Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Трудности в овладении интонацией




В классной работе автор уделяет особое внимание интонационной выразительности, основу которой составляет искренность переживаний певца и глубина осмысления худо­жественного образа.

Однако, понимание интонации дается трудно, потому что сознание певца, особенно в начальный период обучения еще не созрело для этого, оно постоянно занято преодолением технических задач и ОЩУЩЕНИЕМ своего ГОЛОСА. Поглощенный этим ощущением и при­слушиваясь к нему, певец забывает о смысле и слышит не ОБЪЕКТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ своего пения, как полагалось бы, а именно ГОЛОС, который куда-то "проваливается", "лезет", "не слушается" и т.д.

Все это происходит из-за того, что сознание певца, отвлекаясь от смысла, ТОРМОЗИТ нужные певческие действия. Между тем, любая задержка подобного рода, будь то произно­шение буквы, слова, ослабление опоры и подачи звукопотока, создает помехи естественному течению голоса и чувство физического неудобства. Такое пение не доставляет радости ни самому певцу, ни слушателю.

Последнему нет дела до тех трудностей, которые преодолевает артист. Ему нужен го­товый, объективный результат. А певца он любит и ценит как самобытную творческую лич­ность, со своим творческим почерком.

Разумеется, любители пения наслаждаются звучанием хорошего голоса. Но когда в голосе ничего нет, кроме самолюбования, пение не принесет удовлетворения: голос сам по себе не личность, а инструмент, дарованный природой. Ценность его в той выразительности, жизни и красочности, которую придает ему творческое мастерство, духовное богатство и своеобразие артиста, а оно убедительнее всего проявляется в его интонации. Если интонация ЗАЕМНАЯ, слушатель сразу почувствует ложь и охладеет. Вспомним, что "лица не общее выражение" для него дороже всего остального.

Здесь уместен пример любимого и известного, в свое время, певца Анатолия Доливо. Страдая хромотой, он пел сидя, и голос его не привлекал бы особого внимания, как скажем голос Штоколова, если бы Доливо не отличала высокая культура, артистический темперамент и замечательное драматическое дарование. Оно проявлялось в необычайной, проникающей до глубины души, интонационной выразительности, богатстве тембровых оттенков, которые зву­чали в его пении.

Значение интонации в организации певческого процесса

Интонация существует не сама по себе, а как неотъемлемая часть искусства пения, в котором ей принадлежит роль выразительного ведущего начала. Нацеливая на воплощение художественного образа, она объединяет, связывает, воодушевляет весь процесс пения. В тоже время она взаимосвязана со всеми составляющими этого процесса. В полной мере интонация может проявиться только при наличии необходимых певческих навыков.

Например, мы говорим, что интонация передает чувства исполнителя через множество тембральных оттенков, но тембр содержится в звуке голоса, а звуком голоса управляет пев­ческое дыхание.

Следовательно, на любом звуке диапазона, образно смысловая интонация подается на прочной ЭЛАСТИЧНОЙ ОПОРЕ. Красочность голосу придают обертоны, которые зависят от объема резонаторов и их качества. Качество резонаторов, в свою очередь, зависит не только от природного устройства голосового аппарата, но и от умения певца ОТКРЫТЬ резонаторы. Для этого необходима активность и упругость работы мышц голосового аппарата, прежде всего, ротоглоточной полости и языка.

В этих условиях, мягкость и выразительность интонационной атаки обеспечит СВО­БОДНОЕ РЕЗОНИРОВАНИЕ голоса с полноценным объемом ОБЕРТОНОВ.

К этому необходимо привлечь особое внимание начинающих исполнителей. В поисках интонации, они часто теряют объемный звуковой контроль, а чтобы лучше услышать интонацию, непроизвольно снимают голос с опоры. В этом положении, интонация утрачивает грудной тембр, как бы повисает в воздухе, а голос теряет звучность и выразительность.

Образно-смысловая интонация может выполнить свою ведущую роль, если она посы­лается на опоре, СВЕРХУ, на ОТКРЫТУЮ гласную. Только при этих условиях она может обеспечить ВЫСОКУЮ ПОЗИЦИЮ звука и полноценное звучание голоса. Высокая позиция звука, (высокая певческая форманта) в свою очередь имеет решающее значение в соединении регистров.

Проведение смысловой интонации по всем гласным СВЕРХУ, позволяет сохранить вы­сокую певческую форманту на протяжении всего диапазона, не просто механическим мышеч­ным действием, а слуховым представлением музыкально — словесного образа, с присущим ему характером, окраской и динамикой звучания.

Смысловая интонация заостряет точность музыкального интонирования, поскольку при­чины фальшивого интонирования кроются, главным образом, в дефектах вокализации. На низ­кой позиции звука, голос, сползая на грудной регистр, понижает музыкальную интонацию. Ослабление грудной опоры, наоборот, приводит к ее завышению.

Интонационная выразительность требует отчетливо-окрашенного звучания гласных, по­этому в ней потенциально заложена отчетливость их произношения, которая реализуется уже в момент МЫСЛЕННОЙ ПОДГОТОВКИ интонационного посыла. Автоматически, в этот мо­мент, подготавливается и высокая позиция.

Следует отметить, что непрерывность ведения смысловой интонации помогает сохра­нить стабильно открытое внутреннее положение ротоглоточной полости, необходимое для сое­динения регистров и свободного "протока" звука.

И, наконец, при утрате ПРИОРИТЕТА смысловой интонации, происходит раскоорди-нация певческих действий, которая нарушает естественность и согласованность всего процесса пения.

Подытоживая значение интонации, мы с полным основанием, можем утверждать, что смысловая интонация, объединяя в себе образное, словесное, и музыкально-вокальное начало является выразителем ОБРАЗНО СМЫСЛОВОГО МЫШЛЕНИЯ, которое ОРГАНИЗУЕТ весь процесс пения.

Формирование образно-смыслового мышления, как главной задачи

Обучения

На основе всего сказанного, об образном мышлении, мы можем сделать вывод, что ГЛАВНОЙ задачей певческого обучения является формирование ОБРАЗНО СМЫ­СЛОВОГО МЫШЛЕНИЯ певца. Говоря об образе мышления, мы подразумеваем место ПРИОРИТЕТА в многосложном и объемном мыслительном процессе человека во время пения.

В певческой практике мы наблюдаем проявления различных приоритетов: вокального (голосового), - музыкального, образного. В зависимости от приоритета, выступает на передний план то, или иное начало, ослабляя, или подавляя другие составляющие процесса пения. На­пример, приоритет вокального (голосового мышления) подавляет смысл и музыкальный кон­троль. Вокально-музыкальное мышление подавляет словесную инициативу. Форсирование артикуляции нарушает кантилену. Увлекаясь без меры эмоциональным началом, певец может потерять объективный самоконтроль. Это очень опасно, так как произвольно плывя на волне своих эмоций, певцы обычно начинают форсировать звук, теряют чистоту музыкального инто­нирования, чувство формы и пр.

Приоритет образно-смыслового мышления сфокусированный в образно-смысловой ин­тонации, наоборот, объединяет и связывает все составляющие процесса пения в ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ.

Попытаемся раскрыть это утверждение, на основе научных исследований великих физи­ологов. Во время пения, в мозг человека поступает объемная и разнообразная информация о певческом самочувствии человека, его ощущениях и слуховом восприятии. На их основе, певец контролирует получаемый результат. Если мозг запрограммирован на — ЦЕЛЕВУЮ УСТА­НОВКУ, которая предполагает целесообразные реакции и действия в будущем, то он выдает как бы готовую ПРОГРАММУ, которая обеспечивает целевую направленность и согласован­ность всех певческих действий.

Чтобы было понятнее, представим себе лошадь, которая тянет телегу с поклажей. Ло­шадь - мозг, кучер - "программа" (творческая идея - целевая установка), а воз с поклажей мышечная работа. Поклажа не может прибыть к месту, если телега будет впереди лошади кучер не знает куда ехать.

Творческая идея - "программа", заключенная в словесно-музыкальном образе, является ведущим началом, которое поможет, сложное соотношение и взаимодействие певческих действий, закрепить в сознании ученика как простое и цельное понятие.

Образное видение и творческая идея, сами по себе, еще не могут обеспечить соответственного, художественного ВОПЛОЩЕНИЯ. Чем сложнее и тоньше художественное мышление, тем больше потребуется виртуозных мышечных действий для его реализации. Отек следует вывод: вместе с развитием художественного мышления у певца, должна совершенствоваться и ТЕХНИКА. Закрепим это в нашем сознании следующей формулой: искусство плюс ремесло.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...