Что такое «разделение властей» как принцип организации работы государственного аппарата?
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Виды органов государства. Разделение властей как принцип организации работы государственного аппарата Государственные органы, имеющие властные полномочия, могут быть разделены по различным основаниям: • По способу образования: выборные (представительные органы); назначаемые (напр., органы прокуратуры, исполнительно-распорядительные органы); наследуемые (наследственный монарх). • По времени функционирования: постоянные — создаются без ограничения срока действия; временные — создаются для достижения краткосрочных целей. • По территории действия: общие (общефедеральные в федеративном государстве) — распространяются на всю территорию государства; субъектов федерации — в федеративном государстве); местные — действуют в административно-территориальных единицах; • По характеру компетенции: органы общей компетенции — правительство; органы специальной компетенции — министерства и т.п. • По порядку осуществления компетенции: коллегиальные — парламент (Верховная Рада); единоначальные — президент. • По правовым формам деятельности: правотворческие; правоприменительные; правоохранительные; контрольно-надзорные; учредительные. • По принципу «разделения властей»: законодательные; исполнительные; судебные. • По характеру и содержанию деятельности: законодательные (парламент); исполнительные (правительство); правоохранительные (милиция, органы безопасности); судебные (суды — высшие и местные); контрольно-надзорные (прокуратура, государственные инспекции). Подразделением государства является его глава (президент в республике, монарх в конституционной монархии). Президент в Украине не отнесен Конституцией к должностным лицам исполнительной власти. Он считается высшим должностным лицом государства. Фактически он является и главой государства и главой исполнительной власти. Данное фактическое положение нуждается в конституционном закреплении.
Что такое «разделение властей» как принцип организации работы государственного аппарата? На схеме это можно изобразить так: Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную имеет давнюю историю и традиционно связывается с именем французского ученого Ш-Л. Монтескье (1689— 1755). Особенность его взглядов на «три власти» состоит в том, что каждая из них объявлялась самостоятельной и независимой. Тем самым исключалась узурпация власти каким-либо лицом или отдельным органом государства. Уже в подходе к принципу разделения властей Монтескье содержались начала сдерживания их друг другом, что позднее в США при создании Конституции 1787 г. было названо системой «сдержек и противовесов». В отечественной истории ещё задолго до Ш.Л. Монтескье были попытки («Пакты и Конституции» Филиппа Орлика, 1710 г.) создать конституционный проект независимой Украины с учётом принципа разделения властей, их единства и взаимодействия: законодательная власть — избираемая Генеральная Рада; исполнительная власть — гетман, генеральная старшина и избранные представители от каждого полка; судебная власть. «Пакты и Конституции» Ф. Орлика, написанные под влиянием западноевропейского парламентаризма, заложили основные принципы республиканской формы государственного правления. Парламентаризм получил развитие в Англии конца XVII века. В то время Джоном Локком была создана своеобразная теория разделения властей. Власти были им разделены на законодательную, исполнительную, федеративную — область внешних сношений. В отличие от более поздней теории Монтескье, Локк еще не выделил судебную власть как самостоятельную и рассматривал её вместе с исполнительной. Однако своей теорией разделения властей он утвердил принцип парламентаризма, поставив законодательную власть (парламент) выше исполнительной (правительства).
Принцип разделения властей включает систему требований: 1) распределение функций и полномочий (компетенции) между государственными органами в соответствии с требованиями разделения труда; 2) закрепление определенной самостоятельности каждого органа власти при осуществлении своих полномочий, недопустимость вмешательства в прерогативы друг друга и их слияния; 3) наделение каждого органа возможностью противопоставлять свое мнение решению другого органа и исключение сосредоточения всей полноты власти у одной из ветвей; 4) наличие у органов власти взаимного контроля действий друг друга и невозможность изменения компетенции органов государства внеконституционным путём. Принцип разделения властей не абсолютен. С одной стороны, существует потребность согласования и взаимного правового контроля деятельности различных ветвей власти. С другой — осуществление судебного контроля над законностью деятельности управленческого аппарата означает нарушение принципа разделения властей, так как подобным образом судебная власть вмешивается в исполнительную. Таким образом, принцип разделения властей нельзя реализовать полностью. Формы и степень осуществления принципа разделения властей зависят от национальных традиций, от конкретной социально-экономической и политической ситуации. Власть в демократическом государстве в виде ее трех ветвей (законодательной, исполнительной, судебной) является политической формой выражения власти народа. Будучи «разделенной», власть в государстве должна оставаться целостной, единой, ибо речь идет о разделении не власти, а функций осуществления этой власти. И не только о разделении, но и о взаимодействии данных функций. Юридическое проявление единства и гармоничности власти состоит в том, что: 1) органы государственной власти в совокупности обладают компетенцией, необходимой для осуществления функций и выполнения задач государства;
2) различные органы государства не могут предписывать одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие друг друга правила поведения. Разделение властей надо воспринимать как общий принцип, а не как жесткий регулятор в процессе реформирования государственной власти Украины. 2) 2. Глава государства Понятие главы государства Глава государства – это конституционный орган и высшее должностное лицо государства, представляющее его как внутри, так и за пределами страны. В соответствии с конституцией, в одних странах глава государства рассматривается как неотъемлемая составная часть парламента, поскольку без его подписи законы недействительны (монарх в Великобритании, президент в Индии), либо как глава исполнительной власти и одновременно глава государства (США, Египет), наконец, как лицо, являющееся только главой государства и не входящее в какую либо ветвь власти (Германия, Италия). Глава государства может быть единоличным властителем (Оман, Саудовская Аравия), а также лишь символом государства, не имеющим реальной власти (Япония). Глава государства может быть как единоличным, так и коллегиальным. К последнему относятся: Государственный совет на Кубе, Постоянный комитет ВСНП Китая. В ряде стран Британского Содружества полномочия главы государства принадлежат британскому монарху, которого представляет в этих странах генерал-губернатор, утверждаемый монархом по рекомендации правительства этих стран. Главы государств разных стран имеют некоторые общие для них полномочия: ·созыв сессий парламента, опубликование законов (иногда права вето), роспуск парламента; ·формирование правительства (нередко лишь формально его утверждают), увольнение правительства и отдельных министров в отставку, назначение судей; ·заключение и ратификация международных договоров, назначение послов, предоставление гражданства; ·помилование осужденных; ·присвоение почетных званий, наград. Конкретные полномочия главы государства зависят от формы правления и от реального положения главы государства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|