Теории происхождения государства, их основные характер-ки
Существует множество теорий происхождения гос-ва и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов Марксистская: наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Разделение человечества на 2 класса - имущие и неимущие. Классы – большие группы людей, которые отличаются друг от друга по 4 критериям: занимают разное место на ступенях общественного производства, по разному относятся к средствам производства, разное отношение к распределению продуктов производства, разное отношение к потреблению (количество и качество). Гос-во будет существовать, пока существуют эти классы, если они исчезнут, то исчезнет потребность в гос-ве. Ф. Энгельс: гос-во - это аппарат подавления одного класса другим, Ленин: гос-во- машина для поддержания господства одного класса над другим. После этого “обобществление” собственности. Отпадает необходимость в гос-ве. Гос-во будет заменяться общественным самоуправлением трудящихся. Отдельные эксцессы отдельных лиц будут гаситься общественным самоуправлением. Теологическая: гос-во - порождение божьей воли. Правитель – наместник бога на земле, все его указы, распоряжения и т.п. – обязательны для подчиненных. Передача власти по наследству, тесная связь между гос. и церковной властью. Концепцией утверждается сведение отдельного человека до “винтика” в гос. машине, утверждается неспособность человека что-либо изменить. Представитель – Фома Аквинский. Органическая (Ч. Спенсер):все органы гос-ва связаны друг с другом. Трудно найти истоки возникновения гос-венности. Всё здесь подвержено изменчивости. Сравнение с чел. организмом. Психологическая (Петржевский): индивиду свойственно жить в группе, жить организованно (соц. связи), свойственно подчиняться кому-то. Патриархальная (Аристотель): Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха — естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание. Патриархальная теория нашла благоприятную почву в России. Ее активно пропагандировал социолог, публицист, теоретик народничества Н. К. Михайловский. Видный историк М. Н. Покровский также считал, что древнейший тип государственной власти развился непосредственно из власти отцовской. Видимо, не без влияния данной теории пустила глубокие корни в нашей стране вековая традиция веры в «отца народа», хорошего царя, вождя, этакую суперличность, способную решать все проблемы за всех. По сути своей такая традиция антидемократична, обрекает людей на пассивное ожидание чужих решений, подрывает уверенность в себе, снижает у народных масс социальную активность, ответственность за судьбу своей страны.
. Теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский): выделяют внутреннее и внешнее насилие. Некие племена завоевывают другие, насильственно порабощая их. Одно племя (более молодое) порабощает другие. Внешнее насилие – убивать некот. мужчин, некоторых оставлять в живых, наблюдать за ними, как они работают, нужно создать аппарат, схожий с гос-вом. Внутр. насилие – порабощение внутри собствен. племени. Необходимость создания аппарата – будущего гос-ва. Появление прибавочного продукта – появление имущих и неимущих. По мнению представителей данной теории, гос-во более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инструментом организации и управленческого воздействия завоевателей, гос-во становится мощным средством защиты завоеванных от возможных посягательств со стороны других сильных племен. К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества гос-во трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии. Правовая (естеств.-договорная): Гроций, Локк, Руссо, Н. Радищев. Гос-во возникло в силу ест. договора. Люди, жившие совместно на определенной территории, заключают устный договор о принципах совместного сосуществования. Создание аппаратов, обмен, распр-е продуктов. Создание правил общ. поведения, в будущем – право. Порядок обеспечивается насильственным аппаратом.
Учение о государстве Гегеля. Своеобразную теорию происхождения государства и права создал крупнейший представитель немецкой классической философии Г. В. Гегель (1770—1831). Он утверждал, что в основе всех явлений природы и общества, а следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало — «абсолютная идея» («мировой разум», «мировой дух»). В своем произведении «Философия права» Гегель с позиций объективного идеализма критикует теорию договорного происхождения государства. Он признает заслугу Руссо в том, что тот видел основу государства в общей воле, но ошибка Руссо, по мнению Гегеля, заключается в выводе общей воли из воли отдельных личностей, между тем как воля государства есть нечто объективное, само по себе разумное начало,- независимое в своем основании от признания воли отдельных лиц. Будучи объективным идеалистом, Гегель выводил государство и право из абсолютной идеи, из требований разума. Он оспаривал тезис сторонников договорной теории о том, что государство создано людьми для обеспечения и охраны свободы личности и собственности. По мысли Гегеля, государство не страховое учреждение, оно не служит отдельным лицам и не может быть их творением. Государство есть высшая форма реализации нравственности. Оно не служит чьим-либо интересам, а является абсолютной самоцелью. Иначе говоря, государство не служит, а господствует, оно не средство, а цель, цель в себе, высшая из всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность последней — быть достойным членом государства.
Гегель отвергает народный суверенитет как основание государства и вытекающую из него идею демократии. Верховная власть, по мнению Гегеля, не может выражать интересы народа, так как народ не только не знает, чего хочет «разумная воля», но не знает даже того, чего он хочет сам. Таким образом, учение Гегеля о государстве было направлено против теории договорного происхождения государства, естественных и неотчуждаемых прав человека, а в конечном счете против идей и целей буржуазно-демократической революции. Мононормы – в догос. состоянии правила на все случаи жизни. Обеспеч-ся обществен. влиянием, осуждением
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|