Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эволюция политической организации германской империи в XIV – XVI вв.




К началу 16 века большинство населения Германии состояло из феодально-зависимых крестьян. В деревне безраздельно господствовали князья, дворяне и их управители. В немецких городах преобладало цеховое ремесло, а в их магистраты входили члены патрицианских родов и представители богатого бюргерства.

Однако уже 15 век и особенно начало 16 века ознаменовались в экономической жизни Германии значительными сдвигами. Германия продолжала занимать центральное положение на путях мировой торговли. Однако, Северогерманская Ганза, теснимая конкуренцией голландских и английских купцов, с конца 15 века стала приходить в упадок. Негативно влияли на позиции Германии великие географические открытия, которые способствовали перенесению мировых торговых путей на Атлантическое побережье. Но несмотря на это, до середины 16 века связи Востока с рынками Западной Европы шли через германские земли, а немецкие города по-прежнему оставались крупными центрами европейской торговли. Немецкие купцы пользовались привилегиями в торговых портах европейских стран. Международная экономическая роль Германии выражалась и в том, что она занимала первое место в мире по добыче серебра – главного средства обмена в то время.

Выгодное положение на путях мировой торговли способствовало росту товарного производства в ремесле и сельском хозяйстве особенно увеличившемуся в первые десятилетия 16 века. Верхненемецкие города (в частности, Аугсбург) достигли своего расцвета. Крупным южногерманским фирмам принадлежали богатые горные промыслы. Многие крупные города, такие как Кёльн («царь Рейна»), Нюрнберг (металлообрабатывающая промышленность), Страсбург (торговля), Франкфурт-на-Майне (международная ярмарка) славились выгодными экономическими связями. На востоке Германии с конца 15 века приобрела большое значение ярмарка в Лейпциге. Через города, расположенные на Дунае, немецкая торговля была связана с Юго-Восточной Европой.

Расширение внутренних и международных торговых связей обусловило рост капиталистического производства. Всё больше места занимала система авансирования (Verlagssystem), при которой разрозненные ремесленники подчинялись организующей деятельности купца-предпринимателя, снабжавшего их деньгами и доставляемым издалека сырьём. Купцы-предприниматели стремились расчленить процесс производства и распределить его на отдельные этапы между непосредственными производителями, теряющими таким образом свою экономическую самостоятельность и всё более превращающимися фактически в наёмных рабочих. Наряду с этим в отдельных отраслях появлялись и централизованные мануфактуры (крупные типографии).

Первые десятилетия 16 века элементы капиталистического производства в горном деле значительно усилились, особенно на разработках благородных металлов. Спрос на них в середине 15 века возрастал особенно быстро. К началу 16 века горные товарищества на паях в Саксонии, Тироле и других землях Германии стали капиталистическими. Достигнутый к этому времени прогресс в разработке месторождений требовал больших капитальных вложений. Участие в таких предприятиях обладателей небольших капиталов затруднялось. По самым скромным подсчётам, в первые десятилетия 16 века в германской горной промышленности было занято больше 100 тысяч человек. Именно добыча золота и серебра оказалась тем фактором, который поставил Германию в центр Реформации.

С расцветом товарного производства и с распространением ранних форм капиталистических отношений связаны значительные изменения в аграрных отношениях. Увеличение спроса на шерсть, лён и продукты питания стимулировало рост овцеводства, расширение посевов технических и продовольственных культур. Последствия аграрного кризиса, разразившегося в 14 веке, к последним десятилетиям 15 века были в основном преодолены. Однако структура сельского хозяйства стала существенно иной, чем была до кризиса. Втягивание сельского хозяйства Германии в товарные отношения в значительной мере обесценивало традиционные ренты, взимавшиеся феодалами, и заставляло их искать новые источники доходов. Там, где это представлялось возможным, феодалы в своих собственных хозяйствах расширяли овцеводство и отводили новые участки земли под лён, коноплю и другие технические культуры. Однако в отличие от Англии дворянское предпринимательство раннекапиталистического типа не получило широкого распространения в Германии. Немецкие землевладельцы главные усилия направили на укрепление своей феодальной собственности на землю путём превращения наследственных держаний крестьян в пожизненные, а пожизненных – в срочные, что приводило к ухудшению условий крестьянского держания, к увеличению многочисленных феодальных поборов, как регулярных, так и взимавшихся при определённых случаях (рождение, брак, смерть в семье крестьянина, продажа имущества и тому подобное). Рост барских хозяйств, чаще всего за счёт узурпации общинных угодий и сокращения крестьянских участков, был связан с массовым распространением тяжелых форм зависимости, в том числе и личной (Leibeigenschaft), и увеличением барщинных повинностей крестьян.

