Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Природа образного мышления.




Введение Ключевое значение слова в искусстве пения

Прежде чем открыть новую страницу нашей работы, попробуем еще раз осознать и уточнить в практическом аспекте, что же такое пение? В определении Л. Б. Дмитриева "под пением следует понимать способность голоса выражать музыкальные мысли". По отношению к вокализации (пению без слов) это вполне справедливо.

Однако, в этом определении, выпадает важнейшая составляющая искусства пения, — СЛОВО. Именно оно, в отличие от инструментального искусства, составляет главное пре-мущество пения. Поэтому, мы с полным правом можем определить пение, как способность голоса выражать музыкально-поэтические мысли.

Вместе с тем, совмещение распева слов, с вокализацией мелодии, представляет особую трудность. Она связана с тем, что певцу приходится переучивать привычный разговорный автоматизм речи и приспосабливаться к изменениям формы ротоглоточного рупора, свя­занного с произношением.

Итак: вокализация, музыка и речь. Разберемся в их связях и последовательности.

Вокализация (голошение, звуковедение) это необходимое средство — фундамент пения, без которого оно состояться не может, так как музыкальную мелодию можно исполнить только посредством вокализации.

Смыслом и двигателем вокального действия является музыкальное мышление, именно оно вызывает у человека желание спеть полюбившуюся мелодию. Музыка не ограничивается мелодией: это особый, прекрасный мир со своими закономерностями, своим языком и сред­ствами выразительности. Музыка пленяет нас тем, что говорит на языке нашей души, открывая величие и глубину духовного мира, правду переживаний, красоту и драматизм жизни.

Чем глубже певец погружается в музыку, тем большее желание возникает у него выра­зить ее своим голосом. В вокальной музыке, голос занимает положение главного, солирующего музыкального инструмента, которому подчиняются все остальное.

Голос человека имеет оригинальное устройство: он находится внутри человеческого организма и имеет речевой аппарат в ротоглоточной полости.

Человек может издавать голосом различные звуки, воспроизводить мелодию подобно духовому инструменту, но главное его достоинство и преимущество заключается в том, что он живой и Говорящий.

Обратим внимание на это слово, именно благодаря ему вокальная музыка, особенно песня, близка и доступна сердцу каждого человека: слова повествуют ему о его жизни, чувствах и переживаниях на знакомом, родном языке. Мелодия и слова волнуют сердце, а в поэтическом содержании текста каждый слушатель находит свое личное, к нему обращенное.

Как рождается песня? — Сначала появляются чувства, мысли, переживания. Они не дают покоя, пока не облекутся в конкретную словесную форму, после чего слова уже сами просятся на голос. Так рождается песня. Не правда-ли, знакомая последовательность?

ЧУВСТВА и МЫСЛИ, СЛОВА. МУЗЫКА, озвученная ВОКАЛИЗАЦИЕЙ.

Композитор, сочиняя вокальное произведение, ищет поэтический текст, который дает яркий импульс рождению музыкального образа песни. Если обобщенный музыкальный образ возникает раньше, композитор ищет поэтический текст, соответствующий характеру музыки. Слушатель, в свою очередь, всегда ищет в песне волнующее его конкретное содержание. Он хочет услышать и пережить каждое слово. Поэтому так мучительно слушать певцов, которые издают звуки, даже красивые, но нельзя понять, о чем же они поют.

Пренебрежение словом ставит с головы на ноги весь смысл искусства пения, как искус­ства музыкально-драматического. Помимо этого, артикуляция выполняет еще и роль рупора, который организует голос певца, улучшает его акустику, посылая слушателю слова и музыку вокального произведения, который организует голос певца, улучшает его акустику, посылая слушателю слова и музыку вокального произведения.

Тем не менее, в певческой практике, к сожалению, приходится наблюдать преобладание "голосового мышления", которое побуждает певцов думать прежде всего о звуке своего голоса и слушать его внутри себя. Это чрезмерно активизирует вокализацию, подавляя речевую ини­циативу. В результате теряется отчетливость и смысл произношения. Последнее становится двойной помехой; для слушателя, который не может понять о чем поют и для голоса ис­полнителя, затрудняя и тормозя его естественное движение. Такие певцы уподобляются горе -портнихе, которая пытается шить, повернув иголку ушком вперед. — Ведь только слово пере­дает конкретное содержание и смысл исполняемого произведения, а голос певца, как инстру­мент его души, вдохновенно доносит до нас МУЗЫКУ мелодии и речи. Именно поэтому автор с таким упорством привлекает внимание читателя к образно-смысловому мышлению и пению ОТ СЛОВА.


