Итальянские города – государства: политическая организация , политика в XII-XVIвв.
⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 XI –XII века История Северной и Средней Италии XI—XIIвв.— это становление и укрепление городских коммун, возникающих в результате острой социальной борьбы горожан с сеньорами города, чаще всего епископами, а также в ходе столкновений различных социальных группировок городского населения. Эти процессы протекали в обстановке продолжавшихся завоевательных походов германских королей (каждый новый король отправлялся в Рим за императорской короной). С середины XI в. усиливается папство, вступающее в борьбу с императорами. Отдельные итальянские города, разные прослойки класса феодалов и горожан поддерживают то императора, то папу. Накал политической и социальной борьбы возрастает. В XI в. коммуна зародилась, в XII в. победила, в XIII в.— достигла зенита. В конце XI—XII в. коммуны с консульским правлением сложились в десятках городов Северной и Средней Италии — в Падуе, Ферраре, Кремоне, Генуе, Пизе, Сьене, Болонье и других. Иными словами, коммуна утвердилась в большинстве городов на протяжении трех-четырех десятилетий: где в результате восстаний, где посредством выкупа сеньориальных привилегий, где воспользовавшись благоприятным случаем. Формально статус коммуны подтверждал своими хартиями германский император как верховный сюзерен итальянских земель, оговаривая в этих документах также свои фискальные и судебные права.
В XII в., в пору консульского правления, формировались основные властные структуры городских коммун: 1) Большой совет - высший законодательный орган. В нем состояло от 300 до 600 человек, включая представителей городской знати и торгово-ремесленной верхушки. Он не только принимал законы, но и назначал магистратов, а также избирал консулов сроком на 1 год.
2) Исполнительная власть, включая суд и командование городским войском, принадлежала консулам. 3) Для контроля над деятельностью консулов создали Малый совет из представителей влиятельных фамилий. К концу XII в. города-коммуны превратились в самостоятельные городские республики со своим законодательством и администрацией, с собственным войском, правом чеканить монету, взимать торговые пошлины и т.д. Власть в городе принадлежала знати и представителям «жирного народа» (богатые торговцы и ремесленные мастера, ростовщики и менялы). Но со временем ее все активнее начинали оспаривать широкие слои пополанов (торгово-ремесленное население). Своим примером городские коммуны способствовали возникновению в XII в. сельских коммун — самоуправляющихся общин, разными путями добивавшихся судебно-административных прав у местных сеньоров. Сельские коммуны владели угодьями, имели свою выборную администрацию, право суда по делам низшей юрисдикции и в ряде случаев — право издавать статуты, касавшиеся преимущественно хозяйственных распорядков (сроки сева и уборки урожая, характер агрикультуры в зерновом хозяйстве, виноградарстве и т.д.). В Италии политический подъем городов, лавировавших между Империей и папством, увековечил раздробленность страны. Когда Империя при двух Фридрихах подкрепила свои притязания, коммуны уже успели окрепнуть и в итоге смогли постоять за себя. Сицилийское королевство XII-XIII века Если в Северной и Центральной Италии к концу XII в. сложились самостоятельные города-республики, то в Южной Италии политические процессы развивались иначе. Крупные города — Неаполь, Амальфи, Салерно, Бари, Палермо — по размаху торговой активности и уровню ремесленного производства не уступали ведущим городам Центральной и Северной Италии. В XI в. многие города Южной Италии и Сицилии добились от феодальных сеньоров вольностей, в частности, участия представителей горожан в органах судебно-административной власти. Начался процесс формирования городских коммун: от имени «всего народа» совершались земельные сделки, заключались торговые договоры, подтверждались издавна сложившиеся обычаи и т.д. Однако полной самостоятельности города Южной Италии добиться не смогли. В условиях феодальной раздробленности и междоусобиц сеньориальная власть оказалась достаточно сильной, чтобы не лишить себя такой важной материальной опоры, как города.
