Общий вид условного оператора:
Стр 1 из 5Следующая ⇒ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО КУРСУ «ИНФОРМАТИКА»
Для студентов инженерных специальностей
Структура программы на Паскале
В классическом варианте языка Паскаль программа имеет следующую структуру: Заголовок; Блок описаний; Блок операторов. Заголовок имеет следующий вид: program < имя программы >; Имя программы должно начинаться с буквы (латинской) и содержать до 8 символов (латинские буквы, цифры, символ подчеркивания). Заголовок заканчивается точкой с запятой. В языке Паскаль этот символ есть универсальный разделитель, отделяющий друг от друга, в частности, разделы програмы, разделы описаний, операторы. В блоке описаний приводятся описания всех программных объектов, участвующих в данной программе. Такими объектами могут быть: § метки (описание начинается со служебного слова label); § константы (описание начинается со служебного слова const); § нестнадартные типы (описание начинается со служебного слова type); § переменные (описание начинается со служебного слова var); § функции и процедуры (описание начинается со служебных слов function и procedure); Блок операторов начинается со служебного слова begin и содержит операторы программы, разделенные точкой с запятой. Заканчивается блок операторов служебным словом end с точкой.
Основные типы данных
Каждый тип даных определяет множество допустимых значений. Некоторые типы в языке присутствуют изначально: Тип integer. Числовые целочисленные значения в диапазоне от –32768 до 32767. Тип real. Вещественные (действительные) числа в диапазоне от до . Тип char. Символы (буквы латинские и русские, прописные и строчные, цифры, значки), которые имеются на клавишах клавиатуры.
Тип boolean. Логический тип. Только два возможных значения: true (истина) и false (ложь). В языке Паскаль требуется, чтобы каждая величина была приписана к некоторому типу. Типы констант распознаются по их написанию (число без десятичной точки – целый тип, число с десятичной точкой – вещественный тип, символ, взятый в апострофы – символьный тип). Типы переменных указываются при их описании. Например: var i,j:integer;x,y:real; (i, j – целые, x, y – вещественные числа).
3. Оператор присваивания. Арифметические и логические выражения.
Оператор присваивания (знак:=) записывается следующим образом: < имя переменной >:=< значение > Слева от знака:= стоит одиночная переменная, справа может стоять выражение соответствующего типа. Выражение представляет собой величины, связанные операциями и функциями. Основные операции языка Паскаль:
Операции различаются по своему приоритету. Операции более высокого приоритета исполняются раньше операций низшего приоритета. Имеются четыре группы операций различного приоритета (от высшего к низшему): 1. not; 2. *, /, div, mod, and; 3. +, –, or; 4. >, >=, <, <=, =, <>. При необходимости изменения порядка исполнения операций, принятого в соответствии с приоритетом, используются круглые скобки. Выражения, написанные в скобках, исполняются вне очереди. Кроме операций на языке Паскаль имеются еще стандартные (встроенные) функции:
Условные операторы.
Условным оператором называется оператор, который выполняет то или иное действие в зависимости от некоторого условия. Общий вид условного оператора: а) полный вид: if < условие > then < оп.1 > else < оп.2 >; б) усечённый вид: if < условие > then < оп.1 >; где < условие > - некоторое выражение логического типа, < оп.1 > и < оп.2 > - некоторые операторы языка Паскаль. Действие условного оператора: а) Полный вид: сначала вычисляется выражение < условие >. Если результат есть истина (true), то выполняется < оп.1 >, если результат есть ложь (false), то выполняется < оп.2 >. Блок-схема:
б) Усечённый вид: вычисляется < условие >. Если результат есть истина, то выполняется < оп.1 >. Если результат есть ложь, то никакого действия не происходит. Блок схема:
Замечание 1. В качестве < оп. 1 > и < оп. 2 > по синтаксису языка Паскаль может присутствовать только один оператор. Если же при выполнении (или невыполнении) заданного условия надо выполнить сразу несколько операторов, то они должны быть объединены в один составной оператор (блок операторов) посредством операторных скобок begin и end: begin < последовательность операторов, отделенных друг от друга точкой с запятой > end; Замечание 2: Операторы < оп.1 > и < оп.2 > сами могут включать в себя условные операторы. В этом случае любая встретившаяся часть else соответствует ближайшей к ней слева части then. Пример. Дана область D (см. рисунок).
Даны два вещественных числа x и y, рассматриваемые как координаты точки на плоскости. Вычислить величины u и v по следующему праввилу: u =1, v =0, если точка (x, y) принадлежит D; u =0, v =1, если точка (x, y) не принадлежит D.
Тогда условие “(x,y) принадлежит D ” можно записать как “(x,y) принадлежит D1 ” либо “(x,y) принадлежит D2 ”, где “(x,y) принадлежит D1 ” означает что: 1) (x,y) лежит внутри окружности с центром в начале коордиат радиусом 1; 2) (x,y) лежит левее оси Y; 3) (x,y) лежит выше оси X.
которая на языке Паскаль записывается так: (x*x+y*y<=1) and (x<=0) and (y>=0). Аналогично, условие “(x,y) принадлежит D2 ” означает, что: 1) (x,y) лежит ниже гипотенузы прямоугольного треугольника D2; 2) (x,y) лежит правее оси Y; 3) (x,y) лежит выше оси X,
которая на языке Паскаль записывается так: (y<=1-x) and (x>=0) and (y>=0) Окончательно, условие “(x,y) принадлежит D” записывается так: ((x*x+y*y<=1)and(x<=0)and(y>=0))or ((y<=1-x)and(x>=0)and(y>=0)) Программа: program pr1; var x,y:real; u,v:integer; Begin writeln(¢введите x,y¢); read(x,y); if ((x*x+y*y<=1) and (x<=0) and (y>=0)) or ((y<=1-x) and (x>=0) and (y>=0)) then Begin u:=1; v:=0 End else Begin u:=0; v:=1 end; writeln(¢u=¢,u,¢_v=¢,v) End. Циклы Операторами цикла называются операторы, многократно повторяющие одни и те же действия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|