Значение индивидуальных атрибутов в культурно-досуговых программах
Значение индивидуальных атрибутов в культурно-досуговых программах крайне велико. К более конкретным видам досуговой деятельности можно отнести: ) занятия, связанные с потреблением культурных ценностей, коллективно-зрелищного характера; занятия, связанные с развлечением и отдыхом (физически активный (включая занятия физкультурой и спортом, не связанные с профессиональной деятельностью) и пассивный общение, отдых, развлечение в компании, пустое времяпрепровождение, занятия антикультурного характера - пьянство, азартные игры и др.); ) занятия творческого характера - несвязанные с профессиональной деятельностью - любительский труд по разным ремеслам и прочее [28]. Подобным образом, во время характеристики досуга, исследователи выделяют его типы, которые, в свою очередь, отличаются друг от друга: · объемом (длительностью); · содержанием (типичным набором досуговых занятий); · активным, деятельным или пассивным характером; · планируемостью или стихийностью, импровизированностью; · пространственной локализацией; · особенностями круга общения; · индивидуальным, групповым или массовым характером занятий; · соотношением рекреативной, деструктивной и развивающей функций. Типология отражает характер воздействия главных видов деятельности на формирование всесторонне гармонично развитой личности. В соответствии с этим все занятия в свободное время исследователи дифференцируют на три главных типа: ) культурно-творческий тип (общий признак - создание или воспроизводство духовных и материальных ценностей); ) культурно-потребительский тип (общий признак - потребление духовных ценностей);
) рекреативный тип (объединяет разные виды отдыха и развлечений) [30]. Приведенная типология главным образом соответствует дифференциации свободного времени на досуговую и в какой-то степени более возвышенную деятельность. Нетрудно заметить, что культурно-творческий и культурно-потребительский типы характеризуют в какой-то степени более возвышенную деятельность в свободное время, а рекреативный тип выражает досуговую деятельность досуга - это, в первую очередь, внутренняя культура человека, подразумевающая наличие у него некоторых личностных свойств, помогающих содержательно и с пользой проводить свободное время. Склад ума, организованность, потребности и умения, интересы, вкусы, жизненные цели, желания - все это составляет личностный, индивидуально-субъективный аспект культуры досуга [25]. Иными словами - это набор ценностных ориентаций и форм поведения, благоприятствующих самореализации внутренних творческих потенций личности в свободное время. Разнообразные формы и виды досуговой деятельности отличаются по своим функциям. К ним обращаются, определяя место и роль досуга в структуре всего времени. Эти функции достаточно многообразны, и в самом общем плане можно выделить: во-первых, рекреационную (отдых, восстановление психической и физической энергии); во-вторых, развивающую (интеллектуальное, физическое, художественное, нравственное развитие личности). Объем, содержание или способ проведения, а также иные параметры, характеризующие пространство свободного времени и досуга, обусловливаются рядом факторов, которые, в свою очередь, выявлены учеными в результате многочисленных исследований этой сферы жизнедеятельности человека [28]. Прежде всего, аналогичные факторы принято подразделять на общие (неспецифические) и специфические (индивидуальные). К общим (неспецифическим) факторам относятся подобные, как состав населения по возрасту и полу, размер семьи, уровень доходов на одного члена семьи, размеры жилой площади, объем и качество коммунальных услуг, оказываемых населению, образование и т.д. Другая группа - специфические (индивидуальные) факторы - в решающей степени отражается макро- и микроструктуру свободного и внерабочего времени. Это воздействие испытывают даже бюджеты времени социально и демографически однородных групп населения [32].
К подобным факторам, прежде всего, относятся природно-климатические условия, проживание в городе или сельской местности, определенные национальные особенности уклада жизни населения. Культурная среда, в которой, в свою очередь, вращается человек, предопределяет его контакты. Чем шире представлена социальная и социально-профессиональная структура в поселении, тем свыше разнообразна его культурная среда. Жизненные идеалы находятся в прямой или косвенной зависимости от социальной и культурной атмосферы, сложившейся в данном поселении. Учет специфических и общих факторов крайне важен, в первую очередь, именно для построения региональной модели системы организационных, материальных и личностных факторов, благоприятствующих или препятствующих оптимальному применению свободного времени, выбору видов социальной деятельности человека, нравственному формированию индивида. Эта работа обязана строиться по-своему в каждом регионе исходя из структуры бюджета времени. Кроме специфических и общих факторов структура свободного времени, ориентации и потребности в сфере досуга обусловлены и рядом факторов, которые, в свою очередь, принято условно подразделять на объективные (внешние, не зависящие от отдельно взятого человека) и субъективные (внутренние, личностные) [9]. В большей или меньшей степени анализа факторов касаются все исследования, нацеленные на изучение пространства свободного времени или досуга, в связи с чем накопился достаточно богатый фактический материал, помогающий на примерах рассмотреть характер их воздействия. Так, одни исследователи подчеркивают важность проблемы распределения внерабочего времени городского различия и населения в длительности досуга разных социально-демографических групп. На основании полученных по ходу исследования результатов создатели делают вывод о том, что объем досуга, несемейной молодежи более, чем у семейных и в какой-то степени более старших горожан.