К концу XI столетия вся Южная Италия (за исключением признавшего верховную власть папы Беневентского принципата и временно сохранявшего независимость Неаполитанского дуката) и Сицилия оказались во власти норманнов. Тем не менее, только в Сицилии граф Рожер сумел укрепить свое положение. Южная Италия осталась раздробленной, ее раздирали соперничество мелких норманнских государей, утвердившихся в отдельных областях, и восстания баронов. В 1130 г. папа Анаклет II объявил Рожера королем Сицилии, Калабрии и Капуи; в том же году Рожера II (1130—1154 гг.) торжественно короновали в Палермо. Это событие ознаменовало основание Сицилийской монархии. В Сицилийском королевстве государственное и политическое развитие во многом напоминало Англию. В результате подчинения страны норманнами и широкой раздачи ими ленов церкви и крупным светским феодалам, которые в свою очередь давали лены мелким феодалам, начала формироваться трехчленная иерархия: А) Графы; Б) Бароны; В) Рыцари. Ее верховным главой стал после образования единого государства король. Он не только номинально считался верховным собственником всех феодов в государстве, источником всех ленных пожалований, но и на практике в известной мере контролировал лены вассалов второй руки. Норманским правителям удалось подчинить своему влиянию церковь, резко ослабив ее зависимость от папы. Рожер II основывал новые диоцезы и назначал епископов, не спрашивая папского согласия. Одним из необходимых условий строительства централизованного государства являлось формирование бюрократического аппарата. Он сложился на протяжении XII в., заимствовав отдельные элементы предшествовавшего византийского и арабского государственного устройства. При Рожаре II был введен институт юстициариев — представителей короля на местах, ведавших судом по уголовным делам. Во главе их стоял великий юстициарий. Позднее каждый из юстициариев стал назначаться в определенный округ, но только на 1 год.
По арабскому образцу создавались центральные финансовые органы: королевская казна, счетная палата, а затем и doana baronum (в ней изготовлялись и хранились платеи — списки крепостных, принадлежавших баронам). Камерарии — финансовые агенты на местах — подчинялись магистру камерарию, возглавлявшему финансовое ведомство. И все же в норманский период светские и церковные магнаты еще принимали активное участие в управлении государством. Высшим органом и апелляционной инстанцией оставалась в XII в. курия (совет) при короле. С санкции этого совета, состоявшего из епископов, графов и баронов, происходило, например, возобновление платеи. Юстициарии назначались из среды знати. Тем не менее, благодаря указанным выше факторам королевской власти удалось после долгой и трудной борьбы с баронами, поднимавших мятежи, к 40-м годам XII в. обуздать своевольных магнатов. Очень важной чертой, характеризующей положение государей Сицилийского королевства, была полнота их судебной власти. Бароны не обладали здесь правом высшей юрисдикции, они судили только по гражданским делам и мелким уголовным преступлениям. Король и юстициарии рассматривали дела об измене, «преступлении оскорбления величества», убийствах, грабежах, поджогах и пр. (исключение составляли лишь некоторые крупные церковные корпорации, обладавшие полным судебным иммунитетом). Король принимал также апелляции от суда баронов. Значительно сложнее были взаимоотношения норманнского государства с городами. Подчас города сами выбирали себе отдельных норманнских вождей сеньорами, а иногда, используя напряженную обстановку, добивались важных привилегий у своих старых сеньоров. После основания Рожером II Сицилийской монархии в 1130 г. некоторые города продолжали сопротивление, стремясь сохранить свои вольности. Рожер подавил движение городов, сравнительно слабое, так как они в экономическом отношении уступали североитальянским, а пестрый этнический состав населения мешал единству действий. Тем не менее, королю пришлось дать многим городам хартии, в которых гарантировалась личная и имущественная безопасность горожан, соблюдение норм публичного права и местных обычаев.