В восточных и северных районах, где крестьяне могли активнее защищаться, натиск феодалов не давал до Крестьянской войны заметных результатов. Но в юго-западной части страны феодальная реакция нарастала быстрыми темпами. Здесь феодалы вводили для крестьян краткосрочные формы держания земли со всеми признаками голодной аренды. Во время Крестьянской войны многие крестьяне жаловались, что им приходится отдавать землевладельцу треть и даже половину урожая.

Одной из самых ненавистных и тяжелых повинностей была десятина, взимавшаяся церковью. Вначале она взималась только с зерна – «большая десятина», но затем её стали брать также с огородных культур – «малая десятина» и со скота – «десятина крови», также собирались всякого рода княжеские налоги, расхищение общинных земель, запрещение крестьянам пользоваться лесом для пастбищ и для собирания топлива, прудами для рыбной ловли и тому подобное. Господа старались забрать из крестьянского дохода всё, что могли, оставляя крестьянину лишь самые минимальные средства к существованию. Даже зажиточные слои крестьянства испытывали гнёт феодальной реакции, сильно препятствовавшей самостоятельному развитию крестьянского хозяйства и буржуазных отношений в деревне.

Нараставшая феодальная реакция в деревне, проводившаяся духовными и светскими феодалами практика массового перевода крестьян в лично зависимое состояние тормозили распространение в стране зарождавшихся элементов капиталистического производства. Это и было особенностью экономического подъёма Германии на рубеже 15 и 16 веков. Отдельные германские земли развивались неравномерно. Регулярный товарообмен между ними определился лишь в связи с экономическим подъёмом конца 15 века и первых десятилетий 16 века. Только тогда стали складываться условия для преодоления изолированности различных частей Германии, а саксонско-тюрингский район начал приобретать значение хозяйственного центра её основных земель. Однако этот процесс не привёл тогда к созданию общегерманского рынка. Богатые южногерманские города вели оживленную торговлю с итальянскими городами. Ганзейские же города, несмотря на наметившийся упадок их союза, и даже закрытие на протяжении 15 – 16 веков ганзейских контор в Новгороде, Бергене, Лондоне и Брюгге, снабжали товарами всю Северную Германию.

Особенностями экономического развития Германии определялась в значительной степени её политическая и социальная структура. В то время как в других крупных странах Европы развитие торговли и промышленности привело к политической централизации, в Германии продолжала преобладать политическая раздробленность. «Священная Римская империя германской нации» представляла собой к началу 16 века конгломерат самостоятельных и слабо связанных между собой владений, весьма различных по своим ресурсам, территории, политическому значению и юридическому статусу. «Членами империи» были прежде всего имперские князья (наиболее значительными из которых были курфюрсты), в неё входили также имперские графства, прелатства и имперские города. Кроме того, империя включала несколько сотен других сравнительно мелких территориальных единиц.

Сильнейшим княжеским домом был дом Габсбургов, которому с 40 годов 15 века принадлежала императорская корона. Держава Габсбургов состояла из Австрии, Тироля, герцогств Штирии, Каринтии и Крайны, ряда наследственных земель на Верхнем Рейне, графства Бургундия и обширного комплекса владений в Нидерландах. С 1526 года в состав державы Габсбургов были включены земли Чешской короны (Чехия, Моравия, Силезия и Лужицы) и часть Венгрии. С Габсбургской державой соперничали внутри империи сильное герцогство Бавария и богатое курфюршество Саксония. В то же время в империю входили мелкие территории, часто ограничивавшиеся одним городом или одним монастырем. Вся эта пёстрая масса территорий была пронизана постоянно менявшимися комбинациями союзов, нередко противостоявших друг другу.

