Наличие расчетного счета, печати.
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Предприятие в экономической системе: понятие, функции, задачи.
Организации под названием «фирма» или «предприятие» играют вэкономических отношениях очень важную роль, поскольку большая часть благ создается на предприятиях, обменивается и распределяется с их помощью. На всех этапах развития экономики основным звеном является предприятие. Предприятие - это организация в форме завода, фабрики, шахты, фермы, небольшого или крупного магазина и т. д. Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Из определения следует, что цель деятельности предприятия - удовлетворение общественных потребностей и получения прибыли. Основными признаками предприятия как юридического лица являются: 1. Организационное единство, предполагает организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления, объединенный общим процессом труда, с определенной иерархий, соподчиненности органов управления предприятием, составляющих его структуру, четкую регламентацию отношений между его участниками. 2. Наличие обособленного имущества. Предприятие должно иметь материальные, трудовые, финансовые ресурсы для выполнения своих функций и задач. При использовании этих ресурсов предприятие принимает различные оперативные решения. Степень самостоятельности в принятии этих решений зависит от того, какими правами оно обладает в отношении имущества. Предприятие имеет полную экономическую самостоятельность в том случае, если функционирует за счет собственных средств.
3. Имущественная ответственность: предприятие несет полную ответственность всем своим имуществом по различным обязательствам. Выступает в хозяйственном обороте от собственного имени. Наличие самостоятельного бухгалтерского баланса. Наличие расчетного счета, печати. Задачи предприятия проявляются в следующем: • на уровне предприятия решаются основные экономические задачи общества (что производить, как производить, для кого производить); • от результатов деятельности предприятия зависит экономическое положение в стране в целом; • предприятие создает рабочие места, обеспечивая занятость населения; • от деятельности предприятия зависят качество продукции, товаров, обслуживания, удовлетворение потребностей населения; • предприятие посредством налоговой системы формирует бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды; • предприятие, осуществляя внешнеэкономическую деятельность, формирует валютные ресурсы страны; • предприятие, используя полученную чистую прибыль, обеспечивает социальное развитие трудового коллектива. Экономическая сущность предприятий обусловлена выполняемыми функциями: К основным функциям предприятия можно отнести: • выпускать высококачественную продукцию, систематически ее обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями; • рационально использовать производственные ресурсы с учетом их взаимозаменяемости; • разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами; • систематически внедрять все новое и передовое в производство, в организацию труда и управление; • заботиться о своих работниках, росте их квалификации и большей содержательности труда, повышении их жизненного уровня, создании благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе;
• обеспечивать конкурентоспособность предприятия и продукции, поддерживать высокий имидж предприятия; • проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие функции.
Планирование на предприятии как основная функция управления. Методы планирования, система планов предприятия. Эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития, то есть от планирования и прогнозирования. В условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное планирование его экономической деятельности. Именно с планирования начинается как создание, так и функционирование коммерческой организации. Многолетний опыт зарубежных фирм и российских предприятий показывает, что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление зачастую приводят к большим, ничем не оправданным экономическим потерям и, в конечном счете, к банкротству. Планирование является главной функцией управления любым предприятием. План является руководством к действию, к исполнению. Он используется для обоснования предпринимательской идеи, ее перспективности. План — это заранее разработанная система мероприятий, определяющая последовательность их проведения для достижения намеченной цели. Таким образом, планирование — это умение видеть цели и результаты действий предприятия, определить потребность в экономических ресурсах, методы и способы решения поставленных задач, осуществляет контроль за ходом их реализации. Планирование выполняет следующие функции: • ориентирует руководителей на перспективное мышление; • способствует четкой координации различных действий, • устанавливает оптимальные показатели хозяйственной деятельности с
• позволяет объективно оценить свой потенциал и соотнести его с • обеспечение безопасности предприятия. При планировании учитываются факторы риска, чтобы избежать их или свести до минимума, т.е делает предприятие более подготовленным к внезапным изменениям экономической ситуации; • выявляет сильные и слабые стороны деятельности предприятия; Задачи планирования: • предвидеть перспективу развития предприятия на будущее; • более рационально распределять и использовать все ресурсы предприятия; • определение хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; • обеспечить устойчивость бизнеса и избежать риска банкротства; • целеустремленно, последовательно и эффективно проводить научно-техническую политику на предприятии; • своевременно обновлять и модернизировать выпускаемую продукцию и повышать ее качество в соответствии с конъюнктурой рынка; • повышать эффективность производства и улучшать финансовое состояние предприятия; • обеспечивать координацию действий на предприятии; • стимулировать сбор, анализ и использование необходимой информации; • совершенствовать контроль за ходом производственно-хозяйственной деятельностью Таким образом, назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заранее учитывать по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития торгового предприятия. Планирование имеет ряд преимуществ: ■ планирование поощряет руководителей к постоянному перспективному мышлению; ■ обеспечивает четкую координацию предпринимаемых предприятием усилий; ■ ведет к установлению оптимальных показателей деятельности для последующего контроля; ■ побуждает предприятие четче определять задачи и политические установки; ■ делает предприятие более подготовленным к внезапным переменам; ■ наглядно демонстрирует взаимосвязь обязанностей всех должностных лиц;
■ создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров; ■ способствует обеспечению предприятия необходимой информацией для принятия решения; ■ способствует более рациональному распределению имеющихся ресурсов; Принципы планирования (общие правила соблюдения планирования). От их соблюдения зависит эффективность планирования: 1. Принцип единства. Организация – это система. Плановая деятельность любого звена организации должна быть связана с плановой деятельностью всей организации. Изменения в планах одного из подразделений должны быть отражены в планах других подразделений; 2. Принцип участия. Процесс планирования должен привлекать к себе тех, кого он непосредственно затрагивает. Преимущества реализации принципа: 1. Каждый участник приобретает более глубокое понимание организации, знание различных сторон её жизни. Упрощается процесс обмена внутрифирменной информацией. 2. Личное участие членов организации, в том числе рядовых работников, приводит к тому, что планы становятся личными планами работающих, а участие в достижении целей организации приносит им удовлетворение. У каждого работника появляются новые мотивы к эффективному труду; в организации укрепляется командный дух. 3. Работники, занимаясь планированием, развиваются как личности, у них появляются новые навыки, знания, расширяется горизонт личных возможностей, а значит, организация приобретает дополнительные ресурсы для решения будущих задач. 3. Принцип непрерывности. Процесс планирования должен осуществляться постоянно. Неопределённость внешней среды и частые её изменения делают необходимой постоянную корректировку ожиданий относительно внешних условий и соответствующее исправление, и уточнение планов. Следует учитывать и постоянные изменения представлений фирмы о своих внутренних возможностях. 4. Принцип гибкости, связанный с принципом непрерывности, заключается в обеспечении возможности для планов менять направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. С финансовой точки зрения обеспечение данного принципа нуждается в дополнительных затратах, причём их уровень должен соотноситься с вероятным будущим риском (затраты могут оказаться настолько высокими, что гибкость плана и связанные с этим преимущества не окупят их). 5. Принцип точности – планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности предприятия. 6. Реальность. 7. Обеспечение плановых заданий ресурсами. 8. Директивность.
Классификация видов планирования:
Также различают следующие виды: • последовательное планирование - новый план составляется по истечении срока действия предыдущего; • скользящее планирование - по истечении части срока действия плана производится его ревизия на оставшийся период и составляется новый с учетом полученных фактических данных; • гибкое планирование - пересмотр плана с учетом возникновения неоднозначных условий, гибкое планирование для накладных расходов. Методы планирования: При планировании деятельности предприятий применяют следующие основные методы: балансовый, нормативный, факторный, расчетно-аналитический, экономико-математический, экстраполяции, интерполяции . Балансовый метод предусматривает использование в планировании балансов, назначение которых состоит в увязке имеющихся в наличии у предприятия материальных и финансовых ресурсов с фактической потребностью в них. При использовании этого метода составляют различного рода балансы: • материальные (балансы топлива, электроэнергии, оборудования, строительных материалов и т. д.); • трудовые (баланс рабочей силы, баланс рабочего времени); • финансовые (баланс денежных доходов и расходов, ухгалтерский баланс, кассовый план и др.); • комплексные (баланс производственной мощности). Сущность нормативного метода состоит в том, что для расчета того или иного планового показателя применяются нормы и нормативы (нормы расхода сырья и материалов, нормы выработки и обслуживания, трудоемкость, нормы численности, запасы сырья, материалов и топлива, незавершенного производства, финансовые нормативы и др.) Используемые нормативы бывают трех видов: единые, отраслевые и специальные. Единые нормативы применяются во всех отраслях и сферах деятельности: например, транспортные тарифы, оплата коммунальных услуг (отопление, электроэнергия, водоснабжение и т.п.), ставки большинства налогов и др. Факторный - на основе расчетов влияния важнейших факторов на изменение плановых показателей; Расчетно-аналитический метод планирования используется в том случае, когда отсутствуют технико-экономические нормативы. Сущность этого метода заключается в том, что расчеты плановых показателей производятся на основе анализа достигнутого уровня, их развития, принимаемого за исходную базу, и индексов их изменения в плановом периоде. На его основе определяются такие важнейшие показатели производственно-торговой деятельности, как объем товарооборота, сумма доходов и прибыли, расходы по труду и заработной плате и др. - экстраполяции - выявленные в прошлом тенденции развития предприятия распространяются на будущий период; - интерполяции - предприятие устанавливает цель в будущем и, исходя из нее, определяет промежуточные плановые показатели;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|