В ожесточенной борьбе империи и папства, развернувшейся в последние десятилетия XI в. и завершившейся компромиссом - Вормсским конкордатом 1122 г:, обе конфликтующие стороны бы ли озабочены поддержкой итальянских городов и потому жаловали им права самоуправления. Так, Пиза, Сьена и Лукка получили хартии вольностей от Генриха IV, а свободы Милана и Флоренции были подтверждены папскими грамотами. Четко обозначившаяся к началу XII в. полярная политическая ориентация городских коммун приняла позже форму «партийного» противостояния гвельфов и гибеллинов — сторонников соответственно папы и императора. В конце XII в. после проигрыша Фридриха I в борьбе с папством он заключает в Констанце в 1183 г. мир. Городские коммуны признали суверенитет императора, но получили право избирать магистратов, чеканить монету, осуществлять суд, содержать войско, объявлять войну и заключать мир, создавать союзы, что означало их фактическую независимость. За императором сохранялась высшая юрисдикция, право постоя и формальное утверждение избранных коммуной консулов. Городские коммуны Северной и Центральной Италии получили статус самостоятельных государств. К концу XII в. в этой части Апеннинского полуострова, в отличие от централизованного Сицилийского королевства, сложилась политическая система городского полицентризма, не равнозначная феодальной раздробленности. Небывалый расцвет городской цивилизации в Италии в последующие столетия вывел ее в число самых передовых стран средневековой Европы.
XIII-XIV века Сицилийское королевство Начатое в норманнскую эпоху строительство централизованной феодальной монархии завершилось в первой половине XIII в. Связь государственного аппарата с ленной системой была полностью порвана. Должностными лицами являлись не вассалы короля, а чиновники; при их назначении не считались с тем, какое место эти лица занимали в системе феодальной иерархии, а зачастую их вербовали из горожан. Они всецело зависели от центральной власти и получали от нее определенное жалованье. В это время сильно разросся государственный аппарат, в особенности его центральная часть, выделялись отдельные ведомства — судебное, финансовое и др. Созданный Фридрихом бюрократический аппарат во многих отношениях предвосхитил те, которые сформировались позднее в других странах Европы.
Итак, централизация не покоилась на росте экономических связей между отдельными районами и создании внутреннего рынка, охватывающего всю страну, на союзе с городами. Не являясь следствием совершавшихся в стране социально-экономических перемен, эта централизация носила в значительной мере искусственный характер. Последние годы царствования Фридриха II ознаменовали начало упадка Южной Италии. Северная и Средняя Италия В ХIII-XV вв. Италия оставалась политически раздробленной страной с различными формами государственности. Южная Италия и о. Сицилия входили в состав созданного норманнами Сицилийского королевства, развивавшегося по пути централизованной монархии. Значительную часть Средней Италии занимало теократическое государство римских пап — Папская область. В Северной и Средней Италии, преимущественно в Ломбардии и Тоскане, сложилось несколько десятков независимых городов-республик. В XIII в. таких небольших государств, включавших город и его дистретто, было 70, но в XIV и особенно в XV в. их число резко сократилось, поскольку многие городские коммуны были подчинены более могущественными соседями. Менялась и форма их государственного устройства — республики превращались в синьории, а последние — в принципаты. В северо-западной части Апеннинского полуострова существовали независимые территории с традиционной феодальной системой управления: княжество Пьемонт, герцогство Савойя и некоторые другие. XIII век стал временем постоянной социальной напряженности в городах, часто взрывавшейся вооруженными столкновениями враждующих партий (гвельфов — противников императора, искавших поддержки у папства, и гибеллинов — сторонников императора). Поначалу гибеллинской ориентации придерживались нобили, а гвельфской - пополаны. Однако в XIII в. эти партийные знамена утратили четкую социальную принадлежность, их выбор нередко определялся конкретной политической ситуацией. Постоянным еще и в XIV в. оставалось само размежевание враждующих городов и социальных групп внутри них на гвельфов и гибеллинов. Так, тесно связанной с папством гвельфской Флоренции (ее банкиры были главными кредиторами римской курии) противостояли ее соперницы - Пиза, Сьена