Преобладание местных центров усиливало власть территориальных князей. Почти каждый князь чеканил свою монету, собирал налоги, творил суд и старался использовать ослабление императорской власти для подчинения себе мелкого дворянства и городов. Таким же образом стремилась поступать и патрицианская верхушка крупных городов. Усиление суверенитета территориальных князей за счёт слабевшей центральной власти самым отрицательным образом сказывалось на экономическом развитии страны. Тяжесть налогов, взимавшихся для удовлетворения потребностей власти, подрывала экономику сёл и городов и тормозила предпринимательскую деятельность. Главное же заключалось в том, что немецкие купцы и предприниматели были лишены государственной помощи и поддержки и могли рассчитывать только на собственные силы и на силу своих частных союзов. В этих условиях в наиболее выгодном положении оказались крупные южногерманские торгово-ростовщические фирмы, которые предоставляли займы постоянно нуждавшимся в деньгах немецким князьям, и, прежде всего, Габсбургам.

Южнонемецкие фирмы, складывавшие огромные состояния на международных торговых и кредитных операциях, вкладывали капиталы в горную промышленность не только Германии, но и Австрии, Чехии, Венгрии, Испании, Англии. Южнонемецкие предприниматели сделали несколько безуспешных попыток наладить разработку меди и серебра в Венесуэле, Мексике и на Кубе. Наряду с этим фирма Вельзеров в Венесуэле участвовала в работорговле и использовала свои связи и капиталы для проведения там своей собственной колониальной политики. Фуггеры распространили свои вклады и на другие отрасли промышленности. Таким образом, крупные компании Южной Германии сочетали деятельность ростовщиков, торговцев-монополистов и промышленников, причём все эти функции переплетались. Основные доходы они получали благодаря привилегиям и монопольным правам. Владельцы мануфактур из среды бюргерства подрывали своей деятельностью цеховые устои в городах и являлись носителями прогрессивных тенденций в промышленном производстве.

Вопрос 30

Реформация в Германии

Начало Реформации в Германии

В Германии, которая к началу XVI века всё ещё оставалась политически раздробленным государством, недовольство церковью разделяли практически все сословия: крестьян разоряла церковная десятина и посмертные поборы, продукция ремесленников не могла конкурировать с продукцией монастырей, которая не облагалась налогом, церковь расширяла свои земельные владения в городах, угрожая превратить горожан в пожизненных должников. Всё это, а также огромные суммы денег, которые Ватикан вывозил из Германии, и моральное разложение духовенства, послужило поводом к выступлению Мартина Лютера, который 31 октября 1517 года прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов». В них доктор богословия выступал против продажи индульгенций и власти Папы над отпущением грехов. В проповедуемом им учении он провозглашал, что церковь и духовенство не являются посредником между человеком и Богом. Он объявил ложными претензии папской церкви на то, что она может давать людям посредством таинств «отпущение грехов» и «спасение души» в силу особых полномочий от Бога, которыми она якобы наделена. Основное положение, выдвинутое Лютером, гласило, что человек достигает «спасения души» (или «оправдания») не через церковь и её обряды, а при помощи веры, даруемой ему непосредственно Богом.

Также Лютер опроверг авторитет Священного Предания, то есть постановлений церкви и папские декреты, отводя роль единственного источника религиозной истины Священному Писанию.