глава 1

образное мышление.

Природа образного мышления.

Что такое искусство? Энциклопедия определяет этот термин, как высокую степень мастерства и умения в любом виде деятельности.

Народная мудрость высоко оценивает искусное мастерство, характеризуя его носителей: «Умелец", "Мастер", " Мастер своего дела", "В своем деле он толк понимает", "Уж петь то она мастерица", " Мастерица вышивать, — искусница"! Таким образом, в любом даже самом деле, при высокой степени умения, наличия элементов красоты и художественного, есть приближение к искусству.

Однако, только в эстетически самоценных видах художественного творчества, как искусство музыки, поэзии и пения, где ведущая роль принадлежит образному мышлению, есть ПОЛноценная СОВОКУПНОСТЬ творческой мысли, художественной формы и мастерства.

В основе образного мышления заложен чувственный подсознательный импульс, возникающий в виде художественного образа: образа ликования ("Славься" М.Глинки из оперы «Иван Сусанин), скорби ("Вечный огонь" А. Мосолова), любви ("Я помню чудное мгновение" Глинки на сл. Пушкина), образа материнской нежности (колыбельные песни) и др.

Образное мышление многоплановое и многообразное. Оно отображает переживания человека в различных жизненных ситуациях, от интимных и мимолетных впечатлений, до глобального чувства, вызванного общенародными явлениями, событиями, потрясениями, задевающими судьбу каждого человека. Такие переживания ярко запечатлены в эпических сказах, балладах и исторических песнях. Современный пример тому песня "Священная война" А. Александрова, которая являет собой собирательный образ всенародного патриотического порыва. В торжественной музыке А. Александрова и словах В. Лебедева-Кумача звучит не только предельный накал гнева, но и могучая воля к победе. Страшное и грозное событие послужило чем эмоциональным ударом, который вызвал у авторов столь яркий, правдивый образ охватив­шего всех чувства, что Он так же, как и обжигающий плакат "Родина мать зовет", объединил и сплотил все народы нашей великой страны. Песня воевала всю войну рядом с каждым сол­датом, поддерживая, наполняя духовной силой душу каждого человека, помогая ему совершать порой невозможное, и на фронте, и в тылу.

Приоритет образного мышления, в искусстве пения, находит полное подтверждение и в работах великих физиологов. Так, И. М. Сеченов хотя и приходит к выводу, что "все бесконеч­ное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одно­му лишь явлению — мышечному движению. В то же время, развивая мысль о значении мышечной функции, раскрывает суть действия, как творческий акт, диктующий определенную мышечную работу: "Да и может-ли быть, в самом деле, иначе, если мы знаем, что под рукой музыканта вырываются из бездушного инструмента звуки полные жизни и страсти, а под рукой скульптора оживает камень. Ведь и у музыканта и у скульптора рука, творящая жизнь, способ­ная делать лишь чисто механические движения" (83, т.З, кн.2, стр.346).

Отсюда вытекает вывод, что воспитание певца это, прежде всего, воспитание и развитие творческого мышления.

Примитивное и неопределенное творческое мышление, при котором художественный образ лишь смутно мерещится на основе предыдущего слухового и зрительного опыта, вызы­вает неловкие, заторможенные и неуверенные мышечные действия певца. На этой стадии они не поддаются его самоконтролю, так как неразвитые, или настроенные на "другую волну" слуховые анализаторы "обманывают" поющего (недаром же пение называют "темным" делом).

Теперь, давайте вместе с вами, рассмотрим песню "На улице дождик" с точки зрения образного видения (клавир см. стр. 21)

Песня эта не так проста. С первого взгляда может показаться интимной, повествуя о яичных думах и переживаниях действующего лица - Брата, но содержание ее значительно тире. Оно выходит за рамки переживаний одной конкретной личности, потому что в раздумьях брата отражена типичная картина тяжелой судьбы русской женщины в старой деревне.

