Задания к лабораторной работе
Стр 1 из 6Следующая ⇒ СОДЕРЖАНИЕ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1 Интегрированная среда Turbo Pascal 4 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 Программирование алгоритмов линейной структуры 12 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 Программирование алгоритмов разветвляющейся структуры 18 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4 Программирование алгоритмов циклической структуры 21 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №5 Одномерные массивы.. 25 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №6 Использование процедур при работе с двумерными массивами 29 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №7 Работа со строками. 33 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №8 Использование комбинированного и множественного типа 36 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9 Обработка файлов. 42 Приложение 1. 50
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1 Цель работы: приобрести навыки работы в системе программирования на примере интегрированной среды TP. Основные понятия Turbo Pascal – это эффективный компилятор языка программирования Паскаль с интегрированной усовершенствованной средой, включающей редактор, компилятор, редактор связей и отладчик для того, чтобы создавать, отлаживать и выполнять программы на Паскале. В самом общем случае для создания программы на выбранном языке программирования нужно иметь следующие компоненты. 1. Текстовый редактор. В Turbo Pascal используется специализированный редактор, который ориентирован на язык программирования Паскаль и позволяет в процессе ввода текста выделять ключевые слова и идентификаторы разными цветами и шрифтами. 2. Компилятор. Исходный текст с помощью программы-компилятора (COMPILER) переводится в машинный код. Если обнаружены синтаксические ошибки, то результирующий код создан не будет. Компилятор обычно выдает промежуточный объектный код (двоичный файл, стандартное расширение. OBJ в Turbo C++ и. TPU в Turbo Pascal).
3. Редактор связей. Исходный текст большой программы состоит, как правило, из нескольких модулей (файлов с исходными текстами). Каждый модуль компилируется в отдельный файл с объектным кодом, которые затем надо объединить в одно целое. Кроме того, к ним надо добавить машинный код подпрограмм, реализующих различные стандартные функции (например, вычисляющих математические функции sin (x), cos (x) и т.д.). Такие функции содержатся в библиотеках (файлах со стандартным расширением. LIB или. TPL), которые поставляются вместе с компилятором. Объектный код обрабатывается специальной программой – редактором связей ( LINKER) или сборщиком, который выполняет связывание объектных модулей и машинного кода стандартных функций, находя их в библиотеках, и формирует на выходе работоспособное приложение – исполнимый код для конкретной платформы. 4. Исполнимый код — это законченная программа, которую можно запустить на любом компьютере, где установлена операционная система, для которой эта программа создавалась. Как правило, итоговый файл имеет расширение. ЕХЕ или. СОМ. 5. Отладчик(DEBUGGER) – инструментальное средство для поиска и исправления ошибок. Отладка – это процесс поиска и исправления ошибок в программе, препятствующих корректной работе программы. Виды ошибок: ошибки этапа компиляции, ошибки этапа выполнения, логические ошибки. Методы отладки 1. Выполнение по шагам и трассировка. Команды выполнения по шагам Step Over и трассировки Trace Into меню выполнения Run дают вам возможность построчного выполнения программы. Единственное отличие выполнения по шагам и трассировки состоит в том, как они работают с вызовами процедур и функций. Выполнение по шагам вызова процедуры или функции интерпретирует вызов как простой оператор и после завершения подпрограммы возвращает управление на следующую строку. Трассировка подпрограммы загружает код этой подпрограммы и продолжает ее построчное выполнение.
