Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Древнерусское тайноведение




Фраза «Познай самого себя» знакома сегодня едва ли не каждому. Многие даже знают, что эти слова высечены на портале древнегреческого храма Апполона, бога мудрости, что храм этот основан в городе Дельфы у подножия горы Парнас за полторы тысячи лет до нашей эры.

Познать самого себя призывали, однако, не только древнегреческие оракулы и мудрецы, а ещё гораздо раньше творцы древнеиндийских Вед, Упанишад, йоги, Сократ и Платон, Буддизм и Христианство (призывом «Пробудитесь!»). Самопознание начинается тогда, когда человек впервые задается вопросом «Кто я?», «Откуда пришел?», «Для чего живу?» Так что, пожалуй, оно такое же древнее, как сам человек.

Самопознание всегда было трудным делом, и по этому пути идти отваживались не многие. Но для тех, кто ступает на него сегодня, задачи, на мой взгляд, усложняются многократно.
Современная цивилизация взвалила на человека такую махину информации и потребительских искусов, что не оказаться раздавленным и поглощенным ею почти невозможно. Но в этом «почти» можно-таки найти лазейку, изловчиться, увернуться, проявить волю, расчистить своё автономное пространство и попытаться стать наблюдателем из центра циклона. И тогда бушующая вокруг стихия не захлестнет тебя, и ты сможешь остаться спокойным и сильным.

А опереться есть на что: это знания и опыт тех, кто уже достиг. Не интеллектуально, а практически, обретя осознанность и ясное видение через гармонию души и тела.

Русская школа самопознания, называемая «Мир Тропы Трояновой», на первый взгляд может показаться абсолютно несовместимой с Системой Усуи Рэйки Рпохо. Но это только на первый взгляд. Несмотря на всю свою этнографическую русскость, эта школа базируется на приоритете энергетической работы с телом, очищении сознания при глубоком знании энергетического строения человеческого организма.

Вообще, коротко об этой школе не расскажешь: очень самобытна и очень серьезна. Но вот тренировки тела, называемые Любки, показались мне похожими на -Рэйкии-Ундо, а понятие о трех Даньтянях - схожим с понятием о трех Царствах -Медном, Серебряном и Золотом. Но о главном, что мы можем применить в нашей работе по очищению сознания, я скажу чуть позже. Пока же надо подвести вас к этому главному, вкратце рассказав, что это за учение такое «Мир Тропы».

* * *

Русская традиция самопознания была открыта, изучена, написана и внедрена в практику историком-этнографом, культурно-историческим психологом Александром Александровичем Шевцовым. С 1985 года и по сей день растет число приверженцев этого направления, опирающегося народные корни, изучающего человека в единстве тела, сознания и духа, дающего набор простых и эффективных техник работы с телом и сознанием.
Родилось это направление из крошечной культурной традиции русского Верхневолжья. Последний из представителей

культуры записал в своих тетрадях: «Русь пришла на Землю тропой Трояновой, идет Тропою по Земле и уйдет Тропой когда исполнится сорок тысяч лет». {Не правда ли, здесь подтверждае тся Гурджиевское понятие о Луче творения и представление о единстве человека и Космоса?) в представлениях Тропа - это Млечный путь. Сами они считали себя потомками офеней -мызыков все вокруг называли их колдунами, магами, и это было на самом деле. Они не уважали здравый смысл, одной из ловушек нашего мышления, а воротами в человеческое естество считали Разум. Имели два языка: для всех и для «своих». Язык - феня («по фене ботаешь») был известен как «маяк», чтобы общаться со своими, с теми, кто «знает». На вопрос, что такое магия, говорили: «Магия - значит могия. Кто могет, тот и маг». Первейшее их требование - быть искренним, не врать себе. Их магия включала наисовременнейшие приёмы психотерапии, очищения сознания и многое-многое другое. Они прекрасно знали механику человеческого мышления.

Старики-офени считали Сознанием тонкоматериальную среду, заполняющую всю Вселенную. А Ум - это способность сознания находить возможности выжить в той среде, которую создает окружающий мир: мир- природа и мир - общество. «Сознание у нас у всех одинаковое, мышление разное», - говорили офени.

Разум-это способность думать: решать задачи по преодолению помех нашему существованию. Основной способ выжить в обществе - это жить по образцам. Разум включается тогда, когда встречается с задачей, в образцах не решаемой.

Думать мы в своей жизни учились, когда сталкивались с чем-то неведомым, что причиняло или могло причинить боль. Но обычно человека, нарушающего предписанные действия, который думает сам и иногда «вляпывается», считают дураком. Потому что
всё общество использует для выживания Мышление.

