Количественные первичные исследования
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Количественное исследование - отвечает на вопросы «кто» и «сколько». Данный тип исследований, в отличие от качественного, позволяет получить выраженную количественно информацию по ограниченному кругу проблем, но от большого числа людей, что позволяет обрабатывать ее статистическими методами и распространять результаты на всех потребителей. Опрос - заключается в сборе первичной информации путем прямой постановки людям вопросов относительно уровня их знаний, отношений к продукту, предпочтений и покупательского поведения. Опрос предполагает выяснение мнения респондента по определенному кругу включенных в анкету вопросов путем личного либо опосредованного контакта интервьюера с респондентом. Опросы могут различаться по способу контакта с респондентом: лично, по телефону, по почте (в том числе по электронной) и через Internet; Можно выделить следующие виды опросов с помощью компьютерных технологий: Интернет-опросы, CATI, CAРI, AQ, ACAI (см. табл. 13.6).
Таблица 13.6. Виды опросов с помощью компьютерных технологий
Основным достоинством подобных опросов является оперативное получение результатов, а также удобство их представления в электронном виде: - по типу респондентов: опрос физических лиц, опрос юридических лиц, опрос экспертов; - по месту проведения опроса: дома, в офисе, в местах продаж.
По форме проведения опросы принято разделять на письменные и устные. Письменные опросы - респондент самостоятельно заполняет анкету без участия интервьюера. При устном опросе - интервьюер заполняет анкету со слов респондента. При проведении опроса группа опрашиваемых может подвергаться или однократному, или многократным обследованиям. Во втором случае одна и та же группа опрашиваемых, называемая панелью, неоднократно изучается в течение определенного периода времени. Панель — выборочная совокупность опрашиваемых единиц, подвергаемых повторяющимся исследованиям, причем предмет исследования остается постоянным. Все виды панелей подразделяются по: времени существования; характеру изучаемых единиц (субъектов); характеру изучаемых проблем (предметов изучения); методам получения информации (см. рис. 13.7).
Основным инструментом при проведении исследований методом опроса является анкета.
Рисунок 13.7. Виды панелей Основные виды вопросов: - закрытые вопросы (или вопросы «да — нет»); - открытые вопросы — вопросы без вариантов ответов; они хороши на стадии проб, определения области исследования и в функции контрольных;
-альтернативные вопросы, при которых нужно выбрать из ряда возмож - ранжирование объектов сравнения на базе субъективно ощущаемых преимуществ; - шкалирующие вопросы дают дифференцированную оценку похожести или различия исследуемых объектов. В опросе с использованием альтернативных вопросов целесообразно использовать вспомогательные ответы: -«контактные», которые помогают установить контакт с опрашиваемым (юмор); -«тестирующие», которые свидетельствуют о серьезном отношении респондента к опросу; - «предельные», которые помогают выявить психологически неустойчивых или предвзято относящихся к опросу респондентов.
Retail Audit (аудит розничной торговли) — это исследование, включающее анализ ассортимента, цен, дистрибуции, рекламных материалов в розничных точках по исследуемой товарной группе.
13.3.3 Mix-методики Mix-методики — смешанные методы исследований, довольно удачно сочетающие в себе достоинства качественных и количественных методов. Основные виды mix-методик: hall-тесты, home-тесты и mystery shopping.
Hall-test — метод исследования, в ходе которого довольно большая группа людей (до 100-400 человек) в специальном помещении тестирует определенный товар и/или его элементы (упаковку, рекламный ролик и т. п.), а затем отвечает на вопросы (заполняет анкету), касающиеся данного товара. Для проведения hall-теста представители потенциальных потребителей приглашаются в специальное помещение («hall»), оборудованное для дегустации товаров и/или просмотра рекламы, где им предоставляют возможность протестировать данный товар (либо посмотреть рекламный ролик) и затем объяснить причину выбора той или иной марки товара либо рассказать о реакции на рекламу. Выделяют следующие типы тестирования: -«слепое» (без объявления марки продукта) и «открытое» тестирование; -«оценочное» (один товар) -«сравнительное» (несколько аналогичных товаров). Данный метод применяется: -для оценки потребительских свойств товара по разным тестируемым характеристикам с целью их улучшения; -при тестировании элементов рекламных обращений для оптимизации рекламной кампании; -для получения информации о поведении потребителей (определяются критерии выбора, частота и объем потребления марок изучаемой товарной группы).