Это не просто лирическая песня, а ОБЪЕКТИВНОЕ лирико-драматическое повество­вание. Без понимания этого, не только умом, но и сердцем, нельзя понять глубины чувства заложенного в песне и найти соответствующие им ПРАВДИВЫЕ интонации.

Творческая работа над песней начинается с осмысления ее содержания, времени и об­стоятельства места действия, в зависимости от которых определяется:

В нашем примере действие происходит в старой деревне, деревенское избе. Подстать думам, на улице льет дождь, в избе сумрачно. Брат качает в люльке сестренку и размышляет о ее грядущей горькой доле. В тягучей печальной мелодии сочувствие, сопереживание, грусть. В соответствии с этим, характер исполнения песни должен быть сосредоточенным, задумчивым, окраска голоса сумеречная. Свое душевное состояние певец должен передавать образно-смы­словыми интонациями, теплотой и задушевностью тембра.

Обозначено главное. Дальше необходимо прочувствовать и определить линию драматур­гического развития сюжета. В соответствии с нею выстроить динамику, фразировку, опреде­лить кульминацию, место инструментальных эпизодов, заключение (репризу). Одним словом, связать куплетную форму в цельный, законченный музыкально-драматический рассказ.

Певец еще не начал петь, он только мысленно, умом и сердцем, погрузился в худо­жественный образ, а у него уже возникло неотвязное желание спеть эту песню, донести ее до сердца слушателей, испытать невыразимо прекрасное чувство самовыражения и творческой власти над зрительным залом. А тот, в ответ певцу, пошлет такую горячую волну благодарных эмоций, что затраченная творческая энергия восполнится с новой силой и заставит сердце певца трепетать от счастья. Как видим, образное мышление это сложный психофизический процесс. Он может протекать последовательно и скачкообразно.

Последовательное образное мышление проходит ряд составляющих его ступеней: Представление

Оно возникает в результате эмоционального возбуждения, когда появляется чувственное представление образа, пока еще смутное, неосознанное: "нравится, задевает за живое, красивая песня, мелодия, музыка, трогательные слова". Если это песня, то сразу хочется понять и ос­мыслить ее содержание. За этим следует:

Осмысление

Исполнитель вникает в конкретное содержание песни, согласует его со своими личными переживаниями, жизненными впечатлениями, как бы "примеряет" ее к себе: соотнося, со всем тем, что его волнует, тревожит или воодушевляет.

При углублении в содержание песни, сознание певца производит эстетическую оценку (критический анализ) поэтического текста и музыки, правдивость художественного вопло­щения. В результате этого, психика певца принимает песню, или отторгает.

Подобная работа сознания не так проста, как кажется. Одна из моих учениц, например, не могла спеть выразительную по характерному и образному раскрытию песню "Уж вы, гости, вы гости" в обработке Ж. Кузнецовой: ей было жалко "ути", узнавшей, что ее селезня "кушают гости" на свадебном пире. Молоденькая студентка, представив себе эту картину, не могла преодолеть личного чувства жалости к прелестному созданию природы, хотя содержание песни было значительнее и шире. Там, в жизненном эпизоде, представала глобальная, объ­ективная и красочная картина жизни и взаимоотношений живйх существ в этом мире.

В данном случае, студентка не смогла произвести критического анализа, которым в су­щности руководствуется человек во всех своих действиях. Способность критически мыслить, непосредственно связана с художественным развитием, культурой, объективным творческим кругозором человека. Только они дают ему возможность произвести не только личную (субъ­ективную), но и объективную оценку, в соответствии с СУЩЕСТВУЮЩИМИ, НЕ ЗАВИСИ­МО ОТ НАШЕГО ЛИЧНОГО ВКУСА, эстетическими и художественными законами ВЫСОКОГО и НИЗКОГО.

К примеру: вульгарность в любом проявлении отталкивает своей низменностью. До­стоинство всегда благородно. Наглость, сальность, похабство — проявления самых низких свойств человеческой натуры. Уважение — к музыке, людям, природе — наоборот, свиде­тельство высокой нравственности и внутренней культуры.