Папство первоначально не выказало особой озабоченности его выступлением. Столкновения между различными монашескими орденами были не редкостью, так что и в этот раз произошедшее показалось папе «монашеской сварой». Однако Лютер, заручившись поддержкой Фридриха, курфюрста Саксонского, не уступал присылаемым папским эмиссарам, в то же время обязуясь не распространять свои идеи при условии, что молчание будут хранить и его противники[10]. Однако события на Лейпцигском диспуте заставили его прервать молчание. Выразив поддержку Яну Гусу и недоверие церковному собору, осудившему его, Лютер обрёк себя на проклятие и разрыв отношений с церковью. Следующим шагом было то, на что до этого практически никто не решался: 10 декабря 1520 года при огромном скоплении народа Лютер сжёг папскую буллу, где осуждались его взгляды. Здесь в дело вмешалась светская власть. Вновь избранный император Священной Римской империи Карл V вызвал Лютера на имперский сейм в Вормсе с целью убедить его отказаться от своих взглядов — подобно тому, как сто лет назад подобную попытку предпринял Император Сигизмунд в отношении Гуса. Лютеру дали два дня, чтобы дать ответ на вопрос о том, готов ли он отречься. В конце второго дня Лютер, стоя перед императором, окружённым верховными светскими и духовными правителями Германии, ответил: «На том стою. Не могу иначе. Да поможет мне Бог». Пути назад больше не было. Согласно Вормсскому эдикту Лютер был поставлен вне закона на территории Священной Римской империи.

Второй этап Реформации

После Вормсского эдикта начались первые репрессии против сторонников Лютера. Так, папский легат Джироламо Алеандер, который и способствовал принятию императором этого решения, после сейма направился в Нидерланды, где по его наущению были сожжены два монаха, которые стали первыми мучениками Реформации.

Фридрих Мудрый решил не оставлять своего профессора без защиты. Для этого Лютер по пути из Вормса был похищен группой людей курфюрста, причём сам Фридрих не знал, где находится Лютер, дабы не лгать, если император Карл V его спросит об этом. Лютер был помещён в отдалённый замок Вартбург, где о его нахождении знал только секретарь курфюрста Георг Спалатин. В Вартбурге Лютер занялся переводом сперва Нового Завета, а затем и всей Библии на немецкий язык.

Вместе с этим в Германии выступление Лютера на Вормсском рейхстаге всколыхнуло широкие народные массы, которые исходя из своих сословных интересов по-разному трактовали учение Лютера.

В отсутствие Мартина в Виттенберге развернулось бюргерское движение, во главе которого стали Андреас Карлштадт и Габриэль Цвиллинг. Участники этого движения требовали немедленных радикальных преобразований, в частности осуждали католические мессы, одобряли ликвидацию монашеских обетов и выход монахов из монастырей, часто при этом выражая своё недовольство в форме погромов католических храмов. В противовес «телесному мятежу» Цвиллинга и Карлштадта Лютер предложил идею «духовного мятежа» (мирного пути Реформации), которая не получила широкой поддержки среди населения.

На протяжении этого времени у Лютера были веские основания надеяться на воплощение своей идеи «духовного мятежа»: имперское правление вопреки папской булле 1520 г. и Вормсскому эдикту 1521 г. не запрещало реформаторские «новшества» окончательно и бесповоротно, перенося окончательное решение на будущий рейхстаг или церковный собор. Созываемые рейхстаги откладывали рассмотрение дела к созыву церковного собора, лишь запрещая Лютеру печатать новые книги.

Однако вслед за движением радикальной бюргерской группировки, сопровождающейся стихийными выступлениями народных масс, в стране произошло выступление имперского рыцарства. В 1523 году часть рыцарей во главе с Ульрихом фон Гуттеном и Францем фон Зиккингеном, недовольных своим положением в империи, подняло восстание, провозгласив себя продолжателями дела Реформации. Задачи поднятого Реформацией движения Гуттен видел в том, чтобы подготовить весь немецкий народ к такой войне, которая приведёт к возвышению рыцарства и превращению его в господствующую политическую силу в освобождённой от римского засилья империи. Очень быстро рыцарское восстание было подавлено, но оно показало, что стремления Лютера прийти к Реформации мирным путём уже не осуществятся. Доказательством этого стала разгоревшаяся вскоре Крестьянская война во главе с Томасом Мюнцером.

Крестьянская война Томаса Мюнцера

Крестьянская война стала следствием толкования крестьянскими массами идей Реформации как призыва к социальным преобразованиям. Во многом этим настроениям способствовало учение Томаса Мюнцера, который в своих проповедях призывал к мятежу, социально-политическому перевороту. Однако неспособность крестьянских масс и бюргерства сплотиться в совместной борьбе привела к поражению в войне.

