Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разновидности глав государств




Монарх – глава государства и глава исполнительной власти получающий свой пост по наследству.

Существует ряд систем наследования: салическая, кастильская, австрийская, шведская, мусульманская, племенная.

В Малайзии монарх – избирается на 5 лет султанами монархических субъектов малайской федерации.

При наследовании престола малолетним монархом назначается регент из числа родственников монарха, либо регентский совет действующие от имени монарха.

Монарх имеет особый титул: император, король, султан. Он не может быть привлечен к уголовной, административной ответственности.

В отличие от президента монарх может обладать правом абсолютного вето (парламент не может его преодолеть). Однако, это право на практике редко используется.

Конституции Испании и Японии не наделяют монарха правом вето.

По конституции монарх назначает правительство. В парламентарных монархиях монарх лишь подписывает документ о назначении правительства. Кандидатуры в состав правительства подбираются лидером партии парламентского большинства.

В дуалистической монархии монарх сам подбирает и назначает министров, на деле возглавляет правительство.

В абсолютной монархии, как правило, монарх назначает премьер-министра (обычно из числа своих родственников). Правительство полностью подотчетно монарху.

Таким образом, реальной властью обладают главы государства в абсолютной и дуалистической монархии.

В парламентарной монархии глава государства лишь подписывает акты, принятые парламентом и правительством. У монарха в этих странах имеются так называемые «спящие полномочия», т.е. прерогативы, которые им обычно не используются, но могут быть использованы в определенной ситуации (в Испании в 1981 году король выступил в защиту демократии против попытки реставрации авторитарного политического режима).

Монарх не несет парламентской ответственности за свои действия.

Монарх имеет государственные регалии (трон, корона) и двор. Содержание главы государства в парламентарной монархии осуществляется на основе утверждаемого парламентом бюджета – цивильного листа.

Положение президента в системе государственных органов власти различно:

·а) только глава государства (Германия);

·б) одновременно глава государства и глава исполнительной власти (США, Бразилия);

·в) глава государства и фактический руководитель правительства при наличии административного премьер-министра (Белоруссия, Казахстан).

Президент избирается на конкретный срок: от 3 лет в Латвии до 5 лет во Франции.

Кандидат в президенты должен быть:

·- гражданином данного государства (в некоторых странах уроженцем страны, а не натурализованным гражданином);

·- обладать полными гражданскими и политическими правами;

·- иметь определенный возраст (Никарагуа – 25, Италия – 50), иногда конституция устанавливает кроме минимального возраста и максимальный (Намибия – не старше 65 лет);

·- определенный срок проживания в данной стране (Болгария – 5 лет, США – 14, Грузия – 15);

·- иметь определенное образование (Азербайджан – высшее, Нигерия – среднее, Филиппины – уметь читать и писать).

Кандидат в президенты может быть выдвинут группой избирателей (Украина – 500 человек, но для регистрации кандидата в президенты здесь необходимо собрать в его поддержку подписи не менее 100 тысяч избирателей в 2/3 избирательных округов по 1,5 тысячи в каждом из них).

Кандидат в президенты может быть выдвинут группой членов парламента (Венгрия – 50 депутатов, Египет – большинством членов парламента).

Кандидат в президенты может быть выдвинут политическими партиями, избирательными объединениями, блоками на их съездах (США).

В ряде стран регистрация кандидата обусловлена внесением значительного избирательного залога (Франция).

Существуют способы избрания президента:

·избрание непосредственно избирателями (Мексика, Украина, Франция);

·голосование выборщиков – при этом способе избиратели голосуют за выборщиков, которые избирают президента из числа кандидатов, выдвинутых партиями. Президентом становится кандидат, имеющий большинство выборщиков (Аргентина, США);

·голосование в парламенте. Для избрания президента этим способом в первом туре требуется, как правило, квалифицированное большинство голосов (в Турции 2/3 от общего числа депутатов), поэтому обычно проводится несколько туров голосования, требования с каждым туром снижаются. В той же Турции по итогам голосования в 4-ом туре президентом становится кандидат, набравший относительное большинство голосов. Президент, избранный парламентом, не может противопоставлять себя парламенту, поскольку получил полномочия не непосредственно от избирателей;

·избрание специальной избирательной коллегией. В Германии это Федеральное собрание, состоящее из депутатов нижней палаты и такого же числа представителей от субъектов федерации. В Италии это коллегия, состоящая из избранных членов обеих палат парламента и представителей от автономных областей.

Конституции Мексики, Боливии, Никарагуа, Эквадора запрещают переизбрание президента на второй срок.

