Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Количественные первичные исследования




 

Количественное исследование - отвечает на вопросы «кто» и «сколько».

Данный тип исследований, в отличие от качественного, позволяет получить выраженную количественно информацию по ограниченному кругу проблем, но от большого числа людей, что позволяет обрабатывать ее статистическими методами и распространять результаты на всех потребителей.

Опрос - заключается в сборе первичной информации путем прямой постановки людям вопросов относительно уровня их знаний, отношений к продукту, предпочтений и покупательского поведения. Опрос предполагает выяснение мнения респондента по определенному кругу включенных в анкету вопросов путем личного либо опосредованного контакта интервьюера с респондентом.

Опросы могут различаться по способу контакта с респондентом: лично, по телефону, по почте (в том числе по электронной) и через Internet;

Можно выделить следующие виды опросов с помощью компьютерных технологий: Интернет-опросы, CATI, CAРI, AQ, ACAI (см. табл. 13.6).

 

Таблица 13.6.

Виды опросов с помощью компьютерных технологий

CAPI — Computer Aited Peronal Interviewing Это мультимедийная система персонального интервьюирования, при которой интервьюер, задавая вопросы, а иногда и респондент, отвечая на них, используют компьютер
CATI — Computer Aited Telephone Interview Это система, позволяющая проводить телефонные интервью с помощью компьютерных терминалов, объединенных в одну сеть, единство работы которых поддерживается специализированным программным обеспечением
AQ — elf Adminitered Quetionnaire Проведение анкетирования, при котором интервьюер раздает опрашиваемым КПК, на которых они читают вопросы и дают на них ответы
ACAI — Audio Computer Aited elf-Adminitration Опрос, при котором респонденты читают вопросы, а ответы произносят вслух. Разновидностью данного опроса является вариант, когда вопросы прослушиваются на плеере

 

Основным достоинством подобных опросов является оперативное получение результатов, а также удобство их представления в электронном виде:

- по типу респондентов: опрос физических лиц, опрос юридических лиц, опрос экспертов;

- по месту проведения опроса: дома, в офисе, в местах продаж.

 

По форме проведения опросы принято разделять на письменные и устные.

Письменные опросы - респондент самостоятельно заполняет анкету без участия интервьюера.

При устном опросе - интервьюер заполняет анкету со слов респондента.

При проведении опроса группа опрашиваемых может подвергаться или однократному, или многократным обследованиям. Во втором случае одна и та же группа опрашиваемых, называемая панелью, неоднократно изучается в течение определенного периода времени.

Панель — выборочная совокупность опрашиваемых единиц, подвергаемых повторяющимся исследованиям, причем предмет исследования остается постоянным.

Все виды панелей подразделяются по: времени существования; характеру изучаемых единиц (субъектов); характеру изучаемых проблем (предметов изучения); методам получения информации (см. рис. 13.7).

 

Основным инструментом при проведении исследований методом опроса является анкета.

 


Непрерывная информация. Фиксируется ежедневно. Высылается через определенные промежутки времени
члены панели интервьюируются через определенные промежутки времени, а внутри временного интервала высылают информацию по почте

Рисунок 13.7. Виды панелей


Основные виды вопросов:

- закрытые вопросы (или вопросы «да — нет»);

- открытые вопросы — вопросы без вариантов ответов; они хороши на стадии проб, определения области исследования и в функции контрольных;

-альтернативные вопросы, при которых нужно выбрать из ряда возмож

- ранжирование объектов сравнения на базе субъективно ощущаемых преимуществ;

- шкалирующие вопросы дают дифференцированную оценку похожести или различия исследуемых объектов.

В опросе с использованием альтернативных вопросов целесообразно использовать вспомогательные ответы:

-«контактные», которые помогают установить контакт с опрашиваемым (юмор);

-«тестирующие», которые свидетельствуют о серьезном отношении респондента к опросу;

- «предельные», которые помогают выявить психологически неустойчивых или предвзято относящихся к опросу респондентов.

 

Retail Audit (аудит розничной торговли) — это исследование, включающее анализ ассортимента, цен, дистрибуции, рекламных материалов в розничных точках по исследуемой товарной группе.

 

13.3.3 Mix-методики

Mix-методики — смешанные методы исследований, довольно удачно сочетающие в себе достоинства качественных и количественных методов.

Основные виды mix-методик: hall-тесты, home-тесты и mystery shopping.

 

Hall-test — метод исследования, в ходе которого довольно большая группа людей (до 100-400 человек) в специальном помещении тестирует определенный товар и/или его элементы (упаковку, рекламный ролик и т. п.), а затем отвечает на вопросы (заполняет анкету), касающиеся данного товара.

Для проведения hall-теста представители потенциальных потребителей приглашаются в специальное помещение («hall»), оборудованное для дегустации товаров и/или просмотра рекламы, где им предоставляют возможность протестировать данный товар (либо посмотреть рекламный ролик) и затем объяснить причину выбора той или иной марки товара либо рассказать о реакции на рекламу. Выделяют следующие типы тестирования:

-«слепое» (без объявления марки продукта) и «открытое» тестирование;

-«оценочное» (один товар)

-«сравнительное» (несколько аналогичных товаров).