По окончании Крестьянской войны на рейхстаге в Шпейере в 1526 году действие Вормсского эдикта по требованию германских князей было приостановлено. Однако через три года там же Вормсский эдикт был подтвержден, что вызвало протест шести германских князей и нескольких имперских городов. По названию этого документа — Шпейерской протестации — сторонники Реформации впредь начали именоваться протестантами.

В 1527 году Лютером были предприняты визитации в приходы, которые теперь считались евангелическими. Результат был удручающим: реформатора поразило глубокое невежество не только прихожан, но и руководителей приходов. В результате Лютер написал две книги — Малый Катехизис, предназначенный для мирян, и Большой Катехизис Мартина Лютера, предназначенный для пасторов. В них Лютер дал своё толкование Десяти заповедям, молитве Отче наш, Символу веры, изложил, в чём смысл и как происходят таинства крещения и причастия.

В 1529 году Филиппом Гессенским была предпринята попытка объединить усилия сторонников Лютера и Цвингли в ходе совместного диспута. Однако в итоге участники Марбургского диспута не смогли договориться по одному пункту из шестнадцати. Этот пункт касался реального присутствия Плоти и Крови Христа в евхаристии. В результате Лютер отказался признать в Цвингли единоверца.

Аугсбургский рейхстаг и продолжение Реформации

На следующем рейхстаге в Аугсбурге противодействующие стороны сделали попытку договориться. Лютеру было запрещено участвовать в имперском собрании, в результате он направил делегатом на сейм своего друга и единомышленника Филиппа Меланхтона, который представил там документ, впоследствии названный Аугсбургским исповеданием. Сторонники католицизма выдвинули свои аргументы против текста, которые были озвучены, однако письменный текст сторонникам Реформации не был предоставлен. Но последние успели записать аргументы оппонентов со слуха. В качестве ответа Меланхтоном под руководством Лютера был написан более объёмный текст — Апология Аугсбургского исповедания. Это были первые документы, в которых было более-менее последовательно изложено догматическое учение нового религиозного движения.

В ходе рейхстага вероисповедальные тексты были составлены и сторонниками Цвингли, получившие название Тетраполитанское исповедание.

После Аугсбургского рейхстага протестантскими князьями начал формироваться оборонительный Шмалькальденский союз, вдохновителем создания которого явился Филипп, ландграф Гессенский.

Реформация в Германии после смерти Лютера

Сразу же после смерти Лютера протестантов Германии ждало суровое испытание. Одержав ряд побед над турками и французами, император Карл V решил заняться внутренними делами. Заключив союз с папой и Вильгельмом Баварским, он направил свои войска на земли князей-участников Шмалькальденского союза. В результате последовавшей за этим Шмалькальденской войны войска протестантов были разгромлены, в 1547 году войсками императора был захвачен Виттенберг, который уже почти 30 лет являлся неофициальной столицей протестантского мира (могила Лютера по приказу императора не была подвергнута разграблению), а курфюрст Саксонский Иоганн-Фридрих и ландграф Филипп оказались в тюрьме. В итоге на рейхстаге в Аугсбурге 15 мая 1548 года был объявлен интерим — соглашение между католиками и протестантами, согласно которому протестанты были вынуждены пойти на значительные уступки. Однако воплотить план Карлу не удалось: протестантизм успел пустить на немецкой земле глубокие корни и давно уже являлся религией не только князей и купцов, но и крестьян и рудокопов, в результате чего проведение интерима встречало упорное сопротивление.

Тогда по инициативе Морица группой умеренных протестантских теологов во главе с Меланхтоном был выработан более приемлемый для лютеран текст интерима, однако и он вызвал негативную реакцию со стороны непримиримых сторонников Реформации, получивших название гнесиолютеран. Конфликт между ними и сторонниками Меланхтона продолжался почти 30 лет.