Бездарное и пошлое произведение так же, как и банальность, которая повторяет чужие, расхожие штампы, без тени собственной творческой мысли, нельзя отнести к художествен­ному ряду. Что уж говорить по поводу эстрадных поделок, скандирующих на трех звуках три скабрезных слова, из серии: "я тебя хочу"!

Видение

Видение художественного словесно-музыкального образа появляется вследствие того, что первоначальное, эмоциональное возбуждение, пройдя стадию развития, уточнения и осознания смысла, отольется в ясно видимую художественную форму. Здесь необходима РАБОТА ДУШИ артиста и самостоятельное проторение образа путем длительного вживания до полного его раскрытия.

Озарение

Озарение автор относит к скачкообразному типу творческого мышления. Оно связано с интуитивным, подкорковым мыслительным процессом, который протекает закрыто, но в какие-то моменты внезапно наступает интуитивное озарение, во время которого цельный образ, или его составляющая часть настолько ярко возникают в сознании, что остается только материализовать его, сделав видимым и слышимым для всех.

Так Шуберт, во сне, услышал Неоконченную симфонию, которую ему оставалось только записать, а Менделееву приснилась Периодическая таблица.

В момент творческого озарения может появиться прекрасная мелодия, стихи, песня, а у певца — яркое видение образа.

Творческое озарение наступило у Шаляпина в тот момент, когда Мамонт-Дальский сказал ему "Интонация не та" За озарением Шуберта стоят долгие годы познания законов музыкального искусства и плодотворного композиторского творчества. Гениальный Шаляпин, как помнит читатель, долго мучился в поисках ПРАВДИВОГО воплощения образа Мельника. Спектакль проходил с успехом, все как будто было на месте, но его артистическое чувство говорило; что-то не то, что-то не так. С таким чувством творческой неудовлетворенности в период предварительной, упорной работы над ролью, ему достаточно было одного слова ИНТОНАЦИЯ, произнесенного Мамонтом - Дальским, чтобы наступило ОЗАРЕНИЕ не только дня создания данного образа, но и для всего дальнейшего творческого пути: ИНТОНАЦИЯ стала главным выразительным средством великого артиста, позволив ему достигнуть потря­сающей силы драматического выражения.

Однако это еще не все: каждое вокальное произведение, будь - то ария, романс, или песня, требует длительного впевания в репетиционной работе и в публичном исполнении. Во время впевания происходит глубинное погружение в образ, который как бы отливается в законченную художественную форму, У певца открывается ВИДЕНИЕ художественного обра­за. Видение, в свою очередь, гармонично организует тончайшую нервно-мышечную работу, по его воплощению. Длительное впевание доводит эту работу до автоматизма. Даже гениальный Шаляпин утверждает, что прежде чем выносить произведение на сцену, его нужно пропеть не менее 100 раз.

Как видим, интуитивное озарение не приходит само по себе: за этим стоит большая внутренняя работа сознания и подсознания, постепенное творческое накопление, настоятель­ная потребность самовыражения, творческий поиск. В результате этого, интуитивно наступает момент прозрения, и искомое возникает в виде яркого и точного образа.

На практике чаще бывает наоборот: услышав песню в исполнении любимого артиста, студент торопится наскоро запомнить слова, мелодию и петь, сознательно, или бессознательно подражая услышанному. Поскольку мастерство скопировать трудно, то чаще всего в памяти.студента оседают какие-то индивидуальные приметы "кумира". Особенно часто это происхо­дило с исполнителями репертуара Лидии Руслановой. Обладая захватывающей эмоционально­стью и темпераментом, широтой и богатством голоса, она свободно пользовалась своеобразными исполнительскими приемами: скатами, "подъездами" "иканьем", искусственно крупной вибрацией на выдержанных высоких звуках и т.д. С точки зрения строгого вкуса, можно было найти в ее исполнении излишества, оттенок вульгарности и другое. Однако это полностью окупалось самозабвенной увлекательной стихией ее исполнительства, красотой, сочностью и жизненной силой ее голоса.