и Лукка, державшиеся гибеллинской ориентации. Но та же Сьена, да и Лукка порой провозглашали себя сторонницами гвельфов, когда это было им выгодно политически. Сохранению традиций этого партийного противостояния способствовало продолжение борьбы империи и папства в первой половине XIII в. Итальянские города неожиданным образом оказались обязаны Фридриху I упрочением своего коммунального устройства. После того как на Ронкальском совещании в 1158 г. Барбаросса громогласно лишил их юридической независимости, он попытался подтвердить это практическими шагами и стал рассылать по городам наместников-правителей (викариев,или подеста). Коммуны при первой же возможности старались избавиться от них. Но сама административная идея подестата пришлась им по вкусу. Коллегия консулов отжила. Рост и дифференциация населения, появление обширных дистриктов, участившиеся военные столкновения, усложнение структуры коммунальных советов — все это требовало централизации исполнительной власти. Консульский нобилитет был уже не в состоянии господствовать безраздельно. Его теснили богатеющие пополаны (часто в блоке с неродовитым рыцарством). Фигура подеста олицетворяла неустойчивое социальное равновесие. Конечно, нобилитет пытался навязать угодную ему кандидатуру. Пополаны предпочитали, чтобы подеста не имел корней среди местной аристократии. Нужен был посторонний человек, способный держаться в стороне от раздоров и блюсти общегосударственные интересы. На должность подеста стали приглашать чужеземцев. Подеста приглашали на год. Чтобы быть избранным, требовались рыцарское звание, хорошая репутация и возраст не менее 30 лет. Подеста располагался в специальном укрепленном палаццо со своими лошадьми и другим имуществом, в сопровождении вооруженной охраны, нескольких судей и нотариуса. Весь штат он привозил с собой из родного города, сам содержал и оплачивал. Коммуна устанавливала ему значительное вознаграждение и окружала почетом. Однако его обязанности городского военачальника и судьи были строго регламентированы и обозначены в статутах, впервые появившихся к началу XIIIв. Подеста считался председателем советов коммуны и повиновался их коллективной воле. Он мог быть переизбран только по истечении определенного перерыва и, прежде чем сдать полномочия, подвергался дотошной публичной ревизии. В общем, подеста, в отличие от консулов, являлся платным чиновником на службе у коммуны. Иногда честолюбие побуждало его притязать на нечто большее, и тогда концентрация власти в руках подеста становилась опасной. Кстати, оба правила — перерыв и ревизия— касались и прочих должностей и характерны для классической итальянской коммуны, стремившейся обезопасить себя от злоупотреблений и тирании. Эти конституционные гарантии были весьма эффективны, если они соблюдались. Создание подеста свидетельствовало о расширении социальной базы коммуны. Государственная структура постепенно приняла необычный вид. Рядом с «генеральным» и «специальным» («креденца») советами коммуны, в которых были представлены и нобили, и пополаны, появились аналогичные пополанские советы. Рядом с подеста как общегородским магистратом появился «капитан народа», возглавлявший пополанское ополчение и выполнявший вообще те же функции, что и подеста, но только в отношении пополанов. Таким образом, внутри коммунальной организации и параллельно с ней возникала пополанская «малая коммуна» — с собственной армией, гербом, знаменами, чиновниками, судопроизводством и даже конституцией (в виде «статутов капитана», независимо от «статутов подеста»). Основные проблемы выносились на совместные заседания городских и пополанских советов, что давало купцам и ремесленникам явный перевес. Это был переворот, с которым можно сопоставить по важности лишь само возникновение коммуны. Фигура подеста сохраняла административное, но потеряла политическое значение. Совершился переход к капитану. Так, в Милане, Падуе, Мантуе, Вероне капитаны народа были провозглашены «синьорами» (т.