В Германии, США, Аргентине одно лицо может быть избрано президентом не более двух раз.

В Египте, Франции, Сирии ограничений по количеству сроков не существует. В некоторых странах Азии и Латинской Америки президенты избирались на седьмой и восьмой срок, что вело к установлению авторитарного режима.

В Тунисе, Уганде, Югославии в недалеком прошлом, а в Туркменистане в 1999 году провозглашались пожизненные президенты.

Конституции предоставляют президенту обширные функции и полномочия:

·он является гарантом конституции прав и свобод граждан, принимает меры по защите суверенитета государства;

·представительские полномочия, состоящие в назначении своих представителей в субъектах федерации (губернаторы штатов в Индии), назначении дипломатических представителей, при нем аккредитуются иностранные послы;

·президент обеспечивает согласованное функционирование органов государственной власти;

·он обязан сохранять единство государства, выступает с инициативой согласительных процедур в спорах между федерацией и ее субъектами, а также между субъектами федерации;

·полномочия во взаимоотношениях с парламентом:

– может досрочно распустить парламент (нет такого полномочия в президентской республики);

-назначает дату выборов в парламент;

-созывает парламент на сессии;

-подписывает законы и публикует их;

-обладает правом отлагательного вето, которое может быть преодолено повторным принятием закона парламентом;

-в большинстве стран обладает правом законодательной инициативы (в США – нет);

-выступает в парламенте с ежегодным посланием к депутатам о основных направлениях внутренней и внешней политики.

·полномочия по формированию высших органов государства:

−назначает правительство самостоятельно или по предложению лидера парламентского большинства (в Беларуси президент назначает главу правительства с согласия парламента, в США министры назначаются формально также с согласия Конгресса);

−назначает судей;

−как верховный главнокомандующий назначает высший командный состав вооруженных сил страны;

·в нормотворческой сфере издает указы, декреты, декреты – законы. Отменяет акты органов исполнительной власти. По общему правилу конституции считают акты президента подзаконными. Однако на основе делегирования президенту парламентом соответствующих полномочий, а также до принятия закона по конкретной проблеме, президент может издавать акты, имеющие силу закона.

В парламентарной республике акты президента нуждаются в подписи главы правительства или министра (контрасигнатура).

·президент отвечает за безопасность государства (при нем создается совещательный орган – Совет безопасности). Президент вправе объявить в соответствии с законом военное, чрезвычайное, осадное положение, вводить президентское правление в субъектах федерации, осуществлять федеральную интервенцию.

·решает вопросы гражданства.

·награждает государственными наградами, присваивает почетные звания.

Конституции содержат ряд запретов для президента:

(а) совмещение должностей и мандатов, участие в руководстве акционерных компаний, приобретение государственного имущества;

(б) иногда не разрешается получение вознаграждения за научную, литературную или художественную деятельность;

(в) в некоторых странах президент на период нахождения на этом посту обязан прекратить членство в политических партиях.

При президенте могут создаваться различные совещательные органы, помогающие ему в осуществлении конституционных полномочий (советы по экономике, обороне, безопасности и др.).

Президент имеет собственные службы, аппарат, канцелярию, роль которых очень велика в президентских и полупрезидентских республиках.

Президент в отличие от монарха несет ответственность за свои действия. Ответственность наступает за государственную измену и другие тяжкие преступления.

Уголовная ответственность наступает лишь после процедуры отрешения президента от должности (импичмента).

В США обвинительное заключение принимает Палата представителей Конгресса. Решение об отстранении от должности принимает Сенат. В постсоциалистических странах эта процедура максимально усложнена. В ней принимают участие парламент, конституционный и верховный суд, установлены сжатые сроки, голосование в парламенте квалифицированным большинством голосов. Импичмент президента был осуществлен в Бразилии в 1992 году, в Венгрии в 1993 году.

В Словакии президент может быть смещен с должности парламентом 3/5 голосов от общего числа депутатов «за действия против демократического строя, целостности государства». В Румынии и Азербайджане такое решение принимается большинством голосов всего состава парламента, но для окончательного решения вопрос заносится на референдум. В Австрии и Исландии президент может быть отозван со своего поста избирателями.

Во многих странах в паре с президентом как кандидат одной с ним партии избирается вице-президент. Там, где эта должность не предусмотрена, президента может замещать, в установленных конституцией случаях, председатель однопалатного парламента, председатель верхней палаты парламента, председатель правительства.

 

3) Особенности конституционного статуса главы государства определяют объем и характер его функций и полномочий. Конкретное содержание компетенции главы государства в той или иной мере соотносится с осуществлением законодательной, исполнительной и судебной власти. Ее объем и проявления обусловлены формой правления и формой политического режима.