2. Остановка выполнения. Существует два способа сообщить IDE, что программу нужно выполнить до определенной точки, а затем остановить. Первый и простейший способ состоит в том, чтобы найти позицию в программе, где вы хотите остановиться, затем выбрать в меню Run команду Go to Cursor (Выполнение до позиции курсора). Ваша программа выполняется как обычно, пока не достигнет оператора, где она должна остановиться. В этой точке вы можете проверить значения и продолжать выполнение непрерывно или по шагам. Второй способ состоит в том, чтобы остановить в определенной заданной точке вашу программу. Эта точка называется точкой останова. Когда вы выполняете программу, она останавливается перед выполнением оператора в точке останова. Точки останова – это более гибкий механизм, чем использование метода выполнения до позиции курсора (Go to Cursor), поскольку в программе вы можете установить несколько точек останова. В Turbo Pascal с помощью клавиш быстрого вызова команд (оперативных клавиш) можно выполнять определенные функции или команды интегрированной среды. В табл.1.1 – 1.4 перечислены клавиши быстрого вызова, наиболее часто применимые при разработке программ в Turbo Pascal. Общие оперативные клавиши Turbo Pascal Таблица 1.1
Оперативные клавиши отладки/запуска Таблица 1.2
Оперативные клавиши управления окнами Таблица 1.3
Оперативные клавиши редактирования Таблица 1.4
Запуск среды TP Для запуска среды, находясь в каталоге, содержащем систему ТР, в строке приглашения DOS набрать TURBO и нажать клавишу Enter. При этом запустится программа turbo.exe, которая и вызовет среду. Для выхода из среды нажмите Alt-X. Система Тurbo Pascal представляет собой интегрированную среду для поддержки всех этапов разработки, отладки и исполнения программ. В нее встроены экранный редактор, компилятор языка Тurbo Pascal, редактор связей (компоновщик). Эта система является интерактивной, она предоставляет удобные средства общения, все режимы от компиляции, отладки до исполнения, реализуются нажатием одной-двух клавиш.
После этого на экране появляется изображение, состоящее из четырех частей: строки меню, содержащего поля File, Edit, Run, Compile, Debug, Options, Window, Tools, Help; окна редактора (Edit); окна просмотра (Watch); строки информации о назначении функциональных клавиш. Для выхода из подменю на предыдущий уровень меню нужно нажать клавишу Esc. Выход из главного меню происходит также при нажатии Esc. Выбор функции главного меню может быть ускорен одновременным нажатием клавиш Alt и первой буквы выбранного пункта. Например, одновременное нажатие Alt-F приводит к тому же результату, что и последовательное нажатие F10 и File. Для создания новой программы можно в меню File выбрать подменю New и набрать текст программы. Введенный текст можно записать на диск, выбрав пункт Save в подменю меню File или нажав клавишу F2. На экране появится окно с вопросом: дать файлу имя NONAM00.PAS или изменить его. После ответа текст будет записан на диск в текущий каталог. Для компиляции в меню Compile выбираем пункт подменю Compile. Это равносильно одновременному нажатию клавиши Alt и F9. Если компиляция прошла успешно, то запуск программы на выполнение произойдет при выборе пункта Run из меню Run. Если же компилятор обнаружит ошибку, то компиляция прекращается, а в первой строке редактирования появляется сообщение об ошибке. Курсор помещается в то место, где обнаружена ошибка. После ее исправления компиляцию нужно повторить. После устранения всех ошибок, обнаруженных компилятором, программа запускается на выполнение. Вводимые с клавиатуры исходные данные и выводимые результаты отображаются на экране пользователя. После завершения работы программы можно вызвать экран пользователя, выбрав пункт User screen в меню Run или нажав одновременно Alt-F5. Если во время выполнения встретится ошибка, то на экране появляется сообщение вида: Runtime error nnn at ssss:0000, определяющее номер ошибки (nnn) и адрес (ssss:0000). После нажатия любой клавиши в первой строке окна редактирования будет выведено сообщение: Error nnn:причина ошибки Прерывание выполнения программы происходит при одновременном нажатии клавиш Ctrl-Break. Запись программы на диск можно осуществить способом, отличным от описанного выше, выбрав пункт Save as в меню File. Пункт Open позволяет загрузить для редактирования существующий на диске файл. Выбрав Open, можно задать имя нужного файла, или воспользовавшись маской, или указав путь, вывести список файлов, а затем выбрать курсорной рамкой нужный файл. Задания к лабораторной работе 1. Запустите загрузочный файл ТР. 2. Ознакомьтесь с видом основного экрана ТР. В отчете зарисуйте схему экрана.