Каждое ее исполнение было плодом вдохновенного самовыражения, где она раскры­валась полностью: широкий разгул, удаль, щемящая тоска, озорство лились из нее как из рога изобилия, доводя слушателей до экстаза.

Но автору приходилось видеть, чем оборачивалось подражание Руслановой. На смотрах художественной самодеятельности от исполнительниц ее репертуара мы слышали непрерыв­ные "икания", вульгарную горловую вибрацию, форсирование звука и произвольное обраще­ние с музыкальным ритмом и интонированием. Подражателей было много, и, можно сказать, целое поколение способных певиц было испорчено слепым копированием ее специфических исполнительских приемов. Более того, влияние ее ИНДИВИДУАЛЬНОЙ исполнительской манеры распространилось и на профессиональных певиц. Однако, что для Руслановой было хорошо, то для ее подражателей обернулось потерей их собственного творческого лица.

В этом распространенном явлении мы наблюдаем способ познания путем ЗАЕМНОГО образа. Здесь и душе трудиться не надо - бери готовое. Но талант скопировать нельзя, поэтому надо создавать свой оригинал, в котором будут просматриваться черты творческой индиви­дуальности, что дороже всего.

"Подражать" можно качеству пения: тому как ровно льется голос, как он свободно звучит, с какой душой поет та, или иная артистка, какой цельный образ она создает, какое чувство ритма, какая музыкальность, какая самозабвенность исполнения, какой высокий художественный вкус! Лучшие образцы певческого искусства помогают молодым певцам найти художественные ОРИЕНТИРЫ, необходимые для формирования собственного творческого ИДЕАЛА. Последний и является той силой, которая тянет за собой тяжкий воз ремесла.

Развитие искусства бесконечно и в нем всегда появляется новое. Однако это новое уже имеет свои истоки и свое направление движения. Важно, чтобы истоки были не замутненными, а движение в верном направлении. Этому служат художественные законы, выстраданные всей историей развития музыкального искусства. В своем течении, искусство, произвело строгий отбор и оставило нам ОБРАЗЦЫ истинного, художественного мастерства, художественного вкуса, выношенные поколениями народно-исполнительские приемы.

Нам остается изучать их, усваивать и находить в этом прекрасном стройном лесу свои творческие тропинки, что приносит нам творческое прозрение, позволяет сделать правильный отбор и найти достойное место в своем жанре, сторонясь от низкопробных проявлений сов­ременной эстрады.

Лучшее лекарство против чужеродных влияний — проникновение в секреты самобыт ности фольклора и народного исполнительства, усвоение его типических признаков. В фоль-клорном искусстве, как в хорошем родительском доме, воспитываются нормы хорошего вкуса, самобытного творческого начала и достоинство его выражения. Только на фундаментальной основе фольклора можно построить все дальнейшее развитие певца. Примером этого является творчество уроженки курского села Надежды Плевицкой. Она выросла из народной среды и сохранила своё самобытное лицо на концертной эстраде. Однако, подражание Плевицкой у современных певиц не вызвало тех карикатурных искажений, о которых мы говорили выше и только потому, что в основе ее исполнительства сохранялась подлинная корневая народность.

Курские песни в исполнении Плевицкой остаются образцом классической народной импровизации, озаренной светом яркой творческой личности. Она дитя русской природы, поэтому ее подражатели невольно усваивали азы народности. Помимо этого, талант Плевицкой отличался такой силой драматического выражения, которая позволяла ей погружаться в самую глубинную суть образа, забывая при этом о себе. Это придавало ее пению столь высокую ОБЪЕКТИВНОСТЬ, что проникая в сердце каждого человека, она заставляла трепетать даже те струны его души, о которых он и не подозревал.

Итак, перед нами две индивидуальности, два типа артиста, два способа образного мы­шления. Безусловно, мощный талант Плевицкой оказал влияние на Русланову, которая претво­рив впечатления, осталась сама собой, создав свою манеру и свой стиль исполнения.

