Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система законов организации и их роль в развитии и функционировании организаций.




Законы имеют два основных вида - объективный и субъективный. Объективные законы, отражающие связь элементов в системе организационных отношений, носят названия - законы организации (закон самосохранения, закон развития). Субъективные законы, регламентирующие организационные отношения наз-ся - законы для организаций (федеральные законы "о некоммерческих организациях"). При разработке субъективных законов для организаций следует учитывать действие объективных законов. Объективные законы первичны по отношению к законам для организаций.

Главным законом принято считать закон синергии. Он гласит, что возможности организации как единого целого превышают сумму возможностей ее отдельных частей. Это обусловлено их взаимной поддержкой и дополнением.

Второй закон организации - дополнения внутри организационных процессов и функций противоположно направленными. Например, разделения - объединением, специализации -универсализацией, дифференциации - интеграцией, и наоборот.

Третий закон организации - требует сохранения пропорциональности между ней и ее частями при любых возможных изменениях. Это позволяет в наибольшей степени реализовывать имеющиеся возможности.

Четвертый закон организации - получил название закона композиции. Его суть состоит в том, что функционирование всех без исключения частей организации в той или иной степени подчиняется общей цели.

Пятый закон организации - закон самосохранения. Он предполагает, что любая организация, равно как и ее отдельная часть, стремится, сохраните себя как целое.

Шестой - закон информированности. Он утверждает, что в организации не может быть больше порядка, чем у ее членов имеется информации о реальном положении вещей, позволяющей им принимать осмысленные решения.

Седьмой - закон необходимого разнообразия. Речь идет о том, что устойчивость функционирования организации требует, чтобы она выполняла некий минимальный набор различных видов деятельности и располагала специалистами различных видов деятельности и располагала специалистами различного направления и уровня подготовки.

Восьмой закон - онтогенеза. В соответствии с ним жизнь любой организации состоит из трех основных фаз, последовательно сменяющих друг друга: становления, развития и угасания.

21…28Закон синергии - для любой системы существует такой набор ресурсов при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов, входящих в нее ресурсов (технологий, персонала, компьютеров) либо существенно меньше. Задача рук-ля найти такой набор, при кот ресурсы оптимально взаимодействовали бы между собой, создавая эффект положительной синергии. Закон действует независимо от воли и сознания рук-ля, рез-ты зависят от рук-ля, подчиненных и внешней среды. 3 варианта, 1-й вариант - рук-дь и подч не знают о законе синергии. Персонал действует на уровне здравого смысла, исходя из имеющих средств. Рук-ль осн внимание обращает на личные и профессион качества спец-ов и технические хар-ки -оборудования.Однако даже очень хороший пррфессионал может не вписаться в микроклимат организации, его отдача будет меньше возможной. Приобретение нового оборудования при отсутствии требуемой подготовки персонала также не даст должной отдачи. Таким образом потенциал многих приобретенных и имеющихся ресурсов может в сумме дать меньший результат. 2-й вариант - рук-лк знает, а подчиненные нет. Рук-ль будет стараться использ мах имеющие ресурсы, а подчиненные могут не понять его замыслов и явно или скрыто сопротивляться. 3-й вариант - рук-ль и подчиненные знают о законе. Работники с пониманием относятся к действиям рук-ля, проявляют инициативу. Такая совместная работа приводит к положит peзультатам. Пример-клиника Федорова. Закон сохранения - каждая система стремиться сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого весь свой потенциал (ресурс). Сумма созидательных ресурсов организации всегда стремиться быть больше суммы разрушительных ресурсов. Если это соотношение длительное время не может быть выполнено, то организация прекращает свое существование. Рук-ль не зная закона рассчитывает необходимые финансовые, материальные и другие ресурсы, чтобы его компания смогла работать, получать прибыль. Как и в законе синергии возможны варианты реализации закона, но лучше, если и рук-ль и подчиненные будут знать и стремиться реализовать свои планы. Пример - метод японцев "с колес".