3. Отработайте вызов меню различными способами: 1) F10, Enter; 2) Alt – первая буква пункта меню. 4. Наберите текст программы, указав в треугольных скобках собственную группу. program lab1; begin writeln('<>'); end. 5. Скопируйте строку writeln('<>'); используя блоковые команды. В треугольных скобках укажите собственную фамилию, имя, отчество. 6. Отправьте файл на выполнение F10, Run, Run. Просмотрите результаты работы программы Alt-F5. 7. Сохраните файл под именем lab_1.pas, F10, Save as. 8. Сохраните файл под именем lab_2.pas, F10, Save as. 9. Выйдите из среды TP, убедитесь в наличии файлов на диске. 10. Загрузите оболочку ТР. 11. Загрузите в первое окно файл lab_1.pas, во второе окно lab_2.pas, F10, Open. 12. Перейдите в первое окно, используя команду Alt-<N окна>. 13. Наберите строку writeln ('выполнил');. Скопируйте строку в буфер, F10, Edit, Copy. 14. Перейдите во второе окно, вставьте из буфера строку, F10, Edit, Paste. 15. Расположите окна в режиме каскада (Cascade), черепицы (Tile). 16. Закройте поочередно окна, используя команду Alt-F3. 17.Создайте новое окно, используя команды File, New. 18. Наберите текст программы: Program kwur; (*Имя программы*) Uses crt; {Использование библиотечного модуля CRT} Var a,b,c,d,w,z,xl,x2:Real; {Объявление переменных} otvet:Char; Begin {Начало основного блока программы} Clrscr; {Очистка экрана} WriteLn ('Программа вычисления корней'); WriteLn ('квадратного уравнения общего вида'); Repeat {Начало цикла с постусловием} Write('Введите значение a'); ReadLn (а); {Ввод коэффициента а} If a=0 Then Writeln ('Уравнение не квадратное') Else Begin Write ('Введите значение b='); ReadLn (b); Write ('Введите значение с ='); ReadLn (с); D: = b*b - 4*a*c; {Вычисление дискриминанта} Z:=-b/(2*a); W:=sqrt(abs(d))/(2*a); WriteLn ('При a=',a:5:2,' b=',b:5:2, If D<0 then Begin WriteLn ('Xl= ', Z:6:3,' + j*',w:5:3); WriteLn ('X2= ', Z:6:3,' - j*',w:5:3); End Else Begin xl: = z + w; x2: = z-w; WriteLn ('xl=',xl:5:2,' x2=',x2:5:2); End End; WriteLn ('Желаете продолжить работу? (y/n)'); Readln (otvet); Until otvet<>'y'; {Повторять, пока переменная otvet примет значение отличное от у} WriteLn ('Спасибо! До свидания!'); End. 19. Откройте окно, в котором вы сможете отследить значения переменной i, используя команды F10, Debug, Add Watch. 20. Расположите окна черепицей. 21. Выполните программу пошагово, используя клавишу F8. Отследите изменения значений переменной i. 22. Оформите отчет о выполнении (см. Приложение 1) Контрольные вопросы 1. Сформулируйте определение системы программирования. 2. Какую функцию выполняет транслятор? 3. Для чего используется редактор связей? 4. Что такое отладка? Перечислите методы отладки. 5. В чем состоит отличие команд Step Over и Trace Into? 6. Перечислите команды пункта меню File и опишите функции, которые они выполняют. 7. Перечислите команды пунктов меню Run, Compile. Опишите их предназначение. 8. Какие возможности предоставляют команды пунктов меню Debug, Options? 9. Каким образом осуществляется работа с окнами: расположение окон, закрытие, переход от одного окна к другому и т.п.? 10. Существует ли буфер обмена в среде Turbo Pascal? Какие операции можно выполнять с ним? Способы управления буфером. 11. Укажите функции клавиш F1, F2, F3, F7, F8, F9. 12. Укажите функции клавиш F4, Ctrl-F7, Ctrl-F8, Ctrl-F9, Ctrl-F2. 13. Укажите функции клавиш Ctrl-Del, Ctrl-Ins, Shift-Del, Shift-Ins, Alt-F5. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 Цель работы: получение навыков разработки алгоритмов линейной структуры
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|