Запоминаются и остаются в истории исполнительства только те, кто отличился "лица необщим выражением". Например, Клавдия Шульженко, которая сумела стать неповторимой, ограничив свой репертуар преимущественно десятком любимых песен и пела их всю жизнь, пользуясь неизменным успехом. Ее песни слушали с любовью и восхищением десятки раз. Она так и осталась единственной и неповторимой в своем репертуаре, воплотив в нем свой твор­ческий облик. — Правдиво, просто, с классической музыкальной точностью и выразитель­ностью. В ее исполнении не было экстравагантных приемов, которые бросались в глаза. Все было в особом, только ей принадлежащем артистическом обаянии, неповторимых интонациях, выверенное™ и точности каждого звука, органичности и благородной сдержанности пластики и жеста, очаровании женственности. Она была ИЗБИРАТЕЛЬНА в выборе выразительных средств и репертуара, позволяла себе только то, в чем она могла достойно и полноценно выразиться. Создав свой образ, она оставалась ему верна. Именно поэтому Клавдия Шуль­женко была востребована и продолжает жить в нашей памяти.

Приведем примеры современных звезд шоу бизнеса. Алла Пугачева позволяет себе все, идя на гребне моды и спроса. Она меняет имидж: стиль одежды, манеры, поведение. Мы видим, то отчаянного озорника "гавроша", то страстную и томную возлюбленную в длинном и риско­ванном туалете, то привлекательную "бебе" в сверх короткой разлетающейся пунцовой юбо­чке. Мы лицезреем то светлую лохматую копну парика, то черную шапку волос. Она непредсказуема и не знаешь, что от нее можно ожидать.

Вдруг видишь на экране телевизора чистое спокойное лицо. Ни одно движение не нару­шает в нем глубокой и выразительной жизни глаз, что особенно дополняет и усиливает про­никновенность исполнения народной песни а — капелла. Она может и это.

Актриса Пугачева прыгает, бегает по ступенькам лестниц, нарочито косолапо и лихо расставляет свои не слишком длинные и совершенные по форме ноги, зная, что это сыграет на образ. Она непрерывно держит зрителя в эмоциональном напряжении при помощи пластики, жеста, голосовой игры и всегда в точку попадающих интонаций; озорных, страстных, тоскливо призывных. Ее голос звучит то сверх экспрессивно, то надрывно и с хрипотцой, то отчаянно задорно, то нежно и томно, то раздирающе драматично. Она создает целые представления, сочиняет себе песни, сама их режиссирует и т.д. Ее можно принимать, или не принимать, любить, или не любить, но нельзя не отдать ей должное, как талантливой, многогранной артистке: — актрисе, певице, музыканту. Она создает яркие - характерные образы, смело эпатирует публику, приводя в восторг многотысячные залы. Она блестяще владеет своим мастерством, но не удовлетворяясь им, постоянно находится в творческом поиске. И у нее по-своему все получается.

Пугачевой пробуют подражать, но стать ею невозможно, так как она неповторимое яв­ление в современном шоу бизнесе. Со временем, возможно, появятся более яркие индиви­дуальности, но они будут уже другими.

Что можно из этого примера извлечь начинающим певицам? Пугачева нашла себя в сфере шоу-бизнеса через отчаянное преодоление неприятия, трудностей, неудач и суровой критики. За всем этим стоит напряженный, не прекращающийся ни на минуту труд на пути творческого поиска и совершенствования.

Да, этот путь тернист! Удачи и неудачи, взлеты и падения, где падения нужны только для того, чтобы с новым упорством взлетать еще выше на пути к совершенству.

Автор не принадлежит к числу поклонников современного шоу-бизнеса. Он не приемлет его патологического антимузыкального грохота, механистическую назойливость ударных до­лей и синкоп, выворачивающихся наизнанку певцов, которые стараются перекричать инстру­ментальную группу, искажая свой естественный голос и русскую речь. Он не приемлет судорожных, бессмысленных, неприлично-вульгарных телодвижений, поскольку все это на­правлено на возбуждение низменных инстинктов человеческой натуры, нанося порой не­поправимый вред здоровью не только физическому, но и духовному. Эта очередная "мода" отражает уродливые конвульсии нашего времени, но автор надеется, что люди опомнятся. Как говорится в притче, "и это пройдет".

Хорошая эстрада, как наиболее популярный и массовый жанр, достойна уважения, а ее подлинные мастера, как явление культуры, тем более. Сделаем из всего вышесказанного выводы:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...