е. правителями, господами) города, власть которых не ограничивалась определенным сроком, а в первой половине XIV в. стала наследственной. Синьор не упразднял советы и магистратуры коммуны, но последовательно сводил на нет их роль в жизни города, становясь полновластным единоличным правителем. Он присваивал себе право назначать подеста, который теперь был ответствен только перед ним, ставил некоторые преграды могуществу нобилей (например, в Вероне им воспрещалось строить замки в контадо) и главное — командуя городской армией, начал вести активную завоевательную политику в округе, подчиняя мелкие города своей власти. Верона и Падуя В Вероне и Падуе синьориальное правление длилось около столетия, его итогом стало ослабление в обоих городах власти цеховой верхушки пополанства и укрепление позиций нобилитета и крупного купечества. Коммунальные магистратуры здесь перестали избираться, их состав назначался синьором, таким образом, с пополанской коммуной было покончено. Феррара Иной путь прошла Феррара — крупный город Северной Италии, где синьория возникла раньше других городов — в середине XIII в. Синьория рода д'Эсте (с 1264 г.) просуществовала в Ферраре более трех столетий. Синьоры вели активную завоевательную политику, строили крепости, широко использовали наемные войска, что вело к усилению налогового гнета на население. В то же время д'Эсте покровительствовали университету, были щедрыми меценатами, привлекали ко двору поэтов, художников, ученых. Флорентийская республика В XIII—XIV вв. Флоренция была одним из самых крупных и экономически развитых городов-государств Италии. Во Флоренции в 1250 г. была принята одна из первых в Италии пополанских конституций. Наряду с Советом коммуны был создан Совет народа и стал избираться капитан народа, деливший с подеста судебную и военную власть. В 1282 г. после победы гвельфской партии над грандами-гибеллинами был создан новый орган высшей государствененной власти - Синьория (или коллегия приоров), куда вошли 6 представителей от старших цехов. К концу XIII в. явный перевес в делах республики получили, таким образом, пополаны. Попыткам грандов с оружием в руках вернуть былое господство в коммуне был доложен конец новой конституцией Флоренции — «Установлениями справедливости», принятыми в 1293 г. Гранды были лишены политических прав, вытекавших из наличия гражданства, — оно стало прерогативой объединенного в цехи пополанства. Ряд законов, изданных в XIV в., обязывал аристократические фамилии города принять пополанский статус. XIV век — время расцвета пополанской демократии во Флоренции. Ее гарантам был гонфалоньер справедливости — глава Синьории, избиравшейся, как и остальные ее члены, сроком на два месяца. Пребывание в Советах длилось 4 месяца. Выборность всех магистратур и их краткосрочность (не более полугода) — главные черты флорентийской пополанской демократии. Раз в пять лет проводилось всеобщее голосование среди граждан, в ходе которого выбирались кандидаты на различные должности. Сложилось правило, что в главных магистратурах можно было служить лишь раз в три года. В них могли избираться представители как от старших, так и от младших цехов; первых было 7, вторых 14. Однако законами закреплялись пропорции представительства в пользу старших цехов. Пополанская демократия во Флоренции была, по сути, демократией «жирного народа», допускавшей к управлению республикой немногим более тысячи семейств, хотя и не фиксированных, как это было в Венецианской республике, где патрицианская олигархия стала замкнутой социальной прослойкой. Представительство «тощего народа» в магистратурах Флоренции было сведено к минимуму. Но даже это скромное участие выгодно отличало Флоренцию от других городских республик, например Сьены и Лукки, где власть безраздельно принадлежала «жирным» пополанам. В конце XIV — первые десятилетия XV в. во Флоренции развернулась ожесточенная борьба олигархических группировок из числа бывших грандов и разбогатевшего купечества за ведущую роль в государственных делах. Побеждавшая партия изгоняла политических противников из города, нередко с конфискацией имущества. Миланское герцогство Расположенный на пересечении международных торговых путей, Милан в XIII—XV вв. был одним из крупнейших городов Италии, главным промышленным центром Ломбардии, поставщиком оружия и различных тканей — шерстяных и шелковых, льняных и хлопчатобумажных. Политическому возвышению Милана способствовала и его особая роль в борьбе с империей в XII в. В первой половине XIII в. ведущая роль в коммуне Милана принадлежала нобилям, которые, в отличие от Флоренции, сохраняли свои владения в округе. Им противостояли оттесненные от пласта торгово-ремесленные слои пополанства, объединенные в союз — Креденцу св. Амвросия, который стал малой коммуной. К нему присоединился другой союз — Мотта, включавший средних и мелких феодалов, а также часть купечества. В середине XIII в. в Милане обострилась социальная борьба. Гвельфская партия, опираясь на поддержку Креденцы св. Амвросия и Мотты, начала проводить реформы в интересах пополанства: был введен налог на земельные владения феодалов, установлен контроль над финансами и т.