Home-test — аналогичен hall-тесту, с той лишь разницей, что тестирование товара происходит в домашних условиях (дома у респондента). Используется этот метод при необходимости длительного тестирования товара. Респондентам, относящимся к целевой группе, предлагают протестировать в домашних условиях какой-либо продукт или несколько продуктов (обычно это продукты частого или повседневного использования). Как правило, упаковка товара не содержит названия марки и указания на фирму-производителя. Через несколько дней использования данного товара респондент отвечает на вопросы анкеты, которая определяет отношение респондента к данному продукту (иногда — по сравнению с другими продуктами). Метод home-тестов используется для: -решения задач по позиционированию нового товара, относящегося к определенной товарной группе; -проверки восприятия потребительских свойств товара; -выявления недостатков и преимуществ товара по сравнению с аналогами других производителей; -определения оптимальной цены товара и других характеристик. Mystery Shopping — метод исследований, предполагающий оценку уровня обслуживания с помощью специалистов, выступающих в роли подставных покупателей (заказчиков, клиентов и т. п.). Оценка качества обслуживания либо сбор информации производится на основании предварительно разработанных критериев, путем личного посещения либо по телефону. Данный метод исследования применяется для: -мотивации персонала: по результатам мониторинга на основе Mystery Shopping вычисляются общий индекс качества обслуживания и индивидуальные индексы работников, от которых зависит заработная плата. -выявление конкретных недостатков в обслуживании клиентов; -оценка эффективности тренингов: результаты мониторинга позволяют выявить качественные изменения в поведении персонала после проведения тренингов. -сбор коммерческой информации о конкурентах, выдаваемой только потенциальным покупателям. В различных источниках этот метод носит следующие названия: Secret Shopping, Spotter Services, Shopper Programs, Undercover Performance Evaluations, Anonymous Consumers, Shopper Audits, Virtual Customers(r), Ghost Shopping, Сервисный аудит, Мистери шоппинг, Тайный покупатель, Таинственный покупатель.
Эксперимент Эксперимент — исследование влияния одного фактора на другой при одновременном контроле посторонних факторов. Признаки эксперимента: - изолируемые изменения (отдельные величины варьируются исследователем, другие должны быть приблизительно постоянными); - активное вмешательство в процесс возникновения данных; - проверка причинно-следственных связей. Эксперимент предполагает манипулирование независимыми переменными с целью определения степени их влияния на зависимые переменные при сохранении контроля за влиянием других, неизучаемых параметров. Независимые переменные могут меняться по усмотрению экспериментатора (цены, затраты на рекламу и т.п.), а зависимые переменные практически не находятся в сфере его непосредственного управления (объем продаж, показатель рыночной доли). Проведение экспериментов обычно преследует две цели: - определить потенциальный объем продаж нового продукта; - эффективность применения отдельных элементов комплекса маркетинга при реализации нового продукта. Существуют различные способы классификации экспериментов, из числа которых наибольшее распространение получили лабораторные и полевые эксперименты. Эксперименты подразделяют на лабораторные, проходящие в искусственной обстановке (например, тест продукта), и полевые, протекающие в реальных условиях (например, тест рынка). Самый распространенный пример эксперимента — изучение влияния цены на спрос. К лабораторным относятся эксперименты, при проведении которых соблюдаются определенные искусственные условия с целью исключить влияние побочных факторов. Лабораторные эксперименты являются более дешевыми и требуют меньше времени для своей реализации. При их проведении используется компьютерная техника. Полевые эксперименты проводятся в реальных условиях: в магазинах, на дому у потребителей и т.д. Результаты таких экспериментов заслуживают большего доверия, чем лабораторных, но при их проведении сложно точно учесть влияние побочных факторов, они требуют больше времени для своей реализации и сопряжены с большими затратами. Помимо этого в основу классификации экспериментов может быть положен масштаб решения поставленной задачи. В таком случае выделяют: - однофакторные эксперименты (применяются при исследовании влияния только одного фактора); - многофакторные эксперименты (применяются при исследовании влияния нескольких факторов).
При проведении экспериментов следует помнить, что, с одной стороны, получение достоверных результатов занимает длительное время, с другой стороны, это приводит к росту затрат, увеличивается временной разрыв между началом эксперимента и принятием маркетинговых решений, что может негативно сказаться на результатах эксперимента, так как не исключено, что за это время изменятся условия его проведения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|