Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типология государства. Формационный и цивилизационный подходы, их соотношение.




Исторический тип гос-ва – это совокупность общих признаков, характеризующих гос-во на определенном этапе его развития. Типология – способ научного познания, заключающийся в поиске и систематизации общих признаков тех или иных явлений. В ТГП сущ. неск-ко подходов к типологии, т.к. различные школы признают существенными различные приз-ки. Формационный подход, цивилизационный подход, западно-европейская наука классифицирует гос-ва в зависимости от отношений между гос. вл. и индивидом. П о этому признаку выделяют 2 типа гос-ти: демократия (если индивид активно участвует в создании правопорядка) и автократия (наоборот). Подобную трактовку дает амер. профессор Макайвер. Он делит все гос-ва на 2 типа:1. династические (антидемократические), где общая воля (гос-я) не выражает волю большинства населения,2. демократические, в которых гос. вл. отражает волю всего общества или большинства его членов, в которых народ либо непосредственно правит, либо поддерживает прав-во. В первую группу он включает «классово-контролируемые гос-ва» (империи), а также псевдодемократические гос-ва, в которых правительства образуются привилегированной частью общества. Ко второй группе – те современные гос-ва, в которых отношения между властью и гражданином строятся на началах справедливости и взаимной ответственности, где гос-во обеспечивает человеку максимальную свободу и процветание. В ТГП существенное значение имеет формационный подход. Суть его в том, что выяснение типа гос-ва основывается на понимании истории как естественно-исторического процесса смены общественно-экономических формаций, каждой из которых в условиях существования классов соответствует определенный тип гос-ва. Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как важнейшая ступень в развитии человека.Признаки общественно-экономической формации. 1. осн. существенным приз-ком яв. такой признак, как способ производства. Выделяют 4 способа произ-ва: рабовладельческий (исторически первая гос-но классовая организ-я об-ва, кот. яв. организацией пол.вл. господствующего класса. Важнейшая ф-ция – защита собственности рабовладельца на средства произ-ва), феодальный (орудие классового господства крепостников-помещиков, главное сред-во защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства), капиталистический (буржуазный – функционирует на базе производственных отнош-й, основанных на капиталистич-й ч.с. на средства произ-ва и юр. независимости рабочих от эксплуататоров) и социалистический (возник. в рез-те соц. рев-ции. Новое гос-во базируется на общественной собст-сти на орудия и сред-ва произ-ва, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей. После возник-я соц-го типа гос-ва предполагается отмирание гос-сти как таковой.), кот. харак-ют гос-во.(коммунистич-й и общинный – не гос., а общественный способы производства). Пример социалистического гос-ва – Куба. На основании формационного подхода, и перечисленных способах производства выделяют 5 типов гос-в: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое и т. н. восточное.(отсутствие ч.с. на землю, община, бюрократический аппарат, застойность) Дополнительные признаки 2. уровень развития производительных сил, 3. характер производственных отношений, кот. в свою очередь определяют харак-р Г. Переход от одной общественно экономической формации к др. происходит в рез-те смены отживших форм производственных отнош-й и замены их новым экон-м строем. Изменение экон-го базиса влечет за собой изменения в гос-пр.

явлениях. Данный подход б. научно обоснован К.Марксом, Ф,Энгельсом, В.Ленином. (выделяют переходное гос-во, кот. возникает в рез-те нац.-освобод. борьбы зависимых народов и опирается на разнотипные производ-е отнош-я с преобладанием примитивных форм собст-сти. По мере преобладания господствующих форм собственности они должны примкнуть к опред-му историческому типу гос-ва.) Т.о. гос-во яв. надстройкой по отнош-ю к экон-му базису. Все гос-ва – организации пол-й вл. господствующего класса. Смена истор-х типов гос-ва происходит на основе преемственности развития Г.и П. различных типов. недостатки. 1. при анализе экономического базиса не учитывается многоукладность, 2. соц-й состав классовых обществ включает только классы-антогонисты, 3. он ограничивает анализ культурно-духовной жизни общества кругом тех идей, представлений и ценностей, кот. отражают интересы основных антагонистических классов. Основное отличие понятий цивилизации от формации состоит в возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека. Цивилизационный подход ориентирован на познание прошлого через все формы деятельности человека: трудовую, политическую, социальную. Концепция цивилизации позволяет различать не только противостояние классов и соц. групп, но и сферу их взаимодействия на базе общечеловеческих ценностей Цивилизационный подход. Какие признаки яв. существенными – неустоявшаяся позиция. Существует 2 основных направления в этом подходе. Это технологическое направление, согласно которому тип гос-ва связывается с той стадией НТП и жизненного уроовня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которой соответствует данное гос-во. Представители Уолт Ростоу, Д. Сахаров (т. конвергенции – сближения соц. и кап. гос-в) Представителем др. направления цивилизац. подхода к вопросу о типах гос-ва является англ. историк Тойнби. Он сформулировал концепцию цивилизации, под коотрой понимает замкнутое локальное состояние общества, отличающееся общностью редигиозных, психологических, культурных, географических и др. признаков. В соответствии с ним он выделяет в мировой истории более 20 цивилизаций, не связанных между собой какими-либо общими закономерностями развития, а существующих подобно ветвям дерева рядом др. с др. Некот-е авторы считают, что ни одно гос-во не похоже на другое, следов-но сущ. цивилизации Китай, Яп., Рос.. Большинство берут в основу выделения цивилизации ценностный подход. Общественная ценность – это то, что для определенного общества значимо и охраняется в определенном порядке гос- вом. Выделяют материальные и нематер-е ценности, ценности отдельных индивидов и групповые ценности, ценности свойственные отдельным гос-м, свойственные отдельным цивилизациям и общечеловеческие ценности. С т. зр. обще человеческих ценностей все цивилизации едины. С т.зр. развития ценностей м. выделить древнегреческую, древнеримскую цивилизации. Исходя из содержания ценностей выделяют два типа цивилизаций: восточные и европейские. И цивилизационный и формационный подходы объективно характеризуют закономерности развития г. и п. Объективно любая цивилизация обладает такими свой-ми, кот. позволяют ей развивать ценности до определенного этапа – предел роста. Достигнув своего апогея и начав падение могут в определенных изменившихся усл-ях снова начать развиваться, но исчерпав ресурсы цивилиз-я может исчезнуть или подчиниться др. более развитым цивилиз-ям. Например, ацтеки. Восток и запад идут параллельно. Т.О. понятие типа Г многомерно и многовариантно. Оно строится на различных научных основаниях, которые позволяют выделить наиболее общие свойства и черты, характерные для той или иной исторической группы гос-в

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...