- способностью участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
- способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
в правоохранительной деятельности:
- готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);
- способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6):
- способностью эффективно осуществлять правовое воспитание, действуя в качестве наставника молодого специалиста (ПК-15).
В результате изучения дисциплины «Противодействие уголовно-процессуальной деятельности» в соответствии с планируемыми результатами освоения ООП по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция» квалификация (степень) «магистр» студенты должны:
знать:
- понятие и сущность уголовно-процессуальной деятельности;
- формы и виды уголовно-процессуальной деятельности;
- понятие субъекта уголовно-процессуальной деятельности и основания их классификации;
- понятие противодействия уголовно-процессуальной деятельности;
- формы, виды и способы противодействия уголовно-процессуальной деятельности;
- методы и средства воспрепятствования противодействию уголовно-процессуальной деятельности;
уметь:
- оперировать юридическими понятиями и категориями;
- анализировать юридические факты, возникающие в связи с осуществлением уголовно-процессуальной деятельностью;
- принимать решения и совершать процессуальные действия в процессе уголовно-процессуальной деятельности противодействия ей;
- давать оценку правомерности действиям по нейтрализации противодействия уголовно-правовой деятельности;
владеть:
- юридической терминологией, используемой при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности;
- навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;
- навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики;
- навыками в разрешения правовых проблем и коллизий, возникающих при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности.
В результате освоения дисциплины «Противодействие уголовно-процессуальной деятельности» у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
Код
компетенции
В результате освоения
образовательной программы
обучающийся должен обладать
Перечень планируемых результатов обучения
по дисциплине
ОК-1
осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания
Знает
- цивилизационную ценность и значимость права как важнейшего социального регулятора,
- гуманистическую ценность права;
- социальную ответственность представителей юридической профессии,
- коррупционные формы поведения и меры по их предотвращению,
- меры юридической ответственности, которые могут применяться в случае совершения коррупционных правонарушений;
- сущность и содержание основных понятий, категорий и институтов дисциплин, способствующих формированию достаточного уровня профессионального правосознания.
Умеет
- получать и распространять знания о праве и правовых явлениях,
- доказывать ценность права;
- отличать правомерное и неправомерное поведение;
- дискутировать по правовым вопросам, критиковать позицию правового нигилизма;
- оценивать уровень своей профессиональной компетентности и социальной значимости своей будущей профессии;
- анализировать ход и результаты профессиональной деятельности с точки зрения ее эффективности;
- выявлять и оценивать имеющиеся достоинства и недостатки профессиональной деятельности.
Владеет
- способностью давать оценку правомерному и неправомерному поведению, в том числе выявлять и давать оценку фактам коррупционного поведения;
- навыками определения оптимальных путей решения профессиональных задач юридической деятельности.
- высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности
Знает
- содержание должностных обязанностей основных юридических профессий,
- требования профессиональной этики юриста,
- положения действующего законодательства и правоприменительную практику в необходимых для профессиональной деятельности отраслях права.
Умеет
- демонстрировать этические профессиональные стандарты поведения;
- действовать в соответствии с должностными инструкциями;
- составлять суждения по правовым вопросам с этических позиций;
- действовать в соответствии с правовыми актами, должностными инструкциями и моральными нормами в условиях нестандартных, экстремальных ситуаций профессиональной деятельности.
Владеет
- навыками применения на практике требований профессиональной этики юриста и имеющихся профессиональных знаний;
- навыками поддержания уровня своих профессиональных знаний;
- способностью повышать свой профессиональный уровень,
- мобилизовать усилия для решения поставленной профессиональной задачи.
ОК-5
культурой поведения, готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе.