В 1552 году протестантский Шмалькальденский союз вместе с французским королём Генрихом II начал против императора вторую войну, закончившуюся их победой. После второй Шмалькальденской войны протестантские и католические князья заключили с императором Аугсбургский религиозный мир (1555 г.), который установил гарантии свободы вероисповедания для имперских сословий (курфюрстов, светских и духовных князей, свободных городов и имперских рыцарей). Но несмотря на требования лютеран Аугсбургский мир не предоставил права выбора религии подданным имперских князей и рыцарей. Подразумевалось, что каждый правитель сам определяет вероисповедание в своих владениях. Позднее это положение трансформировалось в принцип cujus regio, ejus religio. Уступкой католиков в отношении конфессии подданных стала фиксация в тексте соглашения права на эмиграцию для жителей княжеств, не пожелавших принять религию своего правителя, причём им гарантировалась неприкосновенность личности и имущества.

Немецкие богословы — авторы «Формулы Согласия»

Однако разрешение политических споров не положило конец спорам догматическим. После смерти Лютера его ближайший помощник Меланхтон не смог сохранить единство лютеран. Он постоянно пытался найти компромисс — то с католиками, то с реформатами, что вызывало неудовольствие гнесиолютеран. В результате лютеранские богословы почти на 30 лет оказались вовлечёнными в ожесточённые теологические споры. Не обошлось даже без казней несогласных, что, однако, вызвало всеобщее возмущение. Помимо прочего, подобные споры не способствовали сплочённости лютеран перед лицом внешнего противника, поэтому в дело вмешались правители немецких земель. В 1576 году по инициативе курфюрста Августа Саксонского в Торгау состоялось обсуждение предварительных материалов, составленных Якобом Андреэ и Мартином Хемницем, был составлен документ «Torgisches Buch», разосланный различным земельным церквям для ознакомления с их мнением. К 1580 году работа была практически закончена, итоговый документ получил название Формулы Согласия. С выработкой Формулы Согласия и созданием корпуса Книги Согласия основные теологические споры внутри Евангелической Церкви были завершены.

 

 

Вопрос 31

По-иному шло развитие Папской области, занимавшей значительную часть Средней Италии. Поскольку ее государь был одновременно главой католической церкви, а Рим — ее организационным и идеологическим центром, на историю этого государства оказывала значительное влияние европейская политика папства, в основе которой лежало стремление к верховенству над светскими государями Европы. В XI—XII вв., когда в результате успехов папства в борьбе с империей заметно усилилось его влияние в Европе, папам удалось расширить подвластную им территорию за счет части Тосканы, Сполето и Веневента; в конце XII в. они подчинили один из крупнейших итальянских городов — Перуджу. В экономическом отношении Папская область отставала от Северной Италии и Тосканы. Города здесь развивались медленнее, в деревне сохранялись крепостнические отношения. Немало способствовала отсталости политика папства, направленная против предоставления прав самоуправления Риму и другим городам Папской области, на сохранение старых форм эксплуатации в деревне. Сам Рим был настоящим гнездом феодалов, кроме папской резиденции здесь насчитывалось около двухсот феодальных замков.

Рим в экономическом отношении отставал от таких развитых центров, как Милан или Флоренция. Значительные доходы его населению приносило обслуживание папского двора и многочисленных паломников.

Реакционный характер политики папства по отношению к городам ярко проявился в 40-х годах XII в., когда в Риме обострилась борьба за установление коммуны. В 1143 г. горожане и мелкие рыцари захватили Капитолий, провозгласили республику и избрали сенат; руководители республики считали себя наследниками традиций Древнего Рима. Особым влиянием во вновь созданной Римской республике пользовался Арнольд Брешианский. Ранее он уже возглавлял оппозиционное движение в Брешии (откуда был родом), направленное против епископа и богатого духовенства. За это его изгнали из Италии. Несколько лет он провел во Франции, где стал последователем прогрессивного философа XII в. Абеляра, впоследствии осужденного церковью. Арнольд Брешианский требовал отказа церкви от земельных владений и богатств, выступал против светской власти папы и протестовал против господства феодальной знати, мечтал о могуществе Рима и единстве Италии. Под влиянием его проповедей римские горожане разрушали дома кардиналов, феодальные замки; папе пришлось бежать из Рима.