д. Это вызвало сопротивление нобилей, во главе которых стал представитель гибеллинской семьи Висконти. Он добился перехода на свою сторону союза Мотты; в 1277 г. гибеллины одержали победу над гвельфами. За этим последовала реформа, предоставившая право замещать высшие должности только нобилям (их список был определен в 200 семейств), что закрепило олигархический строй Миланского государства. Синьория Висконти, опиравшаяся на нобилитет, в 1349 г. стала наследственной. Республиканские черты сохранялись, но власть все более приобретала характер тирании. Висконти последовательно проводили централизаторскую политику, лишая феодалов их судебно-административных прав на местах и наделяя ими чиновников, непосредственно подчиненных синьору Милана. Унифицировались законодательство и право, финансовая и военная системы. В сплочении и укреплении Миланского герцогства особенно преуспел Джан-Галеаццо Висконти, получивший в 1395 г. титул герцога. Джан-Галеаццо сохранил Общий совет Милана, в который по-прежнему избирались 900 человек, но резко уменьшил его реальную власть, наделив большими полномочиями в гражданских делах совет из 12 членов, назначаемый синьором. Согласно статуту 1396 г., высшая законодательная и судебная власть принадлежала герцогу — издаваемые им грамоты получали силу закона, но при этом сохранялись и старые статуты. Под контроль чиновников были поставлены цехи и торговые корпорации, но при этом оказывалась поддержка купцам и мануфактуристам. Венеция и Генуя Устойчивость политического строя Венеции поражала современников и потомков, особенно на фоне политических бурь, которые сотрясали прочие итальянские города. Колоссальные капиталы, нажитые в торговых и ростовщических операциях, сравнительная однородность интересов патрициата, общность действий, выработанных в коллективных заморских предприятиях и управлении колониями,— все это сплотило правящую верхушку, выковало из нее опытных, осторожных, гибких и жестоких политиков, прекрасно понимающих задачи своего класса и беспощадно подавлявших всякое сопротивление. Они постепенно оттеснили пополанов от участия в политической жизни. Хотя в Венеции хватало бедняков, правящая олигархия подкупала население щедрыми подачками и предоставлением всему населению работы. Чрезвычайно важно и то обстоятельство, что в Венеции не было сильной феодальной прослойки, так как Республика до конца XIV в. не располагала значительными владениями на суше. Венецианский патрициат не встречался, таким образом, с сильной оппозицией ни со стороны пополанов, ни феодалов. Однородностью интересов патрициата, его сплоченностью объясняется, по-видимому, то обстоятельство, что в Венеции отсутствовала реальная почва для укрепления синьории. В Венеции сложилась аристократическая республика, основы которой заложила в конце XIII в. реформа, получившая название «Закрытие Большого совета». В 1315 г. была составлена «Золотая книга», включавшая фамилии 200 семейств олигархии, которые полностью захватили власть в свои руки. В течение XIV в. имели место лишь две попытки вырвать власть у этой верхушки и установить режим личной диктатуры — синьорию. Государственное устройство, оформившееся в Венеции в первой половине XIV в., сохранилось без существенных изменений в течении многих столетий. Большой совет, верховный орган республики, имел законодательную власть, избирал и назначал все магистраты, начиная с дожа (выборный глава Венецианской республики). Реальное управление сосредоточивалось в более узком совете — сенате, окруженном целой армией чиновников. Власть дожа все больше принимала парадный характер. Особое место занимал Совет Десяти, наблюдавший за всеми должностными лицами, пользовавшийся услугами шпионов и доносчиков, тайно осуждавший врагов республики на смерть, заключение в свинцовые камеры, изгнание и т. д. Сложная и хитроумная система выборов магистратов, взаимный контроль над учреждениями обеспечивали за патрициатом решающие позиции в управлении. В своих владениях на суше (в Италии, Истрии, Далмации, Албании) Венеция вела осторожную и гибкую политику, сохраняя привилегии и обычай провинций, но местная знать не получала венецианского гражданства и не допускалась к управлению республикой. С конца XIII в. начинается расцвет другого крупнейшего порта Северной Италии — Генуи. Несмотря на то, что