Знает
- понятие, признаки и основные этапы осуществления исследовательской деятельности;
- имеет представление о структурных компонентах теоретического и прикладного исследования (проблемы, гипотезы, теории, факты, обобщения, законы и т.д.);
- законы, правила, принципы, вытекающие из теорий гуманитарных, социальных и экономических наук;
- юридические типы научного познания;
понятие и принципы методологии юридической науки;
- методологию юриспруденции как самостоятельной области юридического познания;
- основные принципы осуществления коллективного труда в сфере научно-исследовательских работ;
- способы формирования сплоченных коллективов для достижения поставленных целей в сфере научно-исследовательских работ и основы личностного взаимодействия в социальной группе;
методы принятия управленческих решений в научных коллективах;
- состояние изученности планируемой темы научного исследования;
- персональный состав членов научного сообщества, занимающихся сходной проблематикой;
- основные виды негосударственных общественных объединений, профессиональных ассоциаций в сфере юридической практики;
- основные факторы и условия, обеспечивающие эффективность межличностной и деловой коммуникации;
- классификацию конфликтных ситуаций и путей выхода из них,
- имеет представление о базовых характеристиках процессного и системного подходов в организации и управлении коллективом;
- имеет представление о методиках разработки проектов, программ совместной деятельности и планов
Умеет
- выбирать тему научного исследования; формулировать цели и задачи исследования, классифицировать методы научного исследования;
- сопоставлять эмпирический и теоретический материал;
- оформлять необходимые информационные и аналитические документы и материалы;
- выстраивать аргументы в пользу сотрудничества;
- критически оценивать проблемные ситуации, выделять затруднения и противоречия в групповой коммуникации;
- преодолевать барьеры коммуникации;
- решать базовые задачи, связанные с проектированием процесса исследовательской деятельности (определять цели исследования, разрабатывать процесс (этапы) их достижения, выбирать необходимые технологии, методы и средства исследовательской деятельности);
- подбирать необходимый научный коллектив;
- распределять функции членов исследовательского коллектива;
- оценивать необходимую компетентность персонала, выполняющего исследовательскую работу,
- проводить мотивирующую оценку персонала;
- интерпретировать данные, сведения и факты в соответствии с поставленными целями исследования;
- собирать, обрабатывать информацию об эффективности возможных решений;
- расширять и развивать деловые контакты;
- корректно дискутировать по теме проводимых исследований
Владеет
- способностью обобщать большие информационные массивы;
- основными общенаучными и частными методами научного исследования;
- способностью формулировать и отстаивать научные выводы;
- навыками написания, оформления и презентации научных работ;
- навыками проектирования различных форм взаимодействия и сотрудничества в социальной группе;
- навыками эффективного делового общения (публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловой переписки);
- способностью защищать свою научную позицию.
- способностью отбирать и систематизировать данные, сведения и факты в соответствии с поставленными целями исследования;
- умением получить актуальную информацию в результате обмена практического опыта с коллегами в сфере профессиональных юридических сообществ
- способностью определять ценность научных результатов коллег;
- способностью компоновать результаты, достигнутые членами научного коллектива;
- способностью организовывать социально-психологическое и научное взаимодействие в рамках научного коллектива;
- навыками организации рефлексии результатов исследовательской деятельности;
- техниками эффективного обмена и порождения знаний
ПК-1
способностью участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности
Знает
- понятие объекта, предмета и метода правового регулирования;
- правила юридической техники;
- принципы профессионального мышления современного юриста, юридическую терминологию;
- совокупность источников права по предмету правового регулирования;
- соответствующие научные доктрины по предмету правового регулирования.
Умеет
- применять полученные знания, юридическую терминологию, нормы материального и процессуального права в процессе правотворческой деятельности;
- разрабатывать план подготовки нормативно-правового акта;
- анализировать сведения, необходимые для разработки нормативно-правового акта;
- определять объект, предмет и метод правового регулирования подготавливаемого нормативно-правового акта;
- руководить рабочей группой разработки нормативно-правового акта;
- вести дискуссию при участии в разработке нормативно-правового акта;
- доказывать свою правовую позицию по исследуемому вопросу.