Человек, находящийся в мышлении, т. е. использующий очевидности, гораздо реже ошибается, чем человек в Разуме, потому что пользуется образцами. Из образцов состоит вся культура, все обычаи, всё мышление. Но зато такой человек и не думает.

Мыслить - быть как все и не думать. Это неуязвимость и желание выжить в обществе себе подобных. Вся жизнь Разума - это борьба с неведением, с глупостью. Это выбор для каждого: думать или быть неуязвимым и безошибочным в глазах остальных людей, т. е. жить в мышлении.

Призвать человека пойти против течения без его воли невозможно. Ведь это может быть опасно и трудно. Поэтому решиться на работу по очищению мышления и пробуждению глубинного Разума - дело сугубо добровольное. Это очень заманчивая работа - выдернуть свой Разум из той колоссальной сети, из того гигантского путаного клубка мнений, привычек, авторитетов, что называется Мышлением или образцами поведения.

Идущих по пути раскрытия Разума к Истине в себе никогда не может быть много. Само ученичество - очень болезненная вещь. Ученик, срывающий с себя защитные оболочки Мышления, очень уязвим. Ему часто будет больно. Особенно когда он будет извлекать из себя весь накопленный мусор и поймет, что он в основном состоит из чужого, не своего, далеко не привлекательного материала. Но именно в этот момент и начнется прозрение.

Человека, не работающего над собой, не очищающего свое сознание, мудрые старики на Руси называли сумасшедшим
покойником. То есть они как бы спят при жизни. Только находясь в Разуме, мы можем определиться со своими, собственными желаниями, а не с теми, что внесены в нас извне.

Это начальный этап чистки - создать из себя инструмент психологического исследования.

* * *
Из книги А. Шевцова «Мир Тропы»

«К подобным психотерапевтическим приемам можно отнести и способ очищения, показанный мне в 1985 году деревенским колдуном, докой, как его называли, по прозвищу Степаныч. Как я понимаю, он применялся при обучении молодых. Степаныч же называл «Мозохой». Офенские словари переводят это слово как «солома». Но когда я спросил его, что такое «мозоха», он ответил: мусор. Поэтому я условно называю эту работу «Мусор», хотя можно было бы назвать и культурой».

В один из моих самых первых приездов к нему Степаныч дважды вечером вдруг помрачнел, подошел ко мне и сказал - Ну, давай, умник, ответь деревенскому дедушке на несколько вопросов, - тут он болезненно ткнул пальцем мне в солнечное сплетение и спросил: - Это ты?

- Ну, я, - ответил я и, очень остроумно взяв себя за рубашку в том месте, куда он тыкал, принялся её рассматривать. Насколько я понимаю, я так показывал, что я умный человек и всегда готов пошутить. К сожалению, Степаныч шутить не умел.

- Одежда - это ты или это твоя одежда? - мрачно переспросил он.

-Моя.

-Мозоха! В огонь!

И для того чтобы я смог осознать в этот миг, что если я смог сказать про одежду, что она моя, значит, она не есть мое действительное Я, он принялся с меня эту рубашку срывать. Причем так решительно, что я вынужден был отпихнуть его и сам снять рубашку.

- Так, - продолжил он и ещё раз попытался ткнуть мне в солнечное сплетение. Правда, тут уж я был настороже и отодвинулся. Но он все равно достал меня и ткнул очень больно. Так, что я зашипел и начал растирать место удара.

- Болит? - тут же спросил он.

- Болит, - подтвердил я.

-Что болит?

-Живот!

- Тело болит? - уточнил он.

- Тело, тело.

- Какое тело? - дурацки вскидывая брови, спросил он.

- Мое тело! - ответил я, отодвигаясь от него.

- Так значит, это тоже не ты? Мозоха!

Я, конечно, не предполагал, что он начнет вытряхивать меня и из тела, но в серьезности его намерений я нисколько не сомневался. Этот дед с первых дней мне показал, что он шутить не любит просто потому, что у него на это времени уже не оставалось. Это был последний год его жизни. А поскольку я пришел к нему не как ученый, а под видом ученика, то он соответственно и требовал от меня учебы на пределе. Поэтому, допустив до своего осознавания мысль о теле, я задумался всерьез. Но моя мысль вдруг сделала ещё один замысло- ватый скачок из тех, которыми мы показываем окружающим свою умность:

- Я мыслю - значит, я существую! - вдруг выпалил я. В общем-то, это было всё, что я тогда помнил из Декарта. Но обычно в тех обществах, где я вращался, этого бывало достаточно, чтобы показать свою «эрудированность», или умность по-русски. Но Степаныч шуток не понимал...Он все принимал всерьез, потому что то, что он делал, было магией. Он был обычным деревенским колдуном, а не начитанным знатоком магии:

- А мысли твои?