Неблагоприятно в сфере свободного времени положение семейных женщин: по данным исследований бюджетов времени, они тратят на бытовой труд в 1,5 раза более времени, чем мужчины, что сокращает их досуг. также исследователи отмечают, что немаловажно отражается на свободные часы человека его семейное положение: число членов семьи, количество и возраст детей. В первую очередь это касается женщин. Семья и дети меняют не только лишь величину свободного времени, но и состав. В нем возникает новый элемент - воспитание детей. Свободное время семейных людей в гораздо большей мере проводится дома [11]. Воздействие на структуру досуга оказывает и пол. Подобные выводы можно делать на основании результатов специализированного исследования, а также полученных, данных Л.Ф. Боженко. Ученый в качестве цели исследования выдвинул необходимость определить условия, влияющие на специфику досуга. На основании полученных данных Л.Ф. Боженко приходит к выводу, что фактором, определяющим преобразование структуры свободного времени, наряду с возрастом, является пол. помимо того, подчеркивает исследователь, содержательность досуга во многом определяется уровнем развития социально-культурной инфраструктуры города, системы внешкольных детских учреждений. Большое воздействие на формирование досуговых ориентаций оказывает мнение родителей и друзей, которые, в свою очередь, передают свой образ жизни, «досуговую квалификацию», отношение к спорту, художественному творчеству и т.д [15]. На распределение внерабочего времени значительное воздействие оказывает и уровень доходов. Правда, зависимость содержания досуга от материального дохода семьи 20-30 лет назад демонстрировали исключительно на примере западного образа жизни. Подобную зависимость обнаруживают и исследования, проводимые в нашей стране, в 1980-е гг. Так, среди лиц, у которых, в свою очередь, доход на одного члена семьи не превышал 75 руб., отдых и занятия по интересам назвали в количестве главных элементов внерабочего времени 32,9%; во время дохода 76-100 руб. - уже 42,6%; 100-125 руб. - 53,7% и, свыше 125 руб. - 60,6%, т.е. достаточно низкие доходы ограничивают возможности досуга [18].
Современные исследования также свидетельствуют о воздействии экономического фактора на структуру свободного времени, причем регистрируют рост его воздействия. Подобным образом, есть все основания говорить о том, что на характер проведения и структуру досуга самым непосредственным образом оказывает воздействие уровень доходов семьи. В качестве следующего фактора, определяющего специфику и особенности досугового времяпрепровождения, предлагается рассмотреть особенности места поселения [19]. Во-первых, место и тип поселения обусловливают наличие на различных территориях неравных условий проведения свободных часов (так же называемая инфраструктура досуга): наличие Домов культуры, кинотеатров, театров, спортивных сооружений, парковых зон и пр. Во-вторых, от места жительства зависит материальное положение, как следствие, возможность в удовлетворении разнообразных потребностей (включая досуговых). Так, Г.С. Широкалова, исследуя преобразования в жизнеустройстве селян и горожан в результате реформ 90-х годов, на примере Нижегородской области формулирует выводы о том, что материальные возможности селян и горожан в период с 1985 по 1999 гг. претерпели немаловажные преобразования. Вместе с тем, по ряду показателей, сохраняется диспропорция уровня материального положения между типами поселения с тенденцией его ухудшения в поселениях сельского типа [3]. В-третьих, уровень образования и культуры населения, во многом обусловленные местом проживания, являются главной составляющей формирования притязаний и потребностей в отношении характера проведения досуга. В этой связи показательны, результаты исследования Л.В. Раковой. На основании полученных данных создатель выявляет зависимость культурно-досуговой деятельности людей от уровня образования, принадлежности к определённой социально-профессиональной группе. В-четвертых, тип поселения (городской или сельский) воспроизводит определенный образ жизни, зависящий от характера труда и занятости. Факторами, оказывающими воздействие на выбор деятельности, которой, в свою очередь, люди посвящают свое свободное время, выступают религиозные верования, расовые различия, национальность и состояние здоровья [6]. Подобным образом, характерные черты досуга, свободного времени определяются содержанием труда человека, его семейно-бытовыми условиями, уровнем образования, индивидуальными особенностями и пр.
Именно в зависимости от этого обязаны выстраиваться индивидуальные атрибуты в культурно-досуговых программах. На сегодняшний день идет развитие положительных тенденций по созданию культурно-досуговой среды, адекватной современными социально-культурным потребностям общества. Создание новых типов учреждений культуры подобных, как социально-культурных центров и центров досуга, связано с качественными преобразованиями потребностей населения. В подобных учреждениях культуры гарантируется [7]: .достаточно высокое качество предоставляемых населению культурных услуг; .регулярное расширение и обновление форм досуговой деятельности; .демократичность условий включения личности в активную культурную деятельность. Наиболее хорошая культурно-досуговая программа должна начинаться, как уже отмечалось, с изучения аудитории, ее интересов и потребностей. Уместно напомнить: запросы личности и спрос на услугу - это далеко не то и одно же. Запрос - это возможный уровень удовлетворения возникшей потребности, который, в свою очередь, влияет в сознании потребителя услуги в идеальной, воображаемой фирме. Спрос же - то, за что потребитель готов реально заплатить или, во всяком случае, воспользоваться возможностью получить желаемое на самом деле, а не в предположениях и мечтах [8]. Профессиональное мастерство культработника проявляется во время отбора им содержания будущей культурно-досуговой акции, под которым, в свою очередь, принято понимать некоторый объем воспитательного, информационного материала: · исторические факты, · современные проблемы, · актуальные задачи, · художественные образы и документы, · аналогии, · идеи, · законодательные акты. Вот тут-то и должны приниматься во внимание духовные потребности и интересы потенциальных участников акции, планируемого мероприятия. Отказавшись от партийной агитации и пропаганды, культработники почему-то ушли от пропаганды знаний эстетических, экономических, правовых, педагогических... Между тем потребность в них сегодня как никогда велика [9].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|