Владеет
- способностью формулировать обоснованные предложения о средствах совершенствования правового регулирования по конкретному вопросу;
- способностью составлять план подготовки нормативно-правового акта;
- навыками работы с правовыми документами;
- методикой написания и оформления нормативно-правового акта;
- навыками представления разработанного нормативно-правового акта;
- навыками организации работы коллектива по созданию нормативно-правового акта, т.е. навыками планирования деятельности, распределения работы между исполнителями и контроля результатов выполнения;
- способностью формирования убеждения посредством аргументации;
- навыками представления разработанного нормативно-правового акта посредством применения современных презентационных технологий
ПК-2
Способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
Знает
- концептуальные положения отраслевых и специальных наук, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов правоотношений в различных отраслях материального и процессуального права;
- технико-юридические приемы установления фактических обстоятельств в сложившейся социальной ситуации;
- понятие и признаки юридических доказательств, надлежащие способы их фиксации;
- основные принципы разграничения компетенции органов государственной власти и местного самоуправления в сфере правоприменительной деятельности;
- требования к различным видам правоприменительных актов с точки зрения их структуры, содержания, оформления;
- историю появления и тенденции развития основных юридических категорий и понятий, их место в различных правовых системах современности;
- социально-политическую природу правоприменительного процесса, юридическое значение и функции правоприменительной деятельности;
- систему общих и специальных юридических гарантий, обеспечивающих законную правоприменительную деятельность;
- способы юридической квалификации фактических обстоятельств, выработанные судебной практикой и научной доктриной;
- доктринальные концепции относительно места правовой квалификации в правоприменительном процессе.
Умеет
- устанавливать фактические обстоятельства дела, в том числе осуществляя процесс доказывания;
- устанавливать соответствие или несоответствие признаков реального фактического обстоятельства признакам юридического факта;
- определять юридическую природу конкретных фактических обстоятельств;
- определять совокупность правовых последствий установленных фактических обстоятельств;
- конкретизировать положения норм права относительно фактических обстоятельств;
- устанавливать юридическую основу дела;
- квалифицированно определять правовые нормы, подлежащие применению в конкретной сфере юридической деятельности;
- проверять правильность текста акта, в котором содержится выбранная норма;
- проверять подлинность правовой нормы, ее действие во времени, в пространстве и по кругу лиц;
- уяснять смысл и содержание нормы;
- выносить квалифицированное решение по делу с соблюдением материальных и процессуальных норм права;
- осуществлять на практике правоприменительную деятельность при управлении подчиненными подразделениями;
- определять степень совершенства применяемых юридических средств;
- при квалификации юридических составов учитывать правовые позиции, выработанные правоприменительными органами (судами, органами прокуратуры и т.п.);
- в процессе квалификации ориентироваться на нормы права, закрепленные не только в национальном законодательстве, но и в принципах и нормах международного права, а также стандарты защиты прав человека и основных свобод, содержащиеся в основополагающих международных правовых актах, ратифицированных Российской Федерацией, и в решениях Европейского суда по правам человека;
- устанавливать степень практической реализации правовой цели (результативность правоприменительной деятельности);
- характеризовать степень социальной полезности полученных результатов правоприменительной деятельности.
Владеет
- навыками анализа различных юридических фактов, правоотношений,
являющихся объектами профессиональной деятельности, и их юридической оценки;
- навыками сбора и фиксации фактов, выступающих доказательствами по делу, с помощью установленных юридических средств, доступными способами в установленных законом формах и порядке;
- навыками анализа и юридической оценки фактов, необходимых для решения дела с точки зрения их истинности/ложности, наличия/отсутствия, относимости и т.п.;
- навыками принятия юридически значимых решений и их документального оформления;
- навыками анализа правоприменительной практики;
- навыками конкретизации правовых норм в условиях нестандартных правовых ситуаций (пробелы в праве, коллизии правовых норм, необходимость конкретизации общих норм и принципов, выявления конкретного содержания в оценочных суждениях и т.п.);
- навыками анализа и оценки правильности использования юридической терминологии и демонстрирования свободного владения юридической техникой;
- умением составлять обоснованные суждения в резолютивной части правоприменительных актов в части квалификации юридических составов.