Данный метод применяется:

-для оценки потребительских свойств товара по разным тестируемым характеристикам с целью их улучшения;

-при тестировании элементов рекламных обращений для оптимизации рекламной кампании;

-для получения информации о поведении потребителей (определяются критерии выбора, частота и объем потребления марок изучаемой товарной группы).

Home-test — аналогичен hall-тесту, с той лишь разницей, что тестирование товара происходит в домашних условиях (дома у респондента). Используется этот метод при необходимости длительного тестирования товара.

Респондентам, относящимся к целевой группе, предлагают протестировать в домашних условиях какой-либо продукт или несколько продуктов (обычно это продукты частого или повседневного использования). Как правило, упаковка товара не содержит названия марки и указания на фирму-производителя.

Через несколько дней использования данного товара респондент отвечает на вопросы анкеты, которая определяет отношение респондента к данному продукту (иногда — по сравнению с другими продуктами).

Метод home-тестов используется для:

-решения задач по позиционированию нового товара, относящегося к определенной товарной группе;

-проверки восприятия потребительских свойств товара;

-выявления недостатков и преимуществ товара по сравнению с аналогами других производителей;

-определения оптимальной цены товара и других характеристик.

Mystery Shopping — метод исследований, предполагающий оценку уровня обслуживания с помощью специалистов, выступающих в роли подставных покупателей (заказчиков, клиентов и т. п.).

Оценка качества обслуживания либо сбор информации производится на основании предварительно разработанных критериев, путем личного посещения либо по телефону.

Данный метод исследования применяется для:

-мотивации персонала: по результатам мониторинга на основе Mystery Shopping вычисляются общий индекс качества обслуживания и индивидуальные индексы работников, от которых зависит заработная плата.

-выявление конкретных недостатков в обслуживании клиентов;

-оценка эффективности тренингов: результаты мониторинга позволяют выявить качественные изменения в поведении персонала после проведения тренингов.

-сбор коммерческой информации о конкурентах, выдаваемой только потенциальным покупателям.

В различных источниках этот метод носит следующие названия: Secret Shopping, Spotter Services, Shopper Programs, Undercover Performance Evaluations, Anonymous Consumers, Shopper Audits, Virtual Customers(r), Ghost Shopping, Сервисный аудит, Мистери шоппинг, Тайный покупатель, Таинственный покупатель.

 

Эксперимент

Эксперимент — исследование влияния одного фактора на другой при одновременном контроле посторонних факторов.

Признаки эксперимента:

- изолируемые изменения (отдельные величины варьируются исследователем, другие должны быть приблизительно постоянными);

- активное вмешательство в процесс возникновения данных;

- проверка причинно-следственных связей.

Эксперимент предполагает манипулирование независимыми переменными с целью определения степени их влияния на зависимые переменные при сохранении контроля за влиянием других, неизучаемых параметров. Независимые переменные могут меняться по усмотрению экспериментатора (цены, затраты на рекламу и т.п.), а зависимые переменные практически не находятся в сфере его непосредственного управления (объем продаж, показатель рыночной доли).

Проведение экспериментов обычно преследует две цели:

- определить потенциальный объем продаж нового продукта;

- эффективность применения отдельных элементов комплекса маркетинга при реализации нового продукта.

Существуют различные способы классификации экспериментов, из числа которых наибольшее распространение получили лабораторные и полевые эксперименты.

Эксперименты подразделяют на лабораторные, проходящие в искусственной обстановке (например, тест продукта), и полевые, протекающие в реальных условиях (например, тест рынка). Самый распространенный пример эксперимента — изучение влияния цены на спрос.

К лабораторным относятся эксперименты, при проведении которых соблюдаются определенные искусственные условия с целью исключить влияние побочных факторов. Лабораторные эксперименты являются более дешевыми и требуют меньше времени для своей реализации. При их проведении используется компьютерная техника.

Полевые эксперименты проводятся в реальных условиях: в магазинах, на дому у потребителей и т.д. Результаты таких экспериментов заслуживают большего доверия, чем лабораторных, но при их проведении сложно точно учесть влияние побочных факторов, они требуют больше времени для своей реализации и сопряжены с большими затратами.

Помимо этого в основу классификации экспериментов может быть положен масштаб решения поставленной задачи. В таком случае выделяют:

- однофакторные эксперименты (применяются при исследовании влияния только одного фактора);

- многофакторные эксперименты (применяются при исследовании влияния нескольких факторов).

При проведении экспериментов следует помнить, что, с одной стороны, получение достоверных результатов занимает длительное время, с другой стороны, это приводит к росту затрат, увеличивается временной разрыв между началом эксперимента и принятием маркетинговых решений, что может негативно сказаться на результатах эксперимента, так как не исключено, что за это время изменятся условия его проведения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...