В это время в Италию вторглись полчища германских феодалов во главе с Фридрихом I Барбароссой. Надеясь на помощь Фридриха в борьбе против папы, сенат Римской республики предложил ему императорскую корону. Однако Фридрих отверг это предложение, и, вступив в Рим, принял корону от папы Адриана IV. Насилия германских рыцарей привели к взрыву возмущения горожан, оказавших императору вооруженное сопротивление. Папа наложил интердикт на Рим; в связи с этим прекратился приток паломников, что лишило горожан доходов. В сенате Римской республики одержали верх умеренные элементы; Арнольд Брешианский был изгнан из города, а затем по приказу Фридриха схвачен и предан мучительной казни (1155). Римская республика была ликвидирована, а власть папы восстановлена.

Папская область. Римская республика. Кола ди Риенцо

После крушения завоевательских планов Фридриха I авторитет папства еще более возрос. Вступивший в этот период на папский престолловкий политик Иннокентий III (1198—1216) пошел дальше Григория VII в развитии идей папской теократии, утверждая, что папская власть является высшей в мире и что император, короли и князья — не более как вассалы папы и должны получать власть от него. Для осуществления своих теократических планов Иннокентий III и его преемники стремились, с одной стороны, подчинить своемувлиянию ряд феодальных государств Европы, а с другой — усилить политические позиции в Италии, укрепив свое государство — Папскую область. Иннокентий III отобрал у итальянских и немецких феодалов Папской области земли, захваченные ими при его предшественниках, и фактически завладел властью в Сицилийском королевстве, управляя им как опекун в период малолетства Фридриха II.Правда, преемникам Иннокентия III после долгой борьбы с Фридрихом II пришлось отказаться от притязаний на Южную Италию,однако в XIII — начале XIV в. они продолжали увеличивать своивладения в Средней Италии (Романья, Кампанья, Умбрия, Анкон-ская марка). В состав папского государства к началу XIV в. вошлитакие крупные, прежде независимые города-государства, как Болонья, Феррара, Урбино, Римини, Перуджа. Владения папы, простиравшиеся от Тирренского до Адриатического морей, перерезали Италию на две части. Но в экономическом отношении Папская область продолжала отставать от Ломбардии и Тосканы. Здесь и вXIII—XV вв. безраздельно господствовали феодальные порядки и в деревне, и в городе.

С конца XIII в., с понтификата Бонифация VIII, международный престиж папства резко падает. Теократическая политика пап, которая отчасти имела успех в начале XIII в., была обречена на провал. Крупные централизованные государства, складывавшиеся в это время в Западной Европе, не желали подчиняться папе. Поражение Бонифация VIII в борьбе с французской монархией привело к ослаблению власти папы и в Папской области. Перенесение в 1309 г. папской резиденции в Авиньон означало фактическое подчинение папской курии французской политике и потерю папой контроля над феодалами и городами церковной области.

Это способствовало некоторому усилению городской коммуны Рима, в чем, кстати, отчасти был заинтересован и папа, видевший в ней противовес местным феодалам. В отсутствие папы коммуна сумела ограничить своеволие сильных баронов. В начале XIV в. римские пополаны провозгласили «народным капитаном» Арлотти, по приказу которого из города были высланы крупные феодалы, а их замки срыты. Когда знать восстановила свои права, в 1347 г. борьба между пополанами и феодальной знатью возобновилась. Движение пополанов возглавил Кола ди Риенцо. Сын трактирщика и прачки, Кола сумел получить хорошее образование. Он был страстным почитателем античности и мечтал о восстановлении былого величия Рима. Будучи блестящим оратором, Риенцо выступал перед народом с обличением феодалов, творивших беззакония. В мае 1347 г. Кола ди Риенцо, воспользовавшись отъездом из Рима крупных феодалов-баронов, с группой вооруженных сторонников при поддержке римских горожан захватил правительственные здания на Капитолии. Сенаторы бежали из Рима. Риенцо объявил себя «трибуном свободы, мира и справедливости, освободителем Священной Римской республики». Он торжественно провозгласил носителем власти римский народ, а Рим — республикой, тем самым лишив папу светской власти. В ответ папа объявил его еретиком и узурпатором.