 

Закон развития – каждая система (социальная и биологическая) стремится достичь наибольшего суммарного, потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла. Зная закон можно рассчитать потенциал системы на каждом этапе жизненного цикла. Основу потенциала составляют материальные и нематериальные ресурсы. Развитие компании, ее продукции описывается кривой жизненного цикла. Она вкл 8 этапов:1)нечувсхвительность,,:2)внедрение,3)рост, 4)зрелость, 5)насыщение, 6) спад, 7)крах, 8)ликвидация. З варианта. 1 вариант – рук-ль и подчиненные не знают о законе - у рук-лей и персонала постоянно ощущается стремление расширить ее влияние, повысить доход, вознаграждение - рез-т "разбитое -корыто" 2-й вариант- рук-ль знает, а подчиненные нет- как показывает практика, у рук-лей, специалистов, рабочих всегда есть запас ресурсов, с которыми они чувствуют себя уверенно. Убедить, что запасы не нужны - очень трудная задача. 3-й вариант- рук-ль и подчиненные знают о законе - он присущ хорошо подобранному коллективу, решения рук-ва нах поддержку у персонала.

 

Закон информированности - упорядоченности - каждая система стремится получить как можно больше достоверной, ценной и насыщенной информации о внутренней и внешней среде для устойчивого функционирования. 1-й вариант - рук-ль и подч не знают о законе - много информации собирается на всякий случай, в рез-те бессистемной гонки за информацией фирма может понести серьезные убытки. 2-й вариант- рук-ль знает, а подчиненные нет- подчиненные не зная будут стремиться принести рук-лю как можно больше информации, несогласованность информационных процессов обычно приносит вред компаний, хотя все хотели сделать как лучше. 3-й вариант - рук-ль и подчиненные знают о законе - каждой группе согласно выделенных полномочий и ответственности опред-ся источники необходимой информации и порядок инф взаимодействия - рез-тат наиболее благоприятный.

 

Закон единства анализа и синтеза - каждая система (социальная и биологическая) стремится настраиваться на более экономичный режим функционирования за счет постоянного изменения своей структуры или выполняемых функций. Анализ в теории организации вкл две процедуры - разделение целого на части и улучшение функционирования каждой из этих частей. Синтез также вкл две процедуры - согласование хар-к выделенных частей и объединение их в одно целое.

 

Закон композиции - каждая система (социальная и биологическая) стремится приобрести, создать или сохранить в своей структуре все необходимые ресурсы (композицию), нах в заданной соотносительности или заданном подчинении (пропорции). 3-й вариант- рук-ль и подчиненные знают о законе - закон формирует два направления устранения несоответствий - формальное и неформальное. Форм - осущ специалистами, кот заранее рассчитывают необх ресурсы и их пропорции. Неформальное - работниками, кот сознательно реагируют на полученные задания. Возможна при наличии в компании команды единомышленников.

 

Специфические законы. В рамках организации имеются две группы законов организации - для рук-ля и индивидуума. Законы явл составной частью организации как системы. Отношения между компанией, подчиненными и рук-лями в большей части определены в виде - кодексов, правил, норм. Хар-р служебных отношений опред инструкциями, уставами, положениями о внутреннем распорядке, договорами. Характер неформальных отношений опред чувствамй людей – симпатиями и антипатиями, общими интересами и потребностями, традициями. Гармония формальных и неформальных отношений дает возможность наилучшим образом реализовать потребности и интересы людей, что очень выгодно для организации. Отсюда -закон своеобразия - для каждой компании существует наилучшая и только ей присущая организационная структура производства и управления (любая компания имеет свои особённости.