И это только в первый миг после вопроса я посчитал, что вопрос в точности такой же, как предыдущие, и от него можно отшутиться. Затем я вспомнил эту декартовскую мысль, от нее потянулась цепочка к множеству других подобных «умностей»: Я знаю, что я ничего не знаю. Ничто человеческое мне не чуждо. Познай себя...Баранкин, будь человеком! Умница. Хороший мальчик... Ненавижу! Надо вести себя правильно...Горюшко ты мое луковое!.. Ай-яй-яй!.. Баю баюшки баю, не ложися на краю!.. - и все они были в прямом смысле чужими во мне, но именно они-то и были мной! И их было много, много, словно туча вокруг. А где же Я?!.

Я вдруг как-то сразу ослаб и начал лихорадочно перебирать мысль за мыслью, а Степаныч яростно кричал всякий раз: Мозоха! Жечь! Мозоха! Мозоха! Мозоха! Жечь! В огонь!.. И так всю ночь напролет.

Потом меня охватило какое-то озарение, я начал что-то прозревать в окружающем меня мире и падать. Просто не держало тело.

Тогда он позволил мне поспать, а потом разбудил и пытал ещё сутки. И у меня было озарений - одно за другим.
Одно из них буквально вывернуло меня всего наизнанку и меня долго рвало, но я словно не замечал этой помехи и всё выкидывал и выкидывал из себя собственные куски. Когда в рвоте появилась кровь, он заставил меня поспать ещё и отправил на поезд.

...Я ехал и сквозь окружающие вещи и людей прозревал то, что нами правит. Культуру, если хотите. Вот так я впервые встретился с этой Госпожой лицом к лицу...»

* * *

Сознание, по офенским понятиям, имело определенную структуру - состав. Снаружи - Поселенный Пузырь (который эзотерики назвали бы «аурой»). Понятия о чакрах в Тропе не было, хотя было понятие о семи составах человека и трёх ядрах сознания. Система Усуи базируется на даосском понятии Котлов - Даньтяней, нижний из которых, место Силы. располагается в области пупка (тандэн). Сюда же помещала Силу и магическая система Кастанэды. Так что взаимоподтверждение изначально общих понятий, пришедших из далекой пра-культуры, очевидно.

Ядер сознания у офеней-мазыков три: Верхнее, Среднее, Нижнее. Они находятся внутри Пузыря Жизни. У каждого из Ядер - свое Царство, которым правит своя Дева - царица. Нижним (Серебряным) - Дева Боль, Средним (Медным) - Дева Обида, а Верхним (Золотым) - Безмолвная София (истинная мудрость безмолвна). А ядра сознания соответственно - Живот (Жизнь), Сердце (не физическое сердце, а сердцевина человека) и София Мудрость.

Между Царствами есть зоны, где они соприкасаются, называемые «стогны», перекрестки, пути. Стогно между Медным и Золотым царствами - Горло (на Востоке - чакра вишудха).

Внутри тела заключено ещё одно - наша Чувствующая душа. Офени считали душу телом, потому что только тела могут чувствовать боль, а душа её ох как чувствует. Задача души - хранить в себе искру Божию, Дух, а также осуществ- лять связь между ним, сознанием и телом.

Что это за связь? Тут поможет понятие Ванька-встанька. Он поднимается за счет тяжелого низа, так? Но офени считали, что поднимается он за счет легкого верха. Поскольку место Души и Духа - в груди, то и название легких - Легкие ключи (и место трансформации). По их понятиям Дух - это не более чем присутствие тяги к возвращению домой. И проявляется он в нас вопросом: кто я, откуда пришел и куда должен уйти? И всё. Все остальные проявления духовности - чисто культурные явления, обычаи, без которых можно вполне обойтись. Любовь к мудрости, философии начиналась (и кончалась) для них единственным вопросом - познать себя, вер-
нуться к себе. Один из стариков-офеней в своем дневнике писал: «Бог послал меня в этот мир гуслями, то ли свирелью, чтобы я пел. А я так испугался этого доверия, что думал не как петь, а как сберечь эти гусли. Нарастил вокруг них кучу плоти, одежды, стен, собак завел, личность завел, чтобы лучше защищать вверенное мне достояние. У меня теперь Душа лает, как цепной пёс». В этих рассуждениях налицо два архетипа мышления - возвращение себя и очищение (Утерянный рай, Беловодье, Шамбала, град Китеж, Небесная Русь, Спа-
сение). А спасение возможно через выбор одного из двух полюсов: Чистый и Нечистый (Нелёгкий, черт), т. е. выбор между Богом и Дьяволом.

