявить врагов”, то есть состряпать дело. А может быть, пришло в Елабугу “дело” семьи Эфрон с указанием на увязанность ее с “органами”. Ей предложили доносительство. Что же было последней каплей?..
Сестра поэта Анастасия Ивановна считала, что роль эту сыграла ссора с сыном 30-го вечером. Но не в первый раз мать с сыном говорили на повышенных тонах. Ссора ли то была или просто очередное объяснение с упреками со стороны Мура — никто уже и никогда не скажет; ссорясь, они всегда говорили между собой по-французски; смысла речей хозяева понять не могли.
По сравнению с тем, что приходилось переживать Цветаевой прежде, неудачи самых последних дней — комариные укусы. Не больше.
Но что они означали? А то, что завтра и послезавтра и еще много дней (а может быть, и месяцев!) подряд ей придется продолжать, превозмогая себя, делать усилия. В Елабуге или в Чистополе.
Искать жилье и работу. Получать унизительные отказы. Искать снова — и снова получать отказы. Советы двух доброжелательниц, поколебавшие Марину Ивановну в решении немедленно уехать, пришлись на момент, когда пробовать новые варианты у нее не оставалось уже никаких сил...

 

Эпилог.

 

Марина Цветаева оставила значительное творческое наследие: книги лирических стихов, семнадцать поэм, восемнадцать стихотворных драм, автобиографическую, мемуарную, и историко-литературную прозу, в том числе эссе и философско-критические этюды. К этому надо добавить большое количество писем и дневниковых записей. Имя Марины Цветаевой неотделимо от истории отечественной поэзии. Сила ее стихов – не в зрительных образах, а в завораживающем потоке все время меняющихся, гибких, вовлекающих в себя ритмов. Из широкого охвата лирических тем, где все, как к единому центру, сходятся к любви – в различных оттенках этого своенравного чувства, – надо выделить то, что для Цветаевой остается самым главным, глубинным, определяющим все остальное. Она – поэт русского национального начала. Творчество периода эмиграции проникнуто чувством гнева, призрения, убийственной иронией, с которой она клеймит весь эмигрантский мир. В зависимости от этого стилистический характер поэтической речи. Прямая наследница традиционного мелодического и даже распевного строя, Цветаева решительно отказывается от всякой мелодики, предпочитая ей сжатость нервной, как бы стихийно рождающейся речи, лишь условно подчиненной разбивке на строфы. Поразительной силой сарказма пронизаны ее ода “Хвала богатым” (1922), “Ода пешему ходу” (1931—1931) и многие другие стихи военно-обличительного характера. Есть и произведения и личного, лирического плана, но и в них проступает тот же яростный протест против мещанско-буржуазного благополучия. Даже рассказ о собственной судьбе оборачивается горьким, а порой и гневным упреком сытым, самодовольным хозяевам жизни. Так в небольшом цикле “Заводские”, так в триптихе “Поэт”, в поэме “Заставы” и во многом другом Особое место в наследие Цветаевой занимают ее поэмы – в сущности, горячий, резкий монолог, то в замедлениях, то в ускорениях стремительного ритма. Известно её пристрастие к стихотворной драматургии. Интерес к театру, драматургии привел Цветаеву к созданию трагедии “Ариадна” (1924) и “Федра” (1927), написанным по мотивам античного мифа. В общей истории отечественной поэзии Марина Цветаева всегда будет занимать достойное место. Подлинное новаторство её поэтической речи было естественным воплощением в слове метущегося, вечно ищущего истины, беспокойного духа. Поэт предельной правды чувства, Марина Цветаева, со всей своей непросто сложившейся судьбой, со всей яростью и неповторимостью самобытного дарования, по праву вошла в русскую поэзию первой половины нашего века.

 


Список использованной литературы:

1. М.И. Цветаева. Стихотворения. Поэмы. Драматические произведения.1990г. Москва, изд. «Художественная литература»

2. М.И. Цветаева. Стихотворения, поэмы. 2001г. Москва, изд. «Рипол Классик»

3. М.И. Цветаева. Повесть о Сонечке. 2000г. Санкт-Петербург, изд. «Азбука»

4. М.И. Цветаева. Лирика. Школьная программа. 2001г. Москва, изд. «Дрофа»

5. Марина Цветаева. Избранная проза в двух томах. 1998г. Москва, изд. «Русь»

6. В.А. Швейцер. Быт и бытие Марины Цветаевой. 1992г. Москва, изд. «СП Интерпринт»

7. Вероника Лосская. Марина Цветаева в жизни (Неизданные воспоминания современников). 1992г. Москва, изд. «Культура и традиции»

8. Ю.М. Каган. Марина Цветаева в Москве. Путь к гибели. 1992г. Москва, изд. «Отечество»

9. А.И. Цветаева. Неисчерпаемое. 1992г. Москва, изд. «Отечество»

10. М.О. Белкина. Скрещение судеб.

11. И.В. Кудрова. Гибель Марины Цветаевой.

12. Воспоминания о Марине Цветаевой.

13. А.А. Саакянц. Марина Цветаева: Жизнь и творчество.


[1] Письмо к А.А. Тесковой 20 января 1936 года.

[2] Вероника Лосская. Марина Цветаева в жизни (Неизданные воспоминания современников). 1992г. стр.18

[3] Письмо к В.В. Розанову 8 апреля 1914г.

[4] М. Цветаева Избранная проза т.2 стр. 175

[5] М. Цветаева Избранная проза т.2 стр.268

[6] М. Цветаева Избранная проза т.1 стр.127

[7] М. Цветаева Избранная проза т.1 стр.128

[8] Вероника Лосская. Марина Цветаева в жизни (Неизданные воспоминания современников). 1992г. стр.27

[9] Воспоминания о М. Цветаевой В. Гинерозовой

[10] М. Цветаева Избранная проза т.2 стр. 81

[11] Письмо Б. Пастернаку 20 мая 1926г.

[12] В. Брюсов Далекие и близкие 1972г. стр. 189

[13] М. Цветаева Вечерний альбом 1980г. стр.6

[14] В.Швейцер Быт и бытие Марины Цветаевой 1992г. стр. 108

[15] В.Швейцер Быт и бытие Марины Цветаевой 1992г. стр. 111

[16] М. Цветаева Избранная проза т.1 стр.84

[17] В.Швейцер Быт и бытие Марины Цветаевой 1992г. стр. 131

[18] М. Цветаева Избранная проза т.2 стр. 41

[19] М. Цветаева Избранная проза т.2 стр. 45

[20] М. Цветаева Мои службы

[21] «Огонек» 1995г. №18

[22] Письмо к А.А. Тесковой 16 июля 1937г.

[23] Ю.М. Каган. Марина Цветаева в Москве. Путь к гибели. 1992г. стр.121

[24] Письмо к Е.Ланну 12 октября 1920г.

[25] В.А. Швейцер. Быт и бытие Марины Цветаевой. 1992г стр.305

[26] Вероника Лосская. Марина Цветаева в жизни (Неизданные воспоминания современников). 1992г. стр. 84

[27] Вероника Лосская. Марина Цветаева в жизни (Неизданные воспоминания современников). 1992г. стр. 86-88

[28] Вероника Лосская. Марина Цветаева в жизни (Неизданные воспоминания современников). 1992г. стр. 121

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...