ПК- 3
Готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства
Знает
- общие технологии юридической деятельности;
- основные положения теории противодействия процессуальной деятельности в уголовном судопроизводстве, их виды и формы;
- объективные и субъективные факторы, противодействия процессуальной деятельности в досудебном и судебном уголовном судопроизводстве;
- учение о субъектах, противодействующих процессуальной деятельности и принимающих решения и осуществляющих действия по его нейтрализации, круг их процессуальных полномочий;
- соблюдение принципов законности, обоснованности и справедливости осуществляемых процессуальных действий по нейтрализации противодействия процессуальной деятельности.
Умеет
- оперировать юридическими понятиями и категориями; составлять суждения по правовым вопросам;
- анализировать правовые тексты, выявлять действительное содержание наиболее значимых положений правового документа;
- применять положения уголовно-процессуального законодательства, касающиеся форм и методов нейтрализации противодействия процессуальной деятельности;
- составлять процессуальные документы, которыми оформляются принимаемые решения по нейтрализации противодействия процессуальной деятельности;
- учитывать объективные факторы, которые оказывают влияние на противодействие процессуальной деятельности в уголовном судопроизводстве;
- учитывать правоприменительную практику.
Владеет
- способностью повышать свой профессиональный уровень, мобилизовать усилия для решения поставленной профессиональной задачи.
- умением толковать и применять нормативно-правовые акты и иные источники уголовно-процессуального права при принятии решений и осуществлении действий;
- направленных на нейтрализацию противодействия процессуальной деятельности, составлять процессуальные акты, в которых отражается сущность форм и методов нейтрализации противодействия процессуальной деятельности;
- соблюдать законность, обоснованность и справедливость при их осуществлении.
ПК-6
способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства
Знать
- основные положения, сущность и содержание основных понятий, категорий и институтов тех дисциплин, изучение которых направлено на формирование нетерпимого отношения к коррупционному поведению, воспитание уважительного отношения к праву и закону;
- признаки и формы коррупционного поведения;
- объективные и субъективные коррупциогенные факторы в государстве и обществе;
- виды, механизмы выявления и оценки коррупционных рисков в различных сферах деятельности, в том числе, связанной с использованием бюджетных средств;
- основные виды и содержание деятельности по выявлению коррупционного поведения (информационно-аналитическая, оперативно- аналитическая, административно-кадровая и т.п.);
- положения законодательства, направленные на создание системы мер противодействия коррупции.
Умеет
- давать оценку социальной значимости правовых явлений и процессов,
- анализировать деятельность органов государственной власти, политических и общественных организаций в сфере противодействия коррупции;
- определять признаки коррупционного поведения и противодействия законной профессиональной деятельности;
- в конкретной ситуации распознавать и формулировать обстоятельства, способствующие коррупционному поведению.
- устанавливать перечень потенциально коррупциогенных сфер деятельности органа;
- выделять отдельные полномочия государственных и муниципальных служащих, при выполнении которых существует вероятность возникновения коррупционных проявлений или действий;
- выявлять скрытые потенциальные возможности системы государственного управления и местного самоуправления, способствующих коррупционным проявлениям со стороны должностных лиц;
- выявлять и анализировать коррупциогенные нормы законодательства;
- планировать и осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике коррупционных преступлений;
- определять основные направления, организационно-правовые виды и формы выявления и предотвращении коррупционного поведения;
- выявлять конструктивные и неэффективные подходы к решению проблемы коррупции на национальном, региональном и местном уровне и формулировать обоснованную точку зрения по проблеме разработки и реализации антикоррупционной политики;
- определять эффективность механизма действия внутреннего контроля по снижению или устранению коррупциогенных факторов;
- выявлять и оценивать факторы, создающие возможности совершения коррупционных действий и (или) принятия коррупционных решений;
- вырабатывать рекомендации по снижению или устранению коррупциогенных факторов;
- формулировать предложения по формированию перечня мероприятий, направленных на снижение или устранение коррупционных рисков и совершенствование управленческого процесса.