Для выявления нечистоты сознания мозыки-офени использовали духовное пение и так называемое прогуживание ядер сознания (или как мы бы сказали, следуя восточной традиции, пропевание чакр).

Рот - ворота жизни в теле, чтобы пропускать «ток жизни», а не только пищу. Пока «ток жизни» правильный, изо рта могут выходить слова Истины (Естина - то, что есть). Когда ты начинаешь отступать от Истины, говорить то, что ей не соответствует, ворота жизни становятся Вуротом, т. е. тем, что поворачивает «ток жизни» вспять. Пока жизнь течет в его. Рот есть Ворота жизни, а когда из него - Кля, т. е. ворота в мир Смерти (Кляча- одер, смертный одер). Отсюда в православии грехом считается словоблудие. Это основная «болезнь» горла в нашем веке. И лечится она только Крещением - Кресением, возжиганием огня божественной любви в сердце через очищение, молитву, через искренность, покаяние.

Природа человеческая - огненная, мы есть свет, и возжигается огонь очищения только искренностью.

Смотрите, как благодаря глубинному смыслу русских слов расширилось наше понимание греха неискренности, многоговорения, словесной невоздержанности. Засоряя Ворота Жизни - горло - высказанными или невысказанными, неискренними или жесткими, бранными или пустыми словами, мы лишаем себя жизненной энергии. Не в этом ли кроется причина шейных остеохондрозов? Не случайно и в Православии, и в других религиозных и культурных традициях принят обычай длительного словесного поста.

«Человеку очень трудно хранить молчание об интересующих его вещах. Ему хотелось бы говорить о них каждому, с кем он, так сказать, привык делиться мыслями.
Это - самое механическое из всех желаний, и в этом случае молчание представляет собой самое трудное правило воздержания. Но если человек понимает это или, по крайней мере, следует этому правилу, оно станет для него лучшим упражнением по вспоминанию себя и развитию воли.
Только такой человек, который, когда это необходимо, может хранить молчание, способен стать господином самого себя». (Г. Гурджиев).

Молчать в наш век мобильных телефонов чрезвычайно трудно. И все-таки для очищения от словесного мусора совсем не обязательно уходить в монастырь или где-нибудь надолго уединяться. Достаточно быть там, где ты находишься в данный момент, но включить самонаблюдение и самоконтроль, используя при этом и техники Рэйки Риохо, и молитву. Главное - осознать необходимость этой работы. Сегодня наш язык поражен вирусом бессмысленности. Слова блин, типа, короче, как бы, различные рекламные слоганы, в которых или вовсе нет смысла, или он до нас не доходит мости извращен, несут в себе разрушительную энергетику, ибо в них нет истины, они изначально ложны, - это мусор.

Созданные языком для названия определенных понятий слова, как правило, не только энергетичны, ибо истинны, но они ещё и расширяют наши знания о себе и о мире. Это можно увидеть на примере краткого этимологического анализа привычных для нас слов.

Неделя - завершающий день седьмицы, день недеяния.
Понедельник - трудный день, не плохой, а день труда.
Учить - от санскр. читти - мышление, приобщение к мысли; авест. -мышление.

Знать (ведать) - индоевр. корень, древнеиндийское
(знаю),
ст.-слав. (знаю), латинское (вижу).
Вождь - от ведать, лат. ( - пророк, поэт.
Программа - от греч. предписание.

Проблема - от греч. нечто выступающее, выступ, преграда,

Мучение-индоевр. корень теп -мять, щемить, дробить;

греч. др.-рус. мутити - волновать, тревожить; мутный -
грязный;

Мучение - мусор -смятение -смущение. Жизненная
путаница, затуманенный мозг, затмение рассудка.

Кризис - греч. решение, поворотный пункт, исход.
Отсюда - кризис духовный, кризис болезни.

Страсть - общеслав. основа страд, первоначальное значение страдать

Отсюда - Страсти Господни.
Мыслить - слить мы.

Ум - -разум, т. е. то, что хранится в памяти сознания.

Думать-др.-русск. доумевати, т. е. недоумевать, сомневаться,искать.

Истина- др.слю естина, точто ессть

Кресать- высекать огонь(общеслав) в лит.яз. тесать, сечь.

Кресение- высечение огня.