В президентских республиках глава государства получает свой мандат непосредственно от избирателей и всегда наделен широкими и реальными полномочиями. Президент здесь занимает важнейшее место в государственном механизме и играет очень важную роль в общественно-политической жизни. Это касается и глав государств в некоторых странах со смешанной республиканской формой правления.

В парламентарных республиках глава государства получает мандат от парламента. Обычно он не имеет существенных властных полномочий и реализует свою компетенцию во взаимодействии с правительством. Статус президентов и монархов парламентарных республик примерно одинаковый.

Компетенция главы государства и его институциональное значение нередко устанавливаются в конституциях в общем виде. В статье 87 Конституции Италии записано, что “президент является главой государства и представляет национальное единство”. В Японии император выступает “символом государства и единства народа”.

В обобщающем виде полномочия глав государств можно разделить на следующие основные группы:

1. Полномочия по представительству государства вовне и внутри станы.

Внутренние полномочия: согласование функций и взаимодействия органов государственной власти; деятельность, направленная на сохранение единства государства; согласительные процедуры в спорах между субъектами федерации и др.

Внешние полномочия: представительство государства на международных переговорах, прием вверительных и отзывных грамот представителей других государств, назначение дипломатических представителей в другие государства. Во многих странах глава государства имеет право ратифицировать международные договоры либо участвовать в этом процессе. Иногда важнейшие договоры глава государства может ратифицировать только по предварительному согласию парламента (Италия), при условии делегирования ему такого права (Польша), при одобрении договора парламентом (Норвегия).

 

2. Полномочия в отношении парламента и осуществления им законодательной власти: назначает дату выборов в парламент, созывает парламент на сессии (издает декрет); подписывает и публикует законы (промульгация); имеет право суспенсивного (отлагательного) вето; как правило, обладает правом законодательной инициативы. Что касается права роспуска парламента, то в некоторых парламентарных монархиях (Великобритания, Бельгия, Дания, Люксембург), данное право установлено лишь формально. На практике монарх принимает решение с учетом мнения главы правительства.

3. Полномочия по формированию других органов государства: назначает правительство самостоятельно или по предложению лидера партии (коалиции партий), имеющей большинство мест в парламенте; в некоторых странах назначает премьер-министра или министров с согласия парламента; назначает многих высших должностных лиц государства.

4. В сфере нормотворческой деятельности глава государства издает нормативные акты, отменяет акты органов исполнительной власти. Акты главы государства, имеющие силу закона, обычно издаются до принятия закона по соответствующему вопросу.

В парламентарной республике акты главы государства нуждаются в контрассигнатуре, то есть в подписании их премьер-министром или определенным министром.

Акты президента, по общему правилу, носят подзаконный характер, но на практике могут играть доминирующую роль.

5. К полномочиям глав государств, соотносящихся со сферой судебной власти, относится установленное в конституциях многих государств право назначать судей или принимать участие в процедуре таких назначений. Соответствующие назначения в странах со смешанной республиканской и парламентарными формами правления осуществляются по предложению правительства или специального органа, который называется высшим советом магистратуры (высшим судебным советом). В частности, создание таких органов предусмотрено основными законами Болгарии, Греции, Испании, Молдовы, Румынии.

6. Полномочия по урегулированию чрезвычайных ситуаций: объявляет чрезвычайное, военное, осадное положение (на определенный срок и под контролем парламента); президент может вводить свое правление в субъектах федерации, осуществлять федеральное вмешательство.

7. Полномочия по распоряжению вооруженными силами. Глава государства является главнокомандующим, назначает высший командный состав армии, присваивает высшие воинские звания, отвечает за безопасность государства. При нем обычно создается совещательный орган - совет безопасности. Из развитых стран исключение по наделению главы государства полномочиями главнокомандующего вооруженными силами составляют ФРГ и Япония, что обусловлено конкретными историческими обстоятельствами.

8. Как высшее должностное лицо глава государства назначает государственных служащих определенных рангов.

9. Полномочия в сфере правового статуса личности: принятие в гражданство и прекращение гражданства (подданства), помилование, награды, почетные звания. Глава государства является гарантом конституции, прав и свобод человека.

10. Право инициировать референдум. Данное право установлено в конституциях целого ряда государств с парламентарно-республиканской и смешанной республиканской формой правления.

11. Право на обращения к парламенту и народу.

Наряду с правами, конституции предусматривают обязанности глав государств и устанавливают определенные запреты. Для президентов, как правило, предусматривается запрет на любое совмещение должностей, а в некоторых странах - прекращение членства в партии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...