 

Закон социальной гармонии - для каждой компании развитие социальной сферы увеличивает производительность труда работников, как за счет повышения эмоционального уровня работника (улучшается качество продукции), так и за счет активизации его трудовой деят-ти (повыш прозв-ть труда). Функции социального развития коллектива - достижение соцсправедливости, создание соц-псих-ого климата, улучшение условий труда и отдыха, заботу о здоровье и достойное пенсионное обеспечение. Они охватывают весь коллектив, это позволяет улучшить общение работников, что приводит к возникновению новых полезных идей. Закон оптимальной загрузки - для каждого человека существует оптимальный объем загрузки работой, при котором в полной мере раскрываются его способности и возможности. В организации работают люди с разным образованием, опытом, здоровьем, темпераментом, кто-то работает быстро, кто-то медленнее. Время и качество выполняемых работ зависит как от объема и сложности, так и от личностных особенностей человека. Большой объем, как и малый приводит к неудовлетворительной работе, поэтому важно найти оптимальную загрузку работника.

 

Закон эффективного восприятия и запоминания информации - процессы восприятия и запоминания информации человеком реализуются наиболее эффективно, если они приближены к процессу его мышления. Особенности мышления проявляются в двух типах - образности (представление событий в виде ярких воодушевленных предметов) и на логике представления и развития реальных событий. Поэтому рук-ль должен индивидуально подходить к каждому работнику и советовать ему использовать соответствующую методику для запоминания информации и разработки решений.

 

Закон эффективного осмысления - эффективное осмысление нового возможно при наличии у человека большого объема знаний или информации по данной тематике. Рук-ль не должен жалеть средств на повышение квалификации своих наиболее перспективных сотрудников, это способствует развитию организации. Закон установки - Людой человек воспринимает наиболее полно ту информацию, на кот он настроился и к которой приготовился. Рук-ль должен заранее настраивать работников на соответствующую информацию, оповещать о тематике совещаний, собраний. Закон устойчивости информации- первая информация о каком-либо событии, поступившая человеку, явл более устойчивой, чем повторная о том же событии. Первая информация не встречает в сознании препятствия и спокойно запоминается, след-щая о том же событии уже сопоставляется, возможны конфликты, поэтому важна первоначально достоверная информация.

 

Закон доходчивости информации - доходчивость сообщения зля человека будет выше при одновременном использовании нескольких форм подачи одной и той же информации (мультимедиа). Это позволяет выбрать человеку ту форму подачи информации, кот соответствует его типу мышления.

 

Каждая компания обязана соблюдать законы страны пребывания и свои собственные законы. Если какие-то законы не соблюдаются, то это может привести к банкротству или ликвидации. Многие рук-ли не знают законов организации и руководствуются здравым смыслом, кот часто приводит их: к правильным результатам, но это требует больших затрат (временных, нервных, ресурсных). Нужно ли самому изобретать то, что создано другими и приводит к хорошим результатам. А это время посвятить решению новых задач. Профессиональное знание законов организации и для организации позволяет двигаться к процветанию, устойчивости (клиника Федорова).

29.

Проектирование рассматривается как процесс составления описания, необходимого для создания еще не существующего объекта, алгоритма его функционирования или алгоритма процесса. оно предполагает также необходимость предвидеть последствия, к которым приведет появление объекта, и определить меры по реализации проекта.

Можно выделить четыре подхода к решению задачи проектирования организационных структур: нормативно-функциональный, организационного моделирования, функционально-технологический и системно-целевой.

принципы организации условно можно разделить на 3 группы:

1) принципы организационной статики (статической организации), определяющие правила построения структур (структуризация): целеполагание, приоритет функций над составом звеньев, приоритет объекта над субъектом, адаптивность полная координация функционирования всех составляющих, минимум сложности, полномасштабность, пределы автономности, сочетание централизации и децентрализации, взаимосогласованность вертикальных и горизонтальных связей, единство распорядительства, диапазон контроля;

2) принципы организационной динамики (динамической организации), как общие правила формирования организационных процессов: направленность, прямоточность, результативность, эффек­тивность, восприимчивость, информативность, надежность, оперативность, гибкость, параллельность, ритмичность, синхронность;

3) принципы рационализации, как общие правила совершенствования статики и динамики организации: концептуализация, алгоритмизация, нормализация, систематизация, классификация, концентрация, специализация, стандартизация, унификация, персонификация и регламентация.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...