в экономике обеих морских держав (Венеции и Генуи) имелось много общего, их политические судьбы сложились различно. Объясняется это главным образом разнородностью генуэзского патрициата, гораздо менее консолидированного, чем венецианский. Генуэзская олигархия была большей частью феодального происхождения; многие ее представители, вкладывая капиталы в торговлю, судостроение продолжали оставаться феодальными собственниками. Некоторые феодальные фамилии не участвовали в коммерческих делах. Кроме того, в отличие от Венеции, пополаны принимали здесь широкое участие в торговых предприятиях, и во время политических битв вступали в союз с цехами. Отсюда — крайняя неустойчивость политической жизни Генуи. Неоднократно там предпринимались попытки создать синьорию, но верхушка патрициата и знать никак не могли прийти к соглашению; генуэзские диктаторы встречали столь энергичное и сильное сопротивление то со стороны представителей олигархии и знати, то пополанов, что обращались часто к помощи других государств, и Генуя в XIV—XV вв. неоднократно находилась под их властью. Лукка и Пиза В крупных ее центрах — Лукке, Сиене, Пизе — благодаря интенсивному развитию промышленности и зарождению капиталистических элементов «жирному народу» удавалось довольно твердо держать власть в своих руках; феодалы здесь не участвовали в городском управлении. По-видимому, сравнительная однородность интересов правящей верхушки и победа ее над феодалами обеспечили в этих центрах длительное существование коммунального строя. Установление кратковременных синьорий в Лукке и Пизе было связано главным образом с внешними обстоятельствами и борьбой этих городов с Флоренцией. В начале XIV в. разгорелась борьба Пизы и Лукки против гвельфской Флоренции. В 1314—1316 гг. Пизой овладел Угуччоне делла Фаджола, имевший титул подеста и народного капитана. Он одержал ряд побед над гвельфами, особенно при Монтекатини в 1315 г. Между тем в другом тосканском городе, Лукке, выдвинулся представитель пополанов, гибеллин и талантливый кондотьер Каструччо Кастракани дельи Антельминелли. Сначала он занимал должность генерального капитана, а в 1320 г. стал пожизненным синьором Лукки, получив титул имперского викария. При нем была изменена гвельфская конституция Лукки и создан Общий совет, состоявший из сторонников гибеллинов. Каструччо почти не прибегал к городскому ополчению и создал наемные отряды, бывшие верной его опорой. Правление его носило тиранический характер. В 1328 г. Каструччо удалось захватить Пизу, и над Флоренцией нависла серьезная угроза. Ее спасла лишь смерть Каструччо, после чего его синьория распалась, и в Лукке восстановилось коммунальное управление. Неаполитанское королевство Королевство, включавшее Южную Италию и Сицилию, достигло высокой степени централизации и процветания при Фридрихе II Гогенштауфене. Главную задачу своей политики в Сицилийском королевстве он видел в пресечении феодальной вольницы местных баронов и укреплении центральной власти. Руководство всей государственной администрацией осуществляла королевская курия. Для ослабления власти феодалов на местах королевство было разделено на 11 округов, во главе которых стояли назначаемые королем чиновники — юстициарии, наделенные правом высшей юрисдикции. Однако за некоторыми графами и баронами судебно-административные права сохранялись, что создавало условия для подрыва централизации. Под контроль королевской администрации были поставлены и города, но представители городов участвовали наряду с духовными и светскими феодалами в заседаниях королевской курии, хотя и без права голоса. Отсутствие самостоятельности городов тормозило их экономическое развитие. Господство французов (с 1302 г.) не способствовало политической прочности и экономическому подъему Неаполитанского королевства. Внутренние экономические связи в Неаполитанском королевстве складывались медленно, что делало непрочной и его политическую централизацию. На местах усиливалась власть графов и баронов, не встречавших сопротивления со стороны слабых правителей Анжуйской династии. Италия в 15-16 веках. К началу XVI в. Италия продолжала оставаться страной с ярко выраженным полицентризмом: наметившийся в предшествующее столетие процесс территориального укрупнения ведущих итальянских государств не привел к их политическому объединению, наоборот, разобщенность усугублялась. На Апеннинском полуострове существовали десятки независимых государств, крупнейшими из которых были Миланское герцогство, Венецианская