Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Иллюстрация взята из книги А. Сулоцкого Описание наиболее чтимых икон, находящихся в Тобольской епархии. С.Петербург, 1864 г.




Комплексная информационная справка о чудотворной иконе

Абалакской Божьей Матери

 

Долгое время иконы и другие культовые произведения в Сибирь ввозились из Центральной России, пока при архиепископе Нектарии не были открыты собственные иконописные мастерские. Работали в них выходцы из Устюга Великого и Сольвычегодска. Они продолжают традиции древнерусского иконописного искусства. В XVII веке в Сибири появились собственные святыни. Самая знаменитая из них – икона Божьей Матери Абалакской «Знамение». Абалакская икона имеет удивительную историю. Она была написана в 1637 г. тобольским иконописцем Матвеем Мартыновым по типу Знаменской иконы Божьей Матери. Отличительной особенностью Абалакской иконы является изображение двух предстоящих святых – Николая Чудотворца и Марии Египетской.

История этого образа берет начало в 1636 г., а название происходит от с. Абалак, расположенного в 26 км от г. Тобольска. Предыстория написания Абалакской иконы, согласно «Сказанию об Абалакской иконе», такова. На Абалацком погосте (при кладбище) уединенно жила вдова Мария. В 1636 году она увидела во сне стоящий на воздухе образ Знамения Пресвятой Богородицы с изображениями святителя Николая Чудотворца (справа) и преподобной Марии Египетской (слева). Услышала вдова Мария еще и голос, повелевавший рассказать народу об этом явлении и построить на Абалацком погосте справа от ветхой Преображенской церкви – новую, во имя Знамения Пресвятой Богородицы. Видение повторилось несколько раз. После этого вдова стала рассказывать о своих видениях и объявила о них архиепископу Нектарию при всем соборе. Архиепископ Нектарий устроил вдове строгое испытание, после чего благословил прихожан абалацких на строительство храма, в котором приняли участие и жители Тобольска. Вот для этого-то храма, по такому же внушению свыше расслабленным крестьянином Евфимием была заказана храмовая икона Знаменье с предстоящими Николаем Чудотворцем и Марией Египетской. Работал над ней известный в Тобольской епархии иконописец протодиакон Софийского собора Матфей Мартынов, по благословению епархиального архиерея Нектария и по обету во исцеление расслабленного крестьянина Евфимия Коки.

Во время принесения иконы крестным ходом из Тобольска в построенный на погосте села Абалак специально для нее Знаменский храм, произошло чудесное исцеление множества людей. После этого она не раз являла чудо. Так в 1665 году икона «Знамение» спасла первый стольный град Сибири от проливных дождей. С тех пор ежегодно по благословению митрополита Тобольского и Сибирского Корнилия 8 июля крестным ходом чудотворный образ переносили из загородного монастыря в Тобольск, а через две недели возвращали ее в постоянную обитель.

Сказание об Абалакской иконе сохранилось в двух редакциях и дошло не менее чем в 10 списках XVII - начала XIX в. Древнейшая редакция написана в 1641 г. на основании расспросных речей вдовицы Марии, сохранившихся в подлиннике и хранящихся в Российском государственном архиве древних актов в Москве (РГАДА. Ф. 214). Текст «Сказания» лег в основу ряда произведений по истории русской православной церкви в Сибири.

Но разночтения присутствуют во всем, начиная от описания явления иконы до ее исчезновения.

А. Сулоцкий в «Сказании об иконе Божией Матери, именуемой Абалацкою...» (1888 г.) дал следующее описание иконы: «Божия Матерь на Абалацкой иконе точно также, как и на Новгородской Знаменской, а именно с распростертыми и воздетыми к небесам дланями и с Предвечным, но еще не родившимся, а только воплотившимся и находившимся в утробе Богоматери, Младенцем; с тем впрочем отличием, что на Абалацкой иконе по сторонам Приснодевы изображаются еще предстоящими, на правой - святитель и чудотворец Николай, а на левой - преподобная Мария Египетская, которых на Новгородской Знаменской нет». И далее: «Доска подлинной Абалацкой иконы имеет длины пять четвертей, а ширины аршин и 1 ¾вершка» (89 х 79 см).

До 1856 г. икона имела складную золотую (позолоченную) ризу весом в 11 фунтов, убрус - жемчужный с драгоценными камнями. В 1856 г. по инициативе архиепископа Евлампия при участии купца Корнилова (возможно, Корнильева) в Москве была изготовлена новая риза, на которую было потрачено 15 фунтов золота и 13 фунтов серебра. Старая риза была перенесена на икону-наместницу (такого же размера, как и подлинная; а наместницей она называлась потому, что на период выноса чудотворной выполняла функции последней).

 

Иллюстрация взята из книги А. Сулоцкого Описание наиболее чтимых икон, находящихся в Тобольской епархии. С.Петербург, 1864 г.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...