Владеет
- навыками выявления факторов, способствующих возникновению условий для осуществления деяний коррупционной направленности;
- навыками предотвращения коррупционного поведения
- навыками выявления признаков коррупционного поведения;
- навыками разработки, адаптации и практического применения тактических приемов и рекомендаций используемых для повышения эффективности выявления и предупреждения коррупционных преступлений;
- навыками самостоятельного анализа правоприменительной и правоохранительной практики;
- навыками по внесению предложений об устранении коррупциогенных
Знает
- особенности различных видов толкования нормативно-правовых актов;
- положения действующего законодательства и правовую доктрину в соответствующей сфере профессиональной деятельности.
Умеет
- применять на практике теоретические знания в процессе толкования нормативно-правовых актов;
- собирать сведения, необходимые для более полного толкования нормативных правовых актов;
- на основе обширных знаний материалов юридической практики и действующего законодательства применять методику толкования нормативно-правовых актов;
- использовать специально-юридические средства научно-теоретического толкования нормативно-правовых актов.
Владеет
- навыками аналитического исследования.
- умением вычленять правовые нормы в системе законодательства, иных источников права;
– умением анализировать структуру правовой нормы и содержание ее структурных элементов;
– умением решать, относится ли норма к совокупности фактов, достаточно ли их для такой относимости;
– умением делать правовые выводы из диспозиции и санкции нормы для принятия правового решения;
- навыками научного анализа действующего законодательства и системы права;
- способами и методиками научно-теоретического толкования нормативно-правовых актов.
ПК-15
способностью эффективно осуществлять правовое воспитание, действуя в качестве наставника молодого специалиста
Знает
- основные правовые категории, определяющие содержание и уровень правовой культуры и правосознания общества: правовая идеология, правовая психология, система правовых принципов;
- имеет представление об основных элементах правового воспитания как целенаправленного организационного процесса,
- общие и отличительные признаки отдельных форм правового воспитания: правового обучения, правовой пропаганды, юридической практики, самовоспитания;
- основные методы воздействия на сознание и волю окружающих с помощью правовых средств;
- особенности (положительные и отрицательные) отдельных методов правового воспитания в аспекте воздействия на сознание и волю окружающих;
- нормативно-правовую основу деятельности, связанной с правовым просвещением и юридическим образованием;
- государственные и региональные программы, общественные институты, деятельность которых направлена на приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, выработке у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение.
Умеет
- определять цели, содержание, методы правового воспитания через систему принятой политико-правовой идеологии, правовых принципов, идей в данном обществе;
- включать элементы правового воспитания в процесс осуществления собственной юридической деятельности, связанной с юридической практикой, обучением и т.п.
- собирать, обрабатывать информацию для проведения критического анализа социальной ситуации, требующей воздействия тех или иных средств правового воспитания;
- используя исторический опыт правового воздействия на социальные группы, статистическую информацию, выбирать наиболее оптимальную модель правового воспитания с точки зрения поставленной цели, ожидаемых результатов, формы и используемых правовых средств воздействия на окружающих;
- постоянно пополнять информацию об изменениях в государственной политике в сфере правового просвещения, актуальных проблемах развития юридического образования
Владеет
- отдельными методиками психолого-педагогического воздействия на аудиторию, в том числе – с помощью различных правовых способов и средств;
- приемами проектирования и планирования собственной юридической деятельности, элементами которой выступают различные формы правового воспитания.
-широким спектром методик психолого-педагогического воздействия на аудиторию;
- техниками сбора и обработки информации для оценки эффективности возможных решений и альтернатив;
- навыками тактического (ситуационного) и стратегического проектирования процессов собственной юридической практики.