Правление Кола ди Риенцо носило антифеодальный характер: он заставил всех баронов принести присягу республике и передать ей свои крепости; жителям Рима было воспрещено присягать феодалам и именовать их сюзеренами. Было сокращено количество налогов, а доходы обращены на улучшение состояния торговли и ремесла, находившихся в полном упадке; установлены единые меры, а также выпущена новая монета с надписью — «Родной трибунат. Рим — глава мира». Мечтая о единстве страны, Кола ди Риенцо призвал все итальянские города сплотиться вокруг Рима как столицы Италии.

Однако городские республики, соперничавшие между собой и боявшиеся потерять независимость, отказались подчиниться Риму. С другой стороны, и сам Риенцо не проявил должной последовательности и решительности. Он сохранил в римских землях крепостное право и легко прощал мятежных баронов. Провозгласив принцип народовластия, Кола ди Риенцо все вопросы стал решать единолично. В результате он потерял доверие народа, и власть феодалов в Риме была восстановлена. В конце 1347 г. Кола ди Риенцо вынужден был бежать из Рима.

Позднее, в 1354 г., он снова появился в Риме в качестве посланца папы, который пытался использовать его популярность для восстановления своей власти. Кола ди Риенцо удалось при поддержке народа вновь захватить власть. Однако, когда он повысил налог, чтобы обеспечить содержание наемной армии, население Рима подняло восстание, во время которого Риенцо был убит. Одной из основных причин поражения Римской республики была экономическая и политическая слабость римских пополанов, которые оказались неспособными на серьезную борьбу с феодалами.

Когда в 1378 г. папский престол снова был перенесен в Рим, власть папы продолжала оставаться слабой не только вне, но и в самой Италии ввиду «великого раскола» — сорокалетнего периода, когда на папский престол претендовали несколько пап. Только к концу XV — началу XVI в. папам удалось восстановить власть над обширной территорией своего государства, сколоченного ими в XIII в.

К этому времени папство в значительной мере отказалось от своих теократических притязаний в общеевропейском масштабе. Папское государство становится одним из феодальных итальянских княжеств, тиранией, глава которой был больше занят укреплением своей власти и обогащением своих родных, чем международной политикой католической церкви. Папское государство, всегда подчинявшее интересы Италии своим теократическим планам, а позднее династической политике, никак не могло стать центром объединения Италии. По замечанию Ф. Энгельса, папская власть всегда была препятствием на пути к национальному единству Италии и хотя часто выступала в качестве представителя этого единства, но делала это лишь в корыстных целях расширения своих светских владений. «...Уже с 1500 г., — писал Энгельс, — папа в качестве князя средней руки перерезал своими владениями Италию и сделал ее объединение практически неосуществимым».

Усиление папства в XIII в.

Врагом политического объединения Италии, как и прежде, являлось папство. Папские владения разрезали Италию на две части, а сами папы, стремившиеся лишь к политическому господству и росту своего богатства, ни в какой степени не желали считаться с коренными интересами итальянского народа.

Наиболее видным представителем папской теократии после Григория VII был Иннокентий III. Он настойчиво добивался признания за папством первенствующей роли не только в церковных, но и в светских делах, заявляя, что папская власть подобна солнцу, а императорская — луне, которая светит лишь отражённым солнечным светом. Иннокентий III писал, что папы «поставлены господом над пародами и царствами, чтобы вырывать, разрешать, созидать и насаждать...». Только император и самые могущественные короли могли целовать папе руку, остальные же короли и князья должны были целовать крест на папской туфле. Значение папской курии при Иннокентии III чрезвычайно возросло. Она стала высшей инстанцией в странах Западной Европы по всем церковным делами вопросам вероучения. Папство властно вмешивалось и в политику. Широко прибегая к политическим интригам, разжигая и используя феодальные усобицы, Иннокентий III добился того, что нередко папство выступало как арбитр в борьбе между феодалами. Ему удалось упрочить позиции папства не только в Италии, Швеции, Дании, Польше, но и в некоторых других странах. Так, вассальную зависимость от папы признали короли Арагона и Португалии. Кроме того, как уже было указано выше, вмешавшись в борьбу

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...