республика, Флорентийская республика, владевшая значительной частью Тосканы, Папская область и Неаполитанское королевство. Итальянские войны 1494—1559 гг. Политически раздробленные, но экономически развитые, богатые итальянские земли начали привлекать взоры французского дворянства еще до окончания Столетней войны. Короли Карл VII, а позже Карл VIII поддерживали вынашиваемые воинственным рыцарством планы грабительских походов на Апеннинский полуостров — ведь они могли не только обогатить дворянство, но и резко ослабить торговых соперников французского купечества в Восточном Средиземноморье. "Юридическим основанием" этих планов служило так называемое "Анжуйское наследство": Неаполитанское королевство со второй половины XIII в, принадлежало Анжуйской династии и только в 1442 г. перешло к Арагонскому дому. Вторжение войск Карла VIII на территорию Италии летом 1494 г. под предлогом возвращения французской короне "Анжуйского наследства" (после смерти в 1494 г. короля Неаполя Ферранте I Арагонского его трон оказался свободным) положило начало длительным войнам, главным театром боевых действий которых был Апеннинский полуостров. Итальянские войны можно разделить на два крупных этапа: 1494—1513 гг., время походов Карла VIII и Людовика XII, и второй этап, охватывающий 1515—1559 гг., когда французские короли Франциск I и Генрих II воевали с императором Карлом V Габсбургом. Продвижение французских войск осенью и зимой 1494-95 г. на юг к Неаполитанскому королевству, не встретившее активного сопротивления со стороны итальянских государств, повсеместно сопровождалось грабежами и разбоем. Одной из главных причин успеха Карла VIII была традиционная политическая вражда итальянских государств, не захотевших сплотиться для отпора французам. Пагубные последствия такой "нейтральной" позиции были столь очевидны, что весной 1495 г ведущие государства — Миланское герцогство, Венецианская республика и Папская область, — решительно отказавшись от нее, объединились с германским императором Максимилианом I и Испанией, создав "Святую лигу". целью изгнание французов. после сражения с войском "Святой лиги" Карл VIII был вынужден покинуть Италию. Новый король Людовик XII предпринял осенью 1499 г. поход в Италию. Миланский герцог Лодовико Моро — с помощью швейцарских наемников отбил у французов Милан и удерживать его в течение трех месяцев. Однако измена швейцарцев помогла Людовику XII вернуть Милан; Лодовико Моро окончил свои дни в плену. В борьбе с Миланом Франции оказали поддержку Венеция и папа Александр VI Борджа, намеревавшийся с помощью французских войск создать государство для своего сына Чезаре — расчетливого, вероломного политика, захватившего почти всю Романью. И этой ситуации Людовик XII в 1500 г. заключает соглашение с Испанией о разделе Неаполитанского королевства, оно было завоевано. Вскоре испанцам удалось вытеснить французов из южных областей Италии и в начале 1504 г. добиться заключения трехлетнего перемирия с Францией. Итогом стал разгром Миланского герцогства и Неаполитанского королевства, а также вступление в войну Испании. В условиях, когда на полуострове стали господствовать две крупные державы — Франция и Испания — итальянские государства, стремясь создать равновесие между ними, лавировали, переходили из одного лагеря в другой, объединялись в различные лиги. В 1504 г. папа Юлий II создал антивенецианскую коалицию, которая в 1508 г. оформилась как Камбрейская лига. В коалицию вошли также Франция, Испания и Империя, имевшие свои претензии к Венеции. В мае 1509 г. в битве при Аньяделло Венеция, несмотря на героические усилия ее армии, состоявшей в основном из ополченцев, потерпела поражение от численно превосходивших сил Камбрейской лиги. Венеция была вынуждена пойти на соглашение с папой и Испанией, отказавшись от притязаний на Романью и территории в Южной Италии. Вскоре события приняли новый оборот: папа Юлий II заключил союз с Венецией для борьбы с французскими и имперскими войсками, которые удерживали Ломбардию. В 1511 г., выдвинув лозунг "изгнание варваров", папа объединил ряд северо-итальянских городов в "Святейшую лигу", куда вошла и Испания. В жестоком сражении под Равенной, одном из самых масштабных в ходе Итальянских войн, в апреле 1512 г. войска "Святейшей лиги", главную силу которых составляли испанцы, были разгромлены французами. Людовик XII не сумел закрепить победу и после перехода на сторону лиги ег
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|