 

С этого последнего слова кресение- мы рассмотрим одну из психотерапевтических техник очищения сознания, применяемую в "Тропе". Но прежде еще одно небольшое отупление.

«Скажи, чего ты хочешь?»

Самопознание начинается с самонаблюдения. Чтобы что-то познавать, надо по меньшей мере определить сам предмет познания. А если ты с этим ещё не определился, то и познавать нечего.

Приведу такой пример. Когда-то, ещё имея Вторую ступень Рэйки западной школы, я организовывала семинары одного из московских мастеров Рэйки. Это был тонкий, образованный человек, ученик голландского мастера Фокке Бринка. Он изучал боевые искусства, китайскую каллиграфию, английский язык и психологию. И при каждой встрече досаждал мне вопросом: «Скажи мне, чего ты
хочешь?»

В то время я без сожаления оставила редакторскую работу и с энтузиазмом занималась Рэйки-клубом. Поэтому на задаваемый вопрос отвечала уверенно: «Хочу издавать газету... пропагандировать новое мировоззрение». Такой ответ его, по-видимому, не устраивал, и он снова и снова меня пытал: «Чего ты хочешь?» И однажды так «достал» (простите за вульгаризм), что я буквально взорвалась, хлопнула дверью и ушла, проведя ночь без сна и в слезах.
Смешно, правда? Из-за какого-то невинного вопроса. Но этот вопрос, как крючок, заброшенный в моё сознание, зацепил какой-то важный участок и что-то расшевелил.
Потом я сама стала тянуть за лесочку, что-то вытянулось, появился просвет...и пошло-поехало, ожило десятилетиями нетронутое... не знаю, как назвать, «болото» - грубо как-то... некое скопление масс, где, как мне показалось, и кроется ответ на вопрос: «Чего ты хочешь?», - но теперь я уже не могла ответить на него с уверенностью. Я знала только, что ничего не знаю и что надо приступать к работе.

Многие из вас, погружаясь в медитацию Рэйки, подмечают одно и то же: мысли невозможно остановить. Да, это так. Именно на начальном этапе медитации ты обнаруживаешь, что непоседу-ум невозможно приструнить.Потом это оказывается возможным, но до этого «потом»
требуется много времени и много труда.

Имея Вторую ступень западной школы, я не знала, конечно, где концентрировать внимание, как дышать и управлять энергетическими потоками. Однако я имела некоторый опыт хатха-йоги, до-ин, приемов концентрации и кое-каких энергетических техник, освоила латихан (нечто похожее на Рэйки-Ундо), так что некоторой дисциплиной внимания владела. Но все это оказалось совершенно недостаточным. Пока меня не разозлил вопрос: «Чего ты хочешь?». Я и до этого случая любила подолгу сидеть в потоке энергии Рэйки, концентрируясь в области копчика,
как учила хатха-йога, и наблюдала за энергией; как и куда она течет, как «оперирует» глаза и печень острыми «лазерными иголочками», как потрескивает шейными позвонками, вращая голову, ну и т. п.

Но после вопроса «Чего ты хочешь?» у меня появился новый смысл, злость, страсть. Я задала себе вопрос: «Кто я, черт возьми? Почему я себя не знаю?» И медитация обрела иное направление.

И вот однажды я услышала себя, вернее, то, что считала собой, своей личностью. Это был ужас, сущий кошмар. Я была междугородной телефонной станцией, магнитофоном, записной книжкой, дневником, множеством разноречивых желаний хочу - не хочу, множеством «я» - «не я», во мне звучали обрывки разговоров, песенных текстов, цитат, имён, ругательств - это был неконтролируемый хаос. И так было в каждой медитации.
Пока, наконец, я не позволила себе стать отстраненным наблюдателем. Кое-что в этом хаосе бесследно растворилось, кое-что своей назойливой повторяемостью заставило обратить на себя внимание. Среди этой повторяемости оказалась и главная черта личности (она же недостаток), которую пришлось исследовать с разных сторон (на что ушло без малого пять лет). И вот, вроде как нежданно-негаданно, проклюнулся тихий, едва уловимый, как дымка, нет, не голос, а зов откуда-то из глубины сознания - и защемило сердце: это Я. С тех пор нас стало двое. Процесс развития отношений Я-сущности и я-эго описать невозможно, и не буду этого делать.
Только добраться до Я-сущности можно одним-единственным способом: расчищая завалы я-личности, не отрицая, конечно, всё подряд, а убирая ненужное и опираясь на лучшее. Личность может стать твоим собственным учителем.

На этом можно поставить точку и вернуться к слову кресение, которым мы закончили предыдущую главу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...