Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История массовых праздников




СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Массовые праздники: элементы и особенности

История массовых праздников

Значение индивидуальных атрибутов в культурно-досуговых программах

Глава 2. Особенности массового мероприятия Белоруссии

Деятельность учреждения культуры «Дворец культуры области» г. Могилева

Анализ массового мероприятия на примере Дня победы (9 мая)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

культурная программа праздника массовое мероприятие

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Не случайно с каждым днем нарастает поток массовых праздников, художественных ритуалов, новых обрядов, художественно-пропагандистских кампаний во всех регионах страны. Однако вместе с возрастанием общественного значения, массовой популярности подобных форм, все в какой-то степени более заметны отрицательные тенденции в их практической организации, отражающиеся на практику культурно-просветительной работы в целом, вызывающие негативные оценки отдельных массовых мероприятий.

Причиной возникновения шаблона, стандартности методики организации массовых праздничных форм культурно-просветительной работы, на наш взгляд, является слабая изученность более конкретных социальных потребностей, вызывающих к жизни определенный праздник и создающих его уникальность. В научно-методическом осмыслении и практической организации массовых праздников сегодня обычно пользуются их собирательным образом, используют общую организационно-педагогическую методику в отсутствие учета специфики каждого более конкретного праздника и его реальной аудитории не опираются на изучение потребностей отдельных социально-демографических групп населения в том или ином массовом празднике [17].

Дальнейшее совершенствование воспитательного влияния массовой культурно-просветительной работы невозможно без более конкретного исследования потребности в празднике и создания на ее основе праздничного календаря трудового коллектива, села и иных социалистических регионов анализа, страны, классификации и критического осмысления идейно-политических, художественно-массовых мероприятий, посвященных тем или иным праздничным заключенным и датам в рамки единой массово-политической кампании в городе [15].

Специальное значение приобретает проблема функционирования массовых праздников, более конкретного города, региона, села, являющихся базой формирования комплекса идейно-воспитательного влияния на широкие массы трудящихся.

Цель исследования: изучить особенности массовых праздников как формы организации досуга населения.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

1. Изучить историю массовых праздников;

2. Рассмотреть значение индивидуальных атрибутов в культурно-досуговых программах;

.   Определить особенности массового мероприятия Белоруссии;

.   Выявить этапы организации массовых мероприятий.

Объект исследования: массовые праздники.

Предмет: особенности формирования и влияния массового праздника на общественное сознание.

 


 

Глава 1. Массовые праздники: элементы и особенности

История массовых праздников

 

Массовые праздники и зрелища имеют достаточно богатую историю, уходящую своими корнями вглубь веков, в древние народные обряды и действа. История массовых праздничных действ насчитывает около тридцати веков. Массовые празднества родились в Древней Эладе. Наверное, вместе с ними появилось и греческое слово "эортология", то есть наука о празднествах.

Многодневные праздничные действа, возникавшие на улицах городов-государств Древней Греции, триумфальные шествия Древнего Рима, средневековые мистерия Западной Европы, превращавшие улицы и площади огромный многотысячный театр, традиционная весенняя игра в "майского в короля", популярная в феодальной Англии, буйство красочных карнавалов Итальянского Возрождения, традиционные театрализованные шествия по улицам средневековых городов представителей гильдий и цехов, празднества французской революции, старославянские "игрища", русские народные гулянья "под горами", "под качелями", наконец, революционные народные праздники в Красном Петрограде и иных городах Советской России, а также современные массовые представления - все это та или иная разновидность массовых праздничных действ. Они веками сопровождали все значительные события в жизни народа, фиксируя и выявляя в народном искусстве политические и общественные идеалы, господствующие в данную эпоху [20].

Распространение и возрастающая популярность массового праздника связаны с его своеобразием, которое, в свою очередь, прежде всего, состоит в том, что он в любом практическом проявлении всегда имеет достаточно глубокие социально-психологические корни, в полном объеме исключает элементы случайности во время постановки. Массовый праздник не может быть проведен и намечен тогда, когда этого хочет определенный организатор, то или иное учреждение. Он проводится только тогда, когда в широкой массе людей существует потребность именно в этом, а не в другом праздничном действе, когда налицо стремление и готовность к нему, то есть назрела определённая праздничная ситуация [11].

Массовый праздник подразумевает одновременное возникновение многочисленных очагов действия, причем участники сами выбирают интересный именно для них в данную минуту объект, а массовое зрелище сосредотачивает внимание на одном некотором объекте, имеющем в данный момент решающее значение.

Сопоставляя праздник и игру, можно отметить, что праздничная атмосфера колеблется между игровым и серьезным, строго некоторым и произвольно свободным. Если в обыденной жизни игровое и практическое действие разделены между собой, то праздник подобного разделения не знает, в силу того, что в нем всегда есть символический, условный, обрядно зрелищный момент. Праздник есть перевод на язык игровых правил в наибольшей степени переломных, существенных моментов человеческой жизни [6].

«Является совершенно несомненным, что основным художественным порождением революции всегда были и будут народные празднества. Настоящий праздник обязан быть организован как все на свете, что имеет тенденцию произвести достаточно высоко эстетическое впечатление. Именно для праздника нужны следующие элементы. Во-первых, действительный подъем, действительное желание их откликнуться всем сердцем на событие, которое, в свою очередь, празднуется. Во-вторых, известный минимум праздничного настроения. В-третьих, талантливые организаторы» (А.В.Луначарский) [10].

Социальная сущность праздника, прежде всего, проявляется в том, что он представляет собой специальный тип социального действия людей, объединяющий мировоззрение этого общества, его политические, нравственные и эстетические идеалы.

Сценарий массового праздника сам по себе уже является понятием комплексным, синтезирующим воедино работу режиссера, драматурга, художника, композитора, организатора.

Тема - это круг жизненных явлений, отобранных сценаристом и режиссером.

Идея - это главной вывод, главная мысль, авторская оценка изображаемых событий.

Тема чаще всего задана в самом начале праздника, а к идее как к общему основному выводу сценарист и режиссер должны подвести собравшихся зрителей. Тема и идея неразрывно связаны друг с другом и вместе составляют идейно-тематическую основу сценария [30].

В драматургии массового зрелища вступают в силу свои особенности. Конфликт, экспозиция, кульминация приобретают в драматургии массового зрелища, действа специфические черты, обусловленные монтажной структурой, где конфликтность существует не в результате возникающего контрдействия и противоборствующих сил, а в монтажном соединении, " сбор-кеб" разнородных эпизодов, номеров и "аттракционов". Само соединение разных явлений в единую монтажную структуру конфликтно по своей сути, обладает некоторой возможностью возникновения противоборствующих сил.

В результате этой борьбы сплавляется единая монтажная структура, дающая в конечном итоге новое качество- драматургию, основой которой является не традиционное контрдействие и действие, приводящее к конфликту, а некая диалогичность разных тем и жанровых разновидностей.

Нельзя в особенности в массовом празднике, имеющем в своей основе более конкретную праздничную ситуацию, вызывающую личностные ассоциации у каждого, рассказывать о войне, вообще о пятилетке и т.д [8].

Действие массового зрелища, представления лишено прямой последовательности и содержит в себе отступления, задержки, остановки, возвращения событий, переключение словесного материала на пластический, от пластического -к музыке, от музыки -к слову и т.д. И именно поэтому сюжет излагается в свободной драматургической структуре, где остановки действия приобретают достаточно большое значение.

Своеобразие сюжетного хода в сценарии массового праздника состоит в том, что он в обязательном порядке обязан быть образным, зрительным, отвечающем в то же время замыслу сценариста и режиссёра. Поиски подобного хода, являются специфичными именно для сценариста и режиссёра массового действия. Заданный драматургический ход, двигающий развития сюжета, является основным связывающим моментом во время монтажа эпизодов сценария, он словно показывает всё действие [29].

При этом патетика способна чередоваться с комическими моментами, трагическое со светлым, радостным. Это находит выражение в специализированном подборе художественного материала. В сценарии друг за другом могут идти танец, песни, отрывок из кинофрагмента, спектакля, они чередуются с публицистическими выступлениями, массовыми действиями участников.

В сценарии нужна экспозиция, т.е. ввод в действие короткого рассказа о событиях, предшествующих возникновению конфликта, вызывающих его. Экспозиция в сценарии чаще всего перерастает в завязку. Экспозиция и завязка должны быть предельно чёткими и лаконичными. Они несут достаточно большую психологическую нагрузку.

Следующая часть композиций - главное действие, т.е. изображение процесса борьбы и её переплетений, цепи событий столкновений, в которых, в свою очередь, решается конфликт. Эта часть сценария должна подчинятся следующим основным требованиям [8]:

) Строгая логичность построения темы.

) Нарастание действия.

) Завершенность каждого отдельного эпизода.

) Конкретность построения.

Действие в обязательном порядке обязано быть подведено к кульминации, т.е. к наивысшей точки в развитии действия.

После кульминационного момента